Организация подготовки будущих специалистов-медиков к условиям деятельности в чрезвычайных ситуациях
Н.В. Шатрова
ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»
В связи с введением в России новых образовательных стандартов, появлением службы медицины катастроф и редуцированием военной подготовки медиков изменились задачи и возможности обучения врачей к деятельности в чрезвычайных ситуациях. Рассматриваются проблемы и методики подготовки по экстремальной медицине и медицине катастроф на разных уровнях профессионального образования. Ключевые слова: медицина катастроф, обучение, чрезвычайные ситуации.
Чрезвычайные ситуации, возникающие в современном мире, сопровождающиеся значительными медико-социальными и экономическими потерями, заставляют обратить особое внимание на подготовку лиц, участвующих в ликвидации их последствий и проводящих организационно-профилактическую работу в этом направлении. Безусловно, подготовка будущих специалистов по группе «здравоохранение» должна активно включать решение этой задачи. Профессия врача всегда предполагала возможность работы в экстремальных условиях. До недавнего времени в нашей стране существовала четкая система подготовки медиков — офицеров запаса, осуществлявшейся на военных кафедрах медицинских вузов и по сути предполагавшей проведение теоретического и практического обучения деятельности в рамках военной и экстремальной медицины.
Подготовка квалифицированных кадров, способных организовать эффективное медицинское обеспечение в условиях возможных военных действий, являлась важной и сложной задачей. Накопленный десятилетиями опыт и высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, немалый вклад в развитие которых внесли военные врачи, участники Великой Отечественной войны, позволили создать практически на всей территории огромного государства базы по подготовке высококвалифицированных медиков, владеющих навыками организации и оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях и в условиях военных действий. Этими базами стали военно-медицинские вузы, военные факультеты и военные кафедры при медицинских вузах.
Но с распадом Советского Союза и приобретением республиками суверенитета поменялись и приоритеты в подготовке медицинских кадров. Проводимая в
Российской Федерации военная реформа, повлекшая за собой уменьшение общей численности военнослужащих, объединение военных округов, сокращение воинских частей, привела к изменениям и в подготовке медиков. Согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 06.032008 № 275-р «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» были созданы учебные военные центры при ряде медицинских вузов, вместе с тем ликвидированы факультеты военного обучения, военные кафедры и кафедры военной и экстремальной медицины.
В России созданная в системе здравоохранения новая структура — служба экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, переименованная в последующем в службу медицины катастроф, предопределила подготовку всего медицинского персонала здравоохранения и других отраслей экономики к действиям в необычных (чрезвычайных) условиях.
Из цикла изучения военной медицины выделилась новая медицинская наука — медицина катастроф. Теперь при подготовке врачей делается упор на развитие навыков четкой организации и слаженности действий медицинского звена при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Эту задачу с успехом выполняют профильные кафедры в медицинских вузах страны, главным образом сформированные на базе упраздненных военных кафедр. В постсоветский период в структуре высшего медицинского образования появилось новое направление — экстремальная медицина, или медицина чрезвычайных ситуаций [5].
В большинстве стран бывшего Союза образование построено по советской модели. Часть же государств,
активно стремящихся войти в состав европейской интеграции, перепрофилировали военные кафедры в кафедры медицины катастроф и им подобные или включили вопросы оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в цикл изучения других дисциплин. Примером этого служат вузы стран Прибалтики, а также Украины и Грузии [4].
Среди названий дисциплин и кафедр, занимающихся подготовкой будущих врачей и провизоров к деятельности в чрезвычайных ситуациях в России и на территории бывшего Союза, следующие: экстремальная медицина, экстремальная и военная медицина, медицина катастроф, медицина чрезвычайных ситуаций (ЧС), безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф, мобилизационная подготовка здравоохранения и медицина катастроф; медицина катастроф и скорая помощь; отдельные циклы (курсы) — военно-полевой терапии (терапии катастроф), военно-полевой хирургии (хирургии катастроф), военной гигиены (гигиены ЧС) и военной эпидемиологии (эпидемиологии ЧС) и др.
В ряде государств СНГ в структуре медицинских вузов военные кафедры и факультеты были сохранены. Так, например, в Беларуси, Армении, Молдове, части медвузов Украины имеются структурные подразделения, готовящие офицеров медицинской службы. По-видимому, это связано с отсутствием в этих государствах профильных военно-медицинских учебных заведений, готовящих военных врачей. Высшие школы, осуществляющие подготовку врачей-офицеров для службы в армии, имеются в Российской Федерации. Отметим, что в Республике Беларусь с 2009 г. на военно-медицинском факультете Белорусского государственного медицинского университета ведется подготовка военно-медицинских кадров для Вооруженных сил Республики Казахстан. И именно на базе таких военных кафедр и факультетов в этих государствах также организовано обучение студентов гражданских отделений вузов основам оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
В современной системе обучения активно позиционируется модель непрерывного медицинского образования, включающая этапы до- и последипломной подготовки, обусловливают актуальность регулярного повышения уровня их квалификации, изучения и овладения новыми организационными, лечебно-диагностическими и реабилитационными технологиями в сфере оказания помощи в чрезвычайных ситуациях [2, 10].
