ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА О.Г. Туровец, д-р экон. наук, профессор
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
В статье рассматриваются особенности организации производства на предприятиях в условия экономического кризиса, дается представление о формах и методах работы предприятия в пер-иод спада и на этапе перехода к подъему и дальнейшему развитию производства
Разразившийся мировой экономический кризис оказывает существенное влияние на деятельность отечественных предприятий, обусловливая сокращение деловой активности и спад производства. При этом, перед руководителями предприятий возникают новые задачи по созданию механизмов, обеспечивающих адаптацию организации производства и управления деятельностью предприятия к изменившемся условиям. Эти механизмы должны быть сориентированы на проведение без существенных потерь периодов спада и выработку стратегии возрождения предприятия в период выхода из кризиса.
К сожалению исследователи, работающие в сфере организации и управления производством, как в нашей стране, так и за рубежом продолжительное время не вели достаточно активно поисков научнообоснованных решений, определяющих формы, методы и средства организации производственной деятельности в условиях кризисных ситуаций. Не ведется работа и по обобщению имеющегося опыта работы в условиях спада производства.
И ученые, и консультанты, и руководители предприятий основное внимание в своей работе сосредоточили на выявлении наиболее рациональных путей организации деятельности предприятий с целью достижения наибольшей эффективности производства, расширения объемов выпускаемой продукции, улучшения качества.
В последние годы в специальной литературе за рубежом появились, однако, работы в области управления при спаде, что обусловлено необходимостью выработки мер, способствующих преодолению трудностей, с которыми периодически сталкиваются предприятия в связи с возникновением различного рода критических ситуаций.
Специфика российских условий состоит в том, что поиск путей адаптации происходит в условиях не устоявшихся рыночных отношений и отсутствия апробированных на отечественных предприятиях инструментов антикризисного управления, а также недостаточных усилий по изучению практического опыта перестройки организации производства в условиях кризиса.
Нынешний финансово-экономический кризис ставит перед организационной наукой задачу поиска и научного обоснования направлений работы по осу-
ществлению планомерного свертывания организационной активности в кризисных условиях, решение задач выживания предприятия и его подготовки к последующему после завершения кризиса подъему. Для решения этой задачи необходимо разобраться в истоках тяжелого кризиса, в котором уже пребывают или в ближайшее время вступят отечественные предприятия.
По-видимому следует исходить из того положения, что нынешний кризис не только является классическим циклическим кризисом, присущим рыночной экономике и характеризуется падением спроса, нехваткой денежных ресурсов, разным сокращением инвестиционной активности. Кризис в России является также следствием наличия структурных диспропорций в экономике, слабости инновационного развития страны, низкой конкурентоспособностью продукции многих предприятий, серьезного отставания в области управления и организации производства.
В этих условиях представляется возможным при решении задачи адаптации предприятий к условиям кризиса с целью обеспечения его выживания и подготовки к посткризисному развитию рассмотреть ряд направлений организационной деятельности на предприятии в период кризиса.
На предприятиях уже определились первые шаги организационной работы в условиях спада. Это -сокращение численности персонала, ликвидация наличия эффективных программ, свертывания деятельности отдельных подразделений и т.п. Однако, мало вероятно, чтобы реализацией таких мероприятий предприятия имело бы достаточно высокие шансы пережить кризис и успешно подготовится к предстоящему после окончания кризиса подъему. Задача состоит в том, чтобы разработать и осуществить систему мер, позволяющих предприятию адекватно реагировать на изменения во внешней среде и внутренних условиях в кризисных ситуациях.
Поскольку нынешний финансово-
экономический кризис обусловлен, в значительной степени, изменениями в окружающей предприятия среде, необходимо выявление таких подходов, которые окажутся способными оказать положительное воздействие на преодоление предприятиями проблем внешнего воздействия.
К числу важнейших направлений организационной перестройки работы предприятий в условиях кризиса следует отнести изменение стратегии предприятия. Решающее значение приобретает определение главных направлений производственной деятельности и концентрация на них своих ограниченных ресурсов. Весьма тщательное и обоснованное планирование производственной стратегии должно быть направлено на достижение первоочередных целей: повышение конкурентоспособности продукции, освоение новых рынков сбыта, снижение затрат на производство и т. п.
Следующей задачей антикризисного управления следует считать проведение организационной перестройки, которая дала бы возможность привести в соответствие производственную и управленческую структуру предприятия требованиям внешней среды. Речь идет о таких мероприятиях как децентрализация управления производством, разукрупнение предприятия, образование дивизионных структур. При этом, в качестве критериев эффективности организационной перестройки следует считать не столько показатели прибыли, сколько устойчивость положения предприятия на рынке, прочность связи с ведущими заказчиками, общая экономичность производственного процесса. При этом, необходимо исходить из понимания того, что в период кризиса возникает проблема временного отказа от известных прогрессивных решений. Практика показывает, что в кризисных ситуациях руководители предприятий вынуждены проводить политику на сохранение влияния центральных служб управления (даже в условиях децентрализации), усиление формальных механизмов принятия решений, ужесточения контроля за ходом производства и финансового состояния предприятия, выбор краткосрочных стратегий и т. п.
В кризисных ситуациях весьма объемными и значительными должны быть меры поиска и реализации возможностей адаптации предприятия к новым условиям, носящий внутренний, внутрипроизводственный характер. Они должны быть направлены на повышение экономичности всех производственных и управленческих процессов, обеспечение высокой степени восприимчивости производства к требованиям рынка, повышение степени конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В условиях кризиса на первый план выдвигается задача повышения экономичности производственных процессов и систем управления. На отечественных предприятиях решение этой задачи требует организации постоянной работы по устранению всякого рода потерь. Должна вестись целенаправленная деятельность по выявлению источников потерь и оперативной разработке и реализации мер по ликвидации или существенному снижению размеров потерь. В условиях кризиса, когда предприятия испытывают недостаток оборотных средств в центре внимания руководителей и специалистов должны находится
задачи поиска организационных путей ускорения оборачиваемости оборотных средств, также как сокращение деятельности производственного цикла, нормирование и управление производственными запасами, организация бесперебойного движения процессов труда в производстве.
Сложной задачей является переориентация руководителей на усиление работы по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов. Необходимо иметь ввиду, что в последние годы доля живого труда в себестоимости резко и постоянно снижается. Основную часть издержек производство составляет материальные и энергетические затраты, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, затраты на транспортировку и хранение. Отсюда, следует требование акцентировать усилия коллективов на поиске резервов экономии материальноэнергетических ресурсов и совершенствование систем обеспечения и обслуживания производства.
В условиях кризиса существенно снижаются возможности инвестиций в совершенствование техники и технологии производства. Возникает задача более широкого использования возможностей организации как малокапиталоемкого фактора развития. Применение современных, эффективных форм и методов организации производства не требует массированных инвестиций, но позволяет существенно повысить эффективность производства за счет более полного использования производственного потенциала производства и сокращения потерь ресурсов.
Актуальной задачей в условиях кризиса является поиск возможностей роста производительности труда. Эта работа проводится при полном отсутствии или весьма незначительных инвестиций. Существенным резервом в этом случае может стать оптимизация структуры кадрового состава, повышение доли основных рабочих в общей численности рабочих, уменьшение количества работников занятых непроизводительным трудом или паразитно занятых людей.
Перед руководителями предприятий уже при выработке антикризисных мер должна четко вырисовываться задача встретить окончание кризиса будучи вооруженными и подготовленными к последующему после кризиса подъему. Должны быть выработаны стратегические подходы, позволяющие укрепить и расширить рыночные позиции предприятия. При этом, стратегия выхода предприятия из кризиса и перехода к подъему производства должна базироваться на двух постулатах: обеспечение существенного технического обновления производства и формирования эффективной организации производства непосредственно на предприятиях.
В значительной степени, с учетом низкой степени инновационной активности во-многих отраслях производства, в ближайшие годы успешное техническое переоснащение предприятий в целях производства конкурентоспособной продукции возможно, как это предлагают отечественные ученые и специалисты
на основе технического заимствования технологий и технических средств производства в развитых странах и решение задачи адаптации зарубежной техники и технологии к условиям функционирования отечественных предприятий.
В современных условиях имеющее место на многих предприятиях пренебрежение внутрифирменной организацией производства, внутрифирменным планированием и управлением является одной из основных причин застойных тенденций в уже новой, либеральной экономике России. Аналогичная ситуация была в США в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века. Когда капитаны американской промышленности дошли до этой идеи, то проблемы внутрифирменной организации приобрели характер национальной компании. И уже к началу 90-х годов многие предприятия производственные процессы и методы их организации на новых началах, что неминуемо сказалось на производительности и качестве работы американской промышленности.
Решая задачи повышения восприимчивости предприятия к требованиям рынка необходимо решить задачи формирования на предприятии соответствующего новым условиям организационноэкономического механизма освоения новых видов продукции и повышения организационной гибкости производства с целью создания условий для адаптации производства к частым изменения номенклатуры выпускаемой продукции и реализации этих изменений в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами.
Важной задачей, которую предстоит решать руководителям и специалистам предприятий в по-слекризисный период станет задача повышения скорости производства. Речь идет не только о поиске и реализации путей сокращения деятельности производственного цикла, уменьшение времени оборудования, ликвидации всякого рода перерывов, и использование возможностей логических принципов организации процессов товародвижения и т. п. Необходимо более активно использовать возможности саморегу-лируемых производственных систем: формирование самоуправлемых производственных бригад, переход на ячеистую структуру, внедрение группового произ-
водства, резервирование элементов производственного процесса.
Сложной проблемой является восстановление дееспособности коллектива, пострадавшей от влияния кризисных ситуаций. Кризис разрушает организационные и политические основы работы коллектива, снижает заинтересованность и ответственность работников, подрывает трудовую и производственную дисциплину. Задача восстановления дееспособности коллектива предполагает переформирование коллектива работающих на базе современных взглядов на желаемые характеристики корпоративной организационной культуры, правомерно понятие демократии, с использованием партисипативных методов управления. Руководителям предприятий надлежит вести продолжительную и напряженную работу, используя конечной целью формирование коллектива, способного эффективно функционировать в период подъема и послекризисного развития.
Литература
1. Бухалков М.И. Организационные факторы развития производства: монография / М.И. Бухалков. - М.: Экономика и финансы, 2005. -232 с.
2. Радиевский М.В. Организация производства: инновационная стратегия устойчивого развития предприятия: учебник / М.В. Радиевский. Мн.: НП ГУП «Управление», 2006.- 430 с.
3. Гогоктеев К. Управление производством: инструменты, которые работают / К. Гогоктеев, И. Матвеев. СПб.: Питер, 2008.- 251 с.
® 8 (4732)43-76-67
E-mail:[email protected] E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Организация производства, Финансово-экономический кризис, Антикризисное управление