13. Ибрагимова, Г.Я., Методика стандартизации создания резервов и неснижаемых запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций / Г.Я. Ибрагимова, Р.В. Насыров, Д.Ф. Нестерова //Медицина катастроф. - 2011. - №2 (74). - С.49-51.
14. Назаров, В.Б. Актуальные проблемы формирования резервов средств антидотной терапии для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций / В.Б. Назаров, В.Д. Гладких, В.В. Бояринцев, А.С. Самойлов, А.Ю. Беловолов // Токсикологический вестник. - 2011. - N° 6. - С. 33-37.
15. Разработка норм лекарственных средств для оказания медицинской помощи пораженным при авариях на химически опасных объектах: методические рекомендации / Ибрагимова Г.Я., Хафизов Н.Х. Насыров Р.В. Федотов А.Л., Юсупов Р.Р. - Уфа, 2014. - 69 с.
УДК 614.2:615.1
Г.Я. Ибрагимова, А.Х. Гайсаров, Р.В. Насыров, 2016
Г.Я. Ибрагимова1, А.Х. Гайсаров1, Р.В. Насыров2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗАПАСОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ДРУГОГО МЕДИЦИНСКОГО ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ПОСТРАДАВШИМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 'ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Уфа 2 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа
Одной из важнейших задач Всероссийской службы медицины катастроф является заблаговременное создание резерва материальных запасов. Данная задача, несомненно, включает в себя проведение работ по формированию запасов лекарственных препаратов и другого медицинского имущества, предназначенных для оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций. В данной статье представлены актуализированные нами единые требования к формированию запасов лекарственных препаратов и другого медицинского имущества для оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций. Для актуализации единых требований был применен ситуационный анализ, а также грамматический и логический способы толкования нормативных правовых актов. Использование актуализированных единых требований позволит максимально стандартизировать процесс формирования запасов медицинского имущества, уменьшить вероятность возникновения ошибок, что в конечном счете позволит обеспечить эффективную фармацевтическую помощь лицам, пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: запасы медицинского имущества, чрезвычайные ситуации, фармацевтическая помощь.
G.Ya. Ibragimova, A.Kh. Gaisarov, R.V. Nasyrov UPDATING UNIFORM REQUIREMENTS TO FORMATION OF STOCKS OF MEDICATIONS AND OTHER MEDICAL GOODS USED FOR RENDERING MEDICAL CARE TO VICTIMS IN EMERGENCY SITUATIONS
One of the most important tasks of the All Russian Service for Disaster Medicine is preliminary forming of a reserve of material stocks. This task, undoubtedly, includes work on forming of reserves of medications and other medical goods which are used for rendering medical care to victims in emergency situations. In this article the uniform requirements to formation of reserves of medications and other medical goods which are used for rendering medical care to victims in emergency situations, updated by us, have been presented. The situational analysis and also grammatical and logical ways of interpretation of regulations have been applied to updating of uniform requirements. The use of updated uniform requirements will allow to standardize as much as possible the process of formation of reserves of medical goods, to reduce probability of mistakes that, eventually, will allow to provide the effective pharmaceutical care to patients, injured in emergency situations.
Key words: medical goods reserves, emergency situations, pharmaceutical care.
Эффективность оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного характера во многом зависит от обеспеченности лекарственными препаратами (ЛП) и другим медицинским имуществом (медицинскими изделиями, сани-тарно-хозяйственным имуществом и др.) [1].
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одной из важнейших задач Всероссийской службы медицины катастроф является заблаговременное создание резерва материальных запасов. Данная задача, несомненно, включает в себя проведение работ по формированию
запасов ЛП и другого медицинского имущества, предназначенных для оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в условиях ЧС. В целях стандартизации создания данных запасов и минимизации риска возникновения при этом различных ошибок формирование должно осуществляться в соответствии с разработанными едиными требованиями к формированию запасов ЛП и другого медицинского имущества для оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в условиях ЧС [2]. Однако произошедшие изменения в нормативно-правовой базе, а также необходимость учета особенностей формирования запасов медицинского имущества,
предназначенного для оказания медицинской помощи детям, пострадавшим в условиях ЧС, обусловили необходимость их актуализации.
