Научная статья на тему 'О подготовке хоровых и оркестровых дирижёров на Дальнем Востоке России'

О подготовке хоровых и оркестровых дирижёров на Дальнем Востоке России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
193
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИРИЖИРОВАНИЕ / CONDUCTING / ПОДГОТОВКА ДИРИЖЁРА ХОРА / ПОДГОТОВКА ДИРИЖЁРА ОРКЕСТРА / СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / RESEARCH WORK / TRAINING CHORAL CONDUCTORS / TRAINING ORCHESTRA CONDUCTORS / EDUCATIONAL WORK / CONCERT-PERFORMING WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семёнова Нина Филипповна

В статье поднимается широкий круг вопросов, связанных с подготовкой хоровых и оркестровых дирижёров в Дальневосточном регионе. Особое внимание уделяется специфике организации учебного процесса при подготовке дирижёров хора и дирижёров оркестра. Формирование профессионала-дирижёра осуществляется в контексте учебно-воспитательной, концертно-исполнительской и научно-исследовательской работы со студентом. Представлен опыт Хабаровского государственного института культуры по подготовке профессиональных кадров в сфере хорового и оркестрового исполнительства. Даётся обзор содержания и методического обеспечения учебного процесса по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование», показаны особенности организации творческой работы студентов и способы взаимодействия вуза с представителями художественно-творческой среды региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Problems of Choral and Orchestra Conductors Training in the Russian Far East Region

The article covers a wide range of problems connected with choral and orchestra conductors training in the Russian Far East Region. The author focuses on the specificity of the educational process organization for choral and orchestra conductors. The formation of orchestra and choral conductor's professional skills is a three-dimensional process including educational work, concert-performing and research work. The author describes an experience of Khabarovsk State Institute of Culture in training professionals in choral and orchestra performance. The article describes the content, methodical and didactic aspects of the educational process of students majoring in Conducting. The author dwells on the features of the organization of students' creative work and ways of cooperation between the Institute and the representatives ofthe creative and artistic environment.

Текст научной работы на тему «О подготовке хоровых и оркестровых дирижёров на Дальнем Востоке России»

О подготовке хоровых и оркестровых дирижёров на Дальнем Востоке России

Семёнова Нина Филипповна - канд. пед. наук, доцент, завкафедрой дирижирования, народного и эстрадного музыкального искусства. E-mail: semenova_nf@mail.ru Хабаровский государственный институт культуры, Хабаровск, Россия Адрес: 680045, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 112

Аннотация. В статье поднимается широкий круг вопросов, связанных с подготовкой хоровых и оркестровых дирижёров в Дальневосточном регионе. Особое внимание уделяется специфике организации учебного процесса при подготовке дирижёров хора и дирижёров оркестра. Формирование профессионала-дирижёра осуществляется в контексте учебно-воспитательной, концертно-исполнительской и научно-исследовательской работы со студентом. Представлен опыт Хабаровского государственного института культуры, по подготовке профессиональных кадров в сфере хорового и оркестрового исполнительства. Даётся обзор содержания и методического обеспечения учебного процесса по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование», показаны особенности организации творческой работы студентов и способы взаимодействия вуза с представителями художественно-творческой среды региона.

Ключевые слова: дирижирование, подготовка дирижёра хора, подготовка дирижёра оркестра, содержание и организация образовательного процесса, учебно-воспитательная, кон-цертно-исполнительская и научно-исследовательская работа студентов

Для цитирования.: Семёнова Н.Ф. О подготовке хоровых и оркестровых дирижёров на Дальнем Востоке России // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 111-116. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-111-116

Российская музыкальная исполнительская школа по праву снискала авторитет на международной арене. Весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры вносит подготовка хоровых и оркестровых дирижёров в Дальневосточном регионе. Её социально-культурную, эстетико-воспита-тельную и художественно-образовательную значимость трудно переоценить.

