Научная статья на тему 'Архитектура и дизайн библиотек как предмет преподавания на библиотечно-информационном факультете'

Архитектура и дизайн библиотек как предмет преподавания на библиотечно-информационном факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2488
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН БИБЛИОТЕК / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / ACADEMIC SUBJECT / LIBRARIES ARCHITECTURE AND DESIGN / TEACHING METHODS / SAINT-PETERSBURG STATE INSTITUTE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Марина Николаевна, Бахтина Елена Владимировна, Тимонин Вадим Петрович

Затрагиваются основные вопросы преподавания учебной дисциплины «Архитектура и дизайн библиотек» на библиотечно-информационном факультете СПбГИК. Рассматривается история эволюции данного курса, представлена его научная и учебно-методическая база (диссертации, монографии, учебные пособия и др.). Обозначены цели и задачи дисциплины, представлена ее структура, содержащая в своем составе следующие тематические разделы: 1. Введение в архитектуру. Теоретические основы архитектурного дизайна; 2. Архитектура и проектирование библиотечных зданий; 3. Функциональное разделение помещения библиотеки; 4. Интерьер библиотеки; 5. Дизайн знаково-информационной системы библиотеки. В процессе обучения происходит ознакомление с теоретическими основами архитектурного дизайна, основными терминами. Далее изучаются архитектурные особенности отдельных зданий библиотек, основные архитектурные стили, профессиональные биографии выдающихся архитекторов. В содержание практических занятий включена разработка эскиза здания библиотеки. Осуществляется дизайн-проектирование внутренних помещений библиотеки в режиме 3D-моделирования и в виде компактных макетов на материальных носителях. Преподавание дисциплины идет в тесном сотрудничестве с профессионалами в области архитектуры, в частности, с ведущими преподавателями кафедры интерьера и оборудования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, которые оказывают учебно-методическую помощь и научное консультирование, тем самым дисциплина приобретает необходимый формат преподавания и тот уровень сложности формируемых компетенций, который доступен для студентов иной специальности с учетом имеющихся у них знаний, умений и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Libraries architecture and design as a subject of teaching at the library-information faculty

The article represents major issues of academic subject «Libraries architecture and design» at the library-information faculty of Saint-Petersburg State Institute of Culture. Authors examine the course evolution, present its scientific and educational base (dissertations, monographs, textbooks, etc.). Goals and objectives of the discipline are identified. The represented structure of the discipline contains the following sections: 1. Introduction to architecture. Theoretical bases of architectural design; 2. Architecture and planning of library buildings. 3. Functional division of libraries’ rooms; 4. Library interiors; 5. Design of library iconic-information systems. Students are familiarized with basic terminology and theoretical approaches of architectural design in the training process. Architectural features of libraries’ buildings, main architectural styles, professional biographies of eminent architects are examined in the course. Practical trainings include developing a library building draft. The libraries’ interior design is carried out in 3D-models and compact layouts on physical media. The educational process is organized in close cooperation with professionals in the field of architecture, particularly with the leading teachers of the Department of the Interior and Equipment of St.-Petersburg State Art-Industrial Academy. They provide methodical assistance and scientific advice, thus the course get the necessary format of teaching and the complexity level of formed competencies, which is available for non-architect students taking into account their existing knowledge, skills and abilities.

Текст научной работы на тему «Архитектура и дизайн библиотек как предмет преподавания на библиотечно-информационном факультете»

БИБЛИОСФЕРА, 2016, № 2, с. 3-6

Библиотековедение =

УДК [727.8+745/749]:02:378.016 ББК 85.11+78.348.13+78.3р DOI 10.20913/1815-3186-2016-2-3-6

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН БИБЛИОТЕК КАК ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ НА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

