Научная статья на тему 'Организация обеспечения таможенных органов объектами таможенной инфраструктуры (на примере Белгородской таможни)'

Организация обеспечения таможенных органов объектами таможенной инфраструктуры (на примере Белгородской таможни) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1167
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УЧАСТНИКИ ВЭД / ТАМОЖЕННЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чижова Виктория Викторовна

В статье рассматривается таможенная инфраструктура как составная часть общего устройства таможенного дела, которая носит вспомогательный характер и способствует решению задач таможенных органов. В связи с этим, от уровня развития таможенной инфраструктуры зависят такие важные показатели таможенного управления как: эффективность экспортно-импортных операций; пропускная способность таможенных пунктов пропуска; объемы поступлений в федеральный бюджет от таможенных пошлин и сборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация обеспечения таможенных органов объектами таможенной инфраструктуры (на примере Белгородской таможни)»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ОБЪЕКТАМИ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) Чижова В.В.

Чижова Виктория Викторовна - студент, Институт управления

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: в статье рассматривается таможенная инфраструктура как составная часть общего устройства таможенного дела, которая носит вспомогательный характер и способствует решению задач таможенных органов. В связи с этим, от уровня развития таможенной инфраструктуры зависят такие важные показатели таможенного управления как: эффективность экспортно-импортных операций; пропускная способность таможенных пунктов пропуска; объемы поступлений в федеральный бюджет от таможенных пошлин и сборов. Ключевые слова: таможенная инфраструктура, таможенные органы, участники ВЭД, таможенные пункты пропуска.

Таможенная служба на современном этапе функционирует как многоотраслевая финансово-экономическая система, от которой в федеральный бюджет страны поступает более трети всей суммы его доходной части.

При этом несовершенство таможенной инфраструктуры входит в противоречие с возрастающей сложностью и разнообразием задач внешнеэкономической деятельности. Как следствие этого - возникновение серьезных организационных и функциональных разрывов, диспропорций, конфликтов, экономических потерь, неэффективных действий по управлению таможенной службой. Таможенная инфраструктура выступает необходимым элементом для эффективного функционирования и развития таможенной службы, в целом, реализации последней своих функций во внешнеэкономической деятельности. И рассматривается таможенная инфраструктура как сложная система, включающая в себя определенную материальную базу, оборудование, помещения, специализированных перевозчиков, персонал и бизнес-структуры

Переходя к характеристике таможенной инфраструктуры, следует отметить, что от того насколько эффективно функционирует таможенная инфраструктура, насколько точно и грамотно она подстроена под состояние и функционирование внешнеэкономической деятельности, зависят такие важные показатели таможенного управления как:

- эффективность экспортно-импортных операций;

- пропускная способность таможенных пунктов пропуска;

- объемы поступлений в федеральный бюджет от таможенных пошлин и сборов;

Организационно-правовое обеспечение таможенных органов объектами

таможенной инфраструктуры осуществляется в рамках действия следующих нормативных правовых актов.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [1]. Использование положений данной Конвенции играет важную роль в инфраструктурном обеспечении приграничных субъектов РФ и предусматривает необходимость при разработке таможенных процедур использовать предварительную информацию и обеспечить передачу информации в электронном виде.

Институт предварительного информирования выступает, сегодня, одним из перспективных векторов развития таможенных информационных технологий, являющихся элементом таможенной инфраструктуры. Таможенным кодексом ЕАЭС

(Ст. 11) определено, что «целью представления предварительной информации является получение таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза, для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза» [2].

Белгородская таможня образована в 1992 году на основе Белгородского таможенного поста, сегодня, она является крупнейшей в Центральном регионе. В зоне деятельности таможни проходит граница с Украиной, общей протяженностью 540,9 км. С украинской стороны на данном промежутке границы функционируют три таможни: Харьковская, Сумская и Луганская.

Анализируя структуру Белгородской таможни, следует отметить, что в непосредственном подчинении находятся:

- 11 таможенных постов;

- 3 отдела таможенного оформления и контроля с самостоятельным кодом в составе таможенных постов;

- 2 службы;

- 39 отделов и отделений;

- врачебный здравпункт;

- 4 отдельные должности.

Непосредственно за функционирование объектов таможенной инфраструктуры отвечает отдел эксплуатации и ремонта объектов таможенной инфраструктуры Белгородской таможни. Отдел является структурным подразделением таможни. В соответствии с утвержденным графиком технической эксплуатации проводятся периодические осмотры сооружений, профилактические испытания оборудования. По результатам осмотра уточняются объемы работ по текущему и капитальному ремонту зданий и сооружений.

За период с 2014 по 2017 годы были проведены капитальный и текущий виды ремонта объектов таможенной инфраструктуры. В рамках обслуживания эксплуатации и ремонта коммунальных сетей Белгородской таможней заключено 18 договоров на комплекс коммунального обслуживания объектов таможенной инфраструктуры.

В целях обеспечения социальными объектами таможенной инфраструктуры в распоряжении Белгородской таможни сформирован служебный жилищный фонд (15 квартир).

Несмотря на кажущуюся слаженность работы механизмов таможенной инфраструктуры Белгородской таможни в ее организации обеспечения таможенного дела еще немало нерешенных проблем.

Не хватает помещений служебно-производственного назначения, многие из имеющихся нуждаются в реконструкции, оборудовании и техническом оснащении, более половины площадей служебных зданий и сооружений таможенные органы арендуют, наряду с сокращением таможенных постов произошло и сокращение штатной численности сотрудников таможенных органов. Наличие этих проблем свидетельствует о том, что организация и состояние таможