РЕАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЕ «МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ» НА ФАКУЛЬТЕТЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ
Володин А.С., Вольфсон С.Д., Кривенко В.Ф., Медведев В.Р., Санина Н.П., Жукова А.Э.
ГБУЗ Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», Москва, Россия
Предлагаются пути интеграции профессиональных стандартов в систему подготовки, аккредитации медицинских работников и внедрения системы непрерывного медицинского образования в обучении дисциплине «Медицина катастроф», включающие: необходимость охвата обучением врачебных кадров любых специальностей; учет компетентностного подхода в разработке программ обучения различного медицинского контингента; использование положений современной нормативно-правовой базы здравоохранения в ходе теоретического обучения вопросам медицины катастроф; применение методологии развития способностей руководящего состава медицинских учреждений к организации, планированию и управлению оказанием медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС); обязательное симуляционное обучение приемам экстренной медицинской помощи; обучение работе медицинских организаций при ЧС в условиях реальной деятельности отделений травматического центра и функционирования его защитного сооружения; разработку интерактивных образовательных модулей для дистанционного самообразования в системе непрерывного медицинского образования.
Для цитирования: Володин А.С., Вольфсон С.Д., Кривенко В.Ф., Медведев В.Р., Санина Н.П., Жукова А.Э. Реализация новых подходов в обучении дисциплине «Медицина катастроф» на факультете усовершенствования врачей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 35-45. с)о1: 10.2441 1/2220-8453-201911004.
Статья поступила в редакцию 25.01.2019. Принята в печать 01.03.2019.
Ключевые слова:
профессиональные стандарты, профессиональные компетенции, медицина катастроф, медицинская сортировка, экстренная медицинская помощь, медицинские изделия, клинические рекомендации, симуляционное и дистанционное обучение
IMPLEMENTATION OF NEW APPROACHES IN TEACHING THE DISASTER MEDICINE DISCIPLINE IN THE FACULTY OF CONTINUING MEDICAL EDUCATION
Volodin A.S., Volfson S.D., Krivenko V.F., Medvedev V.R., Sanina N.P., Zhukova A.E.
M.F. Vladimirsky Moscow Regional Research Clinical Institute, Moscow, Russia
The ways of occupational standards integration in system of training and accreditation of healthcare professionals and implementation of continuing medical education system in the «Disaster Medicine» discipline educative process are proposed. They include: necessity to ensure the training of health professionals of
all specialties; taking into account competency-based approach in development of educational programs for various healthcare contingent; usage of modern regulatory and legal framework of public health services dispositions in course of disaster medicine academic learning; appliance of the methodology for development of medical institutions senior management organizability, planning and managing ability in point of health care delivery to people affected by emergencies; compulsory simulation training in emergency medical care techniques; healthcare organizations task training in case of emergency situations in conditions of trauma subcenter real activity and its defense construction functioning; development of interactive educative modules for distant self-education in system of continuing medical education.
For citation: Volodin A.S., Volfson S.D., Krivenko V.F., Medvedev V.R., Sanina N.P., Zhukova A.E.Implementation of new approaches in teaching the disaster medicine discipline in the faculty of continuing medical education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (1): 35-45. doi: 10.2441 1/22208453-2019-1 1004. (in Russian)
Received 25.01.2019. Accepted for publication 01.03.2019.
Keywords:
occupational standards, professional competences, disaster medicine, medical assortment, emergency medical care, medical devices, clinical guidelines, simulation-based and distance learning
Система образования даже на небольшом историческом отрезке времени не может быть статичной. Подготовка по дисциплине «Медицина катастроф» призвана формировать личность медицинского работника как человека гуманистической и духовно-нравственной ориентации,способного быть полезным себе и окружающим, с осознанным безопасным поведением и повышенной работоспособностью в условиях крупных чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и антропогенного генеза, с необходимой квалификацией для оказания медицинской помощи лицам с острыми травмами, возникающими под воздействием поражающих факторов окружающей среды. Общая цель обучения дисциплине «Медицина катастроф» - дать слушателю знания теоретических основ безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания в условиях ЧС», нормативно-правовых положений по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС, клинической картины последствий воздействия на человека поражающих факторов ЧС, методологии планирования, организации и проведения
лечебно-эвакуационных мероприятий при ЧС. Безошибочным критерием профессиональной компетенции врача в области медицины катастроф служит глубина его специальной (предметной) подготовки.
