педагогические науки
Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна, Максимова Ксения Алексеевна ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ...
УДК 378.1
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0038
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
© 2019
Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Максимова Ксения Алексеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают особенности организации интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе. Цель статьи заключается в определении особенностей организация интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе. Авторами статьи были проанализированы различные исследования, описывающие опыт интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса такие ученых и педагогов, как: Кусаинов А.К., Кларин М.В., Мешкова Н.С., Якупов Г.С., Артюхина М.С., Пономаренко Е.В., Библер В.С., Смирнова Ж.В., Красикова О.Г., Прохорова М.П., Иляшенко Л.К., Костылев Д.С. и др. На основе анализа соответствующей литературы авторами статьи было определено понятие интеракции, а также интерактивного обучения. В процессе написания данной статьи авторами были отмечены отличительные характеристики интерактивного взаимодействия. Авторами статьи были обозначены принципы организации интерактивного взаимодействия субъектов учебного процесса. Также были представлены интерактивные методы теоретических и практических занятий. В статье авторами были выделены основные преимущества интерактивного взаимодействия. В результате проведенного анализа было выявлено, что интерактивное обучение направлено на активизацию познавательной самостоятельной деятельности студентов, позволяющую реализовать практическую направленность процесса обучения, индивидуальную траекторию развития, осуществить переход от трансляции знаний к самостоятельной поисковой творческой деятельности, что обеспечивает прочную связь теории с практикой.
Ключевые слова: интерактивное взаимодействие, образовательный процесс, субъекты образовательного процесса, организация интерактивного взаимодействия в вузе, интерактивные методы, теоретические занятий, практические занятия.
ORGANIZATION OF INTERACTIVE INTERACTION BETWEEN SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN UNIVERSITY
© 2019
Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Maksimova Ksenia Alekseevna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail:[email protected])
Abstract. In this article, the authors consider the features of the organization of interactive interaction of subjects of the educational process at the university. The purpose of the article is to determine the features of the organization of interactive interaction of subjects of the educational process at the university. The authors of the article analyzed various studies describing the experience of interactive interaction of participants in the educational process by such scholars and teachers as: Kusainov AK, Klarin MV, Meshkova NS, Yakupov GS, Artyukhina MS , Ponomarenko E.V., Bibler V.S., Smirnova J.V., Krasikova O.G., Prokhorova M.P., Ilyashenko L.K., Kostylev D.S. etc. Based on an analysis of the relevant literature, the authors of the article defined the concept of interaction, as well as interactive learning. In the process of writing this article, the authors noted the distinctive characteristics of interactive interaction. The authors of the article outlined the principles of organizing the interactive interaction of subjects of the educational process. Interactive methods of theoretical and practical training were also presented. In the article, the authors highlighted the main advantages of interactive interaction. As a result of the analysis, it was revealed that interactive learning is aimed at enhancing students' cognitive independent activity, allowing to realize the practical orientation of the learning process, individual development trajectory, make the transition from knowledge translation to independent search creative activity, which ensures a strong connection between theory and practice.
Keywords: interactive interaction, educational process, subjects of the educational process, organization of interactive interaction in the university, interactive methods, theoretical classes, practical classes.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В рамках непрерывной модернизации системы образования происходит переосмысление его целей и задач, осуществляется поиск путей повышения эффективности подготовки современных кадров, которые являются стратегическим потенциалом развития всех сфер нашей страны, особое внимание уделяется вопросам активизации процесса обучения, перехода от усвоения готового знания, к его овладению и формированию в ходе самостоятельной поисково-учебной деятельности [1].
При активном обучении студент в большей степени выступает субъектом учебной деятельности, чем при пассивном обучении, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние годы в научной литературе появилось немало исследований, описывающих опыт интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса. Вопроом организации интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе занимались такие ученые и педагоги, как: Кусаинов А.К., Кларин М.В., Мешкова Н.С., Якупов Г.С., Артюхина М.С., Пономаренко Е.В., Библер В.С., Смирнова Ж.В., Красикова О.Г., Прохорова М.П., Иляшенко Л.К., Костылев Д.С. и др.
Понятие «интеракция» означает взаимодействие (в переводе с английского «interaction», a с латинского «inter + activus»). Первые упоминания об интеракции
Kutepova Lyubov Ivanovna, Vaganova Olga Igorevna, Maksimova Ksenia Alekseevna ORGANIZATION OF INTERACTIVE INTERACTION BETWEEN SUBJECTS ..
pedagogical sciences
были в начале XX века, данное понятие использовалось в социологии и социальной психологии. Интеракция рассматривалась как взаимодействие людей, которое определяло целостное развитие личности, а также создание собственного «Я».
Иляшенко И.К. и Костылев Д.С. считают, что интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе - это обучение, опирающиеся на взаимодействие различных субъектов педагогического процесса.
