34
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕКОТЕКИ
Л. А. Дружинина
Челябинскоий государственный педагогический университет
А. П. Богданова
Челябинский государственный педагогический университет
В статье показано содержание работы тьютора по сопровождению детей с тяжелой патологией зрения, имеющих сложную структуру дефекта, в период адаптации к детскому саду. Представлена одна из эффективных форм работы посредством проведения занятий в рамках лекотеки, организованной в детском саду.
Ключевые слова: дети с тяжелой патологией зрения, тьютор, лекотека.
В последние 10-15 лет контингент дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения изменился. Кроме слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией в группы приходят дети с тяжелой патологией зрения (тотально слепые, слепые со светоощущением и остаточным зрением), имеющие сложную структуру дефекта. Данная категория детей характеризуется резко выраженной социальной депривацией и отклонениями в развитии на фоне глубоких нарушений зрения и сопутствующих заболеваний. Чаще всего патология зрения наблюдается на фоне общего ослабления здоровья, снижения уровня физического развития, обусловленного двумя и более соматическими заболеваниями. Слепые дети тревожны, у них отмечается наличие страхов перед незнакомыми людьми, нежелание вступать в контакт. Значительно отстают слепые дошкольники с выраженной социальной депривацией в овладении предметно-практическими действиями. При частичном ограничении зрительных возможностей у детей дифференцированные контакты несколько шире, чем у слепых, но их содержательная сторона в отношении наличия социальной осведомленности также ограничена. Это обусловливает сниженную степень реагирования на разнообразные явления окружающей действительности.
Перед педагогами образовательных учреждений встала задача организации и содержания работы с данной категорией детей, которым необходима индивидуальная помощь, поддержка на весь период пребывания ребенка в детском саду, особенно в период адаптации к дошкольному учреждению. Необходимым условием при этом является обеспечение комфортного пребывания ребенка с тяжелой патологией зрения в детском саду. Для решения этой задачи педагогический коллектив детского сада компенсирующего вида № 138 г. Челябинска (заведующая тифлопедагог Мочалкина Юлия Витальевна) осуществляют новые формы работы, обеспечивающие эффективную адаптацию детей данной категории к условиям дошкольного учреждения. В детском саду организована работа ле-котеки, в деятельности которой принимают участие разные педагогические специалисты (тифлопедагог, тифлопсихолог, логопед, музыкальный руководитель), родители. Координирует работу в лекотеке тьютор, имеющий дефектологическое образование.
Лекотека - это служба психолого-педагогического сопровождения, основанная на игре, в нашем случае, для детей с тяжелой патологией зрения, которым в силу своих психофизиологических особенностей требуется специальная пропедевтическая работа для постепенного вхождения в группу сверстников. В условиях лекотеки детям оказывают психопрофилактическую, психокоррекционную помощь посредством игровой деятельности. Специалисты проводят наблюдение за ребенком, составляют индивидуальную
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
35
пропедевтическую программу коррекционной помощи, которая включает в себя клиническую характеристику зрительного нарушения ребенка, данные психолого-педагогического исследования, рекомендации по основным направлениям коррекционной работы.
Педагогами определяются условия реализации индивидуальной программы: организация рабочего места с учетом состояния зрения, регламент занятий с учетом возраста, состояния здоровья и личностных особенностей ребенка, создание офтальмологических и эргономических условий. Для каждого ребенка составляется сетка занятий, определяется время его пребывания в детском саду (от 1 до 2-х часов в день). Для детей со сложным дефектом наполняемость групп составляет 2 человека.
Каждый специалист проводит индивидуальные занятия по своему направлению - это игровые сеансы, обучающие занятия для родителей, консультирование. Тьютор сопровождает процесс деятельности ребенка в новых условиях, находится рядом с ним, обеспечивает включение ребёнка с тяжелым нарушением зрения, имеющим сложную структуру дефекта, в группу сверстников, имеющих нарушения зрения легкой и средней степени тяжести.
Во время пребывания ребёнка в учреждении тьютор ведёт дневник наблюдений, где фиксирует его успехи и неудачи, выявляет интересы к различным видам деятельности, изучает поведенческую сторону воспитанника, обращает внимание на его психоэмоциональное состояние. Тьютор знакомит родителей с содержанием программы, предоставляет им возможность работать с методическими и дидактическими материалами. Важной функцией тьютора является сопровождение ребенка во время занятий - здесь он выступает в роли не только наставника и помощника для ребёнка, но и в роли координатора действий всех специалистов, а также помощника семьи. Тьютор участвует в создании развивающей среды для данной категории детей сообразно их зрительным и познавательным возможностям. Его работа направлена на обеспечение постепенного и безболезненного вхождения ребенка в среду сверстников. Для этого тьютор определяет, какие игры, упражнения и занятия, в первую очередь, нужны ребенку, т. е. определяет его запрос.
Индивидуальная работа тьютора с родителями заключается в консультировании, обсуждении поведенческих особенностей тьюторанта, рекомендациях, организации взаимодействия ребёнка и матери на занятиях в лекотеке, ведь работа с родителями детей с ОВЗ сложна и очень ответственна, так как зачастую семья некомпетентна в вопросах воспитания и обучения, неоднозначно оценивает своего ребёнка.
