Научная статья на тему 'Обоснование положения об оплате труда работников по ремонту автосамосвалов БелАЗ АО «Черногорский ремонтномеханический завод»'

Обоснование положения об оплате труда работников по ремонту автосамосвалов БелАЗ АО «Черногорский ремонтномеханический завод» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДЕЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕМОНТА / МОТО-ЧАСЫ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕМОНТА / МОДЕЛЬ / РЕМОНТ / ПЕРСОНАЛ / ОТКАЗ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОПЛАТЕ / ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пастухова Надежда Шарафутдиновна, Сухарьков Игорь Никоваевич, Марьясов Иван Владимирович, Глухорев Владислав Васильевич, Хажиев Вадим Аслямович

Представлено экономическое обоснование изменения подхода к оценке и оплате результатов работы ремонтников БелАЗ. Суть изменения заключается в том, что оплата ремонтников будет определяться не от количества человеко-часов, проведенных на ремонте, а за уменьшение продолжительности ремонта и количества внезапных отказов автосамосвалов на основе улучшения организации, технологии ремонта и условий, режимов их эксплуатации. Такая взаимосвязь в итоге позволит увеличить мото-часы работы автосамосвалов. Увеличение фонда оплаты труда ремонтников определяется как часть экономического эффекта, полученного от снижения затрат на содержание БелАЗ и увеличения мото-часов их работы. Представлена зависимость фонда оплаты труда ремонтников от удельной продолжительности ремонта БелАЗ, отражающая суть нового Положения об оплате труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пастухова Надежда Шарафутдиновна, Сухарьков Игорь Никоваевич, Марьясов Иван Владимирович, Глухорев Владислав Васильевич, Хажиев Вадим Аслямович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование положения об оплате труда работников по ремонту автосамосвалов БелАЗ АО «Черногорский ремонтномеханический завод»»

© Н.Ш. Пастухова, И.Н. Сухарьков, И.В. Марьясов, В.В. Глухорев, В.А. Хажиев, 2015

УЛК 331.236

Н.Ш. Пастухова, И.Н. Сухарьков, И.В. Марьясов, В.В. Глухорев, В.А. Хажиев

ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЛАТЕ ТРУЛА РАБОТНИКОВ ПО РЕМОНТУ АВТОСАМОСВАЛОВ БЕЛАЗ АО «ЧЕРНОГОРСКИЙ РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОЛ»

Представлено экономическое обоснование изменения подхода к оценке и оплате результатов работы ремонтников БелАЗ. Суть изменения заключается в том, что оплата ремонтников будет определяться не от количества человеко-часов, проведенных на ремонте, а за уменьшение продолжительности ремонта и количества внезапных отказов автосамосвалов на основе улучшения организации, технологии ремонта и условий, режимов их эксплуатации. Такая взаимосвязь в итоге позволит увеличить мото-часы работы автосамосвалов. Увеличение фонда оплаты труда ремонтников определяется как часть экономического эффекта, полученного от снижения затрат на содержание БелАЗ и увеличения мото-часов их работы. Представлена зависимость фонда оплаты труда ремонтников от удельной продолжительности ремонта БелАЗ, отражающая суть нового Положения об оплате труда.

Ключевые слова: удельная продолжительность ремонта, мото-часы, продолжительность ремонта, модель, ремонт, персонал, отказ, стимулирование, Положение об оплате, фонд оплаты труда, экономический эффект.

В цехе по ремонту технологического автотранспорта (ЦРТА) АО «Черногорский ремонтно-механический завод» фактическая удельная продолжительность ремонта автосамосвалов более чем в 2,5 раза выше возможной, что значительно снижает безопасность и эффективность эксплуатации этих машин. Существенным фактором, определяющим такую продолжительность ремонта автосамосвалов, является отсутствие должной заинтересованности в улучшении результатов своей работы у персонала, ремонтирующего эти машины.

Сегодня оплата осуществляется за фактически отработанные работником человеко-часы. В этих условиях закономерным является и то, что осуществляемый рост производительности

автомобилей сопровождается увеличением времени их простоя в неплановых ремонтах и, соответственно, значительными финансовыми затратами на ремонт. Фактическая зависимость фонда оплаты труда (ФОТ) ремонтников от показателей работы БелАЗ представлена на рис. 1, а, б и 2, а, б.

