УДК 378.147.88
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ
© Жданова Татьяна Амировна
профессор, заведующий кафедрой
Оркестрового дирижирования и народных инструментов, Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень) E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы организации практик на творческих кафедрах в вузах культуры. Автор обращает внимание на необходимость неформальной, качественной организации проведения практик, результатом чего является формирование лучших профессиональных качеств студентов-выпускников, а также наличие возможности работодателям выбрать наиболее достойных, одаренных, профессионально подготовленных студентов-выпускников для работы в учреждениях культуры. Ключевые слова: практика, профессиональные компетенции, дневники практики, базы практики, работодатели, трудоустройство.
Основная образовательная программа высшего образования включает в себя раздел «программы учебных и производственных практик». Раздел основной образовательной программы «Практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. В период прохождения практики у студентов закрепляются полученные теоретические знания, вырабатываются навыки, умения самостоятельной работы с творческими коллективами, умения выстраивать и исполнять сольные программы.
На примере работы кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов ТГИК выстраивается цепочка — алгоритм действий студентов и преподавателей кафедры: уроки в вузе, практические занятия в вузе, практика за пределами вуза, где используются базы практики города и области, тесное взаимодействие с работодателями, трудоустройство студентов-выпускников.
Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию профессиональных компетенций обучающихся.
При условии неформальной, качественной организации проведения практик, студенты приобретают основные профессиональные качества, которые впоследствии применят на местах работы после окончания вуза. Если же практике не будет уделено должного внимания, то на начальном этапе работы, как минимум, выпускник вуза может испытать чувство неуверенности, некомпетентности, неумения отстоять свою профессиональную точку зрения. Определенную ответ-
Вестник Бурятского государственного университета Образование. Личность. Общество
2017. Вып. 4
ственность за качество работы выпускника несут преподаватели кафедры — руководители практик, заведующий выпускающей кафедрой.
Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов ТГИК работает по двум направлениям подготовки студентов бакалавриата: «Музыкально-инструментальное искусство» и «Дирижирование».
Согласно учебному плану по двум направлениям бакалавриата проводятся следующие виды практик. Направление «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты»:
Исполнительская практика — один из основных видов практики. Исполнительская практика включает в себя все концертные мероприятия с участием студента — практиканта. Это тот вид практики, где студенты учатся осознавать специфику музыкального исполнительства, оценивать результаты своей деятельности. Исполняя сольные концертные программы, они учатся создавать свою собственную интерпретацию музыкального произведения, постигают тонкости произведений различных жанров, стилей и эпох, совершенствуют свою исполнительскую культуру, сценическое мастерство. Студенты при подготовке программы к концертному выступлению, постигают особенности проведения репетиционной и концертной работы, осваивают основы работы со звукорежиссером. Исполнительская практика приобщает студента к работе в учреждениях культуры, к пропаганде народного музыкального искусства.
Оркестровая практика — развивает у студентов способность применять теоретические знания в профессиональной деятельности, совершенствовать культуру исполнительского интонирования. Студенты учатся организовывать свою практическую, репетиционную деятельность, развивают способность исполнять свою партию в различных видах ансамбля, постигают основы методики работы с оркестровым коллективом.
Дирижерско-оркестровая практика — учит студентов создавать индивидуальную исполнительскую интерпретацию музыкального произведения, умение вести репетиционную работу, учит проявлению эмоциональной, волевой сферы, воспитывает работу творческого воображения.
Педагогическая практика — формирует у студента-практиканта готовность к самоорганизации и самообразованию, учит эффективно использовать в профессиональной деятельности знания в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики. В процессе работы студенты овладевают необходимым комплексом общепедагогических и психологических знаний, представлений в области музыкальной педагогики и психологии, формируют свои художественные потребности и художественный вкус.
Преддипломная практика фактически вбирает в себя и воплощает задачи всех видов практик. При подготовке выпускной квалификационной работы студент постигает методы исполнительской работы над музыкальным произведением, подготавливает произведения программы к публичному выступлению, демонстрирует знание задач репетиционного процесса, способность творчески состав-
38
лять программы выступлений, проявляет артистизм, решает задачи музыкально-просветительской деятельности.
На направлении подготовки «Дирижирование оркестром народных инструментов» проводится оркестровая практика, где совершенствуется способность быть исполнителем концертных номеров и программ в качестве солиста оркестра народных инструментов.
Педагогическая практика — решает такие же задачи, как и на направлении «Музыкально-инструментальное искусство». Работа с оркестром народных инструментов — стимулирует работу творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности, совершенствует профессиональное мастерство, учит проводить репетиции с творческим коллективом, осуществлять методическую работу, готовить к показу свою исполнительскую работу.
Преддипломная практика является итогом обучения студента в вузе, где он проявляет способность дирижировать профессиональным, учебным или любительским оркестрам народных инструментов, способность проводить репетиционную работу, готовность к использованию в музыкальной деятельности педагогических, психолого-педагогических знаний, планирование репетиционного процесса.
По итогам прохождения любого вида практик студент предоставляет отчет в виде дневника практики, что позволяет осуществить контроль за выполнением учебного плана. В дневнике практик отображены время, место, объем, содержание практики, тематический план репетиции, составлен студентом анализ исполненных произведений (соло, с оркестром, в качестве дирижера оркестра народных инструментов, в качестве преподавателя в исполнительском классе).
В дневник практики включается характеристика деятельности студента, составленная преподавателем — руководителем практики и заверенная заведующим кафедрой.
Прохождение практики студентами заочной формы обучения значительно отличается от практики студентов очной формы обучения прежде всего увеличением количества запланированных часов всех видов практик. Студенты-заочники, как правило, совмещают работу по специальности с заочной учебой в вузе. Работая в детских школах искусств, концертных организациях, учреждениях культуры студенты-заочники быстрее нарабатывают необходимый опыт профессиональной работы.
На кафедре оркестрового дирижирования и народных инструментах используются различные базы практик: детские школы искусств, колледж искусств, муниципальный оркестр русских народных инструментов им. Л.Ф.Беззубова г. Тюмени, концертные площадки ТГИК. Студенты заочной формы обучения проходят практику на местах работы в ЯНАО, ХМАО Тюменской области.
Необходимо продуманное рациональное использование баз практики, своевременное заключение договоров с руководителями ДШИ, колледжей искусств,
Вестник Бурятского государственного университета Образование. Личность. Общество
2017. Вып. 4
Дворцов культуры, образовательных учреждений о возможности проведения практики студентов.
В последние годы большое значение имеет привлечение работодателей к обучению студентов вуза. Именно работодатели — руководители учреждений культуры города и области, при совместной работе с администрацией вуза (кафедры), предоставляют возможность студентам проходить практику.
В обязательном порядке работодатели приглашаются к участию в работе Государственной аттестационной комиссии при защите выпускной квалификационной работы студентов. Появляется реальная возможность и заинтересованность студентов проявить все свои лучшие профессиональные качества, полученные при обучении в вузе, а работодателям выбрать наиболее достойных, одаренных, профессионально подготовленных студентов-выпускников для работы в своем учреждении культуры.
При условии полноценного прохождения практик в процессе обучения в вузе студенты — выпускники на государственных экзаменах демонстрируют артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания, техническую исполнительскую оснащенность, мануальную технику.
Одна из задач студента — выпускника — продемонстрировать свои лучшие профессиональные качества, приобретенные в процессе обучения в вузе так, чтобы у работодателей — членов государственной комиссии появилось желание принять на работу этого выпускника.
ORGANIZATION OF INTERNSHIPS OF STUDENTS IN THE UNIVERSITIES OF CULTURE
Zhdanova TatyanaA.,
professor, head of Department of orchestral conducting
and folk instrument of the Tyumen state Institute of culture (Tyumen)
The article considers the questions of organization practices on the creative departments in the universities of culture. The author draws attention to the need for informal, qualitative organization of practices, resulting in the formation of the best professional qualities of graduate students and the availability of possible employers to choose the most worthy, gifted, professionally trained graduates for work in cultural institutions. Keywords: practice, professional competency, practice diary, practice database, employers, employment.