3. Куликова, О.А. Оценка выполнения фармацевтическими работниками стандартов обслуживания населения в аптечных организациях / О.А. Куликова, Л.И. Лаврентьева, О.В. Соколова, О.В. Желткевич // Ремедиум. - 2015. - № 7-8. - С. 58-60.
УДК 614.2:615.1 © А.Д. Мураталиева, 2016
А.Д. Мураталиева
ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Кыргызская государственная медицинская академия имени И.К. Ахунбаева, г. Бишкек
Кыргызская Республика является потенциально опасным регионом для возникновения чрезвычайных ситуаций. Территория Кыргызстана подвержена воздействию опасных природных процессов и явлений. Организация медицинской и фармацевтической помощи является приоритетной в мероприятиях по предупреждению и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. Эффективность оказания фармацевтической помощи во многом зависит от уровня координации деятельности государственных структур, международных и неправительственных организаций, работающих в сфере управления по реагированию и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также от рационального обеспечения необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения пострадавших при чрезвычайных ситуациях. Предложены виды контроля за гуманитарной помощью.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, фармацевтическая помощь, медицинская помощь, запасы медицинского имущества, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, травмы, землетрясения, оползни, сейсмически опасная зона, гуманитарная помощь.
A.D. Muratalieva ORGANIZATION OF PHARMACEUTICAL CARE TO VICTIMS OF EMERGENCIES IN KYRGYZ REPUBLIC
Kyrgyz Republic is a potentially dangerous region for emergency situations. The territory of the Republic is subject to effect of natural hazards and events. Organization of medical and pharmaceutical care is a priority in actions for the prevention and mitigation of the consequences of emergency situations. Efficiency of pharmaceutical care in many respects depends on the level of coordination of activity of government institutions, international and nongovernmental organizations, working in the management sphere on reaction and liquidation of emergencies, and also on rational provision with necessary medicines and medical products to victims of emergency situations. The article suggests the types of control for humanitarian aid.
Key words: emergency situations, pharmaceutical care, medical care, medical goods reserves, medicines, medical devices, injuries, earthquakes, landslide, seismic zone, humanitarian aid.
Одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности является способность государства и общества распознавать предпосылки кризисов и эффективно бороться с ними, предотвращая угрозу устойчивому развитию страны. При этом одну из этих угроз представляют риски чрезвычайных ситуаций.
Проявления кризисов и катастроф взаимосвязаны, они затрагивают все сферы жизни государства, общества, граждан. Прогнозирование возможности возникновения различного рода опасностей, оценка масштаба и рисков являются важной частью мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций или смягчению их последствий.
Территория Кыргызской Республики характеризуется высокой сейсмичностью, сложностью геологического строения, большой расчлененностью рельефа с чередованием горных хребтов и впадин. Опасные природные процессы и явления широко развиты и часто приводят к чрезвычайным ситуациям [1,2].
Целью исследования явился анализ возможности возникновения различных чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республи-
ке, видов поражений, обуславливающих формирование необходимых запасов лекарственных средств и других изделий медицинского назначения для оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций, а также определение видов контроля за гуманитарной помощью.
Материал и методы
Основу данного исследования составили нормативно-правовые документы Кыргызской Республики, регламентирующие организацию медицинской и фармацевтической помощи в чрезвычайных ситуациях; ведомственные материалы Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) Кыргызской Республики, характеризующие текущую и прогнозирующую геолого-метеорологическую обстановку; данные 300 историй болезни и амбулаторных карт пациентов, пострадавших при землетрясениях и проходивших лечение в клинических больницах южного региона республики.
В данной работе использованы следующие методы: системный, логический, контент-анализы научных публикаций и нормативно-правовой документации, посвященных
организации медицинской и фармацевтической помощи в чрезвычайных ситуациях в Кыргызской Республике.
Результаты и обсуждение
Кыргызская Республика в силу своего уникального географического положения является государством, подверженным многочисленным стихийным бедствиям. Серьезные геологические, климатические угрозы и проблемы глобального изменения климата оказывают постоянное негативное воздействие на население и экономику республики.