Установлено, что ФОТ не зависит от основных показателей работы БелАЗ: среднего количества отказов, общего времени ремонта и ТО, удельного времени непланового ремонта. Их ФОТ зависит от численности работников (рис. 3).

Фонд оплаты труда, тыс.руб/мес.

2000

1500

500

♦ у = В96,38еп'«™'

"'4' * ♦ К2 = 0,0833

♦ ♦

4 5 5 7 3 9 10 Среднемесячное количества отказов 1 БелАЗ

Рис. 1. Зависимость фонда оплаты труда работников, ремонтирующих БелАЗ, от результата их работы за январь 2014 г. - июнь 2015 г.

а

б

Фондоплаты труда, тыс.руб/мес.

■ ■ ■ V = 1773,6* = 0,0249

■ ■

--------------1 ■ ■ ■ ■ ■ —----------1- ■

О 10 20 30 40 50 60

Удельное время внепланового ремонта, </-00 мото-ч.

Среднемесячная заработная плата, тыс.руб/мес.

70 60 50 40 30 20 10 о

О 10 20 30 40 50 60

Удельное время внепланового ремонта 1 БелАЗ, ч/100 мотс ч.

Рис. 2. Зависимость: а) фонда оплаты труда и б) заработной платы работников, ремонтирующих БелАЗ, от результата их работы за январь 2014 г. - июнь 2015 г.

-у = -1,4811п(х)+36,65

• К1 = 0,0079

-------------- --------------

^ \ ^ • • • •

Ч в • • •

б

Требуется разработка системы оплаты труда, обеспечивающей стимулирование работников на уменьшение продолжительности ремонта и количества внезапных отказов автосамосвалов, на основе улучшения организации, технологии ремонта и условий, режимов их эксплуатации. Такая взаимосвязь позволит увеличить мото-часы работы автосамосвалов (рис. 4).

Количество работников

Фонд оплаты труда, тыс.руб.

50 40 30 20 10 0

ю ю ю ю

Количество работников ^^»Фактический фонд оплаты труда

Рис. 3. Количество работников, ремонтирующих БелАЗ, и их фонд оплаты труда

В табл. 1 представлены рассматриваемые схемы оплаты ОАО «РМЗ» за обеспечение работоспособности автосамосвалов разреза «Черногорский»: а) традиционная; б) предлагаемая, включающая оплату за улучшение результатов работы. Источником заработка у работников РМЗ при варианте а) является количество отработанных человеко-часов, которое определяется объемом выполненных ремонтов, что противоречит поставленной задаче - «сокращение продолжительности внепланового ремонта и количества отказов автосамосвалов». Вариант б) позволит сориентировать работников РМЗ на поиск и реализацию решений, позволяющих улучшать их результат работы - сокращать продолжительность простоев в ремонтах и количество внезапных отказов машин.

В связи с уменьшением продолжительности ремонта и количества отказов автосамосвалов будет увеличиваться их производительность (см. рис. 4) и для выполнения планового объема работ потребуется меньшее количество машин.

Расчет количества высвобожденных автосамосвалов осуществляется по следующей формуле:

Т

план мото-час

ътавто "т-факт Х мфакт - Т мото

мото-час

. мавто факт

Т

план мото-час

(1)

60

0

2014 г

Мото-час работы/мес.

600

500

[бш | Д

"Фактическое среднемесячное значение на 1 автосамосвал:

- 421 мото-часов;

-113 часов в ремонте; --

- 32 часа в ремонте/100 глото-часов;

- 9 внезапных отказов.

400 р~|м2о[ IE11SI

¿ЫЙ]

300

200

100

среднемесячная заработная плата 20 тыс/руб.

Возможное среднемесячное значение на 1 автосамосвал:

- 460 мото-часов; _ среднемесячная

- 70 часов в ремонте; I N заработная плата

-15 часа в ремонте/100 мото-часов; ^ тыс/ру£

- 5 внезапных отказов.

у = -2,7s + 506,7 * = 0,76

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100 105 ПО

• фактические среднемесячные показатели на 1 автосамосвал Часы в ремонте/100 мото-часов

Рис. 4. Зависимость мото-часов работы автосамосвалов от удельного времени их ремонта на разрезе «Черногорский» в 2014 г.

