Научная статья на тему 'Организация предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования'

Организация предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2392
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красношлык З. П.

В статье поднимаются вопросы организации предметно-прстранственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Отмечена значимость для маленького ребенка социальных условий жизни. Выделены требования ФГОС ДО, где предметно-пространственная среда выступает одним из ключевых условий образовательного процесса. Представлено предметное окружение как структурный компонент образовательной среды. Отмечена роль движущей силы среды в становлении и развитии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красношлык З. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Красношлык З.П.*

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

В статье поднимаются вопросы организации предметно-прстранст-венной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Отмечена значимость для маленького ребенка социальных условий жизни. Выделены требования ФГОС ДО, где предметно-пространственная среда выступает одним из ключевых условий образовательного процесса. Представлено предметное окружение как структурный компонент образовательной среды. Отмечена роль движущей силы среды в становлении и развитии личности.

Ключевые слова среда, развивающая среда, предметно-пространственная среда, предметное окружение.

Проблема развития развивающей среды в дошкольной организации неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Особую роль развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Н.А. Ветлугина, В.С. Мухина, Г.Н. Пантелеев, Р.Б. Стеркина и др.

Исследования последних лет показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания.

При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Проблемой преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольной организации на основе принципов построения развивающей среды детского сада занимались такие ученые как Н.А. Виноградова, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Н.А. Рыжова Л.П. Стрелкова [1, с. 123] и др.

* Доцент кафедры Начального и дошкольного образования, к.п.н.

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

В требованиях Федерального государственного стандарта предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО является ключевой задачей дошкольных организаций [6]. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

Визуальные характеристики дошкольной образовательной организации, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя, важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудование должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды -всего того, что принято считать культурой воспитания [3, с. 98].

При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Среда как многокомпонентное явление - предмет изучения философов, педагогов, психологов, экологов и других специалистов.

Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда».

Среда - единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Из положений С.Л. Новоселовой, Н.А. Ветлугиной, А.И. Леонтьева, Е.А. Флериной и др. вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:

- содержательности и эстетической значимости этой среды;

- целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности [4, с. 76].

Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют предметное окружение. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др. в своих исследованиях отмечают, что для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введен термин «развивающая среда». Последняя затрагивает все стороны личности ребенка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь [5, с. 143].

Предметно-пространственная развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом.

По мнению авторов Концепции предметно-развивающая среда как организованное жизненное пространство способно обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ре-

бенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие [5, с. 98].

Волосовец Т.В. выделяет и классифицирует характеристики компонентов развивающей предметно-пространственной среды, которые нужно учесть при планировании.

Первая категория - это характеристики, относящиеся, в основном, к уже сформированной среде: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность.

Вторая категория - это те, которые можно отнести к каждому ее компоненту, например, к каждой отдельной игрушке. Это такие виды деятельности ребенка как: образовательные области, уровень развития ребенка.

Третья категория - характеристики, которые проявляются под влиянием конкретной образовательной программы [2].

Существенными показателями образовательной среды выступают следующие характеристики:

- каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

- обучение организовано на основе ведущей деятельности;

- продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Цель создания развивающей среды в дошкольной образовательной организации - обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность развивающей среды дошкольной образовательной организации, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.

Список литературы:

1. Виноградова Н.А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. - 384 с.

2. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goo.gl/VhpiUr.

3.Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / З.П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 32-34.

4.Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 2010. - 342 с.

5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.Т. Стрелкова. -М.: Новая школа, 2009. - 427 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

© Найденова Е.А.*, Багирова И.А.*,

Зембеля И.А.*, Васильева С.О.*

ГБДОУ детский сад № 44 Калининского района г. Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург

Сухомлинский В.А. сказал: «Главный смысл и цель семейной жизни -воспитание детей». В данной статье мы постарались всесторонне определить роль семьи в воспитании дошкольника и проанализировать положительные и отрицательные стороны влияния семьи на воспитание ребенка.

Ключевые слова семейное воспитание, семья, личность, детство.

Семейное воспитание - это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне. Поэтому рассмотрение этой темы сейчас актуально, так как важ-

* Воспитатель первой категории.

* Воспитатель первой категории. " Воспитатель первой категории.

* Воспитатель первой категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.