Образ Отечественной войны 1812 года
в русской культуре
Л.И. Батюк
В статье показана одна из героических страниц в истории нашего государства — Отечественная война 1812 года. В художественной культуре выявлена национально-патриотическая тенденция, повлиявшая на национальное самосознание нашего народа, на русское искусство в целом. Отражены важные эпизоды войны в видах изобразительного искусства.
Ключевые слова: Отечественная война 1812 года, патриотизм, подвиг, аллегория, военные трофеи
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2017. № 1 (26). С. 131-139.
В 2017 году мы отмечаем 2005 лет со дня начала Отечественной войны 1812 года, принесшей нашему народу неисчислимые жертвы и запредельное напряжение духа и сил. Исследования героических событий войны и сегодня продолжают волновать сердца людей.
В дни нашествия армии Наполеона произошел рост национального самосознания русского народа, его духовное пробуждение и консолидация. Русский народ не единожды поднимался на защиту своей Родины от захватчиков. Примером тому служат события 1614 года, когда наш народ изгнал поляков не только из Москвы, но и с территории нашей страны, и не допустил на нашу землю шведов.
Никогда прежде не было такой угрозы нашему народу и нашей земле, как армия Наполеона. Русский писатель, публицист В.Г.Белинский (1811-1846) в своих очерках подчеркивал мысль о том, что двенадцатый год XIX столетия был великой эпохой в жизни русского народа, он пробудил народное сознание и народную гордость.
В своем очерке «О развитии революционных идей в России» русский писатель, философ А.И.Герцен (1812-1870) писал, что Новая Россия начинается с 1812 года [1, с. 384].
События Отечественной войны глубоко затронули национальные чувства русского общества, дали импульс к созданию выдающихся произведений, посвященных этой эпохе. Многие представители творческой
Батюк Любовь Ивановна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Адрес для корреспонденции: [email protected].
деятельности — историки, поэты, художники, архитекторы, композиторы, драматурги увековечили память о тех трагических событиях, а также о героях, участвовавших в ней. Как в истории, так и в художественной культуре великие произведения искусства рождались в средоточии больших испытаний для страны и народа [2, с. 142].
Первыми патриотический подвиг всего русского общества в своем творчестве отразили писатели, которые непосредственно были участниками военных событий [3].
Русский поэт, основоположник романтического направления в литературе В.А.Жуковский (1783-1852) был ополченцем в лагере под селом Тарутино в Калужской области, где состоялось сражение с войском Наполеона. Там же он пишет стихотворение, которое принесло ему всеобщее признание — «Певец во стане русских воинов».
Пафосом победы русских солдат проникнуто стихотворение поэта, общественного деятеля, будущего декабриста К.Ф.Рылеева (1795-1826) «Песнь воинов перед сражением». Сам автор участвовал в заграничных походах русской армии 1814-1815 годов, которые являлись логическим продолжением войны 1812 года.
Гениальность и мудрость замыслов главнокомандующего всеми русскими армиями и народным ополчением М.И.Кутузова (1745-1813) подчеркнул в своих баснях И.А.Крылов, где в аллегорической форме изобразил борьбу Кутузова и Наполеона («Волк на псарне», «Щука и кот», «Ворона и курица» и др.). В честь Кутузова создавали стихи такие поэты, как Г.В.Державин и В.А.Жуковский.
Многие великие поэты во время войны еще по возрасту не были ее участниками, но с глубоким волнением следили за событиями войны. Примером тому служит творчество А.С.Пушкина, который воспел подвиги военных полководцев. Стихотворение «Перед гробницею святой стою с поникшей головой» посвящено М.И.Кутузову. М.Б.Барклаю-де-Толли посвящено стихотворение «Полководец», в нем раскрыты неоценимые заслуги выдающегося полководца перед Родиной.
Имя М.И.Кутузова увековечено во многих видах художественной культуры. Хотелось бы отметить, что похоронен Михаил Илларионович в Санкт-Петербурге — в Казанском соборе, который после войны приобрел значение памятника русской военной славы. В этом соборе находятся ключи городов, освобожденных от наполеоновских армий, и другие военные трофеи той поры.
Ярким и, пожалуй, главным событием Отечественной войны 1812 года стало Бородинское сражение, которому в художественной культуре отведено особое место. Первым стихотворением, в котором
дано точное историческое описание боя, было «Бородино» русского поэта и драматурга М.Ю.Лермонтова (1814-1841). Впервые рассказ о Бородинском сражении дан от лица простого солдата.
Героические подвиги наших солдат, патриотизм русского народа отражены в непревзойденном романе Л.Н.Толстого «Война и мир». В нем передан тончайший лиризм, глубокие философские размышления о судьбах мира, истории, человека. Автор сумел показать ход исторического развития России, роль народа в решающие моменты национальной жизни, когда люди из разных слоев общества объединялись в сопротивлении иноземному нашествию. Не случайно «Война и мир» Л.Н.Толстого по праву считается классикой мировой литературы.
Свое продолжение эпизоды войны, воспевающие подвиг народа и полководцев, нашли и в литературе XX в. В 1960 г. писатель Л.И.Раковский написал роман «Кутузов», в 1982 г. писатель С.Н.Голубов издает роман «Багратион». В постсоветское время в 2000 г. русский прозаик, литературовед О.Н.Михайлов издал роман «Кутузов».
События Отечественной войны 1812 года нашли свое воплощение и в музыкальном творчестве той эпохи: инструментальной музыке, песнях, а также в хоровых произведениях.
В XIX в. в России появляется тип оперы в стиле классического реализма, в формировании которого война 1812 года оказала значительную роль. Подвиг русского народа показан в опере М.И.Глинки «Жизнь за царя» (1836 г.).
Во второй половине XIX в. композитор П.И.Чайковский написал одно из самых известных своих произведений — симфоническую увертюру «1812 год» по случаю освящения Храма Христа Спасителя в Москве. К этой теме в связи с 100-летним юбилеем Отечественной войны писали марши, гимны, торжественные хоры, среди которых наиболее известен хор на стихи М.Ю.Лермонтова «Бородино» (автор музыки неизвестен).
К военной теме 1812 года в XX в. обратился великий русский композитор С.С.Прокофьев (1891-1953), создав оперу «Война и мир» по роману Л.Н.Толстого.
Другой русский композитор Т.Н.Хренников (1913-2007) в 1978 г. создает балет «Гусарская баллада» по пьесе советского драматурга А.К.Гладкова (1912-1975) и балет «Наполеон Бонапарт», премьера которого состоялась в 1995 году на сцене Кремлевского Дворца съездов. Тихон Николаевич написал музыку к спектаклю «Давным-давно» (1942 г.) по пьесе А.К.Гладкова для Театра Красной Армии, которая и в настоящее время находится в репертуаре театра. В 1970-е годы
Хренников пишет музыку к фильму «Гусарская баллада», который снимает режиссер Э.А.Рязанов и который с успехом по настоящее время демонстрируется по телевидению.
В русском изобразительном искусстве тема защитников Отечества известна с давних времен. В древнерусском государстве заступниками России были иконы Божьей Матери, Георгия Победоносца, великих князей, которых изображали в иконе, а также образы легендарных богатырей страны.
Наши художники понимали, какое воздействие на умы и души имеет их творчество, особенно в тяжелые для страны времена [4]. В эпоху наполеоновских завоеваний 1812-1814 гг. снова появляются полотна на сюжеты героического прошлого нашей страны. Многие картины писались крепостными художниками. До нашего времени сохранилось несколько портретов народных героев этой войны. Это картины художника А.А.Смирнова «Портрет Василисы Кожиной», «Портрет Герасима Курина», где изображены предводители партизанских отрядов. Образ Д.В.Давыдова, участника Отечественной войны 1812 года, предводителя партизанского движения, запечатлен не только в портрете, но и в графике, и в кинематографии.