Таблица 1

Схемы оплаты ОАО «РМЗ» за обеспечение работоспособности автосамосвалов разреза «Черногорский»

- Вариант-

Принципиальная схема оплаты

Оплата трудозатрат (чел.-ч)

........Ь......

Разрез «Черногорский»

„Т..

РМЗ

Акт о выполненных работах с фактическими трудозатратами

(чел.-ч)

- тариф;

- выхода;

- доплаты

] + "

Премия за не нарушение дисциплины до 30%

Источник заработка у РМЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предназ начение схемы оплаты ___ труда ___

Загрузка работой работника

б)

ю 00

- Абонентская

- Оплата з продолжительности простоя в ремонте ь

Разрез « Черногорский»

продолжительности простоя в ремонте

- тариф;

- выхода;

- доплаты

+

г Л

Премия за снижение продолжительности простоя в ремонте и количества внезапных отказов автосамосвалов

Снижение продолжительности простоя в ремонте и

количества внезапных отказов автосамосвала,

связанных с некачественным ремонтом

где — среднемесячное фактическое количество мото-

часов; Т™™о_цас — среднемесячное достигнутое количество мо-то-часов; Nф^От — фактическое количество автосамосвалов.

В связи с выводом автомобилей из эксплуатации, снижаются расходы, связанные с их содержанием. Сокращаются затраты на проведения ТО, оплату водителей, на амортизацию.

Для расчета сокращения затрат на проведение ТО, рассчитывается общее количество видов ТО автомобиля за год и определяются среднемесячные затраты на материалы. Формула для расчета числа ТО-1:

тфакт у 12 тфакг у 12 N _ мого-цас _ мого-цас /О)

Т01 -у 1" '

Y Т01 Т Т02

Формула для расчета числа ТО-2:

Тфакт у 12 Тфакг у Ю

N _ мого-цас___мого-цас__/3)

Т01 -j" 7" '

1 Т02 1 Т03

Формула для расчета числа ТО-3:

Тфакт у 12 Тфакт у 12

J\T _ мого-цас___мого-цас__/А\

Т01 -j" Т" '

Т Т03 Т ПР1

где Тф2_асс — среднемесячное фактическое количество моточасов; 12 - число месяцев в году; ТТ01, ТТ02, ТТ03 и ТПР1 —

наработка до обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 и до планового ремонта ПР-1.

Затраты на материалы для проведения ТО БелАЗ представлены в табл. 2.

Таблица 2

Затраты на материалы для проведения видов ТО БелАЗ (Данные фирмы «ГринТайм»)

БелАЗ Затраты на материалы, руб

75131 ТО1 ТО2 ТО3

34049,6 45703,6 49050,4

75306 ТО1 ТО2 ТО3

38388,0 55713,5 60933,2

Экономия из-за сокращения водителей рассчитывается по формуле:

Эзп = ЗПср х Ек X ЕЧ хЛЭ (5)

где ЗПср — среднемесячный заработок водителя, руб., Ек —

начисления на заработную плату, ЕЧ — количество сокращенных водителей, ЛЭ — доля экономии от заработной платы, % (принято за 40 %, поскольку около 60 % суммы будет перераспределено среди оставшихся водителей за увеличение объемов перевозок).

Для обеспечения заинтересованности работников, ремонтирующих автосамосвалы, целесообразно часть получаемого эффекта от сокращения времени ремонта начислять ввиде надбавки к премии. Предлагаемый процент эффекта составляет 30 %, это и будет являться основой увеличения их ФОТ.

Установлено, что при различной нагрузке на автосамосвалы, продолжительность простоя их в ремонте может быть различной.

В связи с этим ФОТ ремонтников целесообразно увязать с мото-часами этих машин на линии. Удельная продолжительность ремонта автосамосвалов, в зависимости от продолжительности их работы и ремонта, представлена в табл. 4. Фонд оплаты труда работников, ремонтирующих автосамосвалы, при различной продолжительности ремонта и работы этих машин представлен в табл. 5.

Целесообразно, при расчёте данного заработка применять коэффициент, учитывающий зависимость качества ремонтов от количества внезапных отказов (табл. 3).

Разработано Положение об оплате труда, которое в виде зависимости представлено на рис. 5.

