Научная статья на тему 'Организация практико-ориентированного подхода в обучении курсантов ФСИН России'

Организация практико-ориентированного подхода в обучении курсантов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишустин С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация практико-ориентированного подхода в обучении курсантов ФСИН России»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. П. МИШУСТИН начальник кафедры режима и охраны в УИС

ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН России полковник внутренней службы

Организация практико-ориентированного подхода в обучении курсантов ФСИН России

В настоящее время уголовно-исполнительная система, как и многие другие сферы реализации правоохранительной деятельности, находится в процессе реформирования. С позиции кадрового обеспечения реформы УИС ФСИН России работодатель заявляет для работников такие квалификационные характеристики, которые позволили бы выполнять специальные функции по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; точному и безусловному исполнению приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей. У сотрудников должны быть сформированы знания, умения и навыки, позволяющие обеспечить как эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, так и реализацию мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО), по которым осуществляется подготовка специалистов для УИС, ориентированы на достижение «деятельностного» результата образовательного процесса и определяют перечень общих и профессиональных компетенций, приобретение, расширение и углубление которых позволит успешно осуществлять профессиональную деятельность в том или ином ее аспекте. А это, в свою очередь, диктует необходимость переноса акцентов преподавания из общепрофессиональных теоретических сфер в плоскость практического выполнения конкретных профессиональных задач. Иными словами,

речь идет о практико-ориентированной модели организации образовательного процесса, которая предполагает, что интегрированный образовательный результат процесса обучения достигается путем увеличения доли сегмента узкой специализации во всех компонентах общепрофессиональной подготовки.

Исполнение служебных обязанностей в непростых условиях требует от сотрудников подразделений безопасности и режима органов и учреждений ФСИН России знания специальных приемов и способов действий, навыков, умелого их применения в профессиональной деятельности.

Выпускнику образовательного учреждения УИС на современном этапе ее развития необходимо не только овладеть глубокими научными знаниями, но и уметь использовать их для решения практических задач в профессиональной деятельности. Формирование и становление профессиональных качеств, характеризующих профессиональную подготовку, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, начинаются еще в период обучения в вузе. Процесс реформирования системы исполнения наказаний идет очень динамично. Надо признать, что не все сотрудники за ним успевают. Иным трудно перестраиваться, менять устоявшиеся взгляды на многие вещи, отношение к тем или иным явлениям. Некоторые люди просто не умеют приспосабливаться к новым требованиям. В силу данных обстоятельств возникает необходимость проведения комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников УИС, подготовки высококвалифицированных специалистов, а также повышения качества

образовательных программ. Кроме того, образовательному процессу вузов ФСИН России необходимо придать практико-ориентированную направленность. В Самарском юридическом институте ФСИН России практико-ориенти-рованный подход к подготовке сотрудников в рамках специализации «Организация режима и надзора в УИС» по направлению «Правоохранительная деятельность» внедряется на протяжении последних двух лет.

В настоящее время, на основании распоряжения ФСИН России от 17.04.2013 № 84-р «О специализации образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России» за ФКОУ ВПО Самарским юридическим институтом ФСИН России закреплена специализация «Организация режима в УИС». Кроме того, были определены структурные подразделения ФСИН России, курирующие подготовку кадров по данной специализации: управление режима и надзора и управление организации деятельности тюрем и следственных изоляторов. В основу практико-ориентирован-ной модели обучения положены знания, умения и навыки деятельности, необходимые для профессионального осуществления служебных функций в отделах безопасности и отделах режима. Процесс постоянного «приращения» элементов профессиональных компетенций в рамках учебной деятельности реализуется в течение всех пяти лет обучения и связан с последовательным освоением уровней выполнения должностных функций сначала младшего, а затем среднего начальствующего состава.

В основной образовательной программе Самарского ЮИ специальные профессиональные компетенции младшего начальствующего состава формируются в течение первого, второго и третьего семестров не только в формате отдельных учебных дисциплин, но и в рамках факультативных занятий по подготовке младшего начальствующего состава отделов безопасности, а также системы «сквозной» практики. По окончании первого курса учащиеся демонстрируют в основном теоретическую составляющую профессиональных компетенций, связанную со знанием организационных и правовых основ деятельности МНС отделов безопасности и отделов режима. Вместе с тем результатом обучения в этот период является и опыт деятельности в должности оператора поста видеонаблюдения.

В третьем семестре «приращение» «дея-тельностных» элементов происходит за счет их расширения и углубления: учащийся демонстрирует опыт деятельности не только оператора поста видеонаблюдения, но и младшего инспектора отдела безопасности, а функционал оператора поста видеонаблюдения выполняется применительно к любому сектору наблюдения и любому типу учреждения.

Начиная с четвертого семестра обучение направлено на приобретение практических навыков, необходимых для деятельности МНС отделов режима и отделов безопасности. Формирование происходит на учебных рабочих местах учебно-тренировочного комплекса института и в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Самарской области. Дополнительное практическое обучение каждого курсанта составляет 96 часов в год (плюс к основной образовательной программе).

