УДК 656.13.08
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ-АВТОВЛАДЕЛЬЦАХ
12 2 В. А. Верзилин , В. П. Бычков , В. М. Заложных
1 - Воронежский филиал Российской академии государственной службы при Президенте РФ
2 - ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
vglta_up@mail.ru
Большое значение в комплексе мероприятий по совершенствованию организации автомобильных перевозок имеет профилактическая работа по безопасности дорожного движения, проводимая на предприятиях-автовладельцах. Это объясняется тем, что в современных условиях численность автопарка в стране стремительно растет. На дорогах увеличивается число водителей, не имеющих достаточных навыков вождения. Прекратили свою деятельность специализированные государственные и общественные формирования, занимающиеся вопросами обеспечения безопасности дорожного движения. Все это свидетельствует о крайней напряженности в обеспечении правопорядка на дорогах страны.
Особенно это касается различных предприятий и организаций, не являющихся в чистом виде автотранспортными, но имеющими в своем составе транспортные цеха или определенное количество автотранспортных средств, к которым, в частности, относятся лесопромышленные и ле-сохозяйственные предприятия, деревообрабатывающие, мебельные комбинаты и пр. Лесопромышленные организации осуществляют перевозки древесины как внутри предприятия, так и за его пределами, вывозя лесопродукцию потребителям по
дорогам общего пользования. Деревообрабатывающие и мебельные предприятия доставляют свои изделия на значительные расстояния, как в своем регионе, так и за его пределами. В зависимости от размеров предприятия в их составе насчитывают десятки единиц автопарка. Так, например, фирма «Мебель Черноземья» имеет в своем составе в настоящее время автопарк в количестве 127 единиц подвижного состава.
Вместе с уменьшением размеров автопарка во многих предприятиях сокращены службы и инженерно-технические работники по безопасности дорожного движения, не выполняются предрей-совые и послерейсовые медицинские осмотры, не ведется работа по повышению профессиональной подготовки водителей и технического персонала, не проводится работа по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, не проводится проверка технического состояния подвижного состава юридических лиц при выпуске их на линию [1]. Таким образом, автовладельцы не выполняют обязанности по профилактике безопасности движения, предусмотренные Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ.
Водитель является основным звеном
в обеспечении безопасности движения. Известно, что около 75 % ДТП на дорогах нашей страны происходит по вине водителей автолюбителей. Согласно статистическим данным, наибольшее число ДТП совершается водителями со стажем до трех лет. Наблюдающийся в настоящее время рост количества транспортных средств ведет к повышению доли водителей с малым стажем и, соответственно, к увеличению числа ДТП. Поэтому система совершенствования профессионального мастерства водителей играет важную роль в повышении безопасности движения. Это возможно только при надлежащем оснащении учебных заведений для подготовки водителей современными техническими средствами обучения (тренажерами, стендами, приборами и учебно-тренировочными автодромами).
Отмечая относительно невысокий удельный вес ДТП из-за технических неисправностей транспортных средств от общего количества ДТП, следует учитывать, что эти происшествия отличаются высокой тяжестью последствий. К числу основных видов неисправностей, приводящих к ДТП, относятся неисправности рабочей тормозной системы (13 % от общего числа ДТП по причине технической неисправности), рулевого управления (7 %), внешних световых приборов (9 %), а так же колес и шин (4 %).
Наличие нормативной базы, четко определяющей стратегию и тактику работы, формы и методы деятельности службы, - одно из важнейших условий ее эффективности. В декабре 2000 г. приказом министра внутренних дел Российской Фе-
дерации № 1240 утверждено «Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения», которое принципиально изменило подходы к решению стоящих перед инспекцией проблем.
Основными видами контроля за соблюдением юридическими лицами требований нормативно-правовых актов являются плановые, внеплановые и контрольные проверки по выполнению ранее выданных предписаний.
Проверки транспортных средств при выпуске их на линию проводятся не реже 2-х раз в год в том случае, если юридическое лицо зарегистрировано в городе и имеет не менее 50 единиц транспорта или зарегистрировано в сельских населенных пунктах при наличии 25 единиц транспорта. Проверки иных юридических лиц проводятся не реже 1 раза в год.
