УДК 321 (091); 34 (091)
О РАБОТЕ НАЛОГОВОГО АППАРАТА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
© 2015 А. М. Борисов
канд. ист. наук,
доцент кафедры конституционного и административного права e-mail: andrei_borisov@mail. ru
Курский государственный университет,
В статье раскрываются некоторые аспекты работы налогового аппарата Курской области, который приступил к выполнению задач по обеспечению доходов государственного бюджета СССР сразу после освобождения области советскими войсками в 1943 г. Усилия работников финорганов соответствовали как интересам советского государства, так и интересам его граждан, которые добровольно перечисляли денежные средства на нужды обороны.
Ключевые слова: военный налог, государственные доходы, Министерство государственного контроля РСФСР, налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР, налоговый аппарат.
С первого дня войны ряд областей советских республик был переведён на военное положение, и все направления жизнедеятельности в них были перестроены под военно-оборонные нужды [Указ Президиума... 1941]. Большие потери (к концу 1941 г. СССР временно утратил огромные территории, на которых производилось около 40% всей валовой продукции страны, потерял убитыми, ранеными, без вести пропавшими и пленными 7 млн человек и значительное количество военной техники потребовали внесения немедленных корректив в народно-хозяйственные планы, принявшие мобилизационный характер. Резкое сокращение государственных доходов обусловило усиление налогового режима и активизацию работы налоговых органов.
Курская область находились под оккупацией с октября 1941 г., и в течение этого месяца горрайфинотделы последовательно прекращали свою деятельность, возобновив её в феврале 1943 г. после освобождения областного центра.
Экономический потенциал региона восстанавливался постепенно. Основные доходы связывалась с сельским хозяйством. Особое внимание уделялось конторам заготзерна, заготскота и маслозаводам, обеспечивавшим значительные поступления по налогу с оборота. Однако промышленность области в 1943 г. дала лишь 8% от довоенного уровня валовой промышленной продукции.
Главная задача налогового аппарата - обеспечение государственных доходов -несмотря на военное время, сочеталась с широким применением льгот для различных категорий плательщиков бывших оккупированных территорий. Так, по Ясеновскому району Курской области в 1943 г. фактически предъявлено к уплате военного налога 262 150 рублей, тогда как было начислено 1 773 800 рублей [ГАКО... Оп. 22. Д. 441. Л. 1]. По итогам года большинство населённых пунктов области решением исполкома Облсовета были освобождены от уплаты военного налога и налога на холостяков, одиноких и бездетных граждан (табл. 1) [Там же. Л. 192-193].
Интересы государства в отношении налоговых доходов в наибольшей степени соответствовали интересам граждан, связанным с общим устремлением на Победу в
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Великой Отечественной войне, о чём свидетельствуют Сведения о поступивших налогах, доходах и отчислений от них в местный бюджет по Черемисиновскому району, характеризующие структуру доходов в госбюджет к 1 июля 1943 г., которые включали целевые средства на строительство эскадрильи самолётов «Красный партизан» в сумме 179 416 руб. 27 коп. [ГАКО. Оп. 22. Д. 441. Л. 17об].
Таблица 1
Плательщики и суммы военного налога и налога на холостяков, одиноких и бездетных ________________ граждан СССР по Курской области (1943 г.)_____________
Категория плательщиков Военный налог Налог на хол., од. и безд. граждан
Число хозяйств Число платель- щиков Освобождено от уплаты Предъявлено к уплате, тыс. руб. Число платель- щиков Предъявлено к уплате, тыс. руб.
Колхозники и члены их хозяйств 329 693 682 301 535 664 15 459,1 52 311 1 500,2
Единоличники и члены их хозяйств 9 701 18 859 13 219 640,7 1 509 50,4
Прочие 18 677 38 179 29 084 1 116,2 1 576 45,8
Всего 358 071 739339 577 967 17 216 55 396 1 586,9
Планы работ финорганов предусматривали работу по установлению норм доходности по отраслям сельского хозяйства, учёту различных категорий плательщиков, выявлению объектов обложения путём подворного обхода, учёбу работников(налоговые бухгалтеры - трехдневные семинары, налоговые агенты -десятидневные семинары, налоговые инспекторы - трехмесячные курсы [ГАКО... Оп. 22. Д. 438. Л. 1—1 об, 2, 3]), иные мероприятия.
Выполняемая работа была сопряжена с нравственными переживаниями, поскольку во всех районах области население испытывало нужду и лишения. В частности, составлялись списки как лиц, пострадавших во время оккупации, так и лиц, замеченных в сотрудничестве с оккупационными властями. Так, по Уразовскому району исполком Райсовета лишил льгот 172 плательщика, «в отношении которых имелись порочащие данные во время оккупации...» [ГАКО... Оп. 22. Д. 441. Л. 25]. В Тимском районе таких лиц насчитывалось 483, в Старооскольском - 286, Советском -441, Пристенском - 7, Обоянском - 1 378, Мантуровском - 234, Малоархангельском -8, Корочанском - 197, Велико-Михайловском - 276, Большетроицком - 68, Большедворском - 312, Бесединском - 392, Беловском - 506 [Там же. Л. 29, 42, 43, 55, 62, 86, 103, 123, 125].