Кроме этого, непрекращающийся технологический прогресс помимо его положительной роли обусловливает истощение ресурсных возможностей Земли и экстенсивный характер эксплуатации этих ресурсов, а также ряд кризисных явлений в социальной, экономической, политической сферах, включая появление новых техногенных угроз. Существенно усилилась взаимозависимость природной и техногенной сфер. Появляются новые виды бедствий, ранее не характерные для Кыргызской Республики. При этом статистика свидетельствует, что уровень социального и экологического рисков чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республике достаточно высок [1].
Наибольшую угрозу населению представляют землетрясения, оползни, лавины, селевые потоки, паводки, подтопления, подъемы уровня грунтовых вод, сильные дожди, молнии, ураганы, сильные ветры, грады, снегопады, камнепады и частые аварии на горных дорогах [2].
Ежегодно, по данным МЧС Кыргызской Республики, на ее территории происходит около 200 чрезвычайных ситуаций и имеется устойчивая тенденция роста их количества. За последние 10 лет чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера становятся серьезным препятствием для устойчивого развития страны и снижения уровня бедности населения [2].
На территории Кыргызской Республики 74 населенных пункта отнесены к категории сейсмоопасных. Они расположены в зоне возможных очагов землетрясений; в них насчитывается не менее 5000 оползнеопасных участков; 497 населенных пунктов находятся под угрозой воздействия селей и паводков; имеется более 50 хвостохранилищ (комплексы специальных сооружений и оборудования, предназначенных для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых), которые содержат более 100 млн. куб. м радиоактивных отходов; насчитывается
около 100 объектов, использующих в своей технологии аварийно-опасные химические вещества. Общее количество населения, проживающего в зонах возможного заражения, может составить около 300 тыс. человек. Кроме этого, на отдельных территориях Кыргызской Республики существуют эпидемические очаги чумы, холеры, сибирской язвы, бешенства, а также не исключаются случаи нашествия насекомых, уничтожающих целые плантации растений [2].
Чрезвычайные ситуации - это внезапно наступающие природные, техногенные, социально-политические, биологические явления, сопровождающиеся значительными разрушениями зданий, технических средств, загрязняющих окружающую среду и сопровождающиеся санитарными потерями [3,4].
В ряде научных публикаций [3,4] была предложена классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению:
1) природные стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, оползни, селевые потоки, град, сход снежных лавин, ураганы, смерч, извержение вулканов;
2) техногенные чрезвычайные ситуации -автомобильные, авиакатастрофы, аварии на водном транспорте, железнодорожные аварии, аварии на производстве, аварии в сельском хозяйстве, лесные и другие пожары;
3) биологические чрезвычайные ситуации - развитие эпидемий различных инфекционных заболеваний: чума, холера, сибирская язва грипп, СПИД, корь, нашествие насекомых и грызунов;
4) социально-политические чрезвычайные ситуации - массовые беспорядки, терроризм, локальные войны.
По данным МЧС [5], с начала становления суверенного Кыргызстана за последние десять лет на территории республики зарегистрировано более 2726 жизненно-опасных чрезвычайных ситуаций, из них 2329 - природного характера (966 - сели, 222 - паводки, 417 - оползни, 394 - снежные лавины, 330 -землетрясения), 221 - техногенного характера, остальные 176 - биолого-социального характера. В итоге материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций составил 325 млн. 843 тыс. сомов.
В настоящее время в Кыргызской Республике наибольшую тревогу вызывают возможные угрозы безопасности, связанные с возникновением стихийных бедствий - землетрясений.
Ежегодно на территории республики регистрируются свыше трех тысяч землетрясе-
ний, из которых в среднем от 10 до 15 ощутимые и сильные, а через каждые 10 лет происходят разрушительные сейсмокатастрофы [2].
Только в 2014 году на территории Кыргызской Республики произошло 5 землетрясений интенсивностью 5-7 баллов, одно из них Каджисайское (7-балльное) зарегистрировано как чрезвычайная ситуация. За период 20002014 гг. наибольшее количество землетрясений произошло на территории Ошской (42,9%) и Джалал-Абадской (19,5%) областей, а на территории Баткенской, Иссык-Кульской, Нарынской областей за этот период произошли и наиболее сильные землетрясения [2].
Особую тревогу вызывает юг республики (пограничные области с Таджикистаном, Китаем) и Ферганская долина. На севере наиболее высокая вероятность сильных землетрясений в области, пограничной с Казахстаном, в отрогах Кунгей Ала-Тау [5].
Поэтому основное внимание необходимо уделять планированию мероприятий по ликвидации последствий землетрясений и прежде всего своевременному оказанию медицинской помощи пострадавшим в условиях катастроф. В то же время эффективность оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях во многом зависит от полноты наличия необходимых лекарственных и перевязочных средств, изделий медицинского имущества, медицинского оборудования и т.д. [6,7]. Необходимо выявить основные проблемы управления фармацевтической помощью пострадавшим при землетрясениях и, в частности, оценить материальный ресурс фармацевтической помощи.
Оборот материальных ресурсов (лекарственные средства и изделия медицинского назначения), предназначенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций, состоит из следующих этапов [6,7,8]:
1) применение лекарственных средств и изделий медицинского назначения из текущих запасов или резервов медицинских организаций;
2) возобновление запасов и резервов медицинских организаций путем централизованных и децентрализованных поставок;
3) дополнительное поступление лекарственных средств и изделий медицинского назначения за счет гуманитарной помощи.
Для создания резервов (неснижаемых запасов) материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации медицинских последствий катастроф, необходимо оценить возможные виды и тяжесть поражений при зем-
лятресении, а также определить потребность в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
Проведенный нами анализ историй болезни пострадавших в результате землетрясений выявил более 20 видов возможных травм, среди которых: черепно-мозговые и челюст-но-лицевые травмы, ушибы различной степени тяжести, синдромы длительного сдавливания, закрытые и открытые переломы, астено-вегетативный синдром, энцефалопатия, невроз, стрессовые состояния и др.
Для определения потребности в лекар-ственых средствах и изделиях медицинского назначения, входящих в состав резерва (не-снижаемого запаса), необходимо рассчитать нормативы потребления исходя из реального их расхода.
Изучение ведомственных материалов показало, что в Кыргызской Республике для ликвидации различных видов чрезвычайных ситуаций основную гуманитарную помощь оказали 6 стран. Наибольший объем приходится на Германию (4227295,21 сомов), Корею (3466858,55 сомов), Казахстан (10044603,65 сомов), Иран (5117713,05 сомов), Кипр (412756,43 сомов) и др. Общая сумма поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения по гуманитарной помощи составила более 32 млн. сомов. Основной удельный вес (70%) в составе гуманитарной помощи приходился на медицинское оборудование и инструменты; доля лекарственных средств и изделий медицинского назначения, перевязочного и шовного материала составила 10%.
На основе исследования документов, отражающих оказание гуманитарной помощи, нами были выделены следующие недостатки и проблемы в ее организации: недостоверность информации о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, сложность прогнозирования их поставок, отсутствие опыта работы специалистов медицины катастроф с гуманитарными поставками, сложность с документальным оформлением гуманитарных грузов и использованием компьютерных технологий, сертификаций полученных лекарственных средств, недостаточная нормативно-правовая база по гуманитарной помощи, трудности при последующей утилизацией забракованных лекарственных средств и изделий медицинского назначения и др.
Для эффективного учета и получения надлежащей информации по гуманитарным грузам, поступившим в Кыргызскую Республику, и во исполнение Постановления Прави-
тельства Кыргызской Республики от 2.06.12 № 357 [9] нами предлагается проводить контроль за поступлением, распределением и использованием гуманитарной помощи.
На основе логического анализа были выбраны следующие виды контроля:
1) индикаторный, включающий оценку событий и возможных последствий чрезвычайных ситуаций на основе учета точных данных о числе пострадавших, диагнозах, необходимом ассортименте и объеме медицинского имущества и др.;
2) оперативный, представляющий собой ежедневный мониторинг процесса поступления гуманитарных грузов, их поставщиков, способы поставки, сопровождения грузов и др.;
3) учетно-финансовый, позволяющий осуществить учет гуманитарных грузов в
натуральном и денежном выражении, а также проконтролировать оформление отчетной документации.