Целью исследования является актуализация единых требований к формированию запасов ЛП и другого медицинского имущества для оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в условиях ЧС.
Материал и методы
Исходными материалами являлись результаты научных работ [1-8], а также правовые нормы действующих отраслевых нормативных правовых актов Российской Федерации. В процессе исследования применялись ситуационный анализ, а также грамматический и логический способы толкования нормативных правовых актов.
Результаты и обсуждение
Принимая за основу единые требования, разработанные профессором Г.Я. Ибрагимовой [2] и работы других ученых в области организации фармацевтической помощи в условиях ЧС и формирования запасов медицинского имущества [3,4,5], а также обобщая действующие правовые нормы отраслевых нормативных правовых актов Российской Федерации и материалы собственных исследований [1,6,7,8], нами были актуализированы единые требования к формированию запасов ЛП и другого медицинского имущества для оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в условиях ЧС:
1. Унификация и полнота создания запасов ЛП и другого медицинского имущества.
Основой расчета запасов медицинского имущества должны быть нормативы ЛП, медицинских изделий и другого медицинского имущества, которые разрабатываются на основе клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи с учетом предполагаемых видов, структуры и степени поражений у населения, в том числе и у детей. Запасы ЛП и другого медицинского имущества должны максимально обеспечивать необходимый объем предполагаемого вида медицинской помощи. Они могут быть использованы только по назначению, то есть для оказания медицинской помощи пострадавшим соответствующего профиля в ЧС. Запасы ЛП и другого медицинского имущества, используемые для оказания медицинской помощи детям, должны включать в себя соответствующие (детские) размеры медицинских изделий, а также лекарственные формы, дозировки и/или объемы лекарственных препаратов, предназначенных для применения у детей.
2. Максимальная готовность и удобство использования запасов ЛП и другого медицинского имущества.
Сформированные запасы ЛП и другого медицинского имущества должны быть готовы к немедленному использованию, а также быть удобными для применения в условиях ЧС. Для этого необходимо соблюдать следующие требования:
1) в состав запасов должны включаться ЛП промышленного производства. В целях уменьшения массы, повышения прочности и удобства использования для инъекционных и инфузионных ЛП предпочтительна первичная упаковка (ампулы, контейнеры и т.п.) из полимерных материалов;
2) медицинские изделия, предназначенные для однократного применения и требующие стерильности (шприцы, инъекционные иглы, системы для внутривенного вливания и т.п.), включаемые в состав запасов, должны быть стерилизованы их производителями и находиться в стерильных заводских упаковках;
3) медицинские изделия, предназначенные для многократного применения (приборы, аппараты и т.п.) и включаемые в состав запасов, должны иметь небольшие массу и габариты, а также быть мобильными;
4) ЛП и другое медицинское имущество в состав запасов должны быть включены в упаковке производителя с сохранением инструкции по медицинскому применению (при ее наличии) и имеющейся на упаковке маркировки;
5) ЛП, медицинские изделия и другое медицинское имущество, включаемые в состав запасов, должны иметь максимально широкий диапазон допустимого температурного режима и минимальные дополнительные требования к другим условиям хранения (из всего ассортимента однородных ЛП, медицинских изделий и другого медицинского имущества) в соответствии с требованиями их производителей и согласно нормам действующих нормативных правовых актов Российской Федерации.
Запасы ЛП и другого медицинского имущества, предназначенные для использования вне медицинской организации, должны быть заблаговременно распределены по соответствующим укладкам формирований службы медицины катастроф. Непосредственное хранение таких запасов должно осуществляться в контейнерах (ящиках), которые обеспечивают удобство размещения, обновления (освежения) медицинского имущества, его надежную защиту от повреждений и возможность его немедленной транспортировки к месту назначения.