В основу обучения дисциплине «Медицина катастроф» положен критерий снижения необоснованной смертности пострадавших в ЧС при отсутствии, запоздалом, ошибочном или неполном оказании им медицинской помощи. Необходимость обучения медицинского персонала вопросам медицины катастроф закреплено законодательно [1]. Подготовка руководящих кадров и медицинских работников к действиям в нестандартных ситуациях имеет первостепенное значение независимо от организационно-правовой формы учреждения, ведомственной подчиненности, уровня оказания медицинской помощи [2].
На наш взгляд, необходимо внести следующие изменения в традиционную систему подготовки, направленные на повышение квалификации медицинского персонала в области медицины катастроф [3].
Реализация новых подходов в обучен ии дисциплине «Медицина катастроф»
на факультете усовершенствования врачей
Необходимость охвата обучением врачебных кадров всех специальностей. Это связано с тем, что любой врач в той или иной мере может быть привлечен к оказанию экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим в ЧС. Возможны 3 варианта участия медработников в данном процессе.
Вариант 1 - работа в составе медицинских формирований вне медицинской организации: выездных бригад скорой медицинской помощи и территориальных центров медицины катастроф, нештатных врачебно-сестринских бригад медицинских организаций амбулаторного типа. Их задачи: организация работы пункта сбора пострадавших; медицинская сортировка по признаку опасности для окружающих; медицинская сортировка по лечебному признаку с целью формирования «красного» потока пострадавших; оказание ЭМП «красному» потоку; эвакуационная сортировка с последующей доставкой пострадавших по назначению с учетом очередности и порядка маршрутизации; проведение мероприятий по медицинской защите при ЧС радиационного и химического генеза и первичных противоэпидемических мероприятий при возникновении эпидемических очагов; медицинское обеспечение мест временного размещения эвакуированного населения; оказание медико-психологической помощи нуждающимся.
Вариант 2 - работа в медицинской организации в ходе ожидания и при поступлении пострадавших от факторов ЧС: экстренная подготовка структурных отделений к массовому поступлению пострадавших по строгому алгоритму; развертывание приемно-сортировочногоотделения для проведения внутрипунктовой и эвако-транспортной медицинской сортировки,
оказания ЭМП; проведение мероприятий по инфузионной, токсикологической и хирургической реанимации в реанимационных отделениях и противошоковых операционных; проведение мероприятий по медико-биологической защите (с участием сил и средств Роспотребнадзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС России) при поступлении пострадавших из очагов ЧС радиационного, химического и биологического профиля; оказание специализированной медицинской помощи в профильных отделениях; разработка порядка межбольничной эвакуации пострадавших по результатам эвакотранспортной сортировки; организация выезда бригад специализированной медицинской помощи для усиления других медицинских организаций, принимающих пострадавших.
Вариант 3 - оказание медицинской помощи при нештатной ситуации непосредственно в лечебной организации: теракте, взрыве или пожаре; обнаружении больного с опасным инфекционным заболеванием; возникновении жиз-неугрожающего состояния у пациента в лечебно-диагностическом отделении. В этих случаях медработники проводят следующие соответствующие действия: используют табельные (технические и медицинские) средства индивидуальной защиты, оказывают ЭМП пострадавшим и участвуют в организации медицинской эвакуации;участвуют в проведении комплекса первичных противоэпидемических мероприятий и оказывают ЭМП пораженным биопатогенами; диагностируют жизнеугрожающие состояния у пациентов и оказывают им ЭМП с помощью
синдромальных укладок непосредственно на месте [4].
В бытовых условиях при попадании в очаг поражения медицинский работник оказывает помощь пострадавшим в установленном объеме [5].
Следует особо отметить, что за обеспечение готовности медицинских работников и медицинских организаций в целом к реагированию в ЧС отвечает руководящий состав этих учреждений [2].
Учет профессиональных компетенций врачей в сфере медицины катастроф при разработке программ обучения. Вопросы оказания медицинской помощи пострадавшим закреплены в планах-заданиях объектам здравоохранения на случай возникновения ЧС согласно Федеральному закону № 68 [6], Постановлению Правительства РФ № 734 [7] и Плану медико-санитарного обеспечения населения региона в ЧС.
Реализация компетентностного подхода в качестве методологической основы обучения дисциплине «Медицина катастроф», предложенного академиком С.Ф. Гончаровым и соавт. [2, 8], предусматривает учет состава профессиональных компетенций по медицине катастроф для различных категорий специалистов. Предложения по их составу для включения в профессиональные стандарты по здравоохранению (для организаторов здравоохранения и врачей лечебных специальностей), разработанные провайдером образовательных программ по медицине катастроф - ФГБУ Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита»), в настоящее время рассматриваются в соответствующих структурах Минздрава России. Рекомендуется дополнить про-
фессиональные стандарты следующими трудовыми функциями по медицине катастроф: «Организация и оказание специализированной медицинской помощи (по соответствующему профилю) пострадавшим в чрезвычайных и кризисных ситуациях» - в профессиональные стандарты врачей лечебных специальностей; «Организация приема и оказания медицинской помощи в медицинской организации пострадавшим в чрезвычайных и кризисных ситуациях», «Организация деятельности медицинской организации по приему и оказанию медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных и кризисных ситуациях» - в профессиональный стандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья.
В обобщенном виде профессиональная компетенция включает готовность (способность) медицинских специалистов осуществлять профессиональную деятельность в чрезвычайных и кризисных ситуациях применительно к конкретной специальности; организовать (проводить) медицинскую сортировку (пункт сбора пострадавших, приемно-сортировочное или профильное отделение); оказывать ЭМП (пункт сбора пострадавших, санитарный транспорт, приемно-сортировочное или профильное отделение); участвовать в подготовке и медицинской эвакуации пострадавших (пациентов) в специализированные медицинские организации (догоспитальный период, приемно-сортировочное или профильное отделение); обеспечивать личную безопасность подчиненного коллектива и пострадавших (пациентов), в том числе при возникновении внутренней ЧС, оказывать первую помощь, применять медицинские и технические средства индивидуальной
Реализация новых подходов в обуоен ир дисциплине «Медицина катастроф»
нр факультете усоверш(ннствевания врачей
защиты, проводить экстренные первичные противоэпидемические мероприятия; участвовать в организации медицинского снабжения формирований и структурных отделений, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
В настоящее время на кафедре пересматриваются программы обучения с учетом профессиональных компетенций медицинских специалистов по медицине катастроф и наработок кафедры медицины катастроф ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России и учебно-методического центра ВЦМК «Защита».
1. Программы дополнительного профессионального образования (ДПО).
■ Обеспечение готовности медицинской организации к работе при ЧС и террористических актах (терактах) (для руководящего состава медицинских организаций).
■ Оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС и терактах в догоспитальном периоде (для врачей медицинских формирований, работающих вне медицинских организаций, фельдшеров выездных бригад скорой медицинской помощи).
■ Оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС и терактах в структурных отделениях медицинской организации (для врачей лечебных специальностей).
2. Рабочие программы.
■ Медицина чрезвычайных ситуаций (для ординаторов кафедр факультета усовершенствования врачей ГБУЗ Московской области«Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского»).
■ Особенности оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС и терактах (для врачей, проходящих обучение на профильных кафедрах).
■ Особенности работы медицинской организации при ЧС и терактах (для специалистов, проходящих обучение на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья). Подготовка ординаторов и врачей,
проходящих обучение по своей специальности на профильных кафедрах, проводится в заочной/очной форме с приоритетом самостоятельной подготовки.
Теоретическая подготовка по дисциплине «Медицина катастроф» предусматривает глубокое изучение вопросов нормативно-правового регулирования системы лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) населения в ЧС и деятельности системы менеджмента качества (СМК) [1-24], в том числе порядков оказания различных видов медицинской помощи; профессиональных стандартов в здравоохранении; стандартов оказания скорой медицинской помощи; клинических рекомендаций по медицине катастроф; вопросов противоэпидемической, медицинской противохимической и медицинской противорадиационной защиты; состава, предназначения и порядка освежения медицинских изделий и лекарственных препаратов в интересах медицины катастроф; особенностей организации ЛЭО в медицинских округах Московской области; возможностей травматологических центров и маршрутизации при эвакуации пострадавших и некоторых других вопросов. Широко используются в ходе обучения материалы учебных пособий, разрабатываемых ВЦМК «Защита».
