Управление. Моделирование. Информатика
DOI: 10.12737/8516 УДК 656.96
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ МОНИТОРИНГА И
КОНТРОЛЯ ДОСТАВКИ МЕБЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
доктор технических наук, профессор В. И. Прядкин1 Д. В. Бычков2
кандидат экономических наук, доцент М. А. Шибаев1 1 - ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», г. Воронеж, Российская Федерация 2 - Агентство по инновациям и развитию Воронежской области, г. Воронеж, Российская Федерация
Автомобильный транспорт играет важную роль в функционировании мебельной промышленности. Он участвует во всех стадиях товародвижения, включая доставку сырья и материалов на предприятия, их внутри производственные перемещения и доставку готовой продукции до потребителей. Основными видами грузов, перевозимых при обслуживании мебельных предприятий, являются заготовки из древесины, детали деревянной тары, строганный и лущеный шпон, древесные плиты, мебельные детали, мебель и другие. Наибольшая доля в общем объеме перевозок приходится на мебель. Отличительными особенностями мебели, как вида груза, являются: широкая номенклатура, включающая десятки наименований, легкая повреждаемость под влиянием ударных нагрузок и атмосферных осадков, высокая цена единицы изделия на товарном рынке; относительно большие габариты изделий. Данные особенности оказывают влияние на требования к качеству доставки мебели потребителям, включая её сохранность и своевременность доставки. Многие страховые компании предоставляют скидки на страхование грузов при наличии систем мониторинга и контроля работы автомобилей. Одним из эффективных и объективных методов контроля за работой автомобильного транспорта является тахографический контроль. Показания тахографа являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде, но данный прибор не регистрирует конкретного водителя, управляющего транспортным средством, а также не регистрирует уровень его усталости. На современных автомобилях целесообразно устанавливать систему идентификации личности, совместно с системой, следящией за биологической активностью водителя, позволяющие осуществлять экспресс-контроль состояния водителя. Применение тахографического контроля, систем идентификации личности и контроля усталости водителя позволяет обеспечить возможность полного и объективного инструментального контроля водителя, при этом уточнение режима труда и отдыха каждого члена экипажа позволяет в итоге повысить безопасность дорожного движения и сохранность перевозимого груза.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, перевозка мебели, автотранспортное предприятие, тахограф, контроль движения.
318
Лесотехнический журнал 4/2014
Управление. Моделирование. Информатика
INNOVATIVE ACTIVITY IN THE FIELD OF MONITORING AND CONTROLLING DELIVERY OF FURNITURE BY ROAD TRANSPORT
DSs in Engineering, Professor V. I. Pryadkin1
D. V. Bychkov2
PhD in Economics, Associate Professor M. A. Shibaev1 1 - FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies», Voronezh, Russian Federation 2 - Agency for Innovation and Development of Voronezh region, Voronezh, Russian Federation
Abstract
Road transport plays an important role in the functioning of the furniture industry. It participates in all stages of product distribution, including the delivery of raw materials to the enterprises in their move production and delivery of finished products to consumers. The main types of goods transported during maintenance of furniture enterprises are workpiece of wood, wooden packaging details, sliced and peeled veneer, wood-based panels, furniture parts, furniture and others. The largest share in total traffic is accounted for furniture. The distinctive features of the furniture as a kind of cargo are: wide range, which includes dozens of names, light damageability under the influence of impact and precipitation, high unit price of products on the market; relatively large size of products. These features have an impact on the quality requirements for delivery of furniture to consumers, including its safety and timely delivery. Many insurance companies offer discounts on insurance of goods in the presence of the monitoring and control of vehicles. One of the most effective and objective methods of control over the work of road transport are tachograph control. Indications of tachograph are legally recognized data before a court, but this unit does not record the specific driver driving a vehicle, and does not register its level of fatigue. On modern cars it is advisable to establish a system of identification, together with a system for tracking biological activity of the driver that enable rapid condition monitoring of the driver. The use of the tachograph control, systems of identification and control of driver fatigue allows the possibility of complete and objective tool control of the driver, and the refinement of the work and rest of each crew member as a result it allow improving road safety and security of cargo.
