Научная статья на тему 'Организация приема налогов с сельского населения в Курской области в послевоенное время'

Организация приема налогов с сельского населения в Курской области в послевоенное время Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговый платеж / налоговый агент / ревизия / райфинотдел / плательщики / tax payment / the tax agent / audit / district finance department / payers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торубаров Юрий Сергеевич

Рассматриваются основные моменты организации приема налогов с сельского населения в Курской области в послевоенное время. Автор описывает порядок проведения ревизий налоговых агентов и раскрывает основные недостатки в налоговой работе, обнаруженные с помощью таких ревизий. Выявляются основные причины и методы растрат государственных средств налоговыми работниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main points of the organization of reception of taxes from agricultural population in Kursk region during the post-war time are regarded. The order of tax agents" carrying out audits are described and the main problems of the tax operation discovered by these audits are identified, as well as the main causes and methods of embezzlement of public funds by tax workers.

Текст научной работы на тему «Организация приема налогов с сельского населения в Курской области в послевоенное время»

Ю. С. Торубаров

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА НАЛОГОВ С СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Рассматриваются основные моменты организации приема налогов с сельского населения в Курской области в послевоенное время. Автор описывает порядок проведения ревизий налоговых агентов и раскрывает основные недостатки в налоговой работе, обнаруженные с помощью таких ревизий. Выявляются основные причины и методы растрат государственных средств налоговыми работниками.

Ключевые слова: налоговый платеж, налоговый агент, ревизия, райфинотдел, плательщики.

Yu. Torubarov

THE ORGANIZATION OF RECEPTION OF TAXES FROM AGRICULTURAL POPULATION IN KURSK REGION DURING POST-WAR TIME

The main points of the organization of reception of taxes from agricultural population in Kursk region during the post-war time are regarded. The order of tax agents' carrying out audits are described and the main problems of the tax operation discovered by these audits are identified, as well as the main causes and methods of embezzlement ofpublic funds by tax workers.

Keywords: tax payment, the tax agent, audit, district finance department, payers.

Важным вопросом в организации своевременного поступления платежей по налогам является кассовое обслуживание плательщиков.

Основным органом по приему налогов в послевоенное время являлся Государственный банк. Однако для удобства населения кроме касс Государственного банка налоговые платежи принимали также и приходные кассы коммунального банка, центральные и районные сберегательные кассы и сберкассы I разряда [5, с. 133].

На селе налоги от населения принимали налоговые агенты. Обслуживание населения в городских поселениях, где нет кассовых учреждений (касс Госбанка, коммунального банка, сберегательных касс), было возложено на налоговых агентов близлежащих сельских советов.

Для обеспечения своевременного поступления налоговых платежей налоговые агенты вели учет принятых сумм в списках плательщиков по установленной форме.

В этих списках по мере поступления платежей от плательщиков делалась отметка об уплате, а также о доначислениях и сложениях налога [6, с. 261].

Прием платежей производился в специально отведенном для этого помещении. При взносе налоговых сумм плательщик предъявлял платежное извещение, на основании которого налоговый агент делал расчет платежа: устанавливал, числилась ли за данным плательщиком недоимка, начислял пеню и распределял вносимую сумму на недоимку, пеню и очередные платежи.

При распределении поступившей суммы на недоимку, пеню и очередные платежи необходимо было соблюдать следующую очередность: прежде всего погашалась недоимка прошлых лет, если она была, затем начислялась пеня на эту недоимку, после этого погашались платежи текущего года — сперва платеж по первому сроку уплаты и пеня на эту сумму, потом — платеж по

второму сроку уплаты и пеня и т. д. Оставшаяся сумма зачислялась в счет очередных текущих платежей. Произведенный расчет сообщался плательщику, а в приеме налоговых платежей ему выдавалась квитанция по установленной форме.

Полученные от плательщиков суммы налоговых платежей сдавались налоговым агентом непосредственно в отделение Госбанка не реже одного раза в неделю, а если близко было расположено почтовое отделение, пересылались почтой не реже двух раз в неделю [5, с. 134]. Суммы налоговых платежей могли также сдаваться через инкассаторов Госбанка.

