Научная статья на тему 'Организация обучения взрослых в системе дополнительного профессионального образования с учетом принципа государственно-общественного управления'

Организация обучения взрослых в системе дополнительного профессионального образования с учетом принципа государственно-общественного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СЛУШАТЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларюшкин Сергей Александрович

В статье разбирается проблема реализации прав участников образовательных отношений на управление образовательной организацией. Из участников образовательных отношений рассмотрены такие участники, как обучающиеся и педагогические работники. Особый акцент сделан на слушателях, обучающихся по дополнительным профессиональным программам. Выявлена специфика слушателей по дополнительным образовательным программам, показаны различия в правах и обязанностях между слушателями и другими категориями обучающихся. Показаны сложности в реализации своих прав на управление образовательной организацией указанных категорий. Анализируются пути решения проблемы в теории и практике образования. Представлена система организации обучения взрослых с учетом реализации принципа государственного-общественного обучения. Описывается вариант разрешения выявленных противоречий на примере государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Представлены положительные результаты деятельности образовательной организации по соблюдению прав участников образовательных отношений на управление образовательной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларюшкин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of adult education in the system of additional professional education with the principle of state and public administration

Authors of article have analyzed the available experience of a research of professional adaptation. The reason of outflow of young specialists from education sphere, including additional professional education is established and also the factors influencing formation of successful professional adaptation are opened. The main concepts of pedagogical adaptation process are considered; importance of the correct organization of adaptation process of the young specialist is proved. The situation with absence in the law of the concept “young specialist” is also revealed. In this regard the generalized characteristic of this concept is defined. Professional adaptation of a young specialist is permanent process of overcoming internal and external difficulties. It creates different stressful states which overcoming and prevention demands additional efforts and special readiness both from a youngest specialist and from administration of the educational organization which is directly interested in success of adaptation and formation of the perspective and successful employee.

Текст научной работы на тему «Организация обучения взрослых в системе дополнительного профессионального образования с учетом принципа государственно-общественного управления»

Исследования молодыхученых

УДК 378.091.398

Организация обучения взрослых в системе дополнительного профессионального образования с учетом принципа государственно-общественного управления

С. А. Ларюшкин

Organization of adult education in the system of additional professional education with the principle of state and public administration

S. A. Laryushkin

Аннотация. В статье разбирается проблема реализации прав участников образовательных отношений на управление образовательной организацией. Из участников образовательных отношений рассмотрены такие участники, как обучающиеся и педагогические работники. Особый акцент сделан на слушателях, обучающихся по дополнительным профессиональным программам.

Выявлена специфика слушателей по дополнительным образовательным программам, показаны различия в правах и обязанностях между слушателями и другими категориями обучающихся.

Показаны сложности в реализации своих прав на управление образовательной организацией указанных категорий. Анализируются пути решения проблемы в теории и практике образования. Представлена система организации обучения взрослых с учетом реализации принципа государственного-общественного обучения.

Описывается вариант разрешения выявленных противоречий на примере государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образо-

вания». Представлены положительные результаты деятельности образовательной организации по соблюдению прав участников образовательных отношений на управление образовательной организацией.

Abstract. Authors of article have analyzed the available experience of a research of professional adaptation. The reason of outflow of young specialists from education sphere, including additional professional education is established and also the factors influencing formation of successful professional adaptation are opened.

The main concepts of pedagogical adaptation process are considered; importance of the correct organization of adaptation process of the young specialist is proved. The situation with absence in the law of the concept "young specialist" is also revealed. In this regard the generalized characteristic of this concept is defined.

Professional adaptation of a young specialist is permanent process of overcoming internal and external difficulties. It creates different stressful states which overcoming and prevention demands additional efforts and special readiness both from a youngest specialist and from administration of the educational organization which is directly interested in success of adaptation and formation of the perspective and successful employee.

Ключевые слова: обучение взрослых, государственно-общественное управление, права и обязанности обучающихся, слушатели, педагогические работники, управление образовательной организацией.

Keywords: adult education, state and public administration, rights and duties of students, listeners, pedagogical workers, administration of educational organization.