Таким образом, тьютор осуществляет индивидуализацию процесса введения ребенка с тяжелой патологией зрения в деятельность. Цель работы тьютора - определить содержание коррекционно-развивающего обучения, направленного на формирование коррекционно-компенсаторных навыков и умений, способов и навыков социально-адаптивного поведения у ребенка. Задачами коррекционно-развивающего обучения являются следующие:
• обеспечить адекватность содержания коррекционной работы индивидуальному состоянию познавательных возможностей ребенка;
• создать условия для детализированного наблюдения и анализа проблем и успеха в развитии ребенка за счет соответствующей коррекционной поддержки и стимуляции его активности.
Базовым компонентом коррекционно-развивающей поддержки являются требования непрерывности, поэтапности, дозированности нагрузки и гибкости применения содержательных дидактических и технологических средств обучения.
Эффективность коррекционной работы прослеживается в условиях расширения взаимодействия ребенка с окружающей средой и людьми. В связи с этим, нами были определены принципы управления контактами с детьми.
• Роль регулятивного принципа заключалась в наблюдении за ребенком и ненавязчивом включении его в минимальные изменения ситуации, подмене уже знакомой ему игрушки, другой, почти такой же, но имеющей значительное отличие.
36
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
• Наблюдая особенность и недостаточность использования осязательного обследования, мы руководствовались принципом сукцессивного и поэтапного введения ребенка в процесс мануального контакта с окружающим миром.
• Опираясь на институциональный принцип, роль которого состояла в расширении образовательного маршрута ребенка, увеличении его социальных контактов, в содержании практических действий, планировалось использование компенсаторных возможностей сохранных анализаторов и высших психических функций в различных видах детской деятельности.
Данный подход осуществляется естественным путем, когда уже имеющиеся навыки и умения ребенка становятся основой овладения другими практическими действиями и различными видами деятельности.
За счет мониторинга результатов коррекционной работы обеспечивается переход на следующий этап разработки содержания обучения. При этом от занятия к занятию происходит последовательное нарастание и усложнение обучающих задач. Вариант предыдущей задачи унифицируется в сторону расширения и усложнения последующей задачи. Так, например, формирование предметно-практических действий становится основой для овладения продуктивными видами деятельности дошкольников, а формирующиеся в условиях игровых ситуаций ролевое поведение становится базой для развития сюжетных игр.
Таким образом, тьютор, наряду с воспитателями, тифлопедагогом, тифлопсихологом и другими специалистами, участвует в планировании индивидуальной образовательной программы, вносит рекомендации относительно специальной организации занятий, средств общения на занятиях, определяет формы проведения занятий.
Такая организация работы по эффективной адаптации детей с тяжелой патологией зрения, имеющих сложную структуру дефекта в условиях лекотеки, дает свои результаты: дети в течение полугода начинают привыкать к требованиям, предъявляемым в детском саду, и могут посещать группы вместе со сверстниками.
Список литературы
1. Кудрявцева, Е. П. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, на основе проекта «Лекотека» в условиях ДОУ [Текст] / Е. П. Кудрявцева. - Челябинск, 2013. - 96 с.
2. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. - М. : «ЭКЗАМЕН», 2006.
3. Дружинина Л. А. Комплексное изучение дошкольников с нарушениями зрения : монография [Текст] / Л. А. Дружинина. - Челябинск: Цицеро, 2007. - 116 с.
4. Дружинина, Л. А. Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и психологопедагогического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения в условиях детского сада [Текст] / Л. А. Дружинина // Специальное образование. - 2012. - №
4. - С. 29-36.
TUTORING SUPPORT DURING ADAPTATION TO KINDERGARTEN OF PRESCHOOL CHILDREN WITH HEAVY VIOLATIONS OF SIGHT BY MEANS OF LEKOTEKA
Дружинина Лилия Александровна
Челябинскоий государственный педагогический университет Богданова Анна Павловна
Челябинский государственный педагогический университет
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
37
The article shows the content of the work of a tutor to support children with severe pathology of having a complex structure of a defect in the period of adaptation to kindergarten. The authors represent one of the most effective forms of work through activities within lekoteki organized in kindergarten.
Key words: children with heavy pathology of vision, tutor, lekoteka.
References
1. Kudryavtseva, Ye. P. and others (2013) Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeni-ye detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya, vospityvayushchikhsya v sem’ye, na osnove proyekta «Lekoteka» v usloviyakh DOU [=Psycho-pedagogical support of children with disabilities who are brought up in a family, based on the project «Lekoteka» in the preschool], Chelyabinsk, 96 p. (in Russ.).
2. Druzhinina, L. A. (2006) Korrektsionnaya rabota v detskom sadu dlya detey s narush-eniyami zreniya [=Correctional work in a kindergarten for children with visual impairments], «EKZAMEN», Moscow (in Russ.).
3. Druzhinina, L. A. (2007) Kompleksnoye izucheniye doshkol’nikov s narusheniyami zreniya [=Complex study of preschool children with visual impairments], monograph, Tsitsero, Chelyabinsk, 116 p. (in Russ.).
4. Druzhinina, L. A. (2012) “Vzaimosvyaz’ lechebno-vosstanovitel’noy raboty i psikholo-go-pedagogicheskogo soprovozhdeniya doshkol’nikov s tyazhelymi narusheniyami zreniya v usloviyakh detskogo sada” [=Relationship rehabilitative work and psycho-pedagogical support of preschool children with severe visual impairment in a kindergarten], in: Spetsial’noye obra-zovaniye [=Special Education], N 4, pp. 29-36 (in Russ.).
Дружинина Лилия Александровна - канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета.
Богданова Анна Павловна — магистрант факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета.