УДК 727:027.7(470.23-25)
М. Н. Колесникова, Е. А. Федотова Организация пространства библиотеки вуза в нестандартных условиях
Размещение, реконструкция, модернизация библиотек, находящихся в помещениях, не предназначенных для организации обслуживания читателей, - одна из сложных практических проблем библиотечного дела и архитектурного проектирования. С подобной проблемой сталкиваются все виды библиотек, в том числе вузовские. В каждом таком случае проблема организации пространства библиотеки получает уникальное, нетиповое решение. Свой вклад в разработку проблемы внесли советские архитекторы, занимавшиеся проектированием библиотек - Ф. Н. Пащенко, Л. З. Амлинский, В. Г. Гельфрейх, А. Р. Зимоненко и др. Ими были заложены современные и прогрессивные теоретико-методологические основания междисциплинарного раздела библиотековедения - архитектура и строительство библиотечных зданий; разработаны архитектурные подходы к приспособлению исторических зданий для новых функций, что можно рассматривать как «высший пилотаж» проектирования, поскольку в данном случае библиотека размещается и функционирует в «небиблиотечном» пространстве. Интересный пример - научная библиотека Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК), которая размещается во дворце XVIII в., построенном в 1784-1788 гг. (объект культурного наследия «Дом Салтыкова», архитектор Джакомо Кваренги).
Ключевые слова: архитектурное проектирование, библиотека вуза, трансформация библиотечного пространства, библиотека Санкт-Петербургского государственного института культуры
Marina N. Kolesnikova, Ekaterina A. Fedotova Organization of the university library space in non-standard conditions
The placement, reconstruction, and modernization of libraries located in rooms that are not intended for the organization of reader services is one of the most difficult practical problems of library science and architectural design. All types of libraries, including university libraries, face a similar problem. In each such case, the problem of organizing the library space gets a unique, atypical solution. The Soviet architects who were engaged in designing libraries - F. N. Pashchenko, L. Z. Amlinsky, V. G. Gelfreich, A. R. Zimonenko, etc. - contributed to the development of the problem. They laid the modern and progressive theoretical and methodological foundations of the interdisciplinary section of library science-architecture and construction of library buildings; developed architectural approaches to the adaptation of historical buildings for new functions, which can be considered as «aerobatics» of design, since in this case the library is located and operates in a «non-library» space. An interesting example is the scientific library of the Saint-Petersburg State Institute of Culture (SPbSIC), which is located in the palace of the XVIII century, built in 1784-1788 (the object of cultural heritage «Saltykov House», architect Giacomo Quarenghi).
Keywords: architectural design, university library, library space transformation, library of the Saint-Petersburg State Institute of Culture DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-160-164
Утверждение о том, что библиотека должна выглядеть современно, нетрадиционно, располагать к себе, вызывать лучшие эмоции, чтобы конкурировать за своего читателя/пользователя с другими сферами, предоставляющими социальные услуги, сегодня стало очевидным в отношении абсолютно всех видов библиотек, включая обслуживающих ограниченный контингент в определенных пространственных рамках - библиотек предприятий, ведомств, общественных объединений, научно-исследовательских институтов, учебных заведений и т. п. Подобным библиотекам ничуть не проще функционировать и сохранять востребованность - в условиях нарастающей компьютери-
зации, цифровизации любая библиотека вполне осознает необходимость соответствовать самым передовым требованиям организации своего пространства и библиотечно-информационного обслуживания. Однако в большинстве случаев из перечисленных видов библиотек в лучшем положении находятся вузовские библиотеки, поскольку они являются обязательными участниками образовательного процесса и обеспечивают неукоснительное выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов - обеспечение доступа студентов к фонду библиотеки, электронным ресурсам, информационно-справочным системам, профессиональным базам данных. Поэтому вуз
не может, образно выражаясь, «отодвинуть» библиотеку на периферию своей деятельности и не инвестировать ее развитие и модернизацию в русле актуальных тенденций. Тем более, что вузовская библиотека уже и самим студентом не рассматривается сегодня исключительно как «храм», «сокровищница» знаний, информационный ресурс, но уже и как площадка неформального общения, интеллектуального, творческого развития и даже уединенного досуга. Это глобальные изменения восприятия человеком своего окружения, от которых нам уже никуда не деться. Социальные функции и традиционный облик библиотеки, к которым люди привыкали столетиями, меняются все более стремительно.