Принцип государственно-общественного управления в образовании является нормативно закрепленным. Управление образовательной организацией должно осуществляться на основании указанного принципа [1]. Государство ставит перед собой задачу в обеспечении предпосылок участия общества в развитии и управлении системы образования (Концепция долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.) [2]. Сама по себе поставленная задача не является новой. Ее нормативно-правовое закрепление произошло еще в законе «Об образовании», который был принят в 1992 году. Статья вторая указанного закона устанавливала принцип демократического, государственно -общественного характера управления образованием.

Продолжение указанных деклараций было урегулировано в статье 35 этого же закона, где указывалось, что управление образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. В этой же статье перечислялись формы самоуправления образовательной организацией. Разумеется, указанных правовых норм было не достаточно для полноценного регулирования общественной составляющей государственно-общественного управления образованием. То есть провозглашенные принципы оставались в большей части декларативными, смысловыми.

Ситуация существенно поменялась с изменением законодательства в сфере образования. В 2013 году вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 273-Ф3).

В указанном законе государственно-общественное управление отмечается уже как принцип организации управления системой образования, что обязывает его применять не только на уровне образовательной политики, но и на уровне всех структурных элементах системы образования (ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 273-Ф3).

Это, в свою очередь, означает обязанность руководителей различного уровня в системе образования применять и реализовывать указанный принцип, в том числе и при разработке локальных нормативных актов образовательных организаций.

Непосредственно для образовательной организации принцип государственно-общественного управления находит свое закрепление в статье 26 Федерального закона № 273 -ФЗ, в которой указаны принципы единоначалия и коллегиальности в управлении образовательной организации. Значимо, что в упомянутом законе идет выделение различных групп участников образовательных отношений, которые имеют право на участие в управлении образовательной организацией.

Федеральный закон № 273-ФЗ определяет, какие из коллегиальных органов управления создаются в обязательном порядке, а какие -согласно уставу образовательной организации. К первым относятся:

- общее собрание работников,

- общее собрание работников и обучающихся,

- педагогический (ученый) совет.

Ко вторым относятся:

- попечительский совет,

- управляющий совет,

- наблюдательный совет,

- другие органы.

При этом в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников:

- создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

- действуют профессиональные союзы работников образовательной организации.

Данные органы управленческих решений не принимают, однако обеспечивают учет

мнения определенных участников образовательных отношений в рамках управления образовательной организацией.

Также участие в управлении образовательной организацией участников образовательных отношений обусловлено наличием нормы права, которая закреплена в статье 30 Федерального закона «Об образовании». Конкретно указанная статья регулирует процедуру принятия локальных нормативных актов, которые может и/или обязана принимать образовательная организация. Образовательная организация, при организации системы разработки и принятия локальных нормативных актов, которые затрагивают права обуча-ющихся и работников образовательной организации, должна предусмотреть возможность учета мнения указанных категорий при нор-мотворческой деятельности организации.

Все вопросы создания и деятельности коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе наличие права на принятие управленческих решений, должны быть урегулированы уставом образовательной организации в соответствии с законодательством. Принципиально новым полномочием данных органов является возможность выступления от имени образовательной организации.

Несмотря на закрепление в законах права на участие обучающихся и работников образовательной организации в управлении образованием, это не означает, что они могут принимать какие-либо решения самостоятельно, своевольно. Участники образовательных отношений не имеют права выходить за рамки своей компетенции. А сама эта компетенция должна быть прописана в локальных актах образовательной организации.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. В свою очередь, данная норма означает, что именно на руководителя возлагается вся ответственность, нормативные документы, которые принимаются в образовательной организации (при этом следует учитывать, что тер-

мины «ответственность» и «вина» - разные термины.).

В то же время следует помнить, что учет мнения участников образовательных отношений не означает обязательности исполнения этого мнения. Не нужно в обязательном порядке согласовывать принятие решений. Процедуры согласования могут быть предусмотрены локальными актами образовательной организации, но окончательное решение остается за руководством образовательной организации [3].

Для эффективного применения институтов управления, заложенных в нормативных документах, главная задача в настоящий период - разобраться в нормативном правовом пространстве государственно-общественного управления, обнаружить проблемы использования и создания нормативно-правовой базы в образовательных учреждениях.

В то же время возможности руководителя на доступ к реализации прав участников образовательных отношений ограничены уставом образовательной организации. Как уже отмечалось выше, механизмы такого участия в конкретной организации отображаются в уставе, а потом конкретизируются в локальных нормативных актах. При этом порядок принятия устава регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, статья пятьдесят вторая гласит: «юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками)». Следовательно, полномочия руководителя в части организации доступа к управлению образовательной организации участников образовательных отношений ограничены волей учредителя, а также его видением на реализацию упомянутого права.