Известным отечественным живописцем того времени был И.В.Лучанинов (1781-1824), который в 1812 г. написал картину «Благословение ополченца 1812 года». За эту картину Петербургская академия искусств присвоила художнику звание академика.
В 1815 г. русский художник-баталист В.И.Машков (1792-1839) создал обширное полотно «Сражение перед городом Лейпцигом на Вахаутских высотах между деревнями Конневиц и Либертвольквиц, бывшее 1813 года октября шестого дня, в присутствии их величества императора всероссийского и короля прусского, под предводительством главнокомандующего российско-прусскими армиями генерала от инфантерии М.Б.Барклая-де-Толли», в котором отобразил сражение, получившее название «Битвы народов» или «Сражение под Лейпцигом».
В этой картине, очень внушительной как по названию, так и по своим размерам, показаны солдаты России, Пруссии, Англии, Австрии и Швеции, которые полностью освободили Лейпциг от наполеоновской армии и заставили ее отступить за реку Рейн во Францию. Название картины говорит о том, что начавшаяся в 1812 г. война продолжалась еще долгое время, и наши войска участвовали как в разгроме армий Наполеона, так и в освобождении Европы.
В декабре 1812 г. наша армия изгнала неприятеля из Российской империи, но война еще продолжалась и закончилась только взятием
Парижа. Следует отметить большую заслугу императора Александра I в том, что он безоговорочно принял решение продолжить войну вместе с армиями других стран по освобождению Европы. В память о взятии Парижа Александром I была учреждена медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». Этой медалью, изготовленной из серебра, в 1826 г. наградили более 160 тысяч военных от солдат до генералов.
Многих художников, как русских, так и зарубежных, привлекали внимание образы русских военачальников. В Петербурге в Зимнем дворце расположена Военная галерея, сооруженная в 1826 г. по проекту российского архитектора итальянского происхождения К.И.Росси. Галерея как национальный памятник посвящена победе русского оружия в борьбе с Наполеоном. В ней находятся 332 портрета русских генералов и военачальников. Для написания портретов в Россию был приглашен английский портретист Джордж Доу, который за 10 лет совместной работы с русским живописцем А.В.Поляковым и немецко-русским художником В.А.Голике писал портреты участников войны.
В 1830-х гг. в галерею были помещены конные портреты Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III, созданные придворным немецким художником Ф.Крюгером, а также портрет австрийского императора Франца I, написанный австрийским живописцем П.Крафтом. В советское время военная галерея была дополнена еще несколькими картинами.
Серию картин, которая формировала представление о войне 18121814 гг., создал русский живописец-баталист В.В.Верещагин (18421904). Изучив документальные архивы, художественные произведения военного времени, в своих картинах художник показал национальный дух, самоотверженность и героизм русского народа в борьбе с врагом.
Следует отметить такие его картины, как «В штыки! Ура! Ура!», «В Кремле — пожар!», «Конец Бородинской битвы», «Великая армия. Ночной привал». Из этой серии полотен партизанскому движению посвящены три картины: «С оружием в руках — расстрелять!», «Не замай (не спеши)! Дай подойти!», «Отступление. Бегство на большой дороге». В марте 1904 г. жизнь художника В.В.Верещагина прервалась. Он погиб одновременно с адмиралом С.О.Макаровым в русско-японской войне (1904-1905) на броненосце «Петропавловск», взорванном миной японцами возле Порт-Артура.
В 1941 г. к теме героической борьбы с наполеоновской армией обратился российский художник, доктор искусствоведения, народный художник СССР С.В.Герасимов (1885-1964). В своей картине «Русские войска у Шевардина» автор показал русских солдат, которые после дол-
гого отступления подходят к Можайску (место рождения художника), где 24 августа произошла решающая битва при деревне Шевардино. Это сражение дало возможность нашей армии завершить оборонительные работы на бородинской позиции.