Заключение
Кыргызская Республика является регионом риска для возникновения чрезвычайных ситуаций, где наибольшую озабоченность вызывают природные катаклизмы, в частности землетрясения. Необходимо заблаговременно проводить мероприятия по подготовке сил и средств обеспечения безопасности региона, формировать необходимые материальные ресурсы для оказания медицинской и фармацевтической помощи в условиях чрезвычайных ситуаций и при необходимости проводить строгий контроль за поступлением, распределением и использованием гуманитарной помощи.
Сведения об авторе статьи:
Мураталиева Анарбу Джапаровна - к.фарм.н., доцент, зав. кафедрой фармакогнозии и химии лекарственных средств Кыргызской государственной медицинской академии им. И.К.Ахунбаева. Адрес: 720020, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Ахунбаева, 92. E-mail: [email protected].
ЛИТЕРАТУРА
Торгоев, И.А. Экологические трансграничные воздействия горно-промышленного комплекса в Центральной Азии / И.А. Тор-гоев, Ю.Г. Алешин // Проблемы геомеханики и геотехнического освоения горных территорий. - Бишкек: Илим, 2001. - 230 с. Информационный сайт Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://mes.kg/ru
Тойматов, С.Ш. Медицина катастроф: организация медико-санитарного и противоэпидемического обеспечения / С.Ш. Тойма-тов, Г.К. Аалиев. - Бишкек, 2003. - 437 с.
Маманазаров, Дж. Теоретические и практические аспекты экстремальной медицины / Дж. Маманазаров, М.А. Сагынбаев, Р.А. Ахунжанов, П.А. Абдираев. - Ош, 2009. - 444 с.
Карта книги департамента мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://mes.kg/upload/kniga_2015/book_rus005.html
Ибрагимова, Г.Я. Методологические основы организации фармацевтической помощи пораженным в условиях чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне: автореф. дис. ... д-ра фарм. наук. - М., 2007. - 46 с.
Насыров, Р.В. Разработка функциональной модели формирования запасов медицинского имущества для оказания медицинской помощи лицам детского возраста, пораженным в условиях чрезвычайных ситуаций/ Р.В. Насыров, Г.Я. Ибрагимова, А.Х. Гай-саров // Медицинский вестник Башкортостана. - 2015. - № 5. - С. 5-9.
Кабакова, Т.И. Методические основы совершенствования лекарственного обеспечения лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, на госпитальном и восстановительном этапах лечения: автореф. дис. ... д-ра фарм. наук. - Пятигорск, 2016. - 47 с. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 2.06.12 N° 357 «Стратегия комплексной безопасности населения и территорий Кыргызской Республики в чрезвычайных и кризисных ситуациях до 2020 года».
2
3
4
5
6
7.
8
9.
УДК 614.272
© О.А. Рыжова, Т.Л. Мороз, 2016
О.А. Рыжова, Т.Л. Мороз ПРОБЛЕМЫ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕЗРЕЦЕПТУРНОГО ОТПУСКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
ГБОУДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования», г. Иркутск
Вопросы рецептурного и безрецептурного отпуска являются актуальными в обеспечении безопасности обращения лекарственных препаратов. В настоящее время в РФ отсутствует четкое определение безрецептурных лекарственных препаратов, что приводит к проблемам при отпуске и консультировании больных. Целью настоящего обзора является анализ современных подходов к присвоению лекарственным препаратам статуса безрецептурных и работы специалистов аптек по отпуску таких препаратов для обеспечения безопасности использования.
Установлено, что сложившееся положение должно измениться в связи с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 декабря 2015 года N° 178. Необходимо в профессиональные стандарты, а затем и в ФГОСы включить требования к современному фармацевтическому работнику в области консультирования пациента при отпуске лекарственных препаратов и регламентировать в нормативных документах по отпуску лекарственных препаратов из аптек обязательность консультирования пациентов с четким его алгоритмом.
Ключевые слова: отпуск лекарственных средств, консультирование при отпуске лекарственных средств, лекарственные препараты, безрецептурные лекарственные препараты, рецептурные лекарственные препараты.