Для полного понимания правовых основ участия участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией, рассмотрения исключительного Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не достаточно. Исходя из определения участников образовательных отношений в сфере образования (данное определение дано в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Феде-

рации») (участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность), следует также рассматривать такие виды правоотношений, как трудовые, семейные. Например, статья 372 Трудового кодекса обязывает работодателя учитывать мнение первичной профсоюзной организации при принятии некоторых локальных нормативных актов. При этом принятые акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. Следовательно, и учредителю, и руководителю образовательной организации при принятии локальных актов следует учитывать конкретные права работников, и речь идет не только о педагогах. Но в рамках нашего исследования мы не будем рассматривать право на участие в управлении образовательной организацией непедагогических работников.

Для нашего исследования важно разобраться с правовыми особенностями дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)). Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором

об образовании (часть 13 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)). Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленной в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов. При этом нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают права на участие в управлении обучающихся, не конкретизируя возраст, пол или количество времени необходимое для реализации образовательных программ. То есть у слушателей, которые реализуют дополнительные профессиональные программы повышения квалификации на 16 часов, точно так же есть право на участие в управлении образовательной организацией [4]. Специфика в данном случае очевидна и понятна, однако реализация этого права для слушателей будет рассмотрена в дальнейшем тексте работы.

В то же время Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» устанавливает возможность образовательным организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, самостоятельно устанавливать виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов. Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждаются в порядке, предусмотренном образовательной организацией. Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций. Следовательно, исполь-

зование внутренней системы оценки образования, как части системы реализации права на управление образовательной организацией участниками образовательных отношений, представляется возможным, допустимым и законным.

Систему реализации на право управления образовательной организацией участников образовательных отношений условно можно разделить по признаку самих участников. Конкретно выделив таких участников, как педагогические работники и обучающиеся [5].

Как отмечалось выше, выстраивание системы начинается с закрепления определенных норм в локальных нормативных актах. Образовательная организация действует на основании Устава образовательной организации. И именно в нем следует закреплять порядок реализации права на участие в управлении образовательной организацией участников образовательных отношений. В качестве примера закрепления указанных механизмов рассмотрим опыт Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее - ГБУ ДПО ЧИППКРО). В применяемой в организации модели представлены различные элементы обучения взрослых в условиях соблюдения принципа государственно-общественного управления. Например, коллегиальные органы управления, через полномочия которых работники учреждения реализуют свое право на участие в управлении образовательной организацией: Общее собрание работников учреждения, ученый совет. Порядок работы, компетенция закреплены в уставе учреждения. При этом указаны как периодичность работы данных органов, так и ответственные лица за организацию такой работы. Например, Общее собрание работников может быть собрано внеочередно по приказу руководителя организации. Данные полномочия присутствуют в перечне трудовых функций руководителя. О конкретной дате собрания руководитель издает приказ не менее чем за пять дней до начала проведения собрания. Закрепленные полномочия руководителя учреждения совпадают с ранее обоснованной позицией о роли руководителя в управлении

образовательной организацией в рамках обобщенных групп. В качестве примера прямой реализации своего права на участие в управлении образовательной организацией одного из участников образовательных отношений, а именно педагогических работников, можно привести принятый локальный нормативный акт - правила внутреннего трудового распорядка. Данный документ утверждается путем голосования на общем собрании работников образовательной организации. При этом проект документа до утверждения путем голосования выносится на обсуждение работников путем обеспечения доступа каждого работника к тексту проекта «Правил внутреннего трудовой распорядка». Ученый совет же, как орган, через который педагогические работники, как участники образовательных отношений, могут реализовывать свое право на участие в управлении образовательным учреждением, имеет другую компетенцию и специальный порядок организации, также закрепленный в Уставе образовательной организации. Руководитель, возглавляя ученый совет, имеет ряд полномочий. Например, руководитель предоставляет отчет о работе организации. В сам же ученый совет его члены избираются путем тайного голосования на общем собрании работников. Значимой особенностью является норма представительства в ученом совете от структурных подразделений образовательной организации. Эта норма количественно определяется самим ученым советом. Следовательно, работники образовательной организации, как участники образовательных отношений, реализуют свое право на участие в управлении образовательной организацией как лично, путем участия в выборных органах, постоянно действующих органах, так и путем направления своих представителей в различные органы управления образовательной организацией [6].