Особое место занимает формирование у медработников восприятия медицинской сортировки в качестве непрерывного процесса в ходе ЛЭО пострадавших, а мно-гоэтапности в оказании медицинской помощи - как вынужденной меры.
Подготовка руководящего состава медицинских организаций и их структурных отделений должна быть направлена на развитие способности к организации, планированию и управлению оказанием медицинской помощи пострадавшим в ЧС.
Основные компоненты такой подготовки [8, 25, 26]:
■ изучение принципиальной системы управления СМК;
■ разработка «Плана действий медицинской организации в ЧС» на основе полученного плана-задания, возможностей объекта здравоохранения и медико-тактических особенностей проявления ЧС на конкретной территории;
■ ознакомление с базой данных о силах и средствах СМК области, предназначенной для рациональной и оперативной организации работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
■ приобретение навыков использования современных медицинских технологий при организации медицинской помощи пострадавшим, в том числе оказания экстренной консультативной медицинской помощи;
■ умение обосновывать готовность медицинской организации к работе в условиях ЧС;
■ изучение алгоритма действий в различных режимах деятельности с решением ситуационных задач;
■ участие в организации и проведении учений и тренировок.
Кроме того, обучение работе медицинской организации в ЧС должно проводиться в условиях реальной деятельности отделений травматологического центра I уровня и функционирования его защитного сооружения с целью отработки вопросов массового приема пострадавших из очагов ЧС различного генеза; защиты персонала и больных при угрозе возникновения ЧС в лечебном учреждении; инфузионной, токсикологической и хирургической реанимации пострадавших; возможностей других профильных отделений травматологического центра.
Более качественная подготовка по вопросам оказания ЭМП путем обязательного симуляционного обучения. ЭМП должна оказываться при следующих жиз-неугрожающих состояниях пострадавших в ЧС [10, 13, 19-21]:
■ асфиксии (при травмах головы и шеи, ожогах лица);
■ острой дыхательной недостаточности: частота дыхательных движений >30 в минуту, сатурация «90% (отек легких, бронхоспазм, пневмоторакс, перелом ребер, шок различного генеза);
■ наружном кровотечении (нарастающая острая кровопотеря);
■ частоте сердечных сокращений >150 в минуту, систолическом артериальном давлении <90 мм рт. ст. (шок);
■ коме, судорожном синдроме;
■ клинической смерти;
■ переломах костей, ранениях суставов, обширных ожогах, неполных отрывах или разрушениях сегментов конечностей и повреждении мочевого пузыря (уретры);
■ автотравме, кататравме;
■ температуре тела >41 и <35°С;
■ интенсивной рвоте, диарейном синдроме;
Реализация новых подходов в оббоенир дисциплина «Мн^диции!^ катастрофе
нэ факультете усоверш енствованмя врачей
■ менингеальном и геморрагическом синдроме;
■ интоксикационном психозе и остром психомоторном возбуждении;
■ химическом, радиоактивном и бактериальном загрязнении раны и кожного покрова;
■ остром коронарном синдроме, острой недостаточности мозгового кровообращения.
Жизнеугрожающие состояния у пациентов, требующие оказания ЭМП собственными силами и средствами в лечебно-диагностических отделениях медицинских организаций, как правило, включают: анафилактический, инфекционно-токсический, кардиогенный шок, судорожный синдром, менингеальный синдром, острый коронарный синдром, гипертонический криз.
