В целом использование культурологического подхода в качестве методологической основы формирования культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза позволяет:
- сформировать систему ценностных идеалов и нормативов, имеющую значение фундаментального общего аксиологического ориентира при организации и осуществлении соответствующего образовательного процесса;
- учитывать при построении педагогического взаимодействия индивидуальные, культурные особенности личности каждого студента, создавать объективные образовательные условия для полноценного развития этих особенностей;
- использовать при организации и осуществлении образовательного процесса принципы, формы, методы и средства, позволяющие обеспечить субъектную позицию каждого студента в процессе обучения.
Литература:
1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - 344 с.
2. Белинская Е.П. Временные аспекты "Я" - концепции и идентичности // Мир психологии. - 1999.
- №3,- С. 140-147.
3. Белый А. Символизм как миропонимание: сбор-ник/авт. вступ. ст. и примеч. А. Сугай.- М.: Республика, 1994. - 525 с.
4. Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. Философы
русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.
- 259 с.
5. Бобрышов С. В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория : монография. - Ставрополь :СКСИ, 2006.-300 с.
6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций человека. - М., I960. - 430 с.
7. Гуревич П.С. Культурология. Учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2003. - 411 с.
8. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика : учебник. - М.: Гардарика, 1998.-472 с.
9. Дворникова Е. И. Культурная идентичность и толерантность личности : монография. - Ставрополь, 2007.-266 с.
10. Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2000. - 196 с.
11. Информационная безопасность региона: традиции и инновации: монография / под научн. ред. д. пед. н., проф. Л. В. Астаховой. - Челябинск: ЮУр-ГУ, 2009. - 269 с.
12. Коваленко В.А. Творчество как ценность в мире А. Платонова // Вопросы философии. - 1999.
- №10. - С.90-98.
13. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. - М.: Политиздат, 1979. - 365 с.
14. Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности : дис. докт. культурол. наук. - СПб., 2000. -384 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
16. Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельности : автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1991. -43 с.
THE ORGANIZATION OF THE STUDENTS' LEARNING ACTIVITY USING INTERACTIVE TRAINING TOOLS Kulikova Tatyana Anatolyevna, PhD of Pedagogic sciences, Senior Lecturer, Department of Informatics E-mail: [email protected]
Dyachenko Anastasiya Yuryevna, Undergraduate student, North-Caucasian Federal University, Stavropol, Russia E-mail: bazar о vaanastasiya@yandex. ru
The work considers the aspects of application of interactive training tools in the process of education. A model of students' learning activity using interactive training tools is presented. The conditions of the organization of the interactive learning are revealed.
Keywords: interactive training tools; model of students' learning activity, conditions of the organization of the interactive learning; teaching methods.
УДК 3 78.147 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВАК РФ 13.00.08 СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ
СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
© Куликова Т.А., 2017 В статье рассматриваются перспективы использования интерактивных средств
© Дьяченко А.Ю., 2017 обучения в образовательном процессе. Представлена модель организации
образовательной деятельности студентов с использованием интерактивных средств обучения, выявлены условия организации интерактивного обучения. Ключевые слова: интерактивные средства; модель образовательной деятельности студентов; условия организации интерактивного обучения; методы обучения.
На сегодняшний день в России происходит формирование новой концепции образования, направленной на вступление во всемирное образовательное пространство. Данный процесс сопровождается значимыми преобразованиями как в практике учебно-воспитательного процесса, так и в педагогической теории. Содержание образования обогащается новейшими процессуальными умениями, формированием возможностей оперировать информацией, творчески разбираться в педагогических проблемах.
Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС является обязательное внедрение в учебный процесс интерактивных форм обучения. Применение на практике интерактивных форм обучения будет проходить более эффективно, если организовать учебный процесс с использованием интерактивных средств.
Анализ научной литературы позволил нам определить педагогические условия эффективной деятельности субъектов образовательного процесса с использованием интерактивных средств обучения (ИСО): готовность преподавателя к использованию ИСО в образовательном процессе; готовность студента к самостоятельной работе и использованию ИСО [3].
Готовность преподавателей к использованию ИСО включает в себя: технологический компонент (сформированность у преподавателя информационно-коммуникационной и технологической компетентностей, знание современных интерактивных телекоммуникационных технологий (телеконференции, дистанционное обучение и др.); психолого-педагогический компонент готовности определяется владением активных методов обучения, умением применять в процессе обучения технологий личностно-ориентиро-ванного обучения [2].
Готовность студента к использованию ИСО включает следующие компоненты: мотивационный компонент предполагает наличие у студентов положительной мотивации к применению ИСО; когнитивный компонент предусматривает умение самостоятельно выбирать цель деятельности, анализировать способы достижения цели, планировать деятельность в соответствии с целью; технологический компонент готовности предполагает необходимые знания, умения и навыки по использованию ИСО [2].
С учетом этих условий нами разработана модель организации образовательной деятельности с использованием ИСО (рисунок 1). В данной модели студент является одним из равноправных субъектов процесса обучения. Роль преподавателя заключается в оказании помощи обучаемому, в определении параметров обучения и поиске информации, в отборе необходимых ему знаний, умений и навыков, в поощрении его стремления к обучению, созданию студентам благоприятных условий и доброжелательной атмосферы на занятии.