Состояние современной музыкальной исполнительской культуры во многом зависит от целого ряда факторов, как-то: условия работы и качество подготовки дирижёров-оркестрантов и дирижёров-хоровиков, госстандарты, учебные планы и учебно-методическое обеспечение, подходы и принципы, формы и методы, имеющие место в художественном процессе, и многое другое. Однако в конечном счёте успех деятельности музыкальных коллективов, уровень их исполнительской культуры зависят от про-

фессиональной квалификации дирижёра, художественного руководителя оркестра или хора [1]. Её значимыми составляющими являются педагогическое творчество и научно-педагогическое мышление. Способность к творчеству, способность быть мыслителем - важные показатели компетентности и профессионализма дирижёра, педагога-музыканта [2].

Развитие дирижёрского исполнительства в настоящее время сталкивается с трудностями объективного и субъективного характера. Вот некоторые из них: отсутствие должного интереса к хоровому и народному оркестровому исполнительству и, соответственно, конкретных организационных мероприятий со стороны администрации работников культуры, малая активность преподавателей учебных заведений по пропаганде хоровой и народно-инструментальной музыки, трудности в приобретении по

доступной цене народных оркестровых инструментов, недостаточная пропаганда хорового и народного искусства в средствах массовой информации и многое другое.

В свою очередь, падение престижа профессии музыканта-исполнителя, педагога-исполнителя, дирижёра, оркестранта, хоровика, разрушение системы массового музыкального образования, потеря преемственности в образовательных звеньях (начальное, среднее, высшее), переоценка ценностей, снижение уровня эстетических притязаний, потребностей, вкусов молодого поколения составляют негативный социальный фон, очевидным образом влияющий на воспроизводство традиций отечественной музыкальной исполнительской культуры в целом и оркестрового и хорового исполнительства в частности [3].

Особенностью организации учебного процесса при подготовке дирижёров-хоро-виков и дирижёров-оркестрантов является преобладание индивидуальных занятий -подготовка «штучного товара» предполагает общение с педагогом «один на один». Для организации учебного процесса на кафедрах вузов культуры и искусств требуется определённое количество концертмейстеров и иллюстраторов. В противном случае будет страдать качество обучения дирижёров. Кроме того, при формировании хоровых и оркестровых коллективов требуется определённое количество студентов, концертмейстеров в хоре, оркестре. Необходимо постоянное обновление инструментария для функционирования оркестровых коллективов, а также специально оборудованные аудитории, качественные музыкальные инструменты, фонокабинет с набором аудиозаписей, видеозаписей, электронно-компьютерная техника, другое оборудование [4].

Сегодня системы среднего и профессионального музыкального образования призваны оптимизировать учебно-воспитательный процесс в оркестровых и хоровых классах, на исполнительских специализациях. Высокие стандарты в области среднего му-

зыкального образования и профессионального музыкального образования, охватывающего бакалавриат, специалитет, магистратуру, ассистентуру-стажировку, должны стимулировать образовательную, научную и творческую деятельность в сфере оркестрового и хорового исполнительства, в частности при подготовке хоровых и оркестровых дирижёров.

Специфика воспитания профессионального дирижёра заключается в трёх-аспектном проявлении творческого начала: педагогическое мастерство; воздействие на личность оркестранта или хоровика посредством искусства; научная деятельность, предполагающая анализ итогов работы, обобщение положительного опыта с целью дальнейшего развития музыкантов. Учебно-воспитательная, концертно-исполнитель-ская и научно-исследовательская работа на творческой основе является базисом педагогического мастерства дирижёра, художественного руководителя оркестра, хора. Каждый вид деятельности сам по себе ценен, но лишь в триединстве кроется успех настоящего творческого процесса [5].