Навыки в манипуляциях отрабатываются в ходе симуляционного обучения [27]. Набор симуляторов (тренажеров), линейка табельных медицинских изделий для оказания первой медицинской помощи и ЭМП (содержащиеся в индивидуальном медицинском комплекте гражданской защиты, сумке санитарной, укладке общепрофильной, наборе реанимационном, комплекте противоожоговом, наборе транспортных шин) и пакет методик обучения должны позволять проводить тренинги в необходимом объеме, включающем выполнение следующих манипуляций: приема лоб-подбородок, устойчивого дренажного бокового положения, искусственной вентиляции легких через лицевую маску мешком Амбу, наложение воротниковой шины, введение воздуховода ротового (назофа-рингеального), установку ларингеального воздуховода (при отсутствии сознания), наложение герметизирующей повязки, пункцию плевральной полости и выполнение
коникотомии; выполнение тугой тампонады раны (давящей повязки) с использованием местных гемостатиков и наложение кровоостанавливающего жгута; установку внутривенного периферического катетера и применение инфузионной системы; проведение базовой сердечно-легочной реанимации и выполнение наружной дефибрилляции; подключение кислородного ингалятора и проведение оксигенотера-пии; проведение блокад и внутривенное введение лекарственных препаратов применение транспортного щита при травме позвоночника, наложение тазового пояса при переломе костей таза, установку трак-ционной шины при переломе бедренной кости, иммобилизацию стандартными транспортными шинами при переломах костей конечностей и аутоиммобилизацию; введение желудочного зонда; катетеризацию и пункцию мочевого пузыря; первичную обработку ран различной этиологии и наложение повязок, придание физиологического положения при переноске (перевозке).
Современная доктрина подготовки врачей предусматривает переход к системе непрерывного медицинского образования (НМО). Основной принцип НМО - ежегодное индивидуальное обучение специалистов с начислением баллов. С этой целью в институте проводится разработка краткосрочных учебных программ по различным медицинским специальностями и дисциплине «Медицина катастроф» с внедрением методов дистанционного обучения, создаются инфраструктуры для организации НМО и аккредитации специалистов: медицинский аккредитационно-симуляционный центр и центр компетенций.
Перечень разрабатываемых интерактивных образовательных модулей (с банком
тестовых заданий и ситуационных задач) по дисциплине «Медицина катастроф» для НМО медицинских специалистов включает:
1. Организацию ЛЭО населения при ЧС и терактах.
2. Планирование и управление оказанием медицинской помощи пострадавшим при ЧС и терактах.
3. Организацию снабжения для медицинского обеспечения в ЧС.
4. Организацию и оказание медицинской помощи в догоспитальном периоде пострадавшим при ЧС и терактах.
5. Организацию работы лечебных учреждений при внешних и внутренних ЧС.
6. Основные жизнеугрожающие состояния при поражениях факторами ЧС: асфиксия, острая дыхательная недостаточность, кровотечение, шок и кома. Первая помощь и ЭМП: приказы, стандарты и клинические рекомендации.
7. Острая хирургическая травма. Медицинская помощь в догоспитальном и госпитальном периодах.
8. Терапевтические и психологические аспекты медицины катастроф. Медицинская помощь в догоспитальном и госпитальном периодах.
9. Радиационные и химические поражения. Порядок применения средств медицинской защиты, медицинская помощь в догоспитальном и госпитальном периодах.
10. Инфекционные болезни, вызывающие ЧС в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Порядок применения средств индивидуальной защиты, экстренная профилактика и купирование синдромов поражения, маршрутизация при медицинской эвакуации.
Приведенные в статье пути реализации позволят реформировать систему подготовки медицинских кадров по дисциплине «Медицина катастроф» в ближайшей перспективе.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Володин Александр Сергеевич (Volodin Aleksandr S.) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицины катастроф ГБУЗ Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», Москва, Россия E-mail: vol-medkat0yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-1545-3294
Вольфсон Сергей Дмитриевич (Volfson Sergey D.) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицины катастроф ГБУЗ Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», Москва, Россия E-mail: sdw-dottore0yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4684-8691
Кривенко Валерий Федорович (Krivenko Valeriy F.) - доктор медицинских наук, профессор кафедры медицины катастроф ГБУЗ Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», Москва, Россия E-mail: vol-medkat0yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-8748-9600
Реализация новых подходов в оббоенир дисциплина «Модицииа катастрофе
нэ факультете усовершенствования врачей
Медведев Владимир Романович (Medvedev Vladimir R.) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», Москва, Россия E-mail: gs1OOO0yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-0089-4043
Санина Наталья Петровна (Sanina Nataliya P.) - доктор медицинских наук, профессор кафедры терапии ГБУЗ Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», Москва, Россия E-mail: natalyasanina20yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-0335-1899
Жукова Анна Эрнестовна (Zhukova Anna E.) - методист высшей категории отдела непрерывного медицинского образования ГБУЗ Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», Москва, Россия E-mail: most-c0bk.ru https://orcid.org/0000-0001-7215-6328
ЛИТЕРАТУРА
1. «Об основах охраны здоровья граждан РФ»: Федеральный Закон РФ № 323, от 2011 г.