Таблица 3

Коэффициент, учитывающий количество внезапных отказов БелАЗ 75130

Количество внезапных отказов в месяц на 1 машину >10 факт 7-1 0

10-8

Коэффициент 0,5 0,9 1 1,1

Таблица 4

Средняя удельная продолжительность ремонтов автосамосвалов

Интерес РМЗ

^^^^ - факт

^ - при заинтересованности | - при заинтересованности

- Разреза повышать производительность автосамосвалов;

- РМЗ увеличивать человеко-часы ремонта этих машин

: - Разреза повышать производительность автосамосвалов; - РМЗ снижать продолжительность ремонта этих машин

Таблица 5

Фонд оплаты труда работников, ремонтирующих БелАЗ, при различной удельной продолжительности ремонтов этих машин

Интерес РМЗ

Мото- Ктг

0,58 | 0,60 | 0,63 | 0,66 | 0,69 | 0,71 | 0,74 | 0,76 | 0,77 | 0,78 | 0,80 | 0,81 | 0,83 0,84 | 0,85 | 0,87 | 0,88 | 0,89 | 0,91 | 0,92 | 0,92 | 0,93 | 0,94

3 1 00 2 1 80 2 1 60 2 1 40 2 1 20 2 1 30 1 1 ВО 170 160 50 | 140 | 130 | .20 110 439 100 439 90 439 80 1 750 70 750 60 1 750 55 1 750 50 2 200 45 2 200 40 2 200

Кис 0 0 43 46 310 330 1 1 1 19 19 1 1 1 19 19 1 1 1 19 19 1 1 1 19 19 1 1 1 19 19 1 1 1 19 19 1 1 1 19 19 1 119 1 119 1 119 119 439 439 439 439 1 750 750 1 750 2 200 2 200 2 200 2 200

0 0 47 49 340 350 1 1 19 19 1 1 19 19 1 1 19 19 1 1 19 19 1 1 19 19 1 1 19 19 1 1 19 19 439 439 439 439 439 439 439 439 750 750 1 750 1 750 750 750 1 750 2 200 2 200 2 200 2 200 2 200 2 200 2 200 2 800 2 800

и 50 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ' 439 439 439 439 750 1 750 750 2 200 2 200 2 200 2 200 2 800

0 53 380 1 19 1 19 1 19 1 19 1 19 1 19 439 439 439 439 439 750 750 1 750 750 2 200 2 200 2 200 2 800 2 800

0 56 400 1 19 1 19 1 19 1 19 1 19 439 439 439 439 439 750 750 1 750 750 2 200 2 200 2 200 2 800 2 800

0 58 420 1 19 1 19 1 19 1 19 439 439 439 439 750 750 750 1 750 2 200 2 200 2 200 2 800 2 800 2 800

0 61 440 1 19 1 19 439 439 439 439 439 750 750 750 750 1 750 2 200 2 200 2 200 2 800 2 800 2 800

0 64 460 1 19 439 439 439 439 439 750 750 750 750 2 200 2 200 2 200 2 800 2 800 2 800 2 800

0 67 480 490 1 439 439 439 439 750 750 750 750 750 2 200 2 200 2 200 2 800 2 800 2 800 3 650

0 0 0 69 71 72 500 510 520 1 1 1 Ф39 Ф39 439 439 439 439 439 439 439 439 439 439 750 750 750 ^ 750 1 750 750 750 ЯР 750 Ф 750 750 750 2 200 Ь2200 моо 2 200 2 200 2 200 2 800 2 800 2 800 2 800 2 800 2 800 2 800 2 800 2 800 2 800 2 800 2 800 3 650 3 650 3 650

0 0 75 76 540 550 439 439 439 750 750 750 750 750 750 750 750 750 750 750 2 200 2 200 2 200 2 200 ^200 2 201% 2 800 ^2 800 2 800 2 800 2 800 2 800 3 650 3 650 3 650 3 650

0 79 570 750 750 750 750 750 2 200 2 200 2 800 2 8^ 2 800 2 800 3 650 3 650

0 82 590 750 750 :: 2 200 2 200 2 800 2 800 3 650 3 650 3 650

0 85 610 2 200 2 200 2 800 2 800 2 800 3 650 3 650

0 88 630 2 200 2 800 2 800 2 800 3 650 4^50 3 650

0 90 650 3 650 3 650 3 65^

0 0 93 94 670 680

О' - показатели до передачи ремонтов БелАЗ на РМЗ (январь 2014 г. — март 2015 г.) I | - показатели после передачи ремонтов БелАЗ на РМЗ (апрель — июнь 2015 г.) ^ ) - возможные показатели