Keywords: road transport, furniture transportation, motor company, tachograph, motion control.
Транспорт играет важную роль в функционировании мебельной промышленности. Он участвует во всех стадиях товародвижения, включая доставку сырья и материалов на предприятия, их внутри производственные перемещения и доставку готовой продукции (мебели) до потребителей. Основными преимуществами автомобильного транспорта является экономичность, быстрота доставки, гибкое пла-
нирование маршрутов. По цене и скорости исполнения данный вид грузоперевозок рассматривается после авиаперевозок [1].
Основными видами грузов, перевозимых при обслуживании мебельных предприятий, являются заготовки из древесины, детали деревянной тары, строганный и лущенный шпон, древесные плиты, мебельные детали, мебель и другие. Наибольшая доля в общем объеме перевозок приходится на ме-
Лесотехнический журнал 4/2014
319
Управление. Моделирование. Информатика
бель (около 60 %). Отличительными особенностями мебели, как вида груза, являются: широкая номенклатура, включающая десятки наименований, легкая повреждаемость под влиянием ударных нагрузок и атмосферных осадков, высокая цена единицы изделия на товарном рынке; относительно большие габариты изделий. Перечисленные особенности оказывают сильное влияние на требования к качеству доставки мебели потребителям, включая её сохранность и своевременность доставки. Поэтому на практике мебельные предприятия часто прибегают к страховой защите.
Защита груза от всяких неприятностей - от дорожно-транспортных происшествий, когда существует вероятность повреждения или гибели груза, до посягательств на груз со стороны третьих лиц, реализуется в нескольких вариантах. Первый вариант - страхование ответственности перевозчика, второй - страхование груза его собственником. Смешанный вариант страхования ответственности перевозчика и страхования собственником. По нашему мнению, самым предпочтительным вариантом для основной массы грузов является первый. Особо дорогие, стоимость в десятки миллионов рублей, требуют дополнительного страхования. Крупные транспортные компании тесно взаимодействуют с такими страховыми компаниями как КАСКО, ОСАГО.
Многие страховые компании предоставляют скидки на страхование грузов при наличии систем мониторинга и контроля работы автомобилей.
Большое развитие система мониторинга и контроля движения имеет при пе-
ревозке дорогостоящих грузов на большие расстояния. В России имеются крупные мебельные предприятия, которые доставляют свою продукцию в другие регионы страны и за рубеж. Так, например, ОАО ХК «Мебель Черноземья» ведет маркетинговую политику, направленную на развитие собственной розничной сети магазинов и формирование региональных представительств оптовой торговли. Собственная розничная сеть предприятия насчитывает 56 фирменных магазинов-складов более чем в 20 регионах России. Кроме того активно функционирует и развивается разветвленная сеть торговых представительств, насчитывающих более 200 торговых партнеров во всех регионах России и в странах ближнего зарубежья. Доставка мебели осуществляется собственным автомобильным транспортом. Производственная компания ООО «Ангстрем» активно развивает собственную розничную сеть мебельных салонов не только в г. Воронеже, но и в 20 городах России, включая Москву, Санкт-Петербург, Новороссийск, Красноярск. Основными поставщиками сырья являются деревообрабатывающие предприятия Москвы и Белоруссии. Доставка сырья на предприятия и вывоз готовой продукции осуществляется привлеченным автомобильным транспортном.
Большое значение при междугородных и международных перевозках мебели имеет применение системы мониторинга и контроля движения «Авторекер», которая позволяет осуществлять: контроль местоположения транспорта, что позволяет оперативно реагировать на любые изменения ситуации; контроль пробега и маршрутов движения,
320
Лесотехнический журнал 4/2014
Управление. Моделирование. Информатика
что полностью исключает нецелевое использование транспорта; контроль ГСМ, который дает прямое уменьшение эксплуатационных расходов за счет исключения нецелевого использования ГСМ; контроль скоростного режима, что исключает порчу груза при перевозке и снижает износ транспортного средства; контроль стиля вождения каждого водителя, что дает возможность в случае аварии получить подробную информацию о том, нажал ли водитель педаль тормоза, был ли пристегнут ремнем безопасности, был ли выключен ближний свет. Все эти данные помогают определить виновного при происшествии.