Согласно мнению Мешковой Н.С. интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в рамках которого обучаемым осуществляется освоение опыта (самостоятельно или специально организованно) на основе взаимодействия с объектами (компьютером) или субъектами (индивидом, группой).
В исследовании Смирновой Ж.В. интерактивное обучение определяется как характеристика взаимодействия и коммуникации субъектов педагогического процесса, то есть акцент идет именно на взаимодействие и общение субъектов образовательного процесса [3].
Прохорова М.П. и Красикова О.Г. представляют интерактивное обучение в широком и узком смысле. В широком смысле интерактивное обучение включает в себя любые взаимодействия, в ходе образовательного процесса. В узком смысле - все активные субъект-субъектные взаимодействия. При этом отмечаются отличительные характеристики интерактивного взаимодействия [4]:
- наличие четко определенной цели;
- взаимная заинтересованность и активность,
- субъект-субъектное взаимодействия;
- индивидуальность направления развития субъектов взаимодействия;
- создание нового опыта деятельности;
- прогнозируемость и измеримость итогов взаимодействий.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в определении особенностей организация интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе. Для этого необходимо решить следующие задачи [5]:
- определить роль интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- выявить сущность организация интерактивного взаимодействия субъектов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Так, можно отметить, что интерактивное обучение представляет собой такую форму организации познавательной деятельности, при которой стоит определенная цель, а именно, создание благоприятных условий для обучения, при которых студенты смогут проявить свои интеллектуальные способности и почувствовать свою успешность. При этом образовательный процесс должен происходить с непрекращающимся активным взаимодействием и общением его субъектов.
Анализ сущности и содержания интерактивного взаимодействия, осуществляемого в процессе подготовки студентов вуза, позволяет сделать вывод - интерактивное обучение нацелено на [6]:
- повышение качества педагогического процесса;
- достижение практико-ориентированных результатов;
- формирование и поддержание высокого уровня познавательной мотивации;
- формирование и развитие коммуникативной компетенции студентов;
- развитие навыков рефлексии;
- развитие навыков применения современных технических средств и технологии поиска, обработки и накопления информации;
- формирование и развитие умения самостоятельной поисковой деятельности.
Необходимо обратить внимание на принципы ор-
ганизации интерактивного взаимодействия субъектов учебного процесса: принципы системности, интегратив-ности, сознательной активности, ориентации на самостоятельную практическую деятельность и т.д.
Важным также в исследовании особенностей реализации интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса является организация взаимодействия педагога и обучающихся.
Анализ позволяет утверждать, что в интерактивном обучении задействованы все компоненты субъектного опыта студентов, поскольку обмен в ходе совестной учебной, поисковой и творческой деятельности позволяет осуществлять взаимообучение и взаиморазвитие [7]. В рамках интерактивного взаимодействия его субъекты берут часть обучающих функций преподавателя, что обеспечивает большую продуктивность педагогического процесса и усиливает мотивацию учения.
Преподаватель в интерактивном обучении является не источником готового знания, а выполняет организаторскую функцию, создавая условия для самостоятельной познавательно-творческой деятельности обучающихся.
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс интерактивных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения [8].
На основе использования интерактивных методов обучения могут проводиться занятия как теоретического (лекция), так и практического (практическое, семинарское занятие) типа.
Интерактивные методы проведения теоретических занятий:
- проблемная лекция. Преподаватель создает проблемные ситуации, координирует и корректирует рассуждения и выводы студентов, организует обсуждения результатов занятия [9]. Студент разрешает противоречия, формулирует самостоятельные выводы.
- лекция с запланированными ошибками. Преподаватель сообщает о том, что в ходе лекции умышленно будут допущены ошибки, организует обсуждения результатов занятия. Студент определяет допущенные ошибки, представляет найденные ошибки.
- бинарная лекция. Преподаватель организует диалог, представляя разные точки зрения по одной проблеме, организует обсуждения результатов занятия [10]. Студент решает противоречия, формулирует выводы и предложения.
- лекция «пресс-конференция». Преподаватель отвечает на вопросы по теме лекции, организует обсуждения результатов занятия. Студент формулирует вопросы по теме лекции.
Интерактивные методы проведения практических занятий:
- кейс-технологии. Преподаватель формирует банк ситуаций по конкретной теме занятия с вопросами, на которые студентам необходимо ответить, организует обсуждения результатов работы над кейсом. Студент проводит анализ кейс-ситуаций, формулирует выводы и предложения [11].
- деловая игра. Преподаватель разрабатывает сценарий игры, координирует деятельность участников игры, организует обсуждения результатов игры. Студент имитирует и отрабатывает варианты поведения в заданных условиях.
- метод проектов. Преподаватель разрабатывает тематики проектов, согласовывает структуры и программы решения проектной задачи, координирует деятельности студентов, организует защиту проектов. Студент разрабатывает структуру, программу решения проектной задачи, разрабатывает проект, подготавливает презентацию результатов проектирования, защищает проект [12].
