УДК37
Журбенко В. Н.
Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail:[email protected]
Гредасова Е.М.
МБОУ СОШ №29, E-mail:Lena/[email protected]
Волощенко И.Ю.
МБОУ СОШ №43, E-mail:[email protected]
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ, ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ ШКОЛЫ»
Аннотация
В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи.
Ключевые слова
Социокультурные ценности, духовно- нравственные ценности, формирование личности дошкольника.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.
Именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.
Именно здесь закладывается фундамент духовности.
Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.
От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.
Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными.
Занятия по познавательному развитию на тему духовно - нравственного воспитания детей («Мир вокруг нас», «Край, в котором ты живёшь», «Дерево добрых дел»).
Игры нравственного и духовно - нравственного содержания.
Проведение совместных праздников с родителями.
Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
Экскурсии, целевые прогулки (по городу).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей.
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Чтение художественной литературы по духовно - нравственной тематике.
Беседы с детьми о правилах поведения.
Работу с детьми можно построить по следующим направлениям:
Духовно - нравственное (занятия, беседы, устные поручения).
Воспитательно - оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии и походы).
Культурно - познавательные (встречи, целевые прогулки, экскурсии. Концерты, просмотр фильмов).
Нравственно - трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).
Но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе).
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению "живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Важно стремление к тому, чтобы родители стали единомышленниками и союзниками в вопросе духовно -нравственного воспитания малышей.
Организуя взаимодействие детского сада и семьи по формированию духовно- нравственных качеств, можно использовать как традиционные, так и не традиционные формы работы, отдавая предпочтение практико - ориентированным формам, развивающим и обогащающим взаимодействие детей и родителей, помогающим стать родителям активными участниками мероприятий, а не пассивными наблюдателями. Среди них можно выделить такие формы работы:
Основные формы работы с семьей.
^ Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
^ Лекторий для родителей;
^ Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
^ Вечера вопросов и ответов;
^ Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
^ Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
^ Индивидуальные консультации специалистов;
Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему.
Развивая у ребёнка стремление к общению и умение общаться с окружающими его людьми, важно ставить перед собой такую задачу: воспитать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
В детском саду дети должны жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Список использованной литературы: 1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 2008. - 15-45с.
2. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. - Ярославль: ЯГПИ. - 2002. - 39с.
3.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М. - 2003. - 75с.
©Журбенко В. Н., Гредасова Е.М., Волощенко И.Ю., 2020
УДК37
Журбенко В. Н.
Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail:[email protected]
Гредасова Е.М.
Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №29, E-mail:Lena/[email protected]
Волощенко И.Ю.
Воспитатель, г. Белгород, РФ МБОУ СОШ №43, E-mail:[email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.
Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.
Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам