Т. С. Комарова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования, Н. Г. Пантелеева, кандидат педагогических наук.
Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников
Патриотические чувства по-своему содержанию многогранны - это любовь к родным местам, гордость за свой народ, чувство неразрывности с окружающим, бережное отношение к природе и т. д. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить значимое и существенное в окружающем; понять, что улица, по которой он ходит каждый день - это его Родина. Задача педагогов - увлечь, заинтересовать красотой и очарованием родных мест, пробудить первые чувства детей, расширить их интересы; показать через близкое и родное общечеловеческое.
Работа начинается с эмоциональных рассказов педагога о природе родного края в сочетании с созерцанием. Любование красотой родных мест - это первые ростки добрых чувств, которые надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности. Постепенно у детей появляются любимые уголки в городе, где им нравится играть; тропинки и деревья в лесу, которые становятся родными и остаются в памяти навсегда. Прежде всего, развиваем чувственный опыт, эмоционально-положительное отношение детей к окружающему - умение восхищаться, удивляться прекрасному, которое рядом. От близкого окружения переходим к жизни людей города и края, значимости их труда, важно показать, что наш город - часть большой страны. Педагог умело сочетает рассказы о природе с беседами о труде и быте людей.
Расширять интересы личного мира детей необходимо путем знакомства с героической историей края, памятниками старины, искусством. Узнавая о подвигах старших поколений, земляках, известных всему миру, дети понимают, что Родина - это святое.
Способы увлечения разнообразны: можно принести книгу о родном крае и, собрав вокруг себя ребят, рассказать яркую историю из жизни края. Можно обратиться к опыту детей, вспомнить интересные случаи из их жизни, связанные с родным краем. Включить несложно, главное - занимательно и эмоционально преподнести краеведческий материал, чтобы у ребенка появился интерес к его познанию и деятельности.
Используя среду региона, мы разработали на конкретном материале цикл занятий
«Изобразительное искусство родного края». Задача цикла показать взаимосвязь ближайшего окружения (истории и культуры края) и изобразительного искусства в воспитании дошкольников. Влияние среды на растущую личность подробно изложено в книге «Эстетическая развивающая среда в ДОУ» Т. С. Комаровой, О. Ю. Филлипс. Авторы особое внимание уделяют исторической среде, в которой живет современный ребенок. Краеведение - это новый вид развивающей среды, которая соответствует потребностям ребенка в новых впечатлениях и разнообразной деятельности.
На примере экскурсии на Бородинское поле предоставим возможность педагогам убедиться во взаимосвязи окружающей среды и изобразительного искусства в воспитании детей. Целью экскурсии было знакомство детей с достопримечательностями Можайской земли, расширение их знания о боевых подвигах народа, красоте родной земли, воспитание любви к истории и культуре края. Предварительно проводилось занятие «Поле русской славы», на котором педагог рассказывал детям о знаменитом Бородинском сражении, дети рассматривали иллюстративный материал: монументы Бородинского поля, иллюстрации музея-заповедника, портреты героев войны, слушали музыку П. И. Чайковского «Отечественная война 1812 года». В свободное время дети посмотрели видеофильм «Бородинское сражение». После посещения музея-заповедника «Бородино» устроили в группе выставку картин «Герои Бородино» в форме занятия. Музей как бы переместился
в группу, т. е. детям предоставили возможность еще раз пережить увиденное, обменяться впечатлениями.
Цикл «Изобразительное искусство родного края» состоит из занятий, экскурсий, исторических бесед, встречи с художником, куль-турно-досуговых мероприятий.
Перечень тем:
1. «С чего начинается Родина?»
2. «Поле русской славы».
3. «Наш древний город». Экскурсия на Бородинское поле.
4. «Мой край родной». Историческая беседа «Можайск - город мастеров».
5. «Можайск - моя Родина».
6. «Герои Бородино».
7. «Можайск в стихах и красках».