© М. Н. Колесникова*, Е. В. Бахтина*, В. П. Тимонин**, 2016

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица,

г. Санкт-Петербург, Россия

Затрагиваются основные вопросы преподавания учебной дисциплины «Архитектура и дизайн библиотек» на библиотечно-информационном факультете СПбГИК. Рассматривается история эволюции данного курса, представлена его научная и учебно-методическая база (диссертации, монографии, учебные пособия и др.). Обозначены цели и задачи дисциплины, представлена ее структура, содержащая в своем составе следующие тематические разделы: 1. Введение в архитектуру. Теоретические основы архитектурного дизайна; 2. Архитектура и проектирование библиотечных зданий; 3. Функциональное разделение помещения библиотеки; 4. Интерьер библиотеки; 5. Дизайн знаково-информационной системы библиотеки. В процессе обучения происходит ознакомление с теоретическими основами архитектурного дизайна, основными терминами. Далее изучаются архитектурные особенности отдельных зданий библиотек, основные архитектурные стили, профессиональные биографии выдающихся архитекторов. В содержание практических занятий включена разработка эскиза здания библиотеки. Осуществляется дизайн-проектирование внутренних помещений библиотеки в режиме 3D-моделирования и в виде компактных макетов на материальных носителях. Преподавание дисциплины идет в тесном сотрудничестве с профессионалами в области архитектуры, в частности, с ведущими преподавателями кафедры интерьера и оборудования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, которые оказывают учебно-методическую помощь и научное консультирование, тем самым дисциплина приобретает необходимый формат преподавания и тот уровень сложности формируемых компетенций, который доступен для студентов иной специальности с учетом имеющихся у них знаний, умений и способностей.

Ключевые слова: учебная дисциплина, архитектура и дизайн библиотек, методика преподавания, Санкт-Петербургский государственный институт культуры.

Для цитирования: Колесникова М. Н., Бахтина Е. В., Тимонин В. П. Архитектура и дизайн библиотек как предмет преподавания на библиотечно-информационном факультете // Библиосфера. 2016. № 2. С. 3-6. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-2-3-6.

Libraries architecture and design as a subject of teaching at the library-information faculty M. N. Kolesnikova*, Ye. V. Bakhtina*, V. P. Timonin*

Saint-Petersburg State Institute of Culture, Saint Peterburg, Russia; e-mail: [email protected] Saint-Petersburg State Art-Industrial Academy named after A. L. Shtiglitsa, Saint Peterburg, Russia

The article represents major issues of academic subject «Libraries architecture and design» at the libraryinformation faculty of Saint-Petersburg State Institute of Culture. Authors examine the course evolution, present its scientific and educational base (dissertations, monographs, textbooks, etc.). Goals and objectives of the discipline are identified. The represented structure of the discipline contains the following sections: 1. Introduction to architecture. Theoretical bases of architectural design; 2. Architecture and planning of library buildings. 3. Functional division of libraries' rooms; 4. Library interiors; 5. Design of library iconic-information systems. Students are familiarized with basic terminology and theoretical approaches of architectural design in the training process. Architectural features of libraries' buildings, main architectural styles, professional biographies of eminent architects are examined in the course. Practical trainings include developing a library building draft. The libraries' interior design is carried out in 3D-models and compact layouts on physical media. The educational process is organized in close cooperation with professionals in the field of architecture, particularly with the leading teachers of the Department of the Interior and Equipment of St.-Petersburg State Art-Industrial Academy. They provide methodical assistance and scientific advice, thus the course get the necessary format of teaching and the complexity level of formed competencies, which is available for non-architect students taking into account their existing knowledge, skills and abilities.

Keywords: academic subject, libraries architecture and design, teaching methods, Saint-Petersburg State Institute of Culture.

Citation: KolesnikovaM. N., Bakhtina Ye. V., Timonin V. P. Libraries architecture and design as a subject of teaching at the library-information faculty // Bibliosfera. 2016. № 2. P. 3-6. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-2-3-6.

Учебная дисциплина «Архитектура и дизайн библиотек» была предложена для включения в учебный план обучения бакалавров библиотечно-информационной деятельности (БИД) на библиотечно-информационном факультете (БИФ) Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) еще в 2011 г., когда в дополнение к циклу общепрофессиональных дисциплин учебного плана формировались профили подготовки бакалавров, пришедшие на смену функциональным специализациям, прежде существовавшим в подготовке библиотечных кадров с высшим образованием. За кафедрой библиотековедения и теории чтения СПбГИК в настоящее время закреплены два профиля - «Менеджмент библиотечно-инфор-мационной деятельности» (с 2011 г.) и «Коммуникационная деятельность общедоступных и школьных библиотек» (с 2015 г.). В вариативный блок дисциплин первого профиля и включена названная учебная дисциплина.