Плановые проверки предприятий проводятся не реже одного раза в 2 года. При их проведении контролируется выполнение юридическими лицами следующих обязанностей, предусмотренных федеральным законом № 196-ФЗ от 1995 года и прочими нормативно-правовыми актами:
- реализация мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, повышению профессионального мастерства водительского состава и иных требований в соответствии с Положением об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами;
- соблюдение требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
- соблюдение требований Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации;
- соответствие технического состояния транспортных средств, выпускаемых на линию, требованиям нормативных правовых актов.
Предприятия и индивидуальные предприниматели, располагающие собственным автопарком, должны быть готовы к этим проверкам и выполнять все необходимые работы по ремонту подвижного состава и выполнению других вышеперечисленных функций.
Кроме плановых проверок Государственная инспекция должна проводить внеплановые по каждому случаю совершения ДТП, повлекших гибель 5 и более человек и (или) ранение 10 и более человек с участием транспортных средств юридических лиц или по вине их водителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также при превышении транспортными средствами юридических лиц средних по району, городу, округу относительных показателей аварийности и низкой транспортной дисциплины водителей.
Контрольная проверка проводится по истечении сроков устранения недостатков, выявленных Государственной инспекцией в ходе плановых и внеплановых проверок.
Контроль за техническим состоянием
подвижного состава является одной из важнейших функций автотранспортных предприятий. Он направлен на решение главной задачи - обеспечение соблюдения собственниками транспортных средств законодательства Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, стандартов и технических норм по вопросам безопасности дорожного движения, а также проведения мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, интересов общества и государства.
Предприятия и индивидуальные предприниматели-автовладельцы контроль за техническим состоянием транспортных средств должны осуществлять не эпизодически, а постоянно, т.е. ежедневно. Он осуществляется при выпуске автомобилей на линию. Данные ежедневного учета выпуска автомобилей на линию и возвращения их с линии используются не только для контроля за техническим состоянием подвижного состава, но и для контроля за использованием исправных автомобилей.
Большое значение в комплексе мероприятий по предупреждению ДТП имеет контроль со стороны предприятий за работой водителей на линии. Нужны меры, направленные на совершенствование контроля за соблюдением установленных режимов труда и отдыха водителей, особенно на междугородних и международных перевозках грузов и пассажиров. Транспортные средства, осуществляющие такие перевозки, для проверки должны быть оборудованы приборами учета времени
работы водителей (тахографами), контролирующими их исправное состояние. Это объясняется тем, что на указанных перевозках утомляемость водителей является одной из главных причин ДТП, в том числе с особо тяжкими последствиями.
Регистрация параметров на тахографе осуществляется на диаграммном диске или во флеш-памяти устройства. Установка тахографов на автомобиль регламентирована законодательством Российской Федерации.
Анализ тахографов позволяет оценить профессиональные качества водителей и манеру вождения, что способствует сокращению затрат в результате повышения срока службы шин, тормозных накладок, увеличению моторесурса двигателя, уменьшению количества ремонтных работ и увеличению коэффициента выпуска парка.
Кроме того, установленный на транспортном средстве тахограф является надежной защитой от необъективного расследования ДТП. Показания тахограмм принимаются при судебных разбирательствах владельцами грузов и страховыми компаниями, что особенно важно, когда перевозится дорогостоящий груз. Водитель также защищен от необоснованных обвинений сотрудников инспектирующих органов.
Первые результаты использования тахографов показали, что маршруты стали короче на 10-12 %.
Затраты на горюче-смазочные материалы снизились на 12-15 % [2].
Количество ДТП с участием автотранспорта, оснащенного тахографами,
снизилось в среднем на 22 %, количество ДТП со смертным исходом - на 54,5 %, межаварийный пробег возрос в 2,5 раза.
В общем случае система контроля передвижений автомобиля с помощью тахографа обеспечивает:
- повышение эффективности работы автопарка благодаря объективному документированию поездок;
- уменьшение стоимости эксплуатации и уменьшение воздействия на окружающую среду благодаря экономичному способу езды;
- повышение безопасности движения благодаря соблюдению режимов труда и отдыха;
- объективный учет времени для начисления заработной платы и затрат;
- возможность записи времени включения и продолжительности работы дополнительных агрегатов.
С 23 января 2012 г. тахограф стал непременным атрибутом технической комплектации грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3,5 т и автобусов с числом посадочных мест более 8.
В настоящее время для контроля за работой водителей на линии широко используется сотовая связь, а также спутниковая связь.