Власова
Анна Яковлевна,
1946 г.
Особенностью кадрового состава работников являлось то, что он включал большое количество молодых людей, большинство - девушек, не имеющих специальной подготовки. Так, в информации заведующего Черемисиновского
райфинотдела Гуляева С. А. отмечалось: «Работники молодые, со школьной скамьи - в данной системе не работали.» [Там же. Л. 18-18об]. Например, Власова Анна Яковлевна (см. фото [ГАКО. Оп. 2. Д. 18. Л. 9]) с 5 декабря 1943 г. в возрасте 17 лет начала трудиться налоговым агентом по Лучковскому сельскому совету Беленихинского района, а с марта 1945 г. была повышена в должности и назначена налоговым инспектором Беленихинского райфинотдела Курской области [Там же. Л. 10-10об].
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)
Борисов А. М. О работе налогового аппарата Курской области в послеоккупационный период
Великой Отечественной войны
Работа налогового аппарата области анализировалась, и наиболее отличившиеся и добросовестные работники поощрялись. В частности, в 1946 г. А.Я. Власова среди 29 налоговых работников была представлена к присвоению звания «Отличник фиансовой работы» (табл. 2) [Там же. Л. 5].Обратим внимание на то, что 64% представленных к награждению работников - молодёжь.
Таблица 2
Список налоговых работников, представленных к присвоению звания «Отличник
финансовой работы» в 1946 году
Райфин- Фамилия, имя, отчество Год Должность Место
отдел работника рожд. проживания
Беседин- Поляков Федор Александрович 1899 Налоговый агент д. Карасевка
ский Щербинин Александр Кузьмич 1913 Налоговый агент д. 2-е Введенское
Белени- Власова Анна Яковлевна 1926 Участковый налог. с. Лучки
хинский Озерова Анна Федоровна 1926 инспектор Налоговый агент х. Озеровский
Боброво- Дворский Ботвиньева Вера Михайловна 1922 Налоговый агент с. Меловое
Валуй- Берякин Антон Андреевич 1894 Ст. инсп. гос. до- г. Валуйки
ский Косова Прасковья Тимофеевна 1924 ходов Налоговый агент с. Ново-Ездоцкое
В-Михай- Козлитина Наталья Кирилловна 1924 Налоговый агент с. М-Городище
ловский
Дмитри- Глотова Пелагея Михайловна 1921 Налоговый агент д. Полозовка
евский Арбузова Татьяна Васильевна 1923 Налоговый агент с. Кошкино
Козлова Пелагея Кондратьевна 1919 Налоговый агент с. Ш-Петровское
Холобцева Екатерина Петровна 1924 Налоговый агент с. Почепное
Иванин- ский Черкасова Варвара Федоровна Ковкина Мария Павловна 1919 1924 Налоговый агент Участковый налог. инспектор с. Дроняево с. Кожля
Красно- Катрушенко Федор Иванович 1913 Налоговый агент с. Вязовое
яружский Лихацкая Евдокия Михайловна 1919 Налоговый агент д. Сергиевка
Крупец- Евсеенко Василий Акимович - Ст. налоговый -
кой Старина Т атьяна Ивановна инспектор Налоговый агент
Ново- Оскольский Каракулов Александр Игнатьевич Морозов Петр Васильевич 1899 Ст. инспектор гос. доходов г. Н-Оскол
1907 Ст. налоговый с. Серебрянка
инспектор
Сажнов- Шульнина Зоя Семеновна 1925 Налоговый агент с. Терновки
ский Полуэктова Мария Стефановна 1924 Налоговый агент с. Кривцово
Гордеева Анастасия Николаевна 1917 Налоговый агент с. Н-Оскочное
Кучеревская Г алина Федоровна 1923 Налоговый агент с. Шопино
Старо- Оскольский Нестеренко Агафья Яковлевна 1922 Налоговый агент с. Александровка
Шебекин- Гречаникова Марфа Петровна 1917 Налоговый агент с. М-Михайловка
ский
Щигров- Малнач Ольга Петровна 1907 Ст. инспектор гос. г. Щигры
ский Бредихина Валентина Михайловна 1911 доходов Налоговый агент с. Вязовое
Важный вклад в работу вносили фронтовики, возвращавшиеся в родные места после демобилизации. Например, с 18 июля 1945 г. приступил к исполнению обязанностей налогового агента по Бесединскому с/с Фёдор Александрович Поляков, воевавший на полях Гражданской и Великой Отечественной войн (освобождал
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Варшаву, штурмовал Берлин) [Там же. Л. 2, 3, 4-4об]. Старшим налоговым инстпектором Щигровского района с 1946 г. Работал Павел Иванович Смахтин [ГАКО... Оп. 2. Д. 28. Л. 282].