Фонд оплаты труда, тыс.руб/мес

3900 3600 3300 3000 2700 2400 2100 1800 1500 1200 900 600 300 0

70 65 60 55 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Удельная продолжительность ремонта, час/100 мото-часов

Рис. 5. Связь ФОТ труда ремонтников БелАЗ н удельного времени ремонта этих машин

С 1 апреля 2015 г. новое Положение об оплате труда было запушено в экспериментальном режиме, но сама оплата труда осушествлялась по ранее сушествуюшему Положению об оплаты труда. По результатам 3-х месяцев экспериментального периода новое Положение об оплате труда было запушено в штатном режиме. В июле 2015 г. ФОТ был выплачен по новой системе и составил 2 200 тыс. руб. В связи с изменением системы оплаты труда ремонтников автосамосвалов, контроль те-кушего состояния дел осушествляется непрерывно.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Создание системы непрерывных улучшений производственных процессов ООО «СУЭК-Хакасия». Отчет по результатам работы в третьем учетном периоде по договору № 75/12 СХ-12/805У от 20 сентября 2012 г. за период январь-июль 2015 г. - 2015. - С. 39-54. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Пастухова Надежда Шарафутдиновна - заместитель исполнительного директора ООО «СУЭК-Хакасия» по работе с персоналом, [email protected],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 рж> 650

Удельная продолжительность ремон Г

2800 I

1

0

1750

1279 143 9 1-

1 119 «г*

Сухарьков Игорь Никоваевич - исполнительный директор АО «Черногорский ремонтно-механический завод», [email protected], Марьясов Иван Владимирович - механик-обогатитель обогатительной фабрики ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected],

Глухорев Владислав Васильевич - механик Цеха по ремонту технологического автотранспорта АО «Черногорский РМЗ», [email protected], Хажиев Вадим Аслямович - кандидат технических наук, заведуюший лабораторией эффективной эксплуатации оборудования ООО «НИИОГР», [email protected].

UDC 331.236

SUBSTANTIATION OF LABOR REMUNERATION REGULATIONS FOR BELAZ DUMP TRUCK REPAIR PERSONNEL AT CHERNOGORSK REPAIR AND ENGINEERING WORKS

Pastukhova N.Sh., Deputy Chief Executive Officer for Personnel, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,

Sukhar'kov I.N., Chief Executive Officer, Chernogorsk Repair and Engineering Works, [email protected], Russia,

Mar'yasov I.V., Mechanical Engineer-Dresser, Processing Plant, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,

dukhorev V.V., Machineman, Utility Vehicles Maintenance Shopfloor, Chernogorsk Repair and Engineering Works, [email protected], Russia,

Khazhiev V.A., Candidate of Engineering Sciences, Head of Efficient Equipment Operation Research Laboratory, NllOGR, [email protected], Russia.

The economic justification is given to modification of the approach to evaluation and remuneration of work executed by BelAZ repair personnel. The modification consists in calculating remuneration of repair men not based on repair man hours but based on reduction in repair time and in number of random failures of dump trucks due to improved management, advanced repair technology and better operating conditions of dump trucks. This interrelationhip will eventually increase service meter hours of dump trucks. Increment in labor compensation fund for repair men will be the part of economic effect of reduction in cost of BelAZ maintenance and increase in the service meter hours of the dump trucks. The presented relationship between the repair labor compensation and specific duration of BelAZ repair is reflective of the core of the new Statute on Remuneration of Labor.

Key words: specific repair duration, service meter hours, repair time, model, repair, personnel, failure, stimulation, Statute on Remuneration of Labor, labor compensation fund, economic effect.

REFERENCES

1. Sozdanie sistemy nepreryvnyh uluchshenij proizvodstvennyh processov OOO «SUJeK-Hakasija» (The creation of a system of continuous improvement of the production process of LLC "SUEK-Khakassia"). Otchet po rezul'tatam raboty v tret'em uchetnom periode po dogovoru № 75/12 SH-12/805U ot 20 sentjabrja 2012 g. za period janvar'-ijul' 2015, 2015. pp. 39-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.