Наш современник, художник А.Ю.Аверьянов, является мастером батальных сцен. Батальным сражениям посвящены такие картины, как «Сражение за Малоярославец 12 октября 1812 г.», «Князь П.И.Багратион в Бородинском сражении», «Сражение за Смоленск» и др. Его полотна находятся в экспозициях музея «Бородинская панорама», музея-заповедника «Бородинское поле», в мемориальном комплексе Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Москве, а также в исторических музеях многих городов России.
Тема войны 1812 года также запечатлена в скульптурных памятниках и архитектурных ансамблях. Одним из первых памятников, сооруженных в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года, является здание Главного штаба на Дворцовой площади в Петербурге, арка которого была украшена скульпторами В.И.Демут-Малиновского и Пименова. В центре Дворцовой площади по проекту русского зодчего О.Монферрана в 1834 г. сооружена Александровская колонна, которую оформляли скульпторы Б.И.Орловский, И.Леппе и П.В.Свинцов. На памятнике сделан текст посвящения — «Александру I — благодарная Россия». В 1837 г. скульптором Б.И.Орловским перед Казанским собором были установлены величественные памятники нашим полководцам М.Б. Барклаю-де Толли и М.И. Кутузову.
В Москве в честь победы русского народа в войне 1812 года по проекту русского архитектора О.И.Бове были сооружены Московские триумфальные ворота (Триумфальная арка, 1834 г.). Скульптурный декор арки выполнен скульпторами И.П.Витали и И.Т.Тимофеевым.
В Эстонии по проекту русского архитектора А.Ф.Щедрина был построен мавзолей в честь полководца Барклая-де-Толли, на могиле которого русским скульптором В.И.Демут-Малиновским в 1823 г. установлен памятник.
Генерал-фельдмаршал М.И.Кутузов еще в 1812 г. призывал сохранить укрепления, созданные русской армией на Бородинском поле, как память для потомков. В Можайском районе Московской области на месте Бородинского сражения находится старейший из музеев — Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, основанный в 1839 г.
В Москве в память погибших русских воинов, а также в благодарность Всевышнему за спасение России от наполеоновского нашествия
был возведен кафедральный собор Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя. Его строительство продолжалось свыше 44 лет — с 1839 по 1883 г. по проекту ведущего архитектора К.А.Тона (1794-1881). В советское время, в 1931 г. храм был взорван и восстановлен только в 1999 г.
Русским градостроителем, архитектором В.А.Покровским (18711931) в Лейпциге (Германия) в 1912-1913 гг. был сооружен Свято-Александровский православный храм-памятник Русской Славы. Под церковным алтарем в часовне-склепе находятся саркофаги с останками генералов И.Е.Шевича и Н.Д.Кудашева, а также неизвестных русских солдат, которые участвовали в «Битве народов» (7-14 октября 1813 г.).
В 1962 г. на территории бывшей деревни Фили открыт музей-панорама «Бородинская битва». Основу мемориального комплекса составляет изба, где проходил совет в Филях. К 100-летию Отечественной войны, в 1912 г. русским живописцем, мастером панорамной живописи Р.А.Рубо (1856-1928) завершена панорама «Бородинская битва», написанная по заказу императора Николая II. Над этой картиной художник вместе с помощниками трудился 9 месяцев. Длина картины составляет 115 м, высота 15 м, на ней изображено 4 тыс персонажей.
7 марта 2012 г. после реставрации и обновления экспозиции, приуроченной к 200-летию Отечественной войны 1812 года, состоялось открытие музея-панорамы «Бородинская битва».
С появлением в России кинематографии военно-исторические фильмы становятся излюбленным жанром. Подвиги героев Отечественной войны 1812 года нашли свое отражение и в кинематографии. Русские кинематографы создали немало художественных фильмов об этой войне, в которых документальные материалы представлены в художественном ракурсе. Несмотря на то, что со временем меняется зрительская оценка фильмов, события, происходившие в ту военную эпоху, оставили глубокий след в сознании многих поколений нашего народа.