Система Автотрекер используется во многих странах мира, опыт применения этой системы мониторинга и контроля движения позволил уточнить норматив расхода топлива в меньшую сторону. В случае массового внедрения системы на междугородних и международных перевозках в России экономия топлива положительно повлияет на энергоемкость российской экономики.
Решение по применению системы Автотрекер рассматривается как инновационное, которое способствует улучшению организации перевозок и повышению эффективности использования подвижного состава [2].
Разработка системы мониторинга и контроля в настоящее время успешно применяется в России в транспортной компании Интертрансавто, которая специализируется на доставке грузов из Европы в Россию собственным автомобильным транспортом. Перевозки выполняются регулярными рейсами. Регулярность рейсов обеспечивает вы-
сокую скорость доставки, а постоянное наличие автомобилей в местах загрузки. В России имеется опыт системы мониторинга и контроля движения при перевозке мебели, осуществляемой мувинговыми фирмами при перевозке мебели и хранении вещей в период перевозки из квартиры в квартиру, из офиса в офис в междугородном и международном сообщении. У клиента имеется возможность всегда быть в курсе состояния своего перевозимого имущества, поскольку диспетчеры компании периодически сообщают о местоположении груза.
Мувинговая фирма предоставляет для выполнения всех этапов работ опытный персонал, которому можно доверять даже антикварную мебель. Специалисты фирмы знают о правильной упаковке, маркировке, погрузке- разгрузке и транспортировке имущества заказчика все, поэтому им доверяют даже очень дорогую мебель. Грузчики относятся к каждому объекту, подлежащему перевозке, с должным вниманием, тщательно упаковав и бережно перенеся его в специально оборудованное транспортное средство.
Только ответственный подход и солидный опыт подобных работ позволяют специалистам транспортной компании довести сложный процесс междугородной перевозки мебели до своего логического завершения.
В настоящее время в нашей стране осуществляется совершенствование перевозочных технологий на основе оснащения автотранспортных средств навигационными устройствами при использовании спутниковых систем (ГЛОНАСС/ GPS) в первую очередь на междугородных и между-
Лесотехнический журнал 4/2014
321
Управление. Моделирование. Информатика
народных маршрутах. Это способствует повышению эффективности функционирования автотранспортной отрасли за счет улучшения эксплуатационных показателей работы автомобиля. Предусматривается оснащение навигационными системами не менее 15 % парка грузовых автомобилей, занятого на междугородных и международных перевозках грузов, увеличение доли грузовых автомобилей, оснащенных навигационными системами к 2015 году до 35 % и к 2030 году до 100 % [3].
Основными причинами дорожнотранспортных происшествий с тяжелыми последствиями являются употребление алкоголя, повышение скорости движения, усталость водителя, вызванная нарушениями режимов труда и отдыха. Это положение распространяется как на нашу страну, так и на зарубежные страны.
Мировая практика свидетельствует, что одним из эффективных и объективных методов контроля, профилактики и предупреждений нарушений правил дорожного движения со стороны автомобильного транспорта является тахографический контроль.
Тахограф представляет собой бортовой прибор, предназначенный, независимо от водителя, измерять скорость движения транспортного средства, пробег, время в пути и время отдыха. По типу тахографы бывают цифровые и аналоговые. Первые тахографы представляли собой электронномеханический прибор, на диаграммный диск которого записывались параметры режимов движения. Тахограмма, нанесенная на бумажный диск, позволяет оценить правильность соблюдения водителем предписанного маршрута, контроль пройденного расстоя-
ния, остановки, простои и мастерство вождения. Однако аналоговые тахографы имеют существенные недостатки, прежде всего их система защиты далеко не совершенна, так как диски легко подделывалются, а расшифровка диаграммы весьма трудоемка на дорогостоящем оборудовании.