Сложнее вопрос реализации права на участие в управлении образовательной организацией слушателей (как участников образовательных отношений). Главной отличительной чертой обучающихся в системе дополнительного образования взрослых является их непостоянный состав. Как было отмечено ранее, минимальные программы, реализуемые в образовательных организациях дополнительно-

го профессионального образования, могут начинаться от шестнадцати часов. При этом в рамках рыночной экономики, демократического государства и принципа государственно-общественного управления образованием слушатель самостоятельно решает, в каких учреждениях дополнительного профессионального образования ему реализовывать соответствующие образовательные программы. И факт обязательного и периодического прохождения курсов повышения квалификации для ряда работников образования не меняет факта самостоятельного выбора образовательного учреждения [7]. В связи с этим возникает две проблемы.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российский Федерации» не конкретизирует категорию обучающихся, которым предоставляется право на участие в управлении образовательной организацией. Следовательно, и слушателям дополнительного образования, проходящим курсы повышения квалификации, рассчитанные на шестнадцать часов, должно быть предоставлено такое право.

2. Конкурентоспособность. В связи с этим в учреждениях дополнительного профессионального образования невозможно применять такие «классические» механизмы реализации слушателей права на участие в управлении образовательной организацией, как профсоюзы обучающихся или какие-либо иные постоянно действующие органы управления, в которых могут присутствовать в качестве постоянных членов слушатели.

Как средство разрешения данного противоречия может быть предложена система мониторинга исследований качества работы педагогических работников с точки зрения самих слушателей, по результатам которых педагогическим работникам образовательной организации назначаются стимулирующие выплаты. Таким образом, отвечая на вопросы анкетирования касательно качества того или иного занятия, стажировки и так далее, слушатели способны влиять на мотивацию педагогических работников образовательной организации в добросовестном и ответственном проведении занятий, семинаров, стажировок, а равно и подготовки к ним. При этом в положении о стимулирующих выплатах зафиксированы показатели, с которыми коррелиру-

ет оценка качества занятий, проведенных конкретным педагогом и размером стимулирующих выплат. Таким образом, обеспечивается непредвзятость и беспристрастность процесса. Также показанные низкие результаты могут быть признаны работодателем недобросовестным исполнением трудовых обязанностей работником, что в свою очередь может повлечь за собой дисциплинарные взыскания, плоть до увольнения. Помимо названого механизма, разумным будет использовать механизмы включения педагогов в управление собственным профессиональным ростом в новых условиях профессиональной деятельности [8]. Среди них диагностика уровня субъективной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ; входная и итоговая диагностики при освоении дополнительных профессиональных программ. Результаты указанных диагностик, позволяют педагогическим работникам образовательной организации корректировать, в рамках образовательных программ, проведение занятий, а при определенных показателях данных диагностик, вносить изменения, утверждения образовательных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в образовательной организации.

Значимую роль в реализации права на управление образовательной организацией участниками образовательных отношений играют механизмы государственно-общественного управления образования, как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Так, реализация системы внешней оценки деятельности организации, право на обращение с запросом, рейтингирование образовательных организаций и т. д. позволяют слушателям, используя рыночные механизмы, косвенно влиять на принятие решений в образовательной организации.

Также следует учитывать, что для принятия каких-либо решений слушателям, как участникам образовательных отношений в сфере образования, необходима информация. Как механизм предоставления подобного рода информации разумно использовать комплекс мер, обеспечивающих информационную открытость и доступность необходимой информации. Речь может идти как об офици-

альном сайте образовательной организации, так и о различных информационных площадках, таких как виртуальный методический кабинет, форум, портал Федеральной целевой программы развития, сеть научно-прикладных проектов (сеть НПП).

При этом при построении системы участия участников образовательных отношений в управлении образовательных отношений следует учитывать, что создание такой системы - не самоцель, а средство достижения целей.

Цели образовательной организации отображены в программе развития на соответствующий период как инструмент управления развитием образовательного учреждения.

В качестве примера эффективности указанного взаимодействия системы организации обучения взрослых в системе дополнительного образования моно обратиться к опыту ГБУ ДПО ЧИППКРО.