Обучение студентов медицинских вузов по данному направлению в настоящее время в связи с введением Федеральных государственных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования в сфере здравоохранения, осуществляется в рамках дисциплины «безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» [8].
Несмотря на то что в большей части данная дисциплина может считаться преемницей преподаваемой
ранее экстремальной и военной дисциплины, включающей в том числе предмет «медицина катастроф», ее во многом можно считать новой. Изменения, произошедшие в части раздела медицины катастроф коснулись, прежде всего, структуры тематики, редуцирования токсикологии и медицинской защиты как отдельного предмета с сохранением части изучаемого материала и уменьшением трудоемкости дисциплины (аудиторных часов).
Нововведение повлекло за собой ряд трудностей в вопросах организации учебно-методического обеспечения дисциплины. Прежде всего, это разработка собственно рабочей программы дисциплины каждым вузом в отсутствие типовой (примерной) на момент введения в действие новых стандартов; создание нового комплекса учебно-методических и аттестационных материалов с учетом формирования общекультурных и профессиональных компетенций [8].
Как правило, вузы проводят подготовку кадров медицинского профиля по нескольким специальностям, и практически у всех согласно ФГОС дисциплина входит в базовый компонент профессионального цикла и является обязательной для изучения.
Концепция преподавания дисциплины предполагает вооружение будущего специалиста не только знаниями и умениями оказания медицинской помощи, но и навыками безопасной профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях. Предусматривается изучение материала учебной дисциплины по двум блокам (направлениям): «безопасность жизнедеятельности» (преподавание ведется на младших курсах) и «медицина катастроф», включающая собственно медицину катастроф и психологию экстремальных ситуаций (преподается на старших курсах) [11]. Заметим, что из процесса преподавания по ФГОС исключены некоторые предметы экстремальной и военной медицины, изучаемые на профильных кафедрах (военно-полевая терапия, военно-полевая хирургия, военная гигиена, военная эпидемиология, токсикология), что осложняет изучение специфического материала.
Подготовка врача к осуществлению своей деятельности в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени не может быть полноценной без обучения навыкам первой помощи, ранее именовавшейся «первая медицинская помощь» [12].
Именно проведение элементарных, на первый взгляд, но грамотных и своевременных мероприятий первой помощи, в ряде случаев предотвращает развитие серьезных последствий и даже смерти пострадавших в чрезвычайных ситуациях (ЧС) различного характера, в том числе дорожно-транспортных происшествиях и несчастных случаях. Кроме того, юридически и морально обоснованные и профессиональные действия врача по оказанию первой помощи вне медицинского учреждения, «на улице» способствуют формированию положительного имиджа медика как специалиста и
личности. И только с введением новых стандартов и пересмотром учебных программ вопросы оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях, наконец, включены в тематику дисциплины «безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», преподаваемой на соответствующих кафедрах, что является, на наш взгляд, весьма целесообразным, либо выделены в отдельный предмет «первая помощь». Долгое время ряд тем, касающихся первой помощи, входил в программу общей хирургии, пропедевтики внутренних болезней, других дисциплин. Как ни парадоксально, системно первая помощь изучалась только по специальности «фармация» под названием «первая доврачебная помощь». Между тем студент-лечебник, изучая все особенности лечения больных на госпитальном этапе, зачастую не имел четкого представления об основах оказания первой помощи в чрезвычайной ситуации и вполне мог растеряться, когда становился ее свидетелем и слышал крики о помощи.
Примечательно, что обучению первой помощи в чрезвычайных ситуациях не только медиков, но и па-рамедиков и обычных граждан во многих зарубежных странах придается большое значение.
В преподавании безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф используются макеты местности, средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи, табельные медицинские средства защиты, приборы радиационной и химической разведки и контроля, комплекты медицинского имущества, средства для оказания неотложной помощи в полевых условиях и в процессе транспортировки, наборы учебной документации, мультимедийное оборудование, видеоаппаратура, компьютерные обучающие программы. Большое значение имеет демонстрация и обсуждение учебных видеофильмов, имитационные тренинги, симуляци-онные технологии, участие в олимпиадах и учениях [9].
В практику активно внедряется использование фантомов-тренажеров для обучения оказанию медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. На кафедрах и центрах практической подготовки университетов созданы тренажерные классы, где, учитывая профиль преподаваемой дисциплины, отрабатываются навыки оказания преимущественно первой помощи. Чаще требуются фантомы-тренажеры для проведения сердечно-легочной реанимации, тренажеры поперхнувшегося взрослого и ребенка, для проведения зондового промывания желудка. Кроме того, некоторые, в том числе мобильные, тренажеры могут использоваться вне тренажерного класса в других учебных аудиториях, помещениях на улице. В данном аспекте кафедры можно считать структурной частью центра практических навыков вуза, организованного в том числе и по принципу «распределенного» центра, т. е. не исключительно в одном месте, но и на базах кафедр, что является весьма целесообразным.
