Научная статья на тему 'Организация предупреждения террористических акций'

Организация предупреждения террористических акций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / TERRORISM / PREVENTION / PREDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Валерий Михайлович

статья посвящена исследованию вопросов профилактики террористических акций в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORISM PREVENTION

the article deals with the preventive measures of acts of terrorism in Russia

Текст научной работы на тему «Организация предупреждения террористических акций»

W 343 9 V.M. MOROZOV*

ББК 67.518.5

М80 TERRORISM PREVENTION

Аннотация: статья посвященаисследованиювопро-сов профилактикитеррористическихакций в России.

Ключевые слова: терроризм, предупреждение прогнозирование

Annotation', the article deals with the preventive measures of acts of terrorism in Russia.

Key words: terrorism, prevention, prediction.

ВАЛЕРИИ

МИХАЙЛОВИЧ

МОРОЗОВ*

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ

АКЦИЙ

Проблема борьбы с организованной преступностью и терроризмом в зарубежных странах и России -одна из самых актуальных. Проявление терроризма влечет за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, создаваемые веками культурные ценности. Эскалация терроризма, масштабы которой приобрели наднациональный характер, требует не только объединенных усилий в борьбе с ней правоохранительных органов всего мирового сообщества, но и предельной концентрации внимания на данной проблеме на внутригосударственном уровне.

Предупреждение терроризма в России невозможно без создания единой скоординированной системы антитеррора, функционирование которой основывалось бы на базе хорошо налаженного механизма информационно-прогностического, правового, организационного и психологического обеспечения.

Следует выделить несколько основных направлений предупредительной работы, которые можно рассматривать и как шаги по созданию подобной системы: координация антитеррористической деятельности правоохранительных органов как в России, так и в СНГ; совершенствование законодательной базы; создание специализированных оперативно-розыскных служб по борьбе с терроризмом, в первую очередь под эгидой МВД, ФСБ России; создание в рамках МВД России информационно-прогностической системы учетов; пресечение незаконного оборота взрывчатых веществ, боеприпасов и оружия; борьба с транснациональной преступностью, криминальными этническими образованиями; пропагандистское обеспечение антитерро-ристических действий служб безопасности. Все эти направления тесно взаимосвязаны и нередко заменяют друг друга.

* Доктор социологических наук, профессор, декан факультетавнебюджетногообразования (Владимирский юридический институт ФСИН России). E-mail: fVo@vui.vladinfo.ru.

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

Информационно-прогностическое обеспечение системы антитеррора подразумевает мониторинг терроризма и деятельности по его предупреждению; унификацию ведомственных и межгосударственныхподходов к организации борьбы с террором; расширение круга статистических данных об участниках и пособниках терроризма, о потерпевших; создание единого банка информации (включая данные о результатах судебных разбирательств) и режима информационного обмена; согласование статистической отчетности о террористических акциях и смежных криминальных деяниях; разработку и внедрение методики оценки последствий террористических деяний, в том числе ущерба от посягательств на жизнь и здоровье, нормальную деятельность государственного аппарата, спокойствие населения. Полное информационно-прогностическое обеспечение должно охватывать все стадии предупреждения и на всех без исключения уровнях (международном, в рамках СНГ, внутригосударственном, межведомственном, внутриведомственном, а также в аспекте объединения усилий ведомств на основе четкого размежевания компетенции и не менее четкого механизма взаимодействия органов федерального и местного уровней).

Таким образом, единое информационное пространство служит главным условием координации действий по борьбе с терроризмом.

Особое место в комплексе важнейших мер противодействия терроризму отводится созданию с учетом имеющегося зарубежного опыта особых оперативно-розыскных служб милиции, в задачи которых входили бы анализ причин усиления активности определенных преступных, в первую очередь террористических, групп, учет их количества, выявление потенциальных возможностей и мест нахождения, регистрация вновь возникающих групп. Важным направлением оперативно-розыскной деятельности в этой сфере является прогнозирование возможных террористических акций и планирование операций по их предотвращению.