Принципиальное отличие цифрового тахографа от электронного способа записи информации, наличие энергонезависимой памяти, способной хранить информацию в течение одного года, и очень серьёзная защита от несанкционированного доступа к данным, записанным в память.
Одна из главных особенностей цифрового тахографа - высокая степень надежности и защиты. В противовес электронно-механическому, обмануть цифровой тахограф практически нереально. В отличие от аналоговых приборов, это устройство невозможно вскрыть, и изменить каким-либо образом записанную информацию. Вся информация записывается на индивидуальную карту водителя и передается в центральный компьютер автотранспортного предприятия. Устройство удобно в обращении и позволяет детально регистрировать обширный объем информации. Еще одно преимущество прибора - быстрота обработки данных и оперативность контроля в любое время и в любой ситуации с помощью специальной идентификационной карты. Использование цифровых тахографов позволяет моментально распечатать отчет с указанием всех нарушений или информацию, которая передается из тахографа на компьютер. Дальнейшая обработка сводится к введению данных по всему парку подвижного
322
Лесотехнический журнал 4/2014
Управление. Моделирование. Информатика
состава, что позволяет получать сведения о водителях, автомобилях, их загрузке, простоях. При этом база данных легко совмещается с уже имеющейся автоматизированной системой управления автотранспортным предприятием.
Цифровой тахограф в качестве дополнительной функции может осуществлять навигационную привязку местоположения автомобиля на протяжении всего рейса через спутниковую систему, а так же автоматизировать фиксацию маршрута автомобиля от начального до конечного пунктов. Возможность подключения тахографа к системам сотовой и спутниковой связи, позволяет контролировать действия водителей прямо из диспетчерской транспортной компании.
В тахографах нового поколения предусмотрена система предупреждающих сигналов о превышении скорости, допустимого времени непрерывного вождения, регламента суточного или двухнедельного вождения благодаря встроенным многофункциональным цифровым индикаторам, выполняющим роль подсказчиков.
Опыт применения тахографов показал, что количество дорожно-транспортных происшествий с участием автотранспорта снизилось на 22 % , число происшествий с летальным исходом на 54,5 % . Межремонтный пробег увеличился в 2,5 раза, затраты на ГСМ сократились на 12-15 % [3, 4].
При тахографическом контроле особое внимание уделяется именно двум принципам: объективности и неотвратимости наказания. Показания тахографа являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспорт-
ном контроле на дорогах, но данный прибор не регистрирует конкретного водителя, управляющего транспортным средством в момент дорожно-транспортного происшествия или же при нарушении правил дорожного движения, а также не регистрирует уровень его усталости. Поэтому в настоящее время разрабатываются системы видеоидентификации личности водителя в совокупности с методами спутниковой навигации для учета режимов труда и отдыха водителей транспортных средств [4].
Применение системы видеоидентификации личности водителя предусматривает использование видеокамеры в кабине транспортного средства. С технической точки зрения препятствий для использования данной системы нет.
Причиной примерно 25 % всех аварий на дорогах является усталость водителя и как следствие засыпание за рулем. Наибольший риск засыпания наблюдается в дальних поездках при международных и междугородних перевозках, особенно в темное время суток и монотонных дорожных условиях. Практика показывает, что через каждые четыре часа непрерывного вождения реакция водителя снижается в два раза, через восемь часов в шесть раз
[5]. Поэтому на современных автомобилях наиболее часто устанавливают системы, следящие за биологической активностью водителя, позволяющие осуществлять экспресс-контроль состояния водителя.
Системы контроля биологической активности водителя обеспечивают непрерывный контроль физиологического состояния водителя транспортного средства, и предотвращают переход водителя из ак-
Лесотехнический журнал 4/2014
323
Управление. Моделирование. Информатика
тивного состояния в состояние психической релаксации или дремотную стадию сна [6]. Эти системы отслеживают критический уровень бодрствования - состояния, при котором водитель работоспособен, но количество совершаемых ошибок может резко увеличиваться. Система предлагает сделать перерыв для отдыха путем предупреждающего звукового сигнала или сигнала на панели приборов - «чашка кофе».
Определение наступления усталости водителя осуществляется различными способами путем оснащения транспортных средств биомерическими датчиками, с помощью которых можно контролировать важные для здоровья показатели это пульс, частоту дыхания, проводимость кожи и другие. С этой целью транспортные средства оборудуют проводящей накладкой на ободе рулевого колеса или браслетами для измерения частоты пульса водителя; пьезоэлектрического датчика в ремне безопасности для мониторинга частоты дыхания и другими.
Применение тахографического контроля, систем идентификации личности и контроля усталости водителя обеспечивает возможность полного и объективного инст-
рументального контроля водителя, при этом уточнение режима труда и отдыха каждого члена экипажа позволяет в итоге повысить безопасность дорожного движения.
Выводы:
1. Таким образом, у производителей мебели в современных условиях есть богатые возможности в использовании инновационных разработок при мониторинге и контроле доставки потребителю мебели и мебельных изделий. Это позволит существенно повысить качество и эффективность использования подвижного состава, а так же снизить потери мебельных предприятий по причине неудовлетворительной работы транспорта.
2. Применение инновационных походов при выполнении международных и междугородних перевозок различных грузов обеспечивает объективный контроль за соблюдением водителями режима труда и отдыха, что в итоге повышает безопасность дорожного движения и сохранность перевозимого груза.
3. Реализация инновационных подходов может быть использована различными структурами автотранспортного комплекса Российской Федерации.
Библиографический список
1. Улицкий, М. П. Основные направления модернизации автотранспортного комплекса [Текст] / М. П. Улицкий, Е. А. Башкатова // Вестник МАДИ. - 2013. - Вып. 2 (33). - С.37-42.
2. Бычков, В. П. К вопросу об активизации инновационной деятельности на автомобильном транспорте [Текст] / В. П. Бычков, В. И. Прядкин // Автотранспортное предприятие. - 2014. - № 2. - С. 26-29.
3. Власов, В. М. Особенности использования на наземном транспорте телематических бортовых регистрирующих устройств [Текст] / В. М. Власов, Д. Б. Ефименко // Средства и технологии телематики на автомобильном транспорте : сб. науч. тр. МАДИ. - М., 2008. - С. 98-108.
4. Власов, В. М. Разработка основных принципов и алгоритмов учета и контроля режимов труда и отдыха водителей автотранспортных средств на основе использования автома-
324
Лесотехнический журнал 4/2014
Управление. Моделирование. Информатика
тической видеоиндентификации и спутниковой навигации [Текст] / В. М. Власов, В. Н. Бо-гумил, Д. Б. Ефименко, И. В. Конин // Вестник МАДИ. - 2014. - Вып. 2 (37). - С.71-76.
5. Грановский, В. А. Безопасность движения на автомобильном транспорте [Текст] / В. А. Грановский, Е. А. Кравченко. - Краснодар : КубГТУ, 2004. - Ч.1. - 96 с.
6. Макушакян, К. Г. О психологическом состоянии водителя транспортного средства [Текст] / К. Г. Макушакян, М. А. Киселев // Автотранспортное предприятие. - 2013. - № 12. - С. 37-40.
References
1. Ulitsky M.P., Bashkatova E.A. Osnovnye napravlenija modernizacii avtotransportnogo kom-pleksa [The main directions of modernization of motor transport complex]. Vestnik MADI -Bulletin of MADI, 2013, Iss. 2 (33), pp. 37-42. (In Russian).
2. Bychkov V.P., Pryadkin V.I. K voprosu ob aktivizacii innovacionnoj dejatel'nosti na avto-mobil'nom transporte [On the question of innovation activity in road transport]. Avtotransportnoe predprijatie - Motor Company, 2014, no. 2, pp. 26-29. (In Russian).