Естественно, что неизбежное воздействие данных социально-культурных факторов накладывает существенный отпечаток на построение пространств библиотек учебных заведений в контексте современных архитектурных подходов. Интерес архитекторов и дизайнеров к университетским библиотекам как особой смысловой среде не ослабевает со временем. Один из старейших видов библиотек исторически обретал имидж интеллектуального центра учебного заведения, средоточия прошлого, настоящего и будущего научного знания.
Именно проектированию подобного вида библиотек посвящены ставшие уже классическими работы видных российских архитекторов Л. З. Амлинского [1-4] и А. Б. Паперно [5-6]; теоретико-методологическое значение для создания проектов зданий библиотек, безусловно, имеют труды Ф. Н. Пащенко [7-8], российские архитекторы другой генерации - Г. Н. Черненко [9], В. П. Тимонин [10] также вносят вклад в разработку объемно-планировочных решений организации пространства вузовских библиотек. Традиционно высокий интерес к университетским библиотекам демонстрируют зарубежные специалисты: R. Berard, F. Berger, М. Bisbrouck, М. Bulaty, Н.-А. Knoppel, K. D. Metkalf, W. Jaksch и др. [11-18].
Однако в основном современные архитектурные проекты обычно посвящены строительству новых, отдельных зданий вузовских библиотек либо модернизации типовых зданий и помещений библиотек, уже функционирующих в структуре учебных заведений. Необходимо подчеркнуть, что проектирование новой библиотеки, при всей сложности его задач, не так трудоемко, психологически напряженно и ответственно, как проектирование/реорганизация/модернизация библиотеки в изначально неприспособленных помещениях, к тому же, например, имеющих историческую ценность и даже охраняемых государством.
Как отмечается специалистами, приспособление исторических зданий прошлого под новые задачи происходит тремя основными способами:
Используется весь объем отдельно стоящего здания (дворцового, промышленного, фортификационного, жилого).
Используются встроенные или пристроенные нежилые помещения отдельного стоящего здания (в том числе вышеперечисленных типов).
Комбинируется первый и второй способы в различных пропорциях, в зависимости от ряда факторов, определяющих проектирование.
В подобном случае архитектурно-планировочные решения, прошедшие «сито» разнообразных обсуждений, согласований и разрешений в КГА, КГИОП, СГСНЭ и т. д. и принятые к реализации, можно рассматривать как своего рода «высший пилотаж» архитектурного проектирования. Находясь в помещениях с другими функциональными задачами, другими техническими характеристиками, по сравнению с теми, что требуются для размещения библиотечного производства, тем не менее библиотека должна организовать свои базовые технологические процессы с учетом нормативных требований оптимальности, прямоточности, ритмичности, уплотненности, оперативности, эргономично-сти, безопасности труда и др. [19].
Уникальным примером библиотеки, многие десятилетия эффективно функционирующей в особых, «небиблиотечных» по своему назначению пространствах, является научная библиотека Санкт-Петербургского государственного института культуры (далее - СПбГИК). Она размещается на третьем и четвертом этажах главного корпуса института - дворцового здания XVIII в. (1784-1788 гг., объект культурного наследия, известный как «Дом Салтыкова», архитектор Дж. Кваренги).
Библиотека института была создана одновременно с его основанием в 1918 г. В основу фонда легла книжная коллекция Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк», издания, приобретенные у внучки декабриста В. П. Ивашева - О. К. Булановой-Трубниковой, у общественного деятеля, князя Г. Д. Сидамон-Эристова и др. С момента размещения института в 1925 г. в здании на Дворцовой набережной, д. 4, библиотеке были выделены несколько помещений на третьем этаже. В 1992 г. библиотека была размещена на четвертом этаже, на третьем этаже в 1999 г. после реставрации расположился читальный зал.
С самого начала важнейшее структурное подразделение института развивалось вместе
с ним, обеспечивая потребности образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности преподавателей, аспирантов, студентов. Сегодня в фонде научной библиотеки находится более 400 тыс. изданий научной, учебной, справочной, художественной литературы, более 150 тыс. наименований электронных ресурсов. По всем направлениям подготовки комплектуются профильные периодические издания; имеется фонд редких и ценных книг по античной литературе, библиотечному и книжному делу, библиографии, истории, философии, искусству, и др., в том числе прижизненные издания произведений русских классиков, значительная коллекция миниатюрных книг, журналы 1834-1928 гг.; иностранная литература по культуре, экономике, искусству, педагогике, библиотековедению (на немецком, английском, итальянском, французском, японском, болгарском, китайском, словацком языках). Библиотека формирует архив трудов преподавателей института.