8. «Династия художников Можайска». Экскурсия на выставку города, посвященная 190-летию Бородинской битвы.
9. «Можайские художники - родному городу». Встреча с художником Е. А. Долгачевым.
10. «По тропам родного края».
11. «Можайский кремль».
12. «Путешествие Л. Н. Толстого в Бородино». Экскурсия в художественный салон города.
13. «Великая Отечественная война в произведениях художников». Конкурс знатоков «Знаешь ли ты Можайск?» Развлечение «Люблю тебя, мой край родной».
В разработанную систему включали как традиционные, так и новые формы и методы работы - интегрированные и вариативные занятия, экскурсии и прогулки, исторические беседы, работу в уголке города, домашние задания, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг, накапливать опыт наблюдений. Суть интегрированных занятий заключается в объединении разных видов работы на одном занятии, т. к. материал региона требует живой и многообразной деятельности.
Вариативные занятия - это гибкое использование модели обучения: занятия проводятся как в группе, так и на природе, в музее, на выставке и т. д. Ознакомление дошкольников с родным городом и краем - процесс длительный и положительного результата можно добиться только систематической работой, связанной с социальной жизнью и ближайшими и доступными объектами, окружающими ребенка. Наилучшим способом ознакомления с родными местами были экскурсии - целенаправленные наблюдения,
живые впечатления, воспитывающие внутренний мир ребенка, способствующие накоплению представлений о родном крае. Важно было научить детей при наблюдении выделять наиболее яркие, характерные особенности края для обобщений и формирования представлений. Мы организовали цикл экскурсий, которые помогли показать жизнь города. Исторические беседы - это увлекательные и занимательные рассказы педагога, факты из прошлого края, людях, что жили в городе и его окрестностях раньше, их примечательных делах, великих событиях, которые вызывают различные эмоции и формируют представления. Работа в уголке города или края предполагала рассматривание иллюстративного материала, сбор краеведческой информации. Домашние задания создавали атмосферу общности интересов детей и взрослых.
На каждом занятии обязательно организуется практическая деятельность детей, например: рисование «Мой город», «Город моей мечты», «Мой край родной», «Красота нашего города», «Праздник улиц»; лепка «Памятник герою» и т. д. Регулярно устраивали выставки детских работ, на которых дети сами были экскурсоводами - рассказывали о родном
крае через свое творчество. Можно организовать зону полезной деятельности детей - это выход за пределы группы, способствующий активным поступкам дошкольников, действенной связи с окружающим и направленный на воспитание желания участвовать в жизни взрослых; проведение творческих дней - приятно сделать прекрасное своими руками и постоянное оформление выставок детей, например: «Наши мастера».
Эффективным средством в воспитании патриотических чувств являются праздники, посвященные городу, краю, которые проводятся на знакомом материале, как эмоциональный итог проделанной работы.
Ознакомление с краем не заканчивается занятиями, а продолжается в повседневной жизни - группе, на прогулке, в семье. Хочется отметить направленность работы -активная поисково-познавательная деятельность педагогов, родителей и детей в сборе информации о своем крае, репродукций и видеоматериалов.
Всем хорошо известно, что Родина начинается с семьи: совместные прогулки родителей и детей к памятникам старины, освоение места проживания, знакомых улиц и т. д. по силам любой семье. Одновременно формирование определенного отношения к жизни города зависит и от эмоциональности взрослых, как они преподносят факты, с какой интонацией рассказывают; искренность их чувств передается и детям, поэтому информация должна не только вызывать положительные эмоции, но и стремление к деятельности. Исключительно важным являются домашние задания, которые педагог дает родителям и детям на выходные дни - узнать, найти, принести.