Во всех случаях деньги сдавались или пересылались при сопроводительной ведомости, составляемой в трех экземплярах. При сдаче денег в банк самим налоговым агентом или через инкассатора Госбанка все три экземпляра сопроводительных ведомостей сдавались в Госбанк или инкассатору. Одна ведомость возвращалась налоговому агенту с отметкой о приеме денег и служила для него оправдательным документом.

В связи с тем, что лицевые счета плательщиков налогов велись в налоговой бухгалтерии райфинотдела, налоговые агенты одновременно со сдачей собранных сумм в учреждения Госбанка сдавали в райфинотделы копии квитанций, выданных плательщикам, для отметки в их лицевых счетах.

Вся работа налоговых агентов по приему платежей проверялась при представлении ими в райфинотдел платежных документов и копий квитанций и, кроме того, путем документальных ревизий. Ревизии должны были проводиться райфинотделом не реже одного раза в квартал и при всех случаях смены налоговых агентов [5, с. 135]. Ревизии должны были охватывать все денежные операции налоговых агентов по приему, учету, хранению и сдаче в Госбанк собранных сумм по налогам за весь период от предыдущей ревизии.

Ревизии проводились участковыми налоговыми инспекторами согласно квартальным планам ревизии, составленным старшими налоговыми инспекторами и утвержденным заведующим районным финансовым отделом. В необходимых случаях к производству ревизий привлекались по распоряжению заведующего райфинот-делом (далее — зав. райфо) и другие финансовые работники (кроме работников бухгалтерии), которые могли обеспечить качество ревизии.

С помощью таких ревизий в ряде районов Курской области было выявлено значительное число нарушений налогового законодательства. Можно привести ряд примеров.

Начиная с III квартала 1945 года и в 1946 году Облфинотдел уделял особое внимание делу обеспечения сохранности государственных средств, собираемых налоговыми агентами [3, л. 229].

За это время Облфинотдел неоднократно указывал райфинотделам на причины растрат (плохое качество ревизий), способы присвоения государственных средств и также предлагалось лично зав. райфо тщательно проработать со всеми налоговыми инспекторами и инспекторами районных сберкасс инструкцию НКФ СССР № 139 и приказы НКФ СССР № 258 и НКФ РСФСР № 422, ревизии проводить по всем денежным операциям с обязательной массовой сверкой копий квитанций с квитанциями на руках плательщиков, в течение каждого квартала охватывать ревизиями всех агентов, а зав. райфо взять под личный контроль этот участок работы [3, л. 229].

Как только ревизорами Налогового отдела в том или ином районе Курской области выявлялись факты присвоений налоговыми агентами государственных средств путем подделок в копиях квитанций, Обл-финотдел немедленно организовывал проведение глубоких ревизий всех агентов в этих районах. Так, когда в январе 1946 г. в Медвенском районе Курской области были

вскрыты растраты у ревизоров Федоровой и Делова, Облфинотдел начал проводить ревизии всех агентов в Медвенском районе за 1943-1945 гг. и на основе результатов ревизий принимал меры к проведению таких ревизий по всем районам области [3, л. 230]. В результате этого и были вскрыты крупные растраты в Курской области, произведенные налоговыми агентами и налоговыми инспекторами в течение 19431945 гг.

Наряду с этим был организован показательный судебный процесс по Медвенско-му району Курской области, приговор суда довели до всех работников финорганов, так как суд этот был проведен по закону от 7 августа 1932 г. [3, л. 230].

Необходимо также отметить, что в некоторых районах бывшие зав. райфо и члены ВКП(б) являлись организаторами растрат (Хомутовский район Курской области — Шупиков, Ясеновский — Коноплянко) [3, л. 231].

Тем не менее, несмотря на принимаемые Облфинотделом меры, ревизия налоговой работы финорганов Курской области, произведенная бригадой Министерства финансов РСФСР 2 марта — 3 апреля 1946 г., выявила ряд серьезных недостатков в работе как райфинотделов, так и Облфинотдела [2, л. 96]. Например, в I полугодии 1946 года, несмотря на резкое увеличение ревизий, все же 111 агентов остались необревизо-ванными, и объяснялось это тем, что многие райфинотделы, проводя ревизии за 1945 г. налоговых агентов со сплошной проверкой квитанций, не сумели полностью охватить ревизиями всех агентов [3, л. 228].

Неполный охват ревизиями касс налоговых агентов объяснялся, во-первых, неукомплектованностью аппарата райфинот-дела участковыми налоговыми инспекторами, во-вторых, низкой их квалификацией, отсутствием опыта в ревизиях касс налоговых агентов, в-третьих, отсутствием повседневного контроля со стороны зав.

райфо за выполнением квартальных планов ревизий.

В 1947 г. было выявлено 145 случаев растрат на 394 152 руб. в 47 районах Курской области [1, л. 45]. Наиболее крупные растраты государственных средств были выявлены в следующих районах Курской области: Глушковский — 42,6 тыс. руб., Поныровский — 33 тыс. руб., Борисовский — 36 тыс. руб., Белгородский — 18,2 тыс. руб., Михайловский — 52 тыс. руб. [1, л. 45].

Совершенно ясно, что причины таких растрат и хищений государственных средств заключались, во-первых, в неудовлетворительном подборе кадров налоговых работников, и особенно налоговых агентов; во-вторых, в совершенно неудовлетворительной постановке ревизионной работы рай-финотделов.

В Кривцовском районе Курской области был принят на работу агентом Зиборов, жена которого была осуждена за растрату по работе в потребительской кооперации. Зиборов похитил 15 495 руб., скрылся, но был задержан и осужден. Растрата же не была возмещена [1, л. 45].

У налогового агента Звановского сельсовета Глушковского района Курской области Завдовьева ревизором Облфинотдела была вскрыта растрата 37,3 тыс. руб. Растрата не была вскрыта ранее по вине бывшего старшего налогового инспектора Новиковой, производившей ревизии агента. Работая впоследствии в бухгалтерии, она проводила фиктивные записи о поступивших суммах от агента без документов, покрывая злоупотребления [1, л. 45].

Несмотря на выявленные растраты, план ревизий кассовых операций налоговых агентов за 1947 г. в Курской области не был выполнен [1, л. 46]. Не выполнили планы: в I квартале 1947 г. 19 райфинотде-лов (Белгородский, Борисовский, Белов-ский, Обоянский, Шебекинский и др.), во II квартале — 7 райфинотделов (Борисовский, Старо-Оскольский, Фатежский и др.),

в III квартале — 13 райфинотделов (Борисовский, Октябрьский, Черемисиновский и др.), в IV квартале — 9 райфинотделов (Обоянский, Фатежский и др.). [1, л. 47].

В Валуйском, Пристенском, Коренев-ском, Свободинском, Корочанском районах Курской области отдельные агенты не ревизовались в течение трех и более месяцев, а в Мантуровском и Обоянском — по 56 месяцев [1, л. 47]. В I вартале 1951 г. было выявлено растрат на сумму 48 тыс. руб. в 15 районах [4, л. 133].

Необходимо отметить, что основными методами растрат и присвоения государственных средств являлись следующие.

Во-первых, подделка в копиях квитанций ф. № 22, т. е. в квитанциях, даваемых плательщикам, проставлялась сумма, фактически принятая от плательщиков, а в копии квитанции — меньшая сумма по усмотрению агента; разница в Госбанк не сдавалась и присваивалась [3, л. 229]. Это — основной метод сокрытия денег, который был установлен во всех районах Курской области, где были выявлены растраты. Например, в Михайловском районе Курской области у бывшего налогового агента Зиминой была выявлена растрата 42 326 руб. путем подделок в копиях квитанций. Проводившие ревизии этого агента старший налоговый инспектор Козлов и контролер-ревизор КРУ Соло-духин своевременно растраты не выявили [1, л. 47].

Во-вторых, взыскание налоговых платежей с хозяйств, освобожденных от налогов по дополнительным льготам, причем выписка копий квитанций в этом случае проводилась на мелкие суммы. Льготируемым хозяйствам об освобождении их от уплаты налогов извещения не посылались, несмотря на указания Облфинотдела об объявлении плательщикам, что им предоставлена льгота [3, л. 229].

Так, в Медвенском районе Курской области ревизией было установлено 404 слу-

чая взыскания с освобожденных хозяйств на 163,3 тыс. руб., которые и были присвоены. Копии квитанций подделывались и выписывались на другие хозяйства. Лицевые счета налоговыми инспекторами райфинотделов у агентов не проверялись, а если и проверялись, то все эти грубые нарушения в актах ревизии не отмечались. Такие же факты были выявлены и в Б. Дворском, Воловском, Дмитриевском, Обоянском, Ясеновском районах Курской области [3, л. 229].

Подводя итог, можно отметить, что организация приема налогов в послевоенное время являлась важным этапом в налоговой работе. Необходимо было так поставить это дело, чтобы плательщики без затраты труда и времени могли уплачивать причитающиеся с них налоги. Для обеспечения поступления налогов в установленные сроки и досрочно необходимо было вести разъяснительную работу среди на-сеения, через местную печать, организацией бесед на собраниях, а также индивидуальных бесед с гражданами. Необходимо было разъяснять политическое значение налогов, порядок их исчисления, знакомить с действующими по каждому налогу льготами, порядком их предоставления и т. д. Нужно было привлекать к проведению разъяснительной работы широкий актив.

Райфинотделы должны были контролировать и проводить разъяснительную работу среди населения и укреплять платежную дисциплину по приему налогов.

Районные советы депутатов трудящихся также не должны были стоять в стороне от этой работы. Ведь райфинотделы не реже одного раза в квартал отчитывались о проведенной работе по исчислению и взиманию налогов и сборов с населения перед исполкомом совета депутатов трудящихся. В связи с этим Исполком совета депутатов трудящихся, зная о состоянии налоговой работы, мог и должен был влиять на ее улучшение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р4036. Оп. 2. Д. 45.

2. ГАКО. Ф. Р4036. Оп. 2. Д. 537.

3. ГАКО. Ф. Р4036. Оп. 2. Д. 574.

4. ГАКО. Ф. Р4036. Оп. 2. Д. 2331.

5. Налоги и сборы с колхозов и населения: Учебное пособие / Г. Л. Марьяхин. М.: Госфиниздат, 1949.

6. Толкушкин А. В. История налогов в России. М.: Юрист, 2001.

REFERENCES

1. Gosudarstvennyj arhiv Kurskoj oblasti (GAKO). F. R4036. Op. 2. D. 45.

2. GAKO. F. R4036. Op. 2. D. 537.

3. GAKO. F. R4036. Op. 2. D. 574.

4. GAKO. F. R4036. Op. 2. D. 2331.

5. Nalogi i sbory s kolhozov i naselenija. Uchebnoe posobie / G. L. Mar'jahin. M.: Gosfinizdat, 1949.

6. Tolkushkin A. V. Istorija nalogov v Rossii. M.: Jurist, 2001.

М. А. Тулякова

РАЗВИТИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В МАЛЫХ ГОРОДАХ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 40-60-х гг. XX в.

В статье анализируются проблемы послевоенного развития культурно-просветительных учреждений Горьковской области. Партийное руководство в соответствии с идеологическими установками осуществляло мероприятия, направленные на улучшение деятельности коллективов художественной самодеятельности. Анализ архивных источников свидетельствует о том, что реализация общегосударственных задач по развитию художественной самодеятельности проводилась без учета специфики малых городов Горьковской области.

Ключевые слова: малые города, власть, художественная самодеятельность, репертуар, руководители творческих коллективов.

M. Tuliakova

DEVELOPMENT OF AMATEUR ARTS IN THE SMALL TOWNS OF GORKY REGION IN THE CONTEXT OF CULTURAL POLICY IN THE 1940-1960s

The issues ofpostwar development of cultural and educational institutions in Gorki region are regarded. The Party authorities, according to ideological goals, implemented activities aimed to improve amateur talent groups. The analysis of archive documents shows that national objectives for developing amateur talent groups were implemented without taking into consideration the peculiarities of small towns in Gorky region.

Keywords: small towns, authorities, amateur talent groups, repertoire, leaders of the creative associations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.