В Дальневосточном регионе подготовка студентов к профессиональной деятельности музыканта носит как творческий, так и социально-просветительский характер. В последнее время методы формирования профессионального мастерства дирижёров народно-инструментальных и хоровых коллективов привлекают все большее внимание исследователей, педагогов-музыкантов. В литературе отмечается, что реализация всех видов организаторской, педагогической, художественно-творческой деятельности музыканта предполагает наличие у него разнообразных умений и навыков. Так, для успешного руководства музыкально-воспитательным процессом требуется коммуникативная компетентность, без которой невозможно создание благоприятного для творческой деятельности психологического микроклимата [6]. Придавая большое значение общей культуре дирижёра, его мировоз-

зрению, известный специалист И.А. Мусин подчёркивал: «чтобы обучаться дирижированию, будущему руководителю большого профессионального коллектива музыкантов, необходимо обладать также и большой музыкально-исполнительской культурой» [7, с. 7]. Вместе с тем дирижёр хора или оркестра - это прежде всего музыкант, владеющий своим инструментом, знающий хоровой, оркестровый репертуар, особенности исполнения произведений различных стилей, способный передать свои знания начинающим музыкантам. Вследствие этого значительное внимание следует уделять теоретическим специальным предметам:теории музыки, сольфеджио, гармонии, анализу оркестровых и хоровых партитур.

Хабаровский государственный институт культуры, основываясь на лучших традициях в сфере народно-оркестровой и хоровой музыки, продолжает выполнять важнейшую миссию - подготовку профессиональных кадров в сфере хорового и оркестрового исполнительства. В вузе сложились оптимальные формы и методы работы, отве-

чающие особенностям подготовки дирижёр-ско-хоровой и дирижёрско-оркестровой специализации, постоянно рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса, качественной подготовки дирижёров хора, оркестра народных инструментов.

Содержание учебных планов и программ, структура учебных занятий и педагогической практики полностью отвечают современным требованиям и учитывают индивидуальные особенности студентов. Преподаватели чётко понимают задачи своей творческой работы, которые во многом определяют выбор форм и методов подготовки хоровых и оркестровых дирижёров. Разработаны и введены в учебный процесс новые специальные курсы по подготовке дирижёров хоровых и оркестровых коллективов: «Теоретические основы дирижёрской техники», «Основы вокальной методики», «История дирижёрского искусства», «Изучение современного репертуара для оркестра народных инструментов». Особенно актуальным представляется введение дисциплины «Теория и методика дет-

ского хорового воспитания», направленная на музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. Изучение данных дисциплин способствует выстраиванию социально-культурного пространства, позволяющего участникам художественно-творческого процесса взаимодействовать в самых разнообразных коммуникативных контекстах. При этом в практике подготовки хоровых и оркестровых дирижёров учитывается поэтапность, последовательность привития основных дирижёрских навыков, начиная от колледжей искусств и культуры до специализированных вузов и вузов культуры. Опыт работы по организации и руководству производственной практикой показывает, что в период её прохождения у студентов повышается активность, глубина освоения профессиональных навыков, развиваются организаторские способности [3].

Преподаватели и студенты кафедры - постоянные участники музыкальной и культурной жизни г. Хабаровска. ХГИК - это одно из немногих учебных заведений на Дальнем Востоке, которое готовит специалистов, решающих важнейшие задачи музыкального просвещения народа, пропаганды хоровой и оркестровой музыки композиторов Дальнего Востока, возрождения традиций исполнения духовной и народно-национальной музыки.

Учебный процесс при подготовке дири-жёров-хоровиков и дирижёров-оркестрантов включает в себя систему хоровых и оркестровых практик как в г. Хабаровске, так и в других городах Дальневосточного региона. Большим стимулом для развития профессионального и любительского народно-инструментального и хорового исполнительства продолжают оставаться городские, региональные, краевые, всероссийские и международные конкурсы; число их лауреатов пополняется за счёт студентов и выпускников ХГИК. Так, например, в VIII Всероссийском конкурсе народного творчества и национальных культур «Солнцеворот», проходившем в апреле 2018 г. во Владивостоке,

оркестр русских народных инструментов нашего вуза (художественный руководитель и главный дирижёр - заслуженный работник культуры РФ Н.Ф. Семёнова, дирижёр Е.В. Столетов) стал обладателем Гран-при. В номинации «Инструментальное искусство» лауреатами II степени стали концертмейстер кафедры дирижирования, народного и эстрадного музыкального искусства С.О. Списаренко и студентка второго курса

A. Сенникова. В номинации «Хоровое исполнительство» первое место завоевала доцент М.П. Скороходова, второе место - студенты кафедры А. Багманова и П. Давыдова.