В структуру библиотеки сегодня входит отдел обслуживания, отдел фондов и каталогов, информационно-аналитический отдел.
Читальный зал библиотеки находится в помещениях третьего этажа, которые соединены между собой анфиладой; его окна выходят во внутренний двор, два помещения книгохране-ния читального зала (в том числе хранилище диссертаций) являются служебной, закрытой зоной. Их окна выходят на Марсово поле.
Остальные подразделения библиотеки -отдел фондов и каталогов, информационно-аналитический отдел и отдел обслуживания (учебный, научный, художественный абонементы, абонемент нотной литературы) - расположены на четвертом этаже, часть их - по строительной оси прямо над помещениями читального зала, занимая более 20 помещений разной площади, также соединенных по анфиладному принципу, который обычен для дворцовой архитектуры эпохи классицизма. Кабинеты служебной зоны окнами преимущественно выходят во внутренний двор института; только отдел обслуживания и книгохранения имеют в том числе окна, выходящие на Марсово поле и площадь Суворова. Размещение служебных и читательских зон на этаже продумано и обосновано с точки зрения функционально-технологического подхода к организации деятельности библиотеки. Каждая из зон образует кластер подразделений, внутри которого последовательно выполняются взаимосвязанные производственные операции. Несмотря на неприспособленность дворцовых помещений к функциям общественных пространств, удалось организовать рабочую среду
подразделений с учетом нормативных технических, санитарно-гигиенических, психофизиологических, эргономических и эстетических требований, в то же время, не нарушая уникальности историко-архитектурных особенностей здания, бережно сохраняя ауру прошлого.
При этом библиотека института, безусловно, модернизирована. Даже находясь во дворце XVIII в., она не отстает от требований времени. Компьютеры в СПбГИК появились в самом начале 1990-х гг. Уже с 1994 г. новые поступления учитывались и обрабатывались в автоматизированном режиме, вносились в электронный каталог. На тот момент институт еще не был подключен к Интернету. Информация сохранялась и передавалась с помощью дискет. В середине 1990-х гг. в зале каталогов появился первый компьютер, и читатели могли с его помощью искать литературу в электронном каталоге. В 1993-2011 гг. библиотека стала экспериментальной площадкой для созданной в вузе собственной автоматизированной библиотечно-информационной системы. В 2012 г. благодаря поддержке ректора А. С. Тургаева был внедрен проект системы комплексной автоматизации би-блиотечно-информационной деятельности, благодаря чему была проведена оцифровка всего генерального алфавитного каталога. С 2013 г. через сайт института круглосуточно доступен читателям единый электронный каталог; они могут удаленно заказывать из фонда библиотеки любые интересные им издания.
Обслуживание читателей теперь ведется с помощью технологии РРЮ, которая прочно вошла в практику библиотек любых видов и типов. Чтобы выдать издание, достаточно его вместе с читательским билетом положить на считывающее устройство. Для удобства читателей за пределами помещения библиотеки была установлена станция самостоятельного возврата книг, что облегчает возврат литературы как для читателей, так и для библиотекарей - станция доступна в любое время, когда открыт институт, а сдать книгу можно даже без читательского билета - считывается РРЮ-метка, и книга автоматически списывается с читателя. Для организации этого процесса все рабочие места библиотекарей были оборудованы персональными компьютерами.
В рамках проекта было положено начало создания Электронной библиотеки СПбГИК -сделаны цифровые копии более тысячи изданий из архивного фонда. Оцифрованные материалы размещаются в коллекции. В коллекцию «Периодические издания СПбГИК» входят все номера, начиная с 1956 г., «Вестника» СПбГИК, «Молодежного вестника», «Трудов», газеты
института. Сотрудничество с Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина позволило оцифровать коллекцию журнала «Русское богатство» (1876-1918 гг.), комплект институтской газеты «За кадры советской культуры». Все коллекции размещены в Электронной библиотеке института и доступны любому читателю, независимо от того является он нашим студентом или нет. К 100-летию института в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина была создана электронная коллекция, посвященная истории вуза.
Библиотека вуза сегодня не может успешно функционировать без электронных ресурсов. В соответствии с ФГОСами студенты должны иметь свободный доступ к ЭБС - электронной библиотечной системе или электронной библиотеке. Первый опыт работы с ЭБС был осуществлен в 2012 г. - приобретена коллекция «Университетская библиотека онлайн». Затем к ней присоединились ЭБС «Лань», «Юрайт», осуществляется подписка на профильную для библиотекарей электронную библиотеку «Про-фиЛиб», а с 2021 г. - и на полнотекстовую базу журналов коллекции «Библиотечное дело и информационное обслуживание». В читальном зале библиотеки создано медиапространство, и все желающие могут воспользоваться прекрасным фондом аудио- и видеозаписей спектаклей, фильмов, музыки и пр. Здесь же студенты и преподаватели могут пользоваться фондом библиотеки - книгами и периодическими изданиями, а также уникальным фондом диссертаций, защищенных в институте, начиная с 1956 г.