В дополнение к основной работе можно использовать и другие методические приемы: игры на закрепление знаний («Приходите в гости» - описать путь к своему дому или детскому саду, «Путешествие по городу» - составление рассказов о городе по открыткам); сравнение - помогает формировать конкретные представления, т. к. дети учатся анализировать увиденное и услышанное, делать обобщения; вопросы педагога к детям, чтобы дети еще хотели узнать о крае и городе, на которые можно ответить не только на занятиях, но и вне; чтение литературных произведений; драматизация исторических событий, слушание музыки, восприятие
изобразительного искусства региона; создание альбомов по родному краю; творческие задания; изобразительная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности; упражнения по речевой деятельности, связывающиеся с конкретным образом и переживаниями; обращение к опыту детей - придумывание историй; вопросы детей к друг другу; работа с картами и схемами города; сюжетно-ролевые игры, отражающие жизнь города; беседа, создание ситуаций на сопереживание, для общения со взрослыми и совместной деятельности; домашние задания; работа с художественными материалами.
Особо хочется выделить развивающие игры в воспитательной работе с детьми, примеры: «Разбитая карта» - собирание города из мозаики; «Пройди по городу» - даются лабиринты, схемы-карты города - ребенок должен показать путь; «Воображаемое путешествие по городу» - дети описывают свои представления и фантазии о городе; «Где я живу» -описать место проживания; «Историческая гостиная» - рассказы детей о прошлом города и края; «Путешествие по городу» - рассказы детей по открыткам; «Почтальон принес почту» - детям раздаются письма с видами города или края, читая их, они рассказывают о конкретном уголке местности; «Узнай, где я нахожусь» - один ребенок описывает место, другие отгадывают; «Кто, где работает в городе» - назвать профессии региона и др.
Модель воспитания и обучения любви к родному краю
Экс}."урсии; поездки и целевые 1ф(ЛуЛКН1Ю городу и краю. ЕгсгорЕпескнс бгссды
Занятия, посвященные истории н ку^ыур.1 гзрадаи края, оргаиваниа выставок
С амос тоятсльшя худежегт-тсенняя деятельность, кол-лекцгюшзречшеие, помашгше
'"VI""
Работав книжном \толке:чтет[иеи рассматривание шит, НШЛ.ЩШ1 о юлю противного материала о крас
Работав уголкг.
шлгйжцсыному
родЕЮму городу н
краю: соядантте
альбомов, сбор
информации
Акшиные формы обучения -
тсущ-тур-ио-ло суговьте
Жропр! И ПИ. ТРВД1Ш.Ш1
детского сада
Дидаьлнчесю1е и] ры, уираигне-шгя. творческие чаяния. минут™
фантазирования, рисование, лсшг
Предлагаем примеры конспектов занятий, более подробно раскрывающие используемые нами формы и методы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с искусством и историей родного края.
Занятие «Поле русской славы»
Цель: познакомить детей с героическим прошлым, расширить их знания о великих подвигах народа. Воспитывать гордость за наш народ, привязанность к родным и святым местам, которые связаны с великим событием страны. Вырабатывать бережное отношение к памятникам погибших воинов, защищавших Отечество. Развивать познавательную активность детей и творчество.
Предварительная работа: рассматривание альбомов и открыток о Бородинском сражении; памятников, установленных на боевых местах, историческая беседа о военной одежде, головных уборах, старинном оружии, видах войск 1812 г., используя иллюстративный материал; показ видеофильма «Бородинское сражение», чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Материал к занятию: карта Москвы, фото старой Смоленской дороги, слайды с изображением современных строений Кутузовского проспекта - Поклонной горы, Триумфальной арки, Бородинской панорамы, памятника М. И. Кутузову; портрет М. И. Кутузова художника Р. М. Волкова, репродукции - портреты героев 1812 г., грамзапись увертюры П. И. Чайковского, слайды «Бородинское сражение», Бородинское поле - памятники.
Ход занятия: звучит увертюра П. И. Чайковского «Отечественная война 1812 г.», дети занимают места за столами.
Педагог. Сегодня я хочу с вами поговорить о героическом прошлом нашего народа. Посмотрите вот на эту карту (показ). На карте всегда север находится вверху, юг - снизу, справа - восток, слева - запад. В 1812 г.