Выстроенная система деятельности по обеспечению его конкурентоспособности в условиях модернизации дополнительного профессионально-педагогического образования определялась отбором и реализацией эффективных механизмов научно-методического сопровождения введения ФГОС общего образования в образовательной системе Челябинской области.

В соответствии с этим была определена цель программы развития ГБУ ДПО ЧИППКРО на 2016-2017 годы - развитие мотивов профессионального роста педагогов - слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в аспекте требований профессионального стандарта средствами дополнительных профессиональных программ.

Задачи:

1. Развитие профессиональной мобильности научно-преподавательского состава, его готовности обновлять содержание и характер профессиональной деятельности на основе приобретаемого институтом опыта участия в проектной и исследовательской работе.

2. Развитие научно-методической культуры научно-преподавательского состава, способности интегрировать в преподавательской и методической деятельности психолого-педагогические знания, современные научные достижения в предметных областях, а также результаты соб-

ственной научно-исследовательской деятельности.

3. Развитие культуры использования научно-преподавательским составом информационно-коммуникационных технологий и новейших достижений в области информационной коммуникации в преподавательской, методической и научной деятельности.

4. Стимулирование профессионального саморазвития преподавателей института для обогащения и эмоционального насыщения профессиональной деятельности, повышения качества ее осуществления, усиления в ней творческой составляющей и субъектной позиции.

Реализация права на управление образовательной организацией участников образовательных отношений, как обязательное нормативное условие, а равно и управленческая необходимость, побудила определить условия оптимального функционирования системы управления качеством образования в институте:

- Организационно-управленческие - введение новых подструктур в организационную структуру управления; обновление функций управления; обеспечение реальных возможностей для реализации выдвигаемых инициатив. Необходимость объективной оценки и контроля качества образовательного процесса в институте продиктовали необходимость модернизации внутренней системы оценки качества образования. Мы видим реальную возможность для повышения уровня мониторинговых исследований и проведения более качественного анализа образовательного процесса в создании групп качества по всем направлениям образовательной деятельности. А это, в свою очередь, потребует введения новых структурных элементов в организационную структуру управления. Что было реализовано путем введения новой организационной структуры института.

- Психолого-педагогические - обновление методов, средств управления; создание положительной мотивации у всех участников образовательного процесса путем стимулирования; повышение профессионально-управленческой компетентности. Таким образом, каждый руководитель может прогнозировать степень заинтересованности подчиненных в до-

стижении тех или иных нужных результатов или улучшать мотивационную среду, что способно в целом повысить мотивационность членов педагогического коллектива и, как результат, повысить качество образования.

- Социально-экономические - поиск новых активных общественных сил и их социальное партнерство на рынке образовательных услуг; разработка механизма использования материальных, экономических, трудовых ресурсов; разработка системы поощрения педагога со стороны общественности и управленческого аппарата образовательного учреждения. Что в свою очередь повышает конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Подводя итог вышеизложенному, заметим, что указанный нами комплекс условий управления качеством образования обеспечивает получение слушателями более качественного образования и дает возможность быть конкурентоспособными с учетом потребностей рынка труда. В целом данный вывод можно сделать на основе сведений из аналитического отчета по итогам проведения мониторингового исследования результатов контрольно-оценочной деятельности по определению уровня проведения учебных занятий профессорского-преподавательским составом ГБУ ДПО ЧИППКРО. А также из аналитической справки по результатам изучения степени удовлетворенности слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки различными сторонами образовательного процесса в ГБУ ДПО ЧИППКРО (автор - М. И. Лукьянова) в рамках внутренней системы оценки качества образования за 2017 год.

Результаты исследования позволили выявить мнение слушателей института о реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации относительно содержательной, организационно-методической и социально-психологической сторон образовательного процесса. Кроме того, была исследована динамика субъектной позиции слушателей курсов в процессе освоения программ как условие совершенствования профессиональной компетентности педагогов. Индекс удовлетворенности - это результа-

тивность образовательной деятельности. Результативность определяется как отношение полученного результата (достигнутого эффекта) к затратам - расходам на его получение.

Для оценки этого параметра деятельности используется специальный математический аппарат (коэффициенты, формулы, методы расчета и т. д.).