Все представленные выше методы интерактивного
педагогические науки
Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна, Максимова Ксения Алексеевна ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ...
обучения направлены на активизацию познавательного интереса, формирование навыков самостоятельной практической деятельности, что является залогом подготовки высококвалифицированных специалистов [13]. Важно отметить, что умело организованный преподавателем интерактивный диалог способствует творческому самовыражению, активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов, позволяющую реализовать практическую направленность процесса обучения.
Сложность внедрения новых педагогических технологий заключается в том, что в большинстве случаев у педагогов имеется лишь видимость знания, практически отсутствуют умения, позволяющие отойти от методики традиционного обучения [14]. Живучесть «традиционного обучения» заключается в том, что оно, в отличие от активных форм работы с обучающимися, не требует особых затрат энергии, мастерства. Причина преобладания «традиционного обучения» заключается также в том, что педагоги переносят свой предшествующий опыт в педагогическую деятельность.
Учебная работа предполагает целенаправленное внедрение в образовательный процесс интерактивных методов и технологий, способствующих эффективному обучению. Такой подход ориентирует на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний и профессионально значимых компетенций, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения [15].
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов и технологий обучения, которые предполагают, такую организацию учебного процесса, при которой практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [16]. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Основные преимущества интерактивного взаимодействия [17]:
- активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности студентов;
- вовлечение студентов в процесс обучения, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;
- развитие навыков анализа и критического мышления;
- усиление мотивации к изучению дисциплины;
- создание благоприятной атмосферы на занятии;
- развитие коммуникативных компетенций у студентов;
- развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;
- формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности.
Интерактивное взаимодействие помогает студентам проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель связи людей в производственной ситуации [18]. Применение интерактивных методов в обучении помогает максимально приблизить обучающегося к условию учебного материала, вовлечь в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.
Интерактивное общение, не возникает самостоятельно, оно лишь требует особого труда по организации определённых условий [19]:
- это атмосфера, включающая в себя: доброжелатель-
ность, доверие, внимание к каждому из участников, взаимоуважение, комфорт;
- это пространство и время, включающее в себя: достаточность времени для выполнения заданий, свободное размещение в группах (учитывая личные предпочтения студентов);
- это наличие информации, включающее в себя: доступ к необходимым источникам информации, имение достаточного объёма знаний, наличие возможности задавать вопросы, доступность и понятие информации;
- это психолого-педагогические условия, включающие в себя: умение коллективно решать поставленные задачи, готовность слушать и слышать, готовность к совместному обсуждению, готовность озвучить или отстоять свою позицию, готовность к пониманию.
Важно понимать, что цель интерактивных технологий - это развитие личности субъектов образовательного процесса в целом. А в качестве средства развития личности подразумевают различные виды деятельности, например, мыслительную, самостоятельную и познавательную.
Интерактивные методы взаимодействия студентов и преподавателей дают возможность максимизировать участие студентов в образовательном процессе.
Нельзя не отметить и тот факт, что именно интерактивное взаимодействие влияет на модификацию ценностных ориентиров личности, например, интерактивная игра является важным фактором в создании и улучшении умения воспринимать информацию, задавать интересующие вопросы и давать на них ответы, а также в выработке такого навыка как вербализация [20].
Кроме того, интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса имеет ряд преимуществ, например: определение формального и неформального лидеров в группе, интеллектуальных и конкурентоспособных партнеров, опытных и начинающих участников и т.д., а также их достоинства и недостатки, индивидуальный стиль общения и пр.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, можно сделать выводы о том, что интерактивные технологии развивают у обучающихся умение разрешать (с позиции новых требований) возникающие проблемы по регулированию производственных, социальных, деловых и межличностных отношений в условиях профессиональной деятельности. Интерактивное обучение направлено на активизацию познавательной самостоятельной деятельности студентов, позволяющую реализовать практическую направленность процесса обучения, индивидуальную траекторию развития, осуществить переход от трансляции знаний к самостоятельной поисковой творческой деятельности, что обеспечивает прочную связь теории с практикой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
2. СмирноваЖ.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //ВестникМининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
3. IlyashenkoL.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., ProkhorovaM.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
4. ПрохороваМ.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.
5. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., ProkhorovaM.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
6. КутеповМ.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
7. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей здоровье и образование вXXIвеке.2016. Т. 18. № 11. С. 155-157._
Kutepova Lyubov Ivanovna, Vaganova Olga Igorevna, Maksimova Ksenia Alekseevna ORGANIZATION OF INTERACTIVE INTERACTION BETWEEN SUBJECTS ..
pedagogical sciences
8. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
9. Ilyashenko L.K., ProkhorovaM.P., Vaganova O.I., SmirnovaZ.V., AleshuginaE.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
10. КутеповМ.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
12. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
13. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
14. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.
15. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
16. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
17. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.
18. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.
19. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing,622, pp. 187-193 doi: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
20. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
Статья поступила в редакцию 20.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019