Наполеон напал на нашу страну с запада, вот с этой стороны (показ). Эта была старая Смоленская дорога. Весь народ встал на защиту Отечества. Русские воины были храбрые, ловкие и смелые. Они очень любили свою Родину и встали на ее защиту от врагов, многие стали героями. Во главе русского войска стоял опытный полководец М. И. Кутузов (показ портрета М. И. Кутузова художника Р. М. Волкова). Присмотритесь внимательно к портрету, какой человек перед вами? (Красивый, скромный, смелый.) Как вы догадались? (Много наград на одежде.) Как вы считаете, о чем он задумался? (Высказывания детей.)
М. И. Кутузов - великий полководец, много трудных решений приходилось ему принимать в боях, и он всегда выходил победителем.
Теперь эта дорога, по которой рвался к Москве Наполеон, стала одним из красивейших проспектов Москвы и называется «Кутузовский проспект» (показ слайда, диалог вместе с детьми о красоте проспекта). А как вы думаете, почему проспект называется именем М. И. Кутузова? (Размышления детей.) А тогда - это была пыльная, широкая просе-лоч ная дорога (показ фото старой Смоленской дороги). Вдоль этой дороги встречались маленькие подмосковные деревеньки, вокруг простирались поля, леса и овраги. Вот на одном из таких полей нашего края, которое было удобно для сражения и выбрано самим полководцем М. И. Кутузовым, произошло знаменитое Бородинское сражение. С той поры Бородино стало святым местом и гордостью России. Здесь очень многое напоминает об этой войне.
Что вы слышали и знаете об этом сражении? (Показ слайда «Бородинское сражение».) В честь героизма русских солдат на Бородинском поле во всех местах позиции (боев) установлены памятники (показ). До сих пор сохранились старые полевые укрепления - знаменитые Багратионовские флеши. В сентябре вся наша страна празднует большой праздник «День Бородино». Кто из вас, ребята, был на этом празднике? (Ответы.) Люди со всех концов нашей большой страны приезжают на праздник поклониться подвигу русских воинов. Мы всегда помним о героических подвигах нашего народа и стараемся быть сильными, мужественными, добрыми. Давайте с вами вспомним пословицы об этом.
События Отечественной войны 1812 г. остались в народной памяти, вдохновили многих поэтов, художников, композиторов и они посвятили свои произведения этой войне. Вы слушали увертюру П. И. Чайковского «Отечественная война 1812 г.», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Рисование. «Незаконченные рисунки» - дети дорисовывают недостающие детали старинного оружия, одежды. Рассматривание детских работ и их фантазии.
Экскурсия
на Бородинское поле
Цель: знакомство детей с музеем-заповедником, достопримечательностями и памятными местами Можайской земли. Пополнить знания детей о боевых подвигах нашего народа. Воспитывать интерес к воинам, желание подражать их смелости. Приучать внимательно всматриваться в окружающее, запоминать красивые места, уметь рассказать об увиденном. Учить выражать свое отношение к событиям прошлого. Воспитывать любовь к истории края.
Предварительная работа: объяснение новых слов детям, сообщение, что состоится
экскурсия по памятным местам Бородинского поля, где проходило знаменитое сражение и посещение музея-заповедника.
Поездка. По дороге в Бородино педагог рассказывает детям: давным-давно на Россию напала французская армия, возглавлял армию Наполеон. У него была сильная армия. Когда Наполеон вступил на нашу землю, весь русский народ поднялся на защиту Отечества. Врагов было в два раза больше. Это была Отечественная война, потому что мы защищали свое Отечество. Главное сражение этой войны проходило на нашей Можайской земле, у деревни Бородино. Оно так и называется Бородинское сражение. В честь победы наших соотечественников и памяти об их подвигах создали музей-заповедник, где оберегают и хранят память прошлых лет. В Бородино очень многое напоминает об этой войне, по огромному полю (12 км) установлены памятники - это незабываемые места. Как вы, дети, должны относиться к памятникам, родным местам? (Ответы.)