Первым русско-французским фильмом, посвященным 100-летнему юбилею войны, был фильм «1812 год. Отечественная война». Его в 1912 году создали французские кинематографисты братья Пате совместно с российским кинопродюсером и кинорежиссером А.А.Ханжонковым. В кадрах фильма преобладают как декоративные сцены, воссозданные по картинам русских художников, так и сложные по тем временам комбинированные съемки Бородинского сражения и пожара в Москве. В постановке фильма принимали участие свыше 3000 человек.
Демонстрация фильма состоялась 30 июля 1912 г. в Художественном театре на Арбатской площади. Среди приглашенных лиц было
много иностранцев — французов и англичан. Показ фильма проходил под оркестр военной музыки, который исполнял отрывки из симфонической увертюры композитора П.И.Чайковского «1812 год».
Подвиги героев войны постоянно вдохновляют наших режиссеров на создание новых фильмов. В 1915 г. на экраны вышел документальный немой фильм «Война и мир» режиссера немого кино Я.А.Протазанова (1881-1945) и режиссера и актера и В.Р.Гардина (1877-1965). В этом же году знаменитый русский актер и режиссер немого кино П.И.Чардынин (1873-1934) создал немой фильм «Наташа Ростова».
Сердца режиссеров многих стран покорил роман Л.Н.Толстого «Война и мир». В 1956 г. в США, а в 1963 г. в Англии были поставлены фильмы по роману Толстого «Война и мир».
В послевоенное время в 1960 г. во Франции режиссером Абелем Гансом (Э.А.Перетон) был поставлен фильм «Битва при Аустерлице», основанный на реальных событиях. В СССР в 1968 г. режиссер, народный артист СССР С.Ф.Бондарчук снял четырехсерийный фильм «Война и мир», который был удостоен премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а в 1970 г. на экраны вышел его следующий фильм «Ватерлоо», в котором снимались актеры из разных стран. Австрийский режиссер Р.Дорнхельм в 2007 г. создал телесериал по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». В 2016 г. английский режиссер Т.Харпер выпустил шестисерийный художественный фильм «Война и мир» по роману Л.Н.Толстого.
Хотелось бы отметить, что накануне Великой Отечественной войны в стране стали появляться фильмы на патриотическую тему. В 1941 г. на экраны вышел художественный историко-биографический фильм «Суворов», созданный режиссером В.И.Пудовкиным. В 1944 г. режиссером В.М.Петровым был снят фильм «Кутузов» [2].
Таким образом, в данной статье мы показали творчество прославленных мастеров художественной культуры, которые запечатлели образы героев Отечественной войны 1812 года в своих произведениях, волнующих по сей день наши сердца и вдохновляющих представителей искусства на создание новых произведений, посвященных этой героической теме.
Литература
1. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. Произведения 1851-1852 годов. Собрание сочинений в 9 тт. М., 1956. Т. 3. С. 377513.
2. Батюк Л.И. Культура России в годы Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. М., 2005.
3. Корнилова И.М. Проблемы и противоречия в развитии высшего образования в России в конце XIX — начале XX в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Астрахань, 2015. № 1. С. 19-24.
4. КузьминскийК.С. Отечественная война в живописи // Отечественная война и русское общество. 1812-1912. В VII тт. М., 1911. Т. V. Гл. 7. С. 204-205.
Image of the Patriotic War of 1812 in the Russian culture
Batyuk Lyubov — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University of Economics, Russia
Address for correspondence: [email protected]
This article shows one of the heroic pages in the history of our state — Patriotic War of 1812. The artistic culture introduces a new national-patriotic tendency of influencing the national consciousness of our people, on Russian art in general. Important episodes of the war in the types of fine art are described.
Key words: Patriotic War, patriotism, heroism, allegory, the spoils of war
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2017. N 1 (26). P. 131-139.