Холлы библиотеки являются прекрасным выставочным пространством.
Однако любая модернизированная библиотека рано или поздно сталкивается с тем, что требования и ожидания ее пользователей вновь изменились. Современный человек ориентирован на все больший комфорт, свободу, разнообразие выбора и т. п. Он желает получать их всюду и в любой момент, поэтому во всем мире библиотеки стремятся ко все большей открытости, доступности, креативности. Обязательной составляющей их конкурентоспособности является привлекательный визуальный облик, выразительность архитектурного дизайна библиотечных пространств.
Научная библиотека СПбГИК также подошла к этапу нового осмысления и поиска решений переформатирования своей внутренней планировки, о чем уже сообщалось ранее [10]. Новые тенденции в обслуживании, популярный ныне клиентоориентированный подход подводят к тому, чтобы превратить пространство библиотеки в практически полностью открытое для
доступа пользователей, минимизировать закрытые зоны, создать у пользователей ощущение безбарьерности, обеспечить мобильность их перемещения по библиотеке, в то же время предоставить возможность уединения для индивидуальной работы/свободного проведения времени либо объединения с другими для коллективной работы или общения.
Однако очевидно, что это естественное желание обновления закономерно ограничено историко-архитектурной уникальностью здания СПбГИК, что препятствует излишне новаторским преобразованиям. Поэтому еще предстоит найти тот приемлемый архитектурный образ библиотеки, который гармонично соединит дворцовую атмосферу, аристократизм классицизма и современность цифрового XXI в.
Список литературы
1. Амлинский Л. З. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек: библиотековедческий аспект. Киев: Наук. думка, 1988. 295 с.
2. Амлинский Л. З. Научные библиотеки информационного общества: организация и технология. Санкт-Петербург: Профессия, 2008. 200 с.
3. Амлинский Л. З. Читатель в научной библиотеке информационного общества // Научные и технические библиотеки. 2011. № 7. С. 5-17.
4. Амлинский Л. З. Научная библиотека: пространство для читателя и библиотекаря // Научные и технические библиотеки. 2013. № 1. С. 100-107.
5. Паперно А. Б. Вопросы организации и проектирования библиотек высших учебных заведений: дис. ... канд. архитектуры: 18.00.02. Ленинград, 1968. 221 с.
6. Паперно А. Б., Пащенко Ф. Н. Библиотеки высших учебных заведений: (основы организации, проектирования и строительства). [Москва: б. и., 1970]. 6 л.
7. Пащенко Ф. Н. Социально-экономические основы разработки технических условий и функционально-планировочных нормативов для проектирования библиотечных зданий, а также прогнозирования новых форм библиотечно-информационного обслуживания в СССР. Москва: [б. и.], 1970. 14 л.
8. Пащенко Ф. Н. Архитектура и строительство библиотечных зданий: техн. альбом. Москва: Гос. арх. изд-во Акад. архитектуры СССР, 1941. 296 с.
9. Черненко Г. Н. Принципы формирования архитектуры университетских библиотек: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 05.23.21. Н. Новгород, 2012. 23 с.
10. Колесникова М. Н., Тимонин В. П. Библиотека в неприспособленном помещении: вариант архитектурной трансформации пространства // Библиотековедение. 2020. № 4. С. 343-354.
11. Berard R. Les bibliothèques universitaires américaines: exemple ou modele? // Bulletin des Bibliothèques de France. 1998. T. 43, № 6. P. 16-24.
12. Berger F. Die Bibliothek ist das Herz der Universität // Buch und Bibliothek. 2004. Jg. 56, № 3. S. 211-215.
13. Bisbrouck M. Construire une bibliothèque universitaire. Paris: ed. du Cercle de la Librairie, 1993. 303 p.: ill. (Bibliothèques).
14. Bulaty M. Universitätsbibliothek der Humboldt-Universität zu Berlin - Zentralbibliothek Naturwissenschaften // Bibliotheks: Forschung und Praxis. 2003. Jg. 27, № 1/2. S. 59-61.