Для успешной реализации учебных задач на современном этапе абсолютно необходимым является орга-
низация сотрудничества и активного взаимодействия кафедр с различными структурами службы медицины катастроф, в том числе с территориальными центрами медицины катастроф и федеральным ВЦМК «Защита».
При возникновении чрезвычайной ситуации, резко усложняющей как общую, так и медицинскую обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиационно опасном объекте, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого количества пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.
При этом возрастает роль врача-руководителя любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Ему необходимо:
• хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учреждений, организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;
• знать возможные варианты ЧС, в ликвидации которых данное звено службы медицины катастроф принимает участие;
• владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токсикологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам;
• быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, знать принципы работы ее сил и средств, организацию управления;
• знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицинских служб в своем регионе, места расположения их учреждений;
• быть специалистом-управленцем, способным правильно и быстро оценить обстановку, принять четкое решение, своевременно поставить конкретные задачи исполнителям, осуществить контроль и помощь, обеспечить правильные взаимоотношения с коллективом.
Решение таких многочисленных и сложных задач будет способствовать формированию врача нового научно-практического направления в медицинской науке и практическом здравоохранении с выделением специальности — медицина катастроф.
По мнению большинства специалистов, обучение вопросам организации в системе службы медицины катастроф следует проводить преимущественно на этапе последипломного образования, когда врач хорошо
ориентирован в структуре и системе управления органов здравоохранения и четко представляет профессионально ориентированные задачи и осознает необходимость совершенствования знаний в этой области. Ведущую роль в подготовке врачей-специалистов службы медицины катастроф играет Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» [2, 3].
На всех этапах создания и развития службы медицины катастроф нормативно-правовая база непрерывного медицинского образования нашла отражение в Законе РФ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ», постановлениях правительства РФ от 03.05.1994 № 420; 28.02.1996 № 195; 12.09.2011 № 660; 26.08.2013 № 734; Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7].
Важную роль в приобретении знаний и навыков деятельности медика в чрезвычайных ситуациях и формировании соответствующих компетенций играют оценочные средства. Кроме традиционного устного опроса, рецензирования рефератов, тестирования, особую значимость при изучении данной дисциплины могут иметь интерактивные средства и методы: ситуационное моделирование и анализ ролевого поведения в заданной ситуационной модели, деловые игры, разбор ситуаций и принятие решения с использованием кейс-метода, работы в малых группах, деловые игры, выполнение нормативов и практических навыков с использованием учебных приборов, документации, сборников ситуационных задач, оценочного листа с рейтингом в баллах. Решением ситуационных задач в ряде случаев является заполнение документации на этапах медицинской эвакуации, например первичной медицинской карточки, сопроводительного листа пострадавшего в чрезвычайной ситуации и др.
Следует отметить, что подготовка будущего специалиста к работе в экстремальных условиях и собственно возможность осуществления этой работы реальна, если он будет иметь хорошую физическую подготовку, адекватно относиться к состоянию своего здоровья и использовать возможности адаптации к необычным условиям [1]. Поэтому качественное физическое воспитание, стремление к поддержанию своего здоровья и совершенствование психологической устойчивости к стрессу должно стать неотъемлемой составляющей комплексной подготовки к работе в чрезвычайных ситуациях.
Возрастают требования к освоению знаний и навыков экстренной и неотложной помощи, при этом в современном определении экстренной является медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложной — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обостре-
нии хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь [7].
Как видим, первая помощь не относится к видам медицинской помощи и рассматривается отдельно, а также не вписываются в классификацию доврачебная, первая врачебная и квалифицированная помощь, которые, по мнению специалистов, нельзя исключать из экстремальной и военной медицины (медицины чрезвычайных ситуаций).
Подготовка медиков к работе в чрезвычайных ситуациях — непростая задача. Ее выполнение требует не только разработки качественных учебно-методических материалов, оценочных средств, совершенных технических возможностей учебной базы, достаточного допорогового уровня знаний студентов, но и наличия квалифицированных преподавательских кадров, имеющих глубокие знания, а может быть, и опыта работы в экстремальных условиях участвовавших в боевых действиях или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Преподаватель должен быть педагогом, психологом и даже в определенной мере обладать актерским мастерством. Творческий потенциал личности педагога должен формироваться на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новые формы и методы и тем самым совершенствовать свой профессионализм и качество обучения будущих врачей, провизоров, психологов.
Список литературы см.: http://logospress-med.ru/zvrach
Organization of training of future health professionals to work in emergency situations
N.V. Shatrova
Ryazan State Medical University
In connection with the introduction in Russia of new educational standards, the advent service of disaster medicine and reducing military training of physicians has changed the challenges and opportunities of training doctors to work in emergency situations. Discusses the problems and methods of training in emergency medicine and disaster medicine at different levels of professional education.
Keywords: disaster medicine, education, emergency.
—-