3. Vlasov V.M., Efimenko D.B. Osobennosti ispol'zovanija na nazemnom transporte telema-ticheskih bortovyh registrirujushhih ustrojstv [Features of use of land transport telematics on-board recording devices]. Sredstva i tehnologii telematiki na avtomobil'nom transporte: Sb. nauch. tr./. MADI [Means and telematics technology in road transport: Call. Scientific. Works. / MADI]. Moscow, 2008, pp.98-108. (In Russian).
4. Vlasov V.M., Bogumil V.N., Efimenko D.B., Konin I.V. Razrabotka osnovnyh principov i algoritmov ucheta i kontrolja rezhimov truda i otdyha voditelej avtotransportnyh sredstv na osnove ispol'zovanija avtomaticheskoj videoindentifikacii i sputnikovoj navigacii [Development of guidelines and algorithms for control and accounting of work and rest regimes of drivers of motor vehicles through the use of automatic video identification and satellite navigation]. Vestnik MADI -Bulletin of MADI, 2014, Iss. 2 (37), pp.71-76. (In Russian).
5. Granovsky V.A., Kravchenko E.A. Bezopasnost' dvizhenija na avtomobil'nom transporte [Traffic safety in road transport]. Krasnodar, 2004, Part. 1, 96 p. (In Russian).
6. Makushakyan K.G., Kiselev M.A. O psihologicheskom sostojanii voditelja transportnogo sredstva [On the psychological condition of the driver of a vehicle]. Avtotransportnoe predprijatie -Motor Company, 2013, no. 12, pp. 37-40. (In Russian).
Сведения об авторах
Прядкин Владимир Ильич - профессор кафедры автомобилей и сервиса ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», доктор технических наук, профессор, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: sorkol@mail.ru.
Бычков Дмитрий Владимирович - специалист агентства по инновациям и развитию Воронежской области, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: dbichkov@govvrn.ru.
Шибаев Михаил Андреевич - доцент кафедры мировой и национальной экономики ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», кандидат экономических наук, доцент, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: schibaev@mail.ru.
Лесотехнический журнал 4/2014
325
Управление. Моделирование. Информатика
Information about authors
Pryadkin Vladimir Ilyich - Professor Department of Machines and Service of FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies», DSs in Engineering, Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: sorkol@mail.ru.
Bychkov Dmitriy Vladimirovich - Specialist of Agency for Innovation and Development of Voronezh region, Voronezh, Russian Federation; e-mail: dbichkov@govvrn.ru.
Shibaev Mikhail Andreevich - Associate Professor Department of World and National Economy FSBEI HPE «Voronezh State Academy of Forestry and Technologies», PhD in Economics, Associate Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: schibaev@mail.ru.
DOI: 10.12737/8517 УДК 519.6
АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
доктор технических наук, профессор В. С. Стародубцев1
доктор технических наук, профессор В. П. Белокуров2
2
доктор технических наук О. Н. Черкасов
3
А. С. Фарафонов
1 - Российский государственный социальный университет филиал в г. Воронеж,
г. Воронеж, Российская Федерация
2 - ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»,
г. Вoронеж, Российская Федерация
3 - ФГБОУ ВПО «Липецкий государтсвенный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация
В статье приводится модифицированный комбинаторный алгоритм метода группового учета аргументов (МГУА), который используется для целей идентификации моделей качества знаний студентов (КЗС). Разработанный алгоритм осуществляет процесс выбора оптимальной модели с использованием, как очередности применения внешних критериев, так и механизма оценивания независимых параметров. Одним из главных недостатков комбинаторного алгоритма МГУА считается ограниченное количество входных параметров. Он может использоваться, если количество независимых параметров не превосходит 25. На самом же деле в реальных условиях число внешних параметров измеряется десятками, в свою очередь, число внутренних - превосходит два и более десятков. В связи с этим встаёт вопрос отбора независимых параметров. Для устранения подобного ограничения в данной работе используется алгоритм Шхачевой для ранжирования параметров. Разработанный алгоритм идентификации моделей КЗС позволяет определять факторы, оказывающие наибольшее влияние на КЗС, прогнозировать влияние по данным факторам, а также
326
Лесотехнический журнал 4/2014