Посещение музея. Рассматривание гаубицы у входа в музей. Пояснение детям, что гаубица - артиллерийское орудие старых времен.
Педагог. Война 1812 года была очень давно, поэтому вы услышите много новых непонятных слов.
Заходим в музей. Экскурсовод вкратце рассказывает детям об экспонатах музея: вы находитесь в старейшем музее мира, который основан на поле сражения. А все поле вокруг музея - оно очень огромное (12 км), считается заповедником. Давным-давно император Франции Наполеон напал на нашу страну - Россию. У него была сильная армия, хорошо вооружена и солдат было в два раза больше, чем у нашей страны. Вот портрет Наполеона. Посмотрите, какой самолюбивый, уверенный в себе человек смотрит на вас с портрета. Таким был Наполеон. В этом зале собраны предметы, вещи наполеоновской армии: мундиры, головной убор - треуголка, оружие (дети рассматривают, задают вопросы).
Перейдем в следующий зал - в этом зале представлены одежда, оружие русской армии: мундиры разных полков, кираса - это металлический панцирь, который одевали воины, чтобы уберечься от пуль, он очень тяжелый; кивер - головной убор; ментик - гусарская накидка, ее одевали на левое плечо; пистолеты, пехотные ружья, батальонное знамя, сигнальная труба, памятные медали (дети рассматривают). А это портрет полководца М. И. Кутузова. Посмотрите, как много наград у него. Он много воевал, был участником крупнейших сражений и всегда выходил победителем. Вот его личные вещи, отличаются ли они от современной одежды? (Ответы.) На этой картине «Бой при Шевардино» изображен шевардин-ский редут, который был передовым пунктом в сражении и главным героем был генерал А. И. Горчаков, который сумел приостановить наступление французской армии. В музее есть скульптуры, изображающие военачальников: бюсты П. И. Багратиона, Н. Н. Раевского и других, сделанные из тонированного гипса. Рассмотрите их сами.
Дети переходят в центральный зал.
Экскурсовод продолжает беседу: 26 августа ранним утром на Бородинском поле прозвучали первые выстрелы. Представить бой можно по макету (включается подсветка, показывается ход битвы). Бой за Багратионовские флеши показан на диораме, посмотрите направо - это живописное полотно с объемным передним планом, здесь запечатлен эпизод Бородинской битвы. А теперь, ребята, взгляните наверх - это портретная галерея героев войны: М. И. Кутузов, А. И. Горчаков, И. С. Дорохов, П. И. Багратион, А. А. Тучков, А. И. Раевский, Ф. П. Уваров и другие. Приглядитесь, какие у них мужественные лица! На этой картине показано отступление французской армии, картина так и называется «Отступление армии Наполеона из России». Наш народ победил Великую армию Наполеона и защитил свое Отечество. Понравилось ли вам в музее? (Ответы.)
Вы можете походить сами по музею, посмотреть еще раз, что вам понравилось (дети благодарят экскурсовода).
После посещения музея дети идут на поле и рассматривают памятник героям Бородина.
Педагог. Это главный памятник русским воинам, героям Бородинского сражения, и находится на высоком холме. Давайте поднимемся на холм, присмотритесь, какой высокий памятник - он царит над всем Бородинским полем. Осмотритесь по сторонам - здесь, на огромном поле, была битва. На Бородинском поле много памятников, вы позже их рассмотрите на открытках, и я про них расскажу. Во время боя были привалы, когда воины отдыхали. И мы с вами отдохнем. Дети, нравится ли вам здесь? (Ответы.) Посмотрите, как красиво вокруг, какие живописные места, необозримые просторы. Мы живем с вами в очень удивительном и живописном месте, надо беречь эту красоту. Отдохнули, ну а теперь идем к автобусу и возвращаемся в детский сад. ■