Так, при анализе результатов исследования был учтен предел погрешности социолого-статистической информации - 10%, это нашло отражение в корреляции значений анализируемых параметров. Результаты исследования показывают, что индекс удовлетворенности содержательной стороной образовательного процесса сопоставим по сравнению с аналогичными показателями 2016 года и имеет положительную динамику (выше на 3,0%).

Таким образом, результаты исследования показывают, что индекс удовлетворенности организационно-методической стороной образовательного процесса, как и в 2016 году, соответствует высокому уровню, при незначительном снижении на 1,5%.

При этом на всех кафедрах института уровень удовлетворенности по данному аспекту соответствует высокому.

Результаты исследования показывают, что индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного процесса, как и в 2016 году, соответствует высокому уровню и составляет 93,3%. При этом на всех кафедрах института уровень удовлетворенности по данному аспекту соответствует высокому.

По итогам анализа можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности опрошенных слушателей содержательной, организационно-методической и социально-психологической сторонами образовательного процесса в институте. Групповой индекс удовлетворенности образовательным процессом в ГБУ ДПО ЧИППКРО в 2017 году сопоставим с показателем 2016 года и составил 83,2%.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 08.12.2017).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 08.12.2017).

3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 08.12.2017).

4. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70440506/ (дата обращения: 08.12.2017).

5. Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на 2016-2017 годы / под общей редакцией В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 60 с.

6. Коптелов А. В. Развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций средствами дополнительных профессиональных программ [Электронный ресурс] / А. В. Коптелов, А. Г. Обоскалов, А. В. Машу-ков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/970177.htm (дата обращения: 08.12.2017).

7. Абрамовских Т. А. Развитие профессиональных компетенций руководителя образовательной организации в условиях модернизации системы образования (из опыта работы) [Электронный ресурс] / Т. А. Абрамовских // Теоретические и методологические проблемы современного образования : материалы XXVII Международной научно-практической конференции. - Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2016. - С. 5-10.

8. Кеспиков В. Н. Модель государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне / В. Н. Кеспиков,

М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3 (46). -С. 151-157.

References:

1. Federal Law No. 273-FZ of 12/29/2012 "About Education in the Russian Federation" [Federal'nyj zakon Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii] [Web resource], access mode: http: //www .consultant.ru/ document/cons_do c_LAW_140174/ (accessed date: 12/08/2017).

2. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period until 2020, approved by the order of the Government of the Russian Federation of 11/17/2008 No. 1662-p [Koncepcija dol-gosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda, ut-verzhdennaja rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii] [Web resource], access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_82134/ (accessed date: 12/08/2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. "The Labor Code of the Russian Federation" of 12/30/2001 No. 197-ФЗ [Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii] [Web resource], access mode: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_34683/ (accessed date: 12/08/2017).

4. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 07/01/2013 No. 499 "About approval of the Order of organization and implementation of educational activities for additional professional programs" [Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj deja-tel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym pro-grammam] [Web resource], access mode: http://base.garant.ru/70440506/ (accessed date: 12/08/2017).

5. The program of development of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators" for 2016-2017 [Programma razvitija gosudarstven-nogo bjudzhetnogo uchrezhdenija dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija "Cheljabinskij institut perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija"], under the general editorship of V. N. Kespikov. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. 60 p.

6. Koptelov A. V., Oboskalov A. G., Mashu-

kov A. V. Development of professional competence of heads of educational organizations by

means of additional professional programs [Razvi-tie professional'noj kompetentnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij sredstvami dopolnitel'nyh professional'nyh programm], Scientific and methodical web journal "Concept" [Web resource], access mode: http://e-koncept.ru/ 2017/970177.htm (accessed date: 12/08/2017).

7. Abramovskikh T. A. Development of professional competences of the head of educational organization in the conditions of modernization of the education system (from work experience) [Razvitie professional'nyh kompetencij rukovoditelja obrazovatel'noj organizacii v uslovi-

jah modemizacii sistemy obrazovanija (iz opyta raboty)], Theoretical and methodological problems of modern education. Materials of the XXVII International Scientific and Practical Conference. Scientific and Information Publishing Center "Institute for Strategic Studies", 2016, pp. 5-10.

8. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Ilyasov D. F. Model of state-public management of the quality of education at the regional level [Model' gosudar-stvenno-obshhestvennogo upravlenija kachestvom obrazovanija ni regional'nom urovne], The World of Science, Culture, Education, 2014, No. 3 (46), pp.151-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.