15. Knoppel Н.-А. Schlicht und geradlinig: der Neubau der Universitätsbibliothek Greifswald // Buch und Bibliothek. 2002. Jg. 54, № 7/8. S. 514-519.
16. Metkalf K. D. Planning Academic and Research Library Buildings. New York: McGraw-Hill, 1965. XV, 431 p.
17. Jaksch W., Fischer E., Kroller F. Österreichischer Bibliotheksbau: in 2 bd. Wien; Köln [etc.]: H. Böhlhau; Graz: Akad. Druck- u. Verlagsanstalt, 1986. Bd. 1. 376 s.
18. Jaksch W., Fischer E., Kroller F. Österreichischer Bibliotheksbau: in 2 bd. Wien; Köln [etc.]: H. Böhlhau; Graz: Akad. Druck- u. Verlagsanstalt, 1992. Bd. 2. 291 s.
19. Ванеев А. Н. Управление библиотечными технологиями // Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев. Изд. 4-е, перераб. и доп. Санкт-Петербург: Профессия, 2010. С. 486.
References
1. Amlinsky L. Z. Compositional planning solutions and technical equipment of scientific libraries: library science aspect. Kiev: Naukova dumka, 1988. 295 (in Russ.).
2. Amlinsky L. Z. Scientific Libraries of the Information Society: Organization and Technology. Saint-Petersburg: Professiya, 2008. 200 (in Russ.).
3. Amlinsky L. Z. Reader in the scientific library of the information society. Scientific and technical libraries. 2011. 7, 5-17 (in Russ.).
4. Amlinsky L. Z. Scientific library: space for the reader and the librarian. Scientific and technical libraries. 2013. 1, 100-107 (in Russ.).
5. Paperno A. B. Issues of organization and design of libraries of higher educational institutions: dis. on competition of sci. degree PhD in architecture: 18.00.02. Leningrad, 1968. 221 (in Russ.).
6. Paperno A. B., Pashchenko F. N. Libraries of higher educational institutions: (foundations of organization, design and construction). [Moscow: s. n., 1970]. 6 (in Russ.).
7. Pashchenko F. N. Socio-economic foundations for the development of technical conditions and functional planning standards for the design of library buildings, as well as forecasting new forms of library and information services in the USSR. Moscow: [s. n.], 1970. 14 (in Russ.).
8. Pashchenko F. N. Architecture and construction of library buildings: tech. album. Moscow: State architectural publ. house Acad. architecture of the USSR, 1941. 296 (in Russ.).
9. Chernenko G. N. Principles offormation of the architecture of university libraries: abstr. dis. on competition of sci. degree PhD in architecture: 05.23.21. N. Novgorod, 2012. 23 (in Russ.).
10. Kolesnikova M. N. Timonin V. P. Library in an unsuitable room: a variant of the architectural transformation of space. Library science. 2020. 4, 343-354 (in Russ.).
11. Berard R. Les bibliothèques universitaires américaines: exemple ou modele? Bulletin des Bibliothèques de France. 1998. 43 (6), 16-24.
12. Berger F. Die Bibliothek ist das Herz der Universität. Buch und Bibliothek. 2004. 56 (3), 211-215.
13. Bisbrouck M. Construire une bibliothèque universitaire. Paris: ed. du Cercle de la Librairie, 1993. 303: ill. (Bibliothèques).
14. Bulaty M. Universitätsbibliothek der HumboldtUniversität zu Berlin - Zentralbibliothek Naturwissenschaften. Bibliotheks: Forschung und Praxis. 2003. 27 (1/2), 59-61.
15. Knoppel H.-A. Schlicht und geradlinig: der Neubau der Universitätsbibliothek Greifswald. Buch und Bibliothek. 2002. 54 (7/8), 514-519.
16. Metkalf K. D. Planning Academic and Research Library Buildings. New York: McGraw-Hill, 1965. XV, 431.
17. Jaksch W., Fischer E., Kroller F. Österreichischer Bibliotheksbau: in 2 bd. Wien; Köln [etc.]: H. Böhlhau; Graz: Akad. Druck- u. Verlagsanstalt, 1986. 1, 376.
18. Jaksch W., Fischer E., Kroller F. Österreichischer Bibliotheksbau: in 2 bd. Wien; Köln [etc.]: H. Böhlhau; Graz: Akad. Druck- u. Verlagsanstalt, 1992. 2. 291.
19. Vaneev A. N. Management of library technologies. Librarian reference book / sci. ed. A. N. Vaneev. Ed. 4th, rev. and add. Saint-Petersburg, 2010. 486 (in Russ.).