Введение ее в программу обучения бакалавров БИД в решающей степени обусловлено потребностями современной библиотечной практики. Организация пространства, оформление современных библиотек нередко осуществляется самими работниками, которые, не будучи специалистами в области архитектуры, строительства, дизайн-проектирования и т. п., достаточно успешно справляются с соответствующими задачами, предлагая оригинальные, креативные решения создания нового облика своей библиотеки. Не случайно с 2010 г. в структуре РБА образован и продуктивно функционирует круглый стол «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства». Поэтому и при подготовке будущих библиотечных кадров с высшим образованием необходимо учитывать те посылы, которые рождает практика библиотек. Очевидно, что потребность в изучении, разработке, обсуждении проблем развития библиотечной архитектуры и дизайна, как и в освоении основ дизайн-проектирования будущими библиотечными работниками, сегодня как никогда актуальна.

Поэтому уже несколько лет назад нами предлагалось вернуться к преподаванию соответствующего учебного курса на постоянной основе [1]. В свое время - в 1950-е - до начала 1980-х гг. на библиотечном факультете ЛГИК им. Н. К. Крупской по инициативе и при личном участии декана факультета В. Ф. Сахарова был разработан и с большим успехом читался курс «Строительство и оборудование библиотечных зданий и помещений», являвшийся частью общей профессиональной дисциплины «Организация и управление библиотеч-

ным делом». Была создана специальная лаборатория для проведения практических занятий [подробнее см. 2]. Нельзя не отметить и то, что и в самый ранний период работы нашего вуза, с 1919 г. Р. Р. Бекером преподавался курс «Библиотечные здания», а Ф. Г. Беренштамом - курс «Библиотечная мебель». В 1930-е гг. на Высших библиотечных курсах при ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина читались лекции «Оборудование и планирование библиотечных зданий» в рамках дисциплины «Общее библиотековедение»; до войны в Московском библиотечном институте декан библиотечного факультета М. Я. Гильман вел курс «Строительство и организация библиотечных зданий и помещений и их оборудование». После Великой Отечественной войны началось возрождение этих дисциплин. В 1957 г. в Московском библиотечном институте введен спецкурс «Планировка и оборудование библиотечных зданий», автором которого являлся крупнейший отечественный специалист в области архитектуры, проектирования и строительства библиотечных зданий Ф. Н. Пащенко, фактически создавший, и в течение нескольких десятилетий возглавлявший советскую школу архитектуры библиотечных зданий. Серьезный вклад в развитие этой школы внес украинский архитектор Л. З. Амлинский.

К сожалению, в тяжелые 1990-е гг., в силу объективных причин многие достижения «архитектурного библиотековедения», наследие советских ученых оказались незаслуженно забыты.

На рубеже веков интерес к библиотечному пространству, библиотекам как архитектурным объектам «вспыхнул» с новой силой и не спадает в наши дни. В тесном сотрудничестве с библиотекарями архитекторы и дизайнеры всего мира с энтузиазмом создают новые, уникальные здания библиотек, вызывающие всеобщее восхищение.

Все это, в свою очередь, привело к увеличению потока соответствующей литературы. Среди наиболее важных для научно-методологического, учебно-методического, практического обеспечения дисциплины «Архитектура и дизайн библиотек», ее дальнейшего развития и совершенствования следует назвать следующие труды:

• диссертации - Амлинский Л. З. Библиотековедческие основы функциональной организации зданий научных библиотек как фактора совершенствования обслуживания читателей : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1988; Горячева А. П. Гуманистический потенциал предметно-пространственной среды : автореф. . канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1998; Зимоненко А. Р. Принципы организации внутреннего пространства в массовых

М. Н. Колесникова, Е. В. Бахтина, В. П. Тимонин, 2016, № 2, с. 3-6

библиотеках : дис. ... канд. архитектуры. Москва, 1987; Коженкин И. А. Трансформация требований к разработке и внедрению специальной библиотечной мебели и оборудования в новых социокультурных условиях : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015; Лаврова К. Б. «Организация библиотечного здания» как раздел библиотековедения : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1997; Черненко Г. Н. Принципы формирования архитектуры университетских библиотек : автореф. дис. ... канд. архитектуры. Нижний Новгород, 2012;