На каждом предприятии, располагающем собственным автопарком, ведется учет нарушений правил дорожного движения водителями, а также дорожно-транспортных происшествий. Это позволяет разрабатывать конкретные мероприятия по их предупреждению, которые включаются в план профилактической работы по безопасности дорожного движения, прово-
димой на предприятии. Кроме того, ведется учет показателей дымности дизельных двигателей и содержания окиси углерода и углеводородов бензиновых двигателей, что дает возможность для своевременного принятия мер по снижению вредных компонентов в отработанных газах при эксплуатации автомобилей. В современных условиях эти меры имеют большое экологическое значение, особенно в крупных городах, в которых автомобильный транспорт выступает как основной загрязнитель атмосферной среды.
В системе профилактики дорожных происшествий важнейшее место занимают экономические методы управления данной сферой, создающие условия, при которых аварийная эксплуатация транспорта невыгодна предприятию, учреждению, отдельному лицу.
Масштабы деятельности по повышению уровня безопасности дорожного движения и соответственно ее результаты во многом определяются финансовыми средствами, которые могут быть выделены на ее осуществление.
Поскольку решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения требует значительных капитальных вложений, то одним из источников финансирования данной деятельности может служить привлечение средств страховых компаний. Мы считаем, что в нашей стране необходимо установить налог на страховые взносы, а также кредиты, поощряющие спонсорство частных фирм, в особенности страховых, в работе по обеспечению безопасности дорожного движения. Из практики большинства экономически раз-
витых стран Европы и Северной Америки известно много примеров успешного и обоюдовыгодного сотрудничества государственных органов и страховых фирм в данной области. Так, специальным налогом на безопасность движения в размере одного процента от страховых взносов облагаются все страховые фирмы Финляндии на протяжении 40 лет. Собираемые таким образом средства направляются на пропагандистскую деятельность, воспитание участников дорожного движения, внедрение системы информационного обеспечения.
С проблемами финансирования тесно связаны вопросы формирования правильной амортизационной политики в данной сфере, обеспечивающей полное начисление амортизации до списания транспортных средств и гарантирующей целевое использование накопленных средств на обновление подвижного состава [1]. Негативным фактором на сегодняшний день является наличие в составе автопарка большого количества транспортных средств со сроками эксплуатации, превышающими амортизационные нормативы. В целях решения данной проблемы предлагается разработать систему экономических рычагов, стимулирующих владельцев транспортных средств к списанию техники, вырабатывающих свой ресурс.
Взамен изношенных автотранспортных средств целесообразным вариантом, на наш взгляд, является приобретение новых по лизингу. Выбору вида лизинга (оперативного, финансового или возвратного) должны предшествовать тщательные экономические расчеты. При этом выбира-
ется тот вид, который позволяет обеспечить минимальную сумму затрат, связанных с приобретением и эксплуатацией автомобиля.
Важным элементом профилактических работ по повышению уровня технической готовности подвижного состава предприятия, имеющих свой автопарк, в современных условиях является выполнение технического обслуживания и ремонта на специализированных автосервисных предприятиях. Сеть таких предприятий на территории городов достаточно широкая. Они выполняют самые разнообразные операции при более высоком качестве, поскольку располагают современным оборудованием, квалифицированными рабочими, особенно фирменные станции технического обслуживания [3]. Использование автосервисных предприятий особенно актуально для малых автотранспортных предприятий, в которых, как правило, отсутствует необходимое оборудование и его приобретение является экономически нецелесообразным.
Значительный моральный и материальный ущерб участников дорожного движения (водителей, пешеходов, пассажиров) и перевозочного процесса (грузоотправителей, грузополучателей, автотранспортных предприятий), возникающий вследствие ДТП, объективно предполагает необходимость страховой защиты как физических и юридических лиц, являющихся непосредственными участниками конфликта, так и третьих лиц, случайно пострадавших в ДТП.
В обязанности автовладельцев в настоящее время входит страхование транс-
портных средств, как один из важнейших рычагов снижения социально-
экономических последствий от ДТП.
Страхование на автомобильном транспорте состоит из комплекса страховых услуг, включающих несколько видов страхования, объединенных одним классом страховых рисков, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств.
Основными видами страхования на автомобильном транспорте являются: обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, добровольное страхование пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев, страхование средств транспорта организаций и граждан, страхование грузоперевозок, добровольное страхование автогражданской ответственности и др.
Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 25.04.2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», введенного в действие с 1 июня 2003 года, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации.
Согласно статье 3 вышеуказанного закона «основными принципами обязательного страхования являются: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах установленных Федеративным
законом; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения».
В соответствии с действующим законодательством, возмещение вреда владельцу источника повышенной опасности производится в полном объеме и вне зависимости от его вины.
Страхование ответственности автовладельцев может осуществлять любая страховая компания, имеющая лицензию и являющаяся членом профессионального объединения страховщиков, каковым является Российский союз автостраховщиков.
Лидерами на Федеральном рынке ОСАГО в настоящее время являются группа компаний «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», ОСАО «Ингострах», доля которых в совокупном объеме страховой премии составляет соответственно 32,8, 10,3 и 5,5 %.
Большое значение при страховании имеет оценка ущерба от ДТП, который включает прямые и косвенные экономические потери [1, 4].
Для оценки потерь из-за выбытия человека из сферы производства используется метод общих доходов. Основой этого метода является выражение в денежной
форме экономической пользы, которую общество получит благодаря тому, что предотвратит гибель человека в ДТП. Для выполнения расчетов по каждой составляющей потери от ДТП можно использовать методику оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП [5], разработанную государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта.
Совершенствование организации профилактической работы по безопасности дорожного движения на предприятиях, располагающих собственным автопарком (специализированных транспортно-
логистических предприятиях, предприятиях промышленности, строительства, сельского хозяйств и др.), позволит уменьшить число ДТП на улицах населенных пунктов и дорогах, уменьшить социально-экономические потери. Все это имеет огромное значение в условиях широкомасштабной автомобилизации нашей страны в современных условиях.
Библиографический список
1. Верзилин В.А., Безопасность дорожного движения: организация, эффективность, перспективы развития. Воронеж, «Научная книга», 2005. 328 с.
2. Лянденбургский В.В., Родионов Ю.В., Кравченко Е.В. Система контроля передвижения автомобиля // Автотранспортное предприятие, 2012. № 2. С. 24-27.
3. Бычков В.П. Экономика предприятия и основы предпринимательской деятельности в сфере автосервисных услуг. М.: ИНФРА-М, 2011. 385 с.
4. Заложных В.М., Экономическая оценка последствий дорожно-транспортных происшествий. Воронеж: ВГЛТА, 2011. 210 с.
5. Методика оценки и расчета норма-
тивов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий Р-03112199-0502-00 Утв. Минтрансом РФ 2000.
УДК: 331.2 + 338.43
ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ КОММЕРЧЕСКОГО
РАСЧЕТА
12 1 В. Г. Дробышев , В. В. Мосейчук , О. А. Старожилова
1 - ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет» им. императора
Петра I
2 - ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
slavik-8@rambler.ru
Организация морального и материального стимулирования работников оказывает очень большое влияние на эффективность работы предприятия и поэтому должна постоянно находиться в поле зрения у руководства. Плохо замотивирован-ный работник не станет работать с полной отдачей и стремиться к достижению наивысших показателей в своей работе.
Рассматривая мотивацию как совокупность побудительных сил человеческой деятельности для достижения поставленной цели, отдельные руководители отдают приоритет только материальному стимулированию за проделанную работу, считая материальное поощрение основой мотива-ционной составляющей. Очень часто молодые руководители предприятий недооценивают значение морального стимулирования, считая набор стимулов морального плана не столь существенным в условиях господства денег.
Известно, что труд в сельскохозяйственном производстве всегда оплачивался значительно ниже, чем в других сферах экономики. Проведенное изучение организации оплаты труда работников по отдельным сферам и отраслям производства показало, что нынешнее состояние российской экономики характеризуется необоснованными и значительными межотраслевыми диспропорциями в уровне заработной платы.
Так, в 2009 году в России среднемесячная заработная плата в целом по экономике составила 18637 р., а в сельском хозяйстве она сложилась на уровне 9619 р. (или 51,6 % к среднероссийскому уровню), в строительстве - 18862 р. (101,2 %), в сфере производства и распределении электроэнергии, газа и воды - 21554 р. (115,6 %), на предприятиях транспорта и связи - 22400 р. (120,2 %), в отраслях по добыче полезных ископаемых -