В последние годы в Хабаровском крае происходит тесное сближение любительских и профессиональных оркестров и ансамблей русских народных инструментов и хоровых коллективов. Например, один из крупных фестивалей народной музыки «На Амурских просторах», который проходит ежегодно в Хабаровске, включает в себя многочисленные коллективы всего региона. Это вызывает большой интерес у зрительской аудитории. Особо ценным является тот факт, что наряду с профессиональными коллективами выступают любительские и учебные оркестры, ансамбли народных инструментов и хоровые коллективы, которыми дирижируют наши выпускники.

Продолжается практика организации творческих встреч и мастер-классов с ведущими дирижёрами России: дирижёром Российской академии им. Гнесиных, заслуженным артистом России Б.С. Вороном; дирижёром Дальневосточного государственного института искусств, заслуженным артистом России С.И. Арбузом; дирижёром оркестра народных инструментов Хабаровской краевой филармонии, лауреатом Международного конкурса А. Фурта; дирижёром Челябинского государственного института культуры, заслуженным артистом России

B.И. Лавришиным.

Гордостью кафедры дирижирования, народного и эстрадного музыкального искусства ХГИК являются выпускники, которые

продолжают пополнять профессиональные и любительские хоровые и оркестровые коллективы города, края, всего Дальневосточного региона. Так, художественным руководителем и главным дирижёром Государственного концертного оркестра Якутии является заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) Н.В. Базалева - выпускница Хабаровского государственного института культуры. В настоящее время оркестром руководит заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Ю.С. Швецова. В сфере народно-оркестрового исполнительства известным пропагандистом игры на балалайке является выпускник кафедры, заслуженный артист Республики Саха (Якутия) Д.В. Швецов. Многие бывшие наши студенты продолжают преподавательскую деятельность в ДШИ, колледжах искусств и культуры, а также в Хабаровском государственном институте культуры.

Региону необходимы специалисты, умеющие практически осваивать репертуар оркестровых и хоровых коллективов, владеющие навыками репетиционной работы, дирижирования хором и оркестром, готовые осуществлять связь со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами, дворцами и домами культуры и народного творчества), а также с различными слоями населения с целью пропаганды достижений хорового и народно-оркестрового исполнительства. Происходящие в настоящее время социально-экономические и духовные изменения диктуют более требовательное отношение к определению репертуара народно-инструментальной и хоровой музыки. Мера соответствия репертуара интересам, потребностям исполнителей и слушателей, его многогранная содержательная основа - сильнодействующий фактор, обеспечивающий решение как организационных, так и социально-творческих задач.

Следует отметить, что специфика Дальневосточного региона обусловливает до-

статочно широкий диапазон применения творческих возможностей выпускников -дирижёров народно-оркестрового и хорового исполнительства. Потребность в специалистах-дирижёрах выражается в заявках от муниципальных органов культуры (Республика Саха, Амурская, Сахалинская, Еврейская автономные области) и от Хабаровской краевой филармонии. Она вызвана необходимостью сохранения традиций национальной музыкальной культуры, исполнительства на инструментах русского народного оркестра, дирижирования оркестровыми и хоровыми коллективами.

В колледжах и вузах искусств и культуры дальневосточного региона продолжаются поиски оптимальных путей организации подготовки дирижёров хоровых и оркестровых коллективов, обеспечения преемственности обучения, соответствия его требованиям будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Семёнова Н.Ф. Оркестровый класс как социально-культурный и педагогический феномен. Хабаровск: ХГИК, 2017. 116 с.