2. Гончаров С.Ф., Баранова Н.Н., Быстров М.В. «Проблемные вопросы и необходимость подготовки руководителей медицинских организаций по вопросам медицины катастроф в системе непрерывного медицинского образования» // Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 2-3. С. 42-49.
3. Национальный проект «Здравоохранение»: Указ Президента РФ № 204 от 2018 г.
4. «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»: приказ МЗ РФ № 388н от 20 июня 2013 г.
5. «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 477н от 4 мая 2012 г.
6. «О защите населения от ЧС»: Федеральный Закон РФ № 68 от 1994 г.
7. «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф»: постановление Правительства РФ № 734 от 2013 г.
8. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Система подготовки медицинских кадров по вопросам медицинского обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций». М. : ФГБУ ВЦМК «Защита», 2017. 118 с.
9. Организация работы стационарного отделения скорой медицинской помощи / Министерство здравоохранения Российской Федерации, ГБОУ ВПО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России, ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи имени И.И. Джанелидзе», ГБОУ ВПО «СевероЗападный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России. СПб., 2015. 74 с.
10. Клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. М. : ФГБУ ВЦМК «Защита», 2015. 180 с.
11. «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком»: приказ МЗ РФ № 927н от 15 ноября 2012 г.
12. «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми химическими отравлениями»: приказ МЗСР РФ № 925н от 15 ноября 2012 г.
13. «Об обеспечении мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Московской области»: Распоряжение МЗ МО № 32-р от 2016 г.
14. «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях»: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 69н от 31 января 2012 г.
15. «Об организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Московской области»: распоряжение Министерства здравоохранения Московской области № 18-Р от 20.02.2017 г.
16. «Об утверждении Положения о резерве медицинских ресурсов Министерства здравоохранения Российской Федерации для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, его номенклатуры и объема»: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 598 от 26 августа 2013 г.
17. «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи»: приказ МЗ Российской Федерации № 36н от 2016 г.
18. Багненко С.Ф. и др. Организация оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации : методические рекомендации. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. 48 с.
19. Об утверждении профессионального стандарта «Врач скорой медицинской помощи»: приказ Минтруда России № 133н от 2018 г.
20. Об утверждении профессионального стандарта «Врач-хирург»: приказ Минтруда России № 743н от 2018 г.
21. Об утверждении профессионального стандарта «Травматолог-ортопед»: приказ Минтруда России № 698н от 2018 г.
22. Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник»: приказ Минтруда России № 293н от 2017 г.
23. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»: приказ Минтруда России № 768н от 2017 г.
24. План медико-санитарного обеспечения населения Московской области в ЧС. 2016. 154 с.
25. Планирование медицинского обеспечения населения в ЧС. Методические рекомендации. М. : ФГБУ ВЦМК «Защита», 2016, 61 с.
26. Регламент действий руководителя медицинской организации при ЧС (проект). М. : ФГБУ ВЦМК «Защита», 2016. 26 с.
27. Базовые аспекты медицины катастроф. Симуляционное обучение приемам экстренной медицинской помощи : учебно-методическое пособие. М. : ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, 2017. 74 с.