Основная деятельность студента заключается в процессе самостоятельного поиска необходимой информации и формировании профессиональных компетенций. Обучающийся играет первичную роль в определении целей обучения и формировании мотивации.
В условиях обучения с применением ИСО одним из главных приоритетов преподавателя является создание познавательной, творческой атмосферы в аудитории, стимулирование интереса обучаемых к самостоятельному приобретению знаний, организация общения и сотрудничества обучаемых, для коллективного решения общих проблем. В то же время основные функции деятельности преподавателя зависят от степени самостоятельности студентов
КУЛИКОВА Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Информатики а_ киНко уа@таИ. г и
ДЬЯЧЕНКО Анастасия Юрьевна, магистрант Ьагагоуаапа51а51уа@уапс1ех.
Северо-Кавказский федеральный университе т Ставрополь, Россия
и варьируются от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей, которые могут осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме.
Реализация предложенной модели на различных этапах дидактического цикла основана на использовании активных методов обучения с применением интерактивных средств. Методы активного обучения с использованием ИСО могут применяться на следующих этапах учебного процесса:
- первичное овладение знаниями (проблемная лекция; лекция с заранее запланиро-
ванными ошибками; лекция-вдвоем), которые впоследствии будут обсуждены на форуме, а также лекция-телеконференция, видеолекция, учебная блог-дискуссия, эвристическая чат-беседа и т.д.
- контроль знаний (закрепление). Можно использовать такие методы, кактестирование, коллективная мыслительная деятельность и т.д.
- развитие профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей.
Рисунок 1 - Модель организации образовательной деятельности студентов с использованием
интерактивных средств обучения
Интерактивные средства открывают широкие возможности для проведения занятий как в индивидуальной, так и в коллективной форме.
Применение на лекции таких интерактивных средств, как электронные поддержки курсов, интерактивные онлайн-доски, сервис Google диск, обеспечивает понимание, взаи-
мопомощь. Интерактивные средства ни в коем случае не замещают лекцию, напротив, способствуют лучшему усвоению материала и, что особенно важно, помогают сформировать мнения, способы действия, отношения. На практических занятиях интерактивные столы, приставки, проекторы, дисплеи стимулируют тесное общение учащихся друг с другом и с
преподавателем, что способствует развитию навыков социального поведения, использованию технологии коллективной работы. Одной из возможностей применения интерактивных средств при самостоятельной работе является организация групповой работы студентов, а также обмен информацией с преподавателем, например через электронную почту йтаИ [1].
Результатом использования интерактивных средств на занятии является повышение качества обучения, формирование умений самостоятельно добывать знания, планировать деятельность, время, ресурсы, активизация процесса развития у обучаемых коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Таким образом, сформированная готовность преподавателя к использованию ИСО, определение уровня готовности обучающегося позволяет реализовать эффективную самостоятельную работу студентов на основе ком-петентностного подходов с использованием
педагогических технологии и интерактивных средств. Изучая различные аспекты использования интерактивных средств в образовании, прослеживается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности педагогического труда, совершенствованию образовательного процесса, повышению уровня сформированности компетенций.
Примечания:
1. Дьяченко А.Ю., Куликова Т.А. Интерактивные онлайн доски в образовательном процессе // Студенческая наука для развития информационного общества : сб. ст. IV Всероссийской научно-технической конференции: в 2-х томах. - 2016. -С. 27-29.
2. Куликова Т.А. Архитектура информационно-образовательной среды, ориентированной на самостоятельную работу студентов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 14-18. :
3. Сафонова Л.Ю. Методы интерактивного обучения / Л.Ю. Сафонова. - Великие Луки, 2015. - 86 с.
О си
-О X
9
со
CU
си
S
TRILINGUALI5M FEA TURE5 OF STUDENTS LEARNING CHINESE
Malykh Oksana Andreevna, Postgraduate student, senior lecturer, Department of Chinese Language, Department of the French Language and Linguodidactics, institute of Foreign Languages, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
The article provides an analysis of the classification oftriiinguaiism in order to determine the features oftriiinguaiism of students learning Chinese.
Keywords: methods of teaching the Chinese language; triiinguaiism.
45
ОСОБЕННОСТИ ТРИЛИНГВИЗМА СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК
УДК372.881.1 ВАК РФ 13.00.08
В статье приводится анализ классификации трилингвизма с целью определения особенностей трилингвизма студентов, изучающих китайский язык в языковом вузе.
Ключевые слова: методика обучения китайскому языку; трилингвизм.
© Малых О.А., 2017
В связи с расширением сферы политических, экономических и социальных взаимодействий между Россией и Китаем в российском обществе обоснованно возрастает интерес к изучению языка и культуры страны-соседа, а также новые масштабы приобретает потребность в специалистах, владеющих китайским языком (далее - КЯ) на профессиональном уровне. Очевидно, что в этой связи особую актуальность приобретают проблемы, связанные со спецификой обучения КЯ русскоязычных студентов языковых вузов.
Как показывает практика, в большинстве своем абитуриенты, поступающие в языковые вузы на направления подготовки, на которых реализуется обучение КЯ, сдают ЕГЭ по английскому языку (далее - АЯ). Таким образом, китайский в стенах высшего учебного
МАЛЫХ Оксана Андреевна, аспирант, старший преподаватель, кафедра Французского языка и лингводидактики, кафедра Китайского языка, Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
охапа_ [email protected]