Лучшие работники награждались государственными наградами. По
Скороднянскому райфо налоговые агенты Гребцов Терентий Сергеевич (Андреевский с/с) и Глуховская Мария Семеновна (Никаноровский с/с) за «хорошую постановку работы и оказание большой помощи оборонной мощи нашего государства» были награждены медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне 1941—
1945 гг.» [Там же. Л. 83].
Выявляемые в ходе проверок недостатки, ошибки и нарушения в работе были следствием как объективных, так и субъективных причин. Так, с 11 марта по 3 апреля
1946 г. налоговая работа в Курской области подверглась ревизии Министерства финансов РСФСР. Проверяющие отмечали, что аппарат Налогового отдела Курского облфо недоукомплектован и работает в составе 12 человек (57 %), налоговый аппарат райгорфо укомплектован на 97,2 % (из 1 861 должности по штату на 1 января 1946 г. было замещено 1 808 должностей, что в целом свидетельствовало о серьёзном внимании облфинотдела к вопросам комплектования), подавляющее большинство (77,7%) налоговых работников - женщины в возрасте от 18 до 24 лет, имеющие незаконченное среднее и начальное образование, опыт работы от одного года до трех лет [ГАКО... Оп. 2. Д. 537. Л. 1-1об].
Кадровый состав действительно был слабым: из 1 170 агентов не имели среднего образования 830 человек, из 268 налоговых инспекторов - 217 человек, из 68 старших налоговых инспекторов - 44 человека [Там же. Л. 127].
Проверка выявила низкую платёжную дисциплину плательщиков (в установленные сроки уплатили подоходный налог лишь 22% плательщиков, налог со строений и земренту - 29% предприятий и 26,3% граждан). Отмечалось, что принудительные меры взыскания недоимки в 1945 г. и 1946 г. применялись неорганизованно, качество описей неудовлетворительное, нарушались сроки применения мер взыскания (от момента составления описей до передачи дел в суд - 78 и даже 127 дней), не все дела направлялись в суд и отсутствовал контроль финотделов за прохождением дел в суде, выявлялись факты недопустимой волокиты по выполнению судебных решений (77 и 89 дней), а также неисполнения судебных актов. По иным направлениям работы фиксировалась неудовлетворительная работа с жалобами [Там же. Л. 3-3 об, 4-4об].
Последующая в июне 1946 г. проверка Министерства государственного контроля установила, что проведенные по Обоянскому району 105 ревизий касс налоговых агентов за 1945 г. и 34 - за 1946 г. были поверхностными, не вскрыли практики присвоения налоговыми агентами собранных платежей, участия в сокрытии злоупотреблений участковых налоговых инспекторов. В течение 1945 г. было выявлено 106 фактов растраты денежных средств работниками на сумму 495 017 рублей, а за первый квартал 1946 г.- 82 факта растрат на сумму 530120 рублей [Там же. Л. 119-119об, 121-121об].
Самоотверженный и разносодержательный труд сотен тысяч курян был подчинён одной цели - «Всё для фронта, всё для Победы!». Эта же цель определяла работу органов государственной власти, централизовавших управление всеми ресурсами страны. Тыл представлял собой своеобразный трудовой фронт, на котором в 1943 г. осуществлялось финансирование 10 418, а в 1944 г. - 20 647 строившихся промышленных объектов [Соколов 1946:. 16]. В частности, по итогам победного 1945 г. поступления в государственный бюджет по Курской области составили 380 470 тысяч рублей [ГАКО. Оп. 2. Д. 537. Л. 2].
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)
Борисов А. М. О работе налогового аппарата Курской области в послеоккупационный период
Великой Отечественной войны
Курская область, несмотря на огромный ущерб, причинённый её экономике в оккупационный период (чрезвычайная комиссия представила 137 345 актов ущерба на общую сумму 26 819 678 тысяч рублей, что составило 3,9 % от союзного ущерба [Проскурин 2009: 71]), и демографические потери (численность населения по сравнению с 1939 г. сократилась на 537,1 тыс. человек, или на 24,3 % [Там же]), вносила свой трудовой и финансовый вклад в государственный бюджет СССР и восстановление экономического потенциала социалистического Отечества.
Библиографический список
Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 4036. Оп. 22. Д. 441, Д. 438; Оп. 2. Д. 18, Д. 28, Д. 537.
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Норма, 2008. 720 с.
Налоги и налогообложение. 3-е изд. / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублёвской. СПб.: Питер, 2002. 576 с.
Проскурин А.А. Основные задачи органов власти на освобождённой территории Курской области в годы Великой Отечественной войны // Правда истории: сб. науч. статей. Вып. VIII / под ред. Г. А. Салтык. Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. С. 70-74.
Соколов Б. Промышленное строительство в годы Отечественной войны. М.,
1946.
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» // Ведомости ВС СССР. 1941. № 29 (Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»).