Начиная с седьмого семестра продолжается формирование профессиональных компетенций, необходимых для деятельности СНС отделов режима и отделов безопасности. Сохраняется междисциплинарный подход к содержанию специальных курсов, увеличивается количество часов практических занятий по отношению к другим формам аудиторной работы. Эмпирический материал для выпускных квалификационных работ накапливается в ходе реализации всех уровней системы «сквозной» практики.

Таким образом, по окончании девятого семестра в результате постоянного последовательного наращивания объема компетенций, а также расширения их перечня практически заканчивается формирование компетентност-ной модели выпускника. В процессе государственной аттестации посредством комплексной междисциплинарной оценки проверяется достижение интегрированного образовательного результата.

Основной составляющей методического обеспечения практико-ориентированного подхода является создание учебно-методических, учебных пособий, лекций, отражающих профиль профессиональной подготовки. При этом недопустимой является механическая привязка каких-либо аспектов служебной деятельности к тематике учебного курса. Поэтому создатели методических продуктов на этапе оформления идеи должны найти точки соприкосновения содержания дисциплины и функционала

37

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2014

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

будущего сотрудника. Так, в рамках учебных курсов возможно написание фондовых лекций, материал которых связан со специализацией, или включение такого материала в качестве отдельных вопросов в обычные конспекты лекций. На примере опыта СЮИ ФСИН России можно отметить и востребованность издания сборников задач, материал которых содержит описание ситуаций, возникающих из наиболее типичных правоотношений с участием субъектов пенитенциарной системы, и задачные формулировки, направленные на формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины.

Представляется важной и еще одна составляющая методического обеспечения практи-ко-ориентированной модели образовательного процесса - создание методических материалов междисциплинарного характера: профессиональных модулей, отдельных методических разработок. Поскольку компетенции, содержащиеся в образовательных стандартах, могут рассматриваться в качестве интегрированного образовательного результата, очевидно, что междисциплинарное методическое обеспечение является наиболее эффективным инструментом реализации такого процесса. Применительно к системе высшего образования ведомственного характера в рамках ФСИН России с сожалением приходится констатировать, что вузы не имеют возможности в полном объеме использовать свободу составления общей образовательной программы, поскольку связаны примерными рабочими учебными планами по направлениям специализации, разработанными управлением кадров ФСИН России. Поскольку содержательно эти планы придерживаются дисциплинарной логики, возможность создания профессиональных модулей ограничена и в рамках вариативной части учебных циклов. Поэтому в настоящее время кафедры института проводят междисциплинарные, межкафедральные практические занятия в форме деловых и ролевых игр на основе общих методических разработок. В такой методической разработке учебный материал различных курсов сценарно связан единой целью и планируемыми результатами обучения. В качестве инструмента оценки достижения знаниевых результатов используются закрытые тестовые задания, а «деятельностная» составляющая

оценивается с помощью бланка наблюдения за деятельностью.

Учебно-материальная база реализации практико-ориентированного обучения по профилю «Режим и надзор в УИС» - это объединенные логическими и методическими связями базовые элементы: учебно-тренировочный комплекс института и полигон практического обучения на базе учреждений ГУФСИН России по Самарской области.

Учебно-тренировочный комплекс включает в себя модели организации и функционирования отдельных элементов исправительных учреждений и СИЗО, а также специальные кабинеты кафедр (ситуационный центр, лаборатория СЭМПЛ, зал судебных заседаний и др.).

Теоретические знания и умения, полученные на учебно-тренировочном комплексе, закрепляются в навыках выполнения должностных обязанностей сотрудников УИС, приобретаемых на рабочих местах, созданных в учреждениях ГУФСИН по Самарской области, включенных в структуру полигона практического обучения. В настоящий период практические занятия с курсантами и слушателями Самарского ЮИ ФСИН России проводятся на базе ФКУ ИК-5, ИК-6, ИК-15, КП-27, ОСБ, СИЗО-1 ГУФСИН России по Самарской области. Выбор учреждений обусловлен видами режимов исполнения наказаний, а также уровнем их материально-технического состояния. Перечень учреждений согласован с руководством ГУФСИН. С этими учреждениями институтом заключены соответствующие договоры о сотрудничестве.

Таким образом, внедрение практико-ори-ентированного подхода к подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы является безусловно необходимым и соответствующим требованиям новых образовательных стандартов и запросам работодателя. Логика такого подхода диктует необходимость максимального увеличения доли сегмента узкой специализации во всех формах и видах учебной и учебно-методической работы. Основное внимание, как представляется, должно быть уделено формулировке образовательных результатов, созданию адекватных средств оценки их достижения и внедрению профессионально ориентированных материалов в традиционные формы методического обеспечения учебного процесса. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.