Для создания в России эффективного подразделения по борьбе с терроризмом, которое действовало бы самостоятельно, не нуждалось в помощи из внешних источников ни военных, ни гражданских, необходимо, объединив усилия ФСБ и МВД России, организовать отдел анти-террористических операций для координации операций такого рода исключительно внутри этих организаций.

Милиции следуетпроводить специальное обучение личного состава с целью выработки у со-

трудников навыков и умений разрешать любые конфликты, связанные с актами терроризма.

Организация эффективных мероприятий по усилению охраны важных объектов (вокзалы, аэропорты, метрополитены и иные места, чаще всего являющиеся объектами атак террористов), помимо совершенствования механизма нормативного регулирования этих процедур, требует внедрения самых современных технических средств контроля и защиты, что автоматически подразумевает увеличение ассигнований на подобные цели, разработку и реализацию программ подготовки спецподразделений по охране этих жизненно важных пунктов.

Особого внимания с точки зрения совершенствования мер контроля заслуживают объекты ядерной, химической промышленности и предприятия, производящие оружие, поскольку они являются не только наиболее привлекательным источником получения вооружений для террористов, но и желанным объектом совершения актов терроризма.

Огромное значение в предупреждении терроризма, в основе которого лежит фанатизм, имеет пропагандистское, идеологическое обеспечение этой деятельности. Особо следует выделить необходимость разработки с помощью социологов, социальных психологов и психологов конкретных методов определения влияния изучаемого явления на динамику общественного мнения, психологию членов общества. Особую роль в этом играет деятельность СМИ. Журналисты должны своевременно и в достаточной мере снабжаться материалами о конкретных действиях террористов. При этом они должны быть предварительно согласованы между ведомствами, точны и не допускать избыточных деталей, которые могли бы внушить страх населению, нанести вред ходу антитер-рористической операции. В криминальных сводках следует чаще сообщать не о том, кто, когда, какое преступление совершил, и не о розыске преступников, а о раскрытии преступлений, мерах по устранению причин и условий их совершения. Надлежит показать обществу торжество закона, говорить о взаимной ответственности общества и личности, защищенности гражданина от произвола и насилия с чьей бы то ни было стороны.

Особого внимания требует организация работы по оказанию информационного и воспитательного воздействия на население, особенно на ту его часть, которая находится под влиянием политического и религиозного экстремизма, вовлечена в той или иной форме в террористи-

ческую деятельность. Для этого необходимо привлекать религиозных лидеров, обществоведов, юристов, представителей просветительских учреждений, СМИ. При лишении террористов, осуществляющих акты террора под лозунгами защиты своей религии, поддержки у населения из числа единоверцев следует вскрывать и предавать гласности истинные цели террористов, которые часто не имеют ничего общего с религией, а носят, как правило, меркантильный характер. Кроме того, ссылка на религиозную догму для оправдания терроризма абсолютно не состоятельна уже потому, что ни одна из традиционных религий не проповедуетнасилия.

Организуя работу, направленную на профилактику террористических проявлений, необходимо особое внимание уделять структурам, состоящим из молодежи. Действительно, независимо от идейно-политической платформы таких террористических групп или организаций возрастные особенности их участников играют роль катализатора изначально содержащихся в этих структурах и без того потенциально общественно опасных угроз. Это связано с тем, что молодые люди иногда затрудняются дать правовую оценку даже наиболее распространенным преступным деяниям, плохо знают, какие меры наказания применяются к несовершеннолетним, кто несет ответственность за совершенные ими преступления и т. п.

Специфика молодежной среды как субстанции, которая может быть активно вовлечена в терроризм, требует адекватного реагирования государства и общества в плане создания эффективных барьеров, препятствующих этому процессу. Следует подчеркнуть, что профилактика терроризма в среде молодежи должна опираться на хорошее знание ее психологии, носить непрерывный и системный характер.

На стадиях приготовления к террористическому посягательству совершаются многие общеуголовные преступления, такие как хищение, незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия, взрывчатых, токсичных, радиоактивных и других веществ, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений. Кроме того, значительные группы и даже слои населения вовлекаются в различные негативные криминогенные процессы. В такие периоды значительно нарастает социальная напряженность, обостряются межнациональные, межэтнические и межрелигиозные противоречия, распространяется правовой нигилизм.

Перечисленные обстоятельства остро ставят вопрос о необходимостираннего предупреж-

дения терроризма. Оно заключается в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации или минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо благоприятствуют реализации террористических намерений. Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на тех эта -пах, когда формируется мотивация противоправных поступков.

На первом этапе осуществляются сбор, накопление и обобщение данных о деятельности группировок и отдельных лиц, преследующих террористические цели. При этом исключительно важное значение приобретает четкая организация информационной и аналитической работы. Эффективность предупреждения преступной деятельности террористов во многом обусловливается правильной оценкой сигналов раннего предупреждения, позволяющей принять необходимыев сложившейся обстановке меры.

На втором этапе деятельности правоохранительных органов основное внимание должно уделяться недопущению дальнейшего развития актов терроризма. Важно быстрое реагирование на возникшую ситуацию с прогнозированием развития событий и вариантов вероятных противоправных действий. При этом прежде всего необходимо определить организацию террористической группы и цели, которые преследуют ее члены:

- являются ли происходящие противоправные действия средством достижения каких-то утилитарных целей либо выступают как часть тщательно разработанного подрывной организацией плана насильственного изменения государственного строя, свержения правительства и т. п.;

- носят ли эти события характер обычной уголовной преступности или свидетельствуют о возможной подготовке к насильственным акциям более крупного масштаба с применением оружия.

По мере того как оперативно-розыскная деятельность получает правовую теоретическую базу, ее функции становятся все более многогранными, появляются возможности углубленного исследования явлений, составляющих ее предмет; что представляет собой значимый фактор в превентивной борьбе с терроризмом. Прогностической оценкой охватываются явления, их комплексы, различные факторы - все, что предопределяет выбор оперативно-розыскной тактики в решении задач борьбы с терроризмом.

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

Прогностическая информация позволяет предвидеть возможность (а иногда и неизбежность) возникновения совершенно новых явлений, своевременно изменять расстановку сил и принимать необходимые меры. Наряду с выполнением функции познания прогноз выступает и как инструмент практического изменения действительности: он оказывает серьезное влияние на действия и поведение людей - субъектов оперативно-розыскной деятельности (модификация отношений или их конструирование в соответствии с познанной прогностической моделью).

Таким образом, оперативно-розыскное прогнозирование является результатом мышления оперативного работника, поиска им ответов на вопросы о том, как может измениться оперативно-тактическая ситуация, как следует действовать в ожидаемой ситуации, как поведет себя противоборствующая сторона. Несомненно, помогает в данном случае и аналогия, то есть знание типичного поведения террористов. Тем не менее главное направление предвидению дает знание образа жизни данного лица: свойственны ли ему экстремистские настроения, состоит ли он в какой-либо экстремистской организации, имеет ли какие-либо психические отклонения, не совершал ли прежде попыток проведения терактов, имеет ли связи с такими же людьми или сторонится их. Следовательно, профилактические меры, реализуемые правоохранительными органами в их совместной борьбе с преступностью, особенно важны и актуальны в сфере противодействия терроризму.

Свое место в профилактике терроризма долж-ны найти и органы исполнительной власти, и законодатель, и органы безопасности и внутренних дел, другие спецслужбы и правоохранительные органы, учреждения культуры и образования, СМИ, церковь, общественные организации.

Следует отметить, что задача участия в борьбе с терроризмом прямо поставлена перед воинскими подразделениями специального назначения внутренних войск МВД России в ст. 23 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Однако этот правовой акт нацелен только на пресечение актов терроризма и не регламентирует порядок реализации органами внутренних дел профилактической функции в сфере противодействия террористической угрозе. Такое несовершенство законодательства порождает ограниченность и неопределенность полномочий пра-

воохранительных структур в профилактике терроризма. Если исходить строго из буквы федеральных ведомственных нормативных актов, то органы ФСБ России в настоящее время вообще лишены некогда действенного института профилактики. Кроме того, ни органы безопасности, ни сотрудники МВД России, ни прокуратура не могут даже объявить официальное предостережение лицам, поведение которых имеет криминогенный вектор развития.