3. Регулирование создания (закупки), обновления (освежения) и утилизации запасов ЛП и другого медицинского имущества.
Создание (закупка) запасов ЛП и другого медицинского имущества осуществляется согласно действующим нормативным правовым актам Российской Федерации. ЛП и медицинские изделия, включаемые в состав запасов медицинского имущества, должны быть зарегистрированы в Российской Федерации. Осуществление государственных закупок ЛП и другого медицинского имущества, включаемых в состав запасов, должно проводиться в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом описание закупаемого медицинского имущества в документации о закупке, помимо его наименования дополнительно должно включать:
1) в отношении ЛП - необходимые лекарственные формы, дозировки, формы выпуска, условия хранения, остаточные сроки годности, а также материал первичной упаковки (для инъекционных и инфузионных ЛП);
2) в отношении медицинских изделий -необходимые размеры, материалы, используемые для производства медицинского изделия, условия хранения, остаточные сроки годности (хранения, службы, эксплуатации).
Создание (закупка) и обновление (освежение) запасов ЛП и другого медицинского имущества осуществляются медицинскими организациями-формирователями на основе приоритетного обеспечения за счет средств соответствующих бюджетов и за счет внебюджетных средств. Формирование запасов ЛП и другого медицинского имущества обеспечивается без снижения уровня обеспеченности медицинских организаций необходимым медицинским имуществом.
На момент закладки в состав запасов остаточный срок годности (хранения, службы, эксплуатации) медицинского имущества должен составлять не менее 80% от общего срока годности (хранения, службы, эксплуатации).
Обновление (освежение) запасов ЛП и другого медицинского имущества проводится до истечения срока годности с учетом возможности их использования для текущих нужд или их реализации. Обновление (освежение) запасов медицинского имущества осуществляется в случае, если их остаточный срок годности (хранения, службы, эксплуатации) составляет менее 40% от общего срока годности (хранения, службы, эксплуатации).
При необходимости утилизация ненаркотических ЛП осуществляется в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 674 «Об утверждении правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств», а наркотических ЛП - в соответствии с нормами Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28.03.2003 № 127 «Об утверждении инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным».
4. Адекватное хранение.
Хранение запасов ЛП и другого медицинского имущества должно осуществляться в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и требованиями, установленными их производителями:
1) хранение ненаркотических ЛП в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» и требованиями, установленными производителями ЛП;
2) хранение наркотических ЛП - в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; с требованиями принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов; с Приказом Мин-здравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» и требованиями, установленными производителями ЛП;
3) хранение медицинских изделий - в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1996 № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» и требованиями, установленными производителями медицинских изделий.
При распределении запасов ЛП и другого медицинского имущества по местам хранения должны учитываться масса и габариты их упаковки.
5. Учет и контроль запасов ЛП и другого медицинского имущества.
Учет ЛП и другого медицинского имущества, входящих в состав запасов, ведется
отдельно от учета медицинского имущества для текущих нужд. При этом проводится регулярная инвентаризация медицинского имущества, входящего в состав запасов.
6. Гибкость структуры запасов ЛП и другого медицинского имущества.
Номенклатура и объем запасов ЛП и другого медицинского имущества должны предусматривать возможность их изменения в зависимости от внедрения новых технологий лечения пострадавших, снабженческих возможностей, а также взаимозаменяемости медицинского имущества.
Заключение. В результате проведенного исследования нами актуализированы единые требования к формированию запасов ЛП и другого медицинского имущества для оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в условиях ЧС. Использование актуализированных единых требований позволит максимально стандартизировать процесс формирования запасов медицинского имущества, уменьшить вероятность возникновения ошибок, что в конечном счете позволит обеспечить эффективную фармацевтическую помощь лицам, пострадавшим в условиях ЧС.