REFERENCES
1. On the Fundamentals of healthcare of the RF citizens: RF Federal Law No. 323, as of 2011. (in Russian)
2. Goncharov S.F., Baranova N.N., Bystrov M.V. Problematic issues and the necessity to train managers of healthcare institutions in the field of disaster medicine in the system of continuing medical education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; (2-3): 42-9. (in Russian)
3. Healthcare National Project: Edict of the RF President No. 204 as of 2018.
4. On Approval of the procedure for providing emergency medical care, including emergency specialized medical care: order of the Ministry of Healthcare of the RF No. 388n dated June 20, 2013. (in Russian)
5. On Approval of the list of conditions for the first aid and the list of first aid measures: order of the Ministry of Health and Social Development of the RF No. 477n dated May 4, 2012. (in Russian)
6. On Protection of population against emergencies: RF Federal Law No. 68 as of 1994. (in Russian)
7. On Approval of the provision on the All-Russian Service of Disaster Medicine: resolution of the RF Government No. 734 as of 2013. (in Russian)
8. Proceedings of the scientific practical conference «System of training healthcare professionals in the issues of medical provision for the population in the emergency situations». Moscow: FGBU VTsMK «Zashchita», 2017: 118 p. (in Russian)
9. Organization of work of an inpatient department of emergency medical service. The Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Pavlov First Saint Petersburg Medical State University at the Ministry of Healthcare of Russia, Dzhanelidze Saint Petersburg Research Institute of Emergency Medicine, Mechnikov North-Western State Medical University at the Ministry of Healthcare of Russia. Saint Petersburg, 2015: 74 p. (in Russian)
10. Clinical guidelines on the health care provision to persons affected by emergency situations. Moscow: FGBU VTsMK «Zashchita», 2015: 180 p. (in Russian)
Реализация новых подходов в оббоенир дисциплина «Модицииа катастрофе
нэ факультете усовершенствования врачей
11. On Approval of the procedure for providing medical care to victims with concomitant, multisystem and isolated injuries accompanied with shock: order of the Ministry of Healthcare No. 927n dated November 15, 2012. (in Russian)
12. On Approval of the procedure for providing medical care to patients with acute chemical poisoning: order of the Ministry of Health and Social Development of the RF No. 925n dated November 15, 2012. (in Russian)
13. On Provision of measures to prevent bringing and disseminating infectious (parasitic) diseases, which require measures for sanitary protection of the Moscow region territory: instruction of the Ministry of Healthcare of the RF No. 32-p as of 2016. (in Russian)
14. On Approval of the procedure for providing medical care to adult patients with infectious diseases: order of the Ministry of Health and Social Development of the RF No. 69n dated January 31, 2012. (in Russian)
15. On the Organization of medical care for victims of traffic accidents in the territory of Moscow region: instruction of the Ministry of Healthcare of Moscow Region No. 18-P dated 20.02.2017. (in Russian)
16. On Approval of the regulation on the reserve of medical resources of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation for the elimination of medical and sanitary consequences of emergencies, its nomenclature and volume: order of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation No. 598 dated August 26, 2013. (in Russian)
17. On Approval of the requirements for completing sets and kits for providing emergency medical aid with medicinal products and medical device: order of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation No. 36n as of 2016. (in Russian)
18. Bagnenko S.F., et al. Organization of emergency medical aid outside of healthcare organization: guidelines. Moscow: GEOTAR-Media, 2015: 48 p. (in Russian)
19. On Approval of the professional standard «Emergency Physician»: order of the Ministry of Labor of Russia No. 133n as of 2018. (in Russian)
20. On Approval of the professional standard «Surgeon»: order of the Ministry of Labor of Russia No. 743n as of 2018. (in Russian)
21. On Approval of the professional standard «Trauma Orthopedist»: order of the Ministry of Labor of Russia No. 698n as of 2018. (in Russian)
22. On Approval of the professional standard «General Practitioner»: order of the Ministry of Labor of Russia No. 293n as of 2017. (in Russian)
23. On Approval of the professional standard «Specialist in management of healthcare and public health»: order of the Ministry of Labor of Russia No. 768n as of 2017. (in Russian)
24. The Plan of medical and sanitary provision for the population of Moscow region in emergencies. 2016: 154 p. (in Russian)
25. Planning the medical provision for population in emergencies: Guidelines. Moscow: FGBU VTsMK «Zashchita», 2016: 61 p. (in Russian)
26. The Regulation for actions of the head of a healthcare institution in emergencies. Moscow: FGBU VTsMK «Zashchita», 2016: 26 p. (in Russian)
27. Basic aspects of disaster medicine. Simulation training in emergency medical care: Study guide. Moscow: GBUZ MO MONIKI im. M.F. Vladimirskogo, 2017: 74 p. (in Russian)