Отметим, что и Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» не содержит общегосударственной системы превентивных, профилактических мер, нацеленных на нейтрализацию действия и устранение причин и условий распространения терроризма в стране, а только декларативно объявляет одним из принципов борьбы с терроризмом приоритет предупреждения террористической деятельности.

Природа терроризма, развития и реализации террористических угроз в условиях современной России, а также необходимость адекватного реагирования на эти угрозы со стороны государства диктуют неизбежность взаимодействия спецслужб и правоохранительных органов в профилактике терроризма.

Если вести речь о первопричинах терроризма в нашей стране, а именно они являются первоочередными объектами профилактической деятельности, то назвать конкретного и единственного исполнителя профилактических мероприятий вообще вряд ли удастся. В связи с этим считаем, что органы безопасности и внутренних дел, органы исполнительной власти на местах, руководители предприятий и лидеры общественных объединений, высшая и средняя школа, просветительские учреждения, редакции СМИ, церковь и общественность должны сплотить свои усилия в осуществлении мер, нацеленных на борьбу с терроризмом.

Безусловно, основная тяжесть борьбы с террористической угрозой ложится на плечи сотрудников органов безопасности и внутренних дел, поэтому вопрос об организации их эффективного взаимодействия в сфере антитеррористической деятельности особенно актуален.

Оперативная практика свидетельствует о необходимости тесного взаимодействия органов МВД и ФСБ России в предупреждении терроризма. Так, разработка незаконных вооруженных формирований сотрудникамиконтрразведки нередко выводит на криминальные группы, снабжающие террористов оружием. Проверка сигналов «террористический акт» приводит к

установлению граждан, незаконно приобретающих и хранящих огнестрельное оружие и взрывчатые вещества. Привлечение органами внутренних дел таких лиц к ответственности по общеуголовным статьям, по существу, является профилактической мерой с позиций предупреждения актов терроризма.

Конкретная оперативная и криминогенная обстановка на местах может подсказать и новые формы взаимодействия, способные повысить эффективность профилактики терроризма. Это могут быть совместные выступления в печатных и электронных СМИ руководящегои оперативного состава органов внутренних дел и безопасности, создание специальных совместных рабочих групп по профилактике терроризма, выработка и реализация программ, нацеленных на снижение остроты накопившихся межнациональных противоречий (в пределах компетенции ФСБ и МВД России). С принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» и Указа Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» разработаны и приняты региональные целевые программы, содержащие комплекс мер по профилактике и противодействию терроризму Важно контролировать их неуклонное выполнение.

Разработку антитеррористической стратегии необходимоосуществлять на основе определенных принципов. Их содержание должно иметь опережающий характер действий и активность, основанную на законе, соответствие задач, правомочий, ресурсного обеспечения, системноуровневый подход. Без преодоления несистем-ности, соотнесения с реакцией на состоявшееся террористическое деяние выработка и реализация стратегии невозможны. Кроме того,

необходимы наличие комплекса моделей анти-террористической деятельности в зависимости от решения задач предупреждения, пресечения, реагирования и смягчения последствий с классификационными признаками деяний и их серийностью, которым оказывается противодействие; обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном аспектах, а также при объединении усилий ведомств на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровней; дифференциация задач, форм и содержания антитер-рористической деятельности в обычной, чрезвычайной обстановке при ведении боевых действий: психологическое и силовое воздействие, меры смягчения и устранения психологических деформаций в общественном мнении; реадаптация потерпевших.

Необходимо помнить о том, что в реальности терроризм - явление прежде всего социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей. Россия оказалась на переднем крае борьбы с современным международным терроризмом, и главным источником его является Чеченская Республика И здесь нельзя говорить лишь о националистических чувствах. У терроризма нет национальности. Следует учитывать, что организаторы терактов - люди далеко не бедные, но бедность, а часто нищета, порожденная отсутствием работы, возможности прокормить семью, становится первопричиной того, что многие исполнители вынуждены искать заработок ценою чужих жизней. В связи с этим борьба с бедностью должна стать одним из национальных приоритетов в деле организации предупреждения террористических акций.

Криминология и профилактика преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.