2. Петрушин В.И. Психология художественного творчества: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 232 с.

3. Семёнова Н.Ф. Когнитивный и воспитательный ресурс оркестрового класса // Вестник МГУКИ. 2016. № 3 (71). С. 220-226.

4. Блох О.А. Проблемы музыкальной педагогики и психологии: учебное пособие. М.: МГИК, 2017. 160 с.

5. Блох О.А., Семенова Н.Ф. Музыкальное произведение в оркестровом классе: аспекты анализа // Музыка и время. 2018. № 1. С. 23-27.

6. Русанова Л.П., Семёнова Н.Ф. Становление системы подготовки руководителей музыкальных коллективов // Высшее образование в России. 2013. №3. С. 62-68.

7. Мусин И.А. Язык дирижёрского жеста. М.: Музыка, 2011. 232 с.

Статья поступила в редакцию 15.05.18 Принята к публикации 12.06.18

116

Bbicrnee oópmoeame e Poccuu • № 7, 2018

Topical Problems of Choral and Orchestra Conductors Training in the Russian Far East Region

Nina F. Semenova - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., Head of the Department of Conducting, Folk and Pop Music Art, e-mail: semenova_nf@mail.ru Khabarovsk State Institute of Culture, Khabarovsk, Russia Address: 112, Krasnorechenskaya str., Khabarovsk, 680045, Russian Federation

Abstract. The article covers a wide range of problems connected with choral and orchestra conductors training in the Russian Far East Region. The author focuses on the specificity of the educational process organization for choral and orchestra conductors. The formation of orchestra and choral conductor's professional skills is a three-dimensional process including educational work, concert-performing and research work. The author describes an experience of Khabarovsk State Institute of Culture in training professionals in choral and orchestra performance. The article describes the content, methodical and didactic aspects of the educational process of students majoring in Conducting. The author dwells on the features of the organization of students' creative work and ways of cooperation between the Institute and the representatives of the creative and artistic environment.

Keywords: conducting, training choral conductors, training orchestra conductors, organization of educational process, educational work, concert-performing work, research work

Cite as: Semenova, N.F. (2018). [Topical Problems of Choral and Orchestra Conductors Training in the Russian Far East]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 7, pp. 111-116. (In Russ., abstract in Eng.)

https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-111-116

References

1. Semenova, N.F. (2017). Orkestrovyi klass kak sotsial'no-kul'turnyi i pedagogicheskii fenomen [Orchestra Class as a Socio-cultural and Pedagogical Phenomenon]. Khabarovsk, Khabarovsk State Institute of Culture Publ., 116 p. (In Russ.)

2. Petrushin, V.I. (2017). Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata [Psychology of Artistic Creativity. Study Guide for Academic Bachelor Degree]. Moscow, Yurait Publ., 232 p. (In Russ.)

3. Semenova, N.F. (2016). [Cognitive and Educational Resources of Orchestra Class]. Vestnik MGUKI [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. No. 3 (71), pp. 220-226. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Blokh, O.A. (2017). Problemy muzykal'noi pedagogiki i psikhologii [Issues of Musical Pedagogy and Psychology]. Moscow, Moscow State University of Culture and Arts Publ., 160 p. (In Russ.)

5. Blokh, O.A., Semenova, N.F. (2018). [Piece of Music in Orchestra Class: Aspects of Analysis]. Muzyka i vremya [Music and Time]. No. 1. (In Russ.)

6. Rusanova, L.P., Semenova, N.F. (2013). [Formation of the System of Training the Leaders of Musical Groups]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 3, pp. 62-68. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Musin, I.A. (2011). Yazyk dirizherskogo zhesta [Conductor's Sign Language]. Moscow: Muzyka Publ. 232 p. (In Russ.)

The paper was submitted 15.05.18 Accepted for publication 12.06.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.