• монографии - Амлинский Л. З. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек. Библиотековедческий аспект. Киев : Наукова думка, 1988; Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. Санкт-Петербург : Профессия, 2002; Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. Москва : Книга, 1981; Гаскюэль Ж. Пространство для книги. Руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку : пер. с фр. Москва : Ру-домино, 1995; Дубинина О. Библиотека в пространстве города: архитектура и дизайн. От прошлого к будущему. Москва, 2014; Образ храма книги: важнейшие аспекты проектирования, строительства и реконструкции библиотек РГБ. Москва : Пашков дом, 2011; Войцехiвська Г. А., Войцехiвська I. В., Кайнова С. М. Будiвлiбiблiотек: проектування, будь вництво, реконструкщя : бiблiогр. покажч. Кiev : ДНАББ iм. В. Г. Заболотного, 2008;

• учебные и практические пособия - Алешин Л. И. Проектирование зданий библиотек. Москва, 2008; Алешин Л. И. Материально-техническая база библиотек. Москва, 2012; Амлинский Л. З. Научные библиотеки информационного общества: организация и технология. Санкт-Петербург, 2008; Балашова Е. В., Тищенко М. Н., Ванеев А. Н. Библиотечный дизайн. Москва : Гардарики, 2004; Библиотечные здания. Основные положения библиотечного строительства / под ред.: Е. А. Фенело-нова, Ю. П. Обросова. Москва : Стройиздат, 1993; Библиотечный дизайн: учеб.-метод. комплекс дисциплин. Челябинск : ЧГАКИ, 2013; Дворкина М. Я. Библиотечная среда: теория и организация. Москва : Литера, 2009; Лаврова К. Б. Библиотечный дизайн : конспект лекций : в 2 ч. Челябинск : ЧГАКИ, 2008;

• справочные издания - Володин Б. Ф., Горев В. Г. Здание, интерьер и оборудование библиотек // Справочник библиотекаря. Санкт-Петербург, 2010; Коршунов О. Ф. Библиотечная мебель : альбом. Москва, 1989; Коршунов О. Ф. Библиотечная мебель : альбом техно-рабочих чертежей. Москва : Книга, 1975 и др.

К настоящему времени также накоплены разнообразные материалы конференций, семинаров, круглых столов международного, всероссийского,

межрегионального уровней; важный вклад в освоение предметной области вносят все новые публикации С. Ю. Волжениной, В. В. Зверевича, И. А. Ко-женкина, К. Б. Лавровой, С. Г. Матлиной, Н. Е. Прянишникова, Ю. Н. Столярова и других ученых.

Цель заявленной дисциплины «Архитектура и дизайн библиотек» - сформировать у студентов знания, умения и навыки по организации и оформлению пространства библиотеки. Задачи дисциплины: обеспечить получение студентами базовых представлений о развитии теории и практики создания библиотечной архитектуры и дизайна; представить основные принципы формирования архитектуры общественных зданий, в том числе библиотек, градостроительные, социальные, планировочные, нормативные основы их проектирования; обучить специальным знаниям, умениям и навыкам композиции в дизайне интерьера библиотеки, его гибкой планировки и функционального зонирования, создания визуального образа библиотеки.

В результате изучения дисциплины студент должен научиться осуществлять зонирование и планировку помещений библиотеки, создавать благоприятный интерьер и комфортную внутреннюю среду библиотеки.

В содержании дисциплины предусмотрены следующие тематические разделы:

1. Введение в архитектуру. Теоретические основы архитектурного дизайна;

2. Архитектура и проектирование библиотечных зданий;

3. Функциональное разделение помещения библиотеки;

4. Интерьер библиотеки;

5. Дизайн знаково-информационной системы библиотеки.