Сведения об авторах статьи:
Ибрагимова Гузэль Ярулловна - д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой управления и экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического товароведения ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].
Гайсаров Артур Халяфович - аспирант кафедры управления и экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического товароведения ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].
Насыров Рашит Вильевич - к.т.н., доцент кафедры технической кибернетики ФГБОУ ВО УГАТУ. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Карла Маркса, 12. E-mail: [email protected].
ЛИТЕРАТУРА
1. Насыров, Р. В. Разработка функциональной модели формирования запасов медицинского имущества для оказания медицинской помощи лицам детского возраста, пораженным в условиях чрезвычайных ситуаций / Р. В.Насыров, Г. Я. Ибрагимова, А. Х. Гайсаров // Медицинский вестник Башкортостана. - 2015. - № 5. - С. 5-9.
2. Ибрагимова Г.Я. Методологические основы организации фармацевтической помощи пораженным в условиях чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне: автореф. дис. ... д-ра фарм. наук. - М., 2007. - 46 с.
3. Бойко, Ю.В. Разработка методических основ организации лекарственной помощи при острых экзогенных отравлениях и авариях на химически опасных объектах: автореф. дис. ... канд. фарм. наук. - М., 2006. - 18 с.
4. Нестерова, Д. Ф. Научно-методическое обоснование оптимизации деятельности аптеки медицинской организации (на уровне стационарной помощи): автореф. дис. ... канд. фарм. наук. - М., 2013. - 23 с.
5. Опыт разработки комплектов медицинского имущества для медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации / Е. О. Родионов [и др.] // Фармация и фармакология. - 2016. - N° 4. - С. 55-76.
6. Насыров, Р.В. Проектирование системы оказания лекарственной помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях на территориальном уровне (на примере Республики Башкортостан): автореф. дис. ... канд. фарм. наук. - М., 2005. - 18 с.
7. Ибрагимова, Г.Я. Анализ правовых аспектов хранения медицинских изделий, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций /Г. Я. Ибрагимова, Р. В.Насыров, А. Х. Гайсаров // Фармация и фармакология. - 2015. - № 5. - С. 47-49.
8. Ибрагимова, Г.Я. Перспективы использования реестра типовых инструкций взаимозаменяемых лекарственных препаратов в целях улучшения лекарственного обеспечения пациентов детского возраста /Г.Я. Ибрагимова, Р.В. Насыров, А.Х. Гайсаров // Разработка и регистрация лекарственных средств. - 2016. - № 3. - С. 190-193.
УДК 615.1-616.1-330.3 © Коллектив авторов, 2016
С.Н. Ивакина, Т.В. Баркова, Г.М. Нагимова, Г.Ф. Лозовая ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ЗАТРАТ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ В СТРУКТУРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»
Минздрава России, Уфа
В условиях социально-экономического кризиса на фоне падения реальных доходов населения, роста индекса потребительских цен, снижения ценовой доступности лекарственных препаратов (ЛП) и удорожания медикаментозной составляющей лечебного процесса актуальным является определение места затрат на здравоохранение и лекарственные препараты в структуре потребительских расходов населения. Путем контент-анализа официальных статистических данных о потребительских расходах домашних хозяйств (ДХ) в РФ, проживающих на территории восьми федеральных округов (ФО), с учетом числа детей и дохода на 1 члена ДХ в месяц, а также с использованием методов экономико-математического анализа (прямого ранжирования, группировки) и корреляционного анализа выявлено, что затраты на лекарственные препараты во всех ДХ относительно небольшие и по значимости находятся на 9-10-м местах (от 72,8 до 582,4 руб. на 1 члена домашнего хозяйства в месяц). В городской и сельской местности 50% населения могут тратить на покупку ЛП до 300 руб. и до 200 руб. соответственно в месяц на 1 человека.
Ключевые слова: потребительские расходы, затраты на лекарственные препараты, социально-экономический кризис.