В процессе обучения студенты сначала знакомятся с теоретическими основами архитектурного дизайна, получают самое общее представление о специфике этой области деятельности, осваивают основные термины. Далее они изучают архитектурные особенности отдельных зданий библиотек как объектов архитектурного проектирования, знакомятся с основными архитектурными стилями, изучают профессиональные биографии выдающихся архитекторов, среди которых особое место уделяется Алвару Аалто - наиболее выдающемуся специалисту в области строительства библиотечных зданий. В программу обучения включено обязательное посещение библиотеки Алвара Аалто в Выборге, являющейся выдающимся памятником библиотечной архитектуры. Формирование проектных компетенций происходит также на лекциях и интерактивных занятиях по проектированию помещений библиотек и созданию современного функционального интерьера с учетом строительных правил, ведомственных строительных норм

и иной правовой и нормативно-технической документации. В содержание практических занятий включена разработка эскиза здания библиотеки. Студенты сначала формируют задание на проектирование, выполняют функциональную блок-схему здания и далее создают эскиз. Ими определяется тектоника объемно-планировочного решения здания, внешние стилевые предпочтения автора проекта и внутренняя планировка здания, в соответствии с требованиями государственных органов и пожеланиями заказчика.

На практических занятиях осуществляется дизайн-проектирование внутренних помещений библиотеки в режиме 3D-моделирования, выполняемое с помощью свободных версий онлайн-планиров-щиков интерьеров и учебных версий архитектурных программ. Помимо использования возможностей конструирования в виртуальной среде, студенты осуществляют дизайн-проектирование в виде компактных макетов на материальных носителях. Такой вид проектирования особенно привлекателен для студентов-заочников, имеющих среднее профессиональное библиотечное образование и обучающихся по ускоренной программе обучения. Они с большой тщательностью создают интерьеры для помещений библиотек, существующих в реальности. Работы отличаются профессионализмом исполнения и достоверностью, так как студенты-заочники в основном - сотрудники библиотек. Также следует отметить, что большинство студентов являются выпускниками Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий, где уже изучали в период обучения дисциплину «Библиотечный дизайн», получив необходимые базовые знания для дальнейшего развития своей компетентности в этой области.

Особо необходимо подчеркнуть, что преподавание дисциплины идет в тесном сотрудничестве с профессионалами в области архитектуры, в частности, с ведущими преподавателями кафедры интерьера и оборудования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, оказывающими учебно-методическую помощь и научное консультирование. Это позволяет придать данной учебной дисциплине необходимый

формат преподавания и установить тот уровень сложности формируемых компетенций, который доступен для студентов иной специальности с учетом имеющихся у них знаний, умений и способностей.

К настоящему времени на кафедре библиотековедения и теории чтения БИФ СПбГИК создан банк студенческих выпускных квалификационных работ по библиотечному дизайну за ряд лет. Объектами дизайн-проектирования выступали самые разные, реально существующие библиотеки - школьные, детские, научные, вузовские и др. Разумеется, не каждый студент берется за подготовку выпускной работы по данной тематике. Нередко это выпускники художественных школ и училищ, имеющие базовую подготовку. Можно сказать определенно, что интерес к дизайну библиотек с годами не уменьшается. Свидетельство тому - выставка конкурсных проектов, проходившая в мае 2015 г. в рамках молодежного фестиваля «Библиофест» на территории библиотеки СПбГИК, привлекшая внимание не только студентов и преподавателей института, но и приглашенных гостей - библиотекарей-практиков.

Литература

1. Колесникова М. Н. Дизайн-проекты библиотек студентов библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ // Вторые Сахаровские чтения : всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 22 янв. 2010 г.). Санкт-Петербург, 2010. С.115.

2. Бахтина Е. В. Библиотековед, педагог и общественный деятель В. Ф. Сахаров (1901-1986): реконструкция научной биографии : дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2014. 260 с.

References

1. Kolesnikova M. N. Library design-projects of students of the Library-Information Faculty of SPbSUCA. Vtorye Sakharovskie chteniya: vseros. nauch.-prakt. konf. (Sankt-Peterburg, 22 yanv. 2010 g.). Saint Petersburg, 2010, 115. (In Russ.).

2. Bakhtina E. V. Bibliotekoved, pedagog i obshchestven-nyi deyatel' V. F. Sakharov (1901-1986): rekonstruk-tsiya nauchnoi biografii [Library researcher, educator and social activist V. F. Saharov (1901-1986): reconstruction of scientific biography]. Dis. ... kand. ped. nauk. Saint Petersburg, 2014. 260 p. (In Russ.).

Материал поступил в редакцию 10.12.2015 г.

Сведения об авторах: Колесникова Марина Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотековедения и теории чтения, Бахтина Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения,

Тимонин Вадим Петрович - архитектор, профессор кафедры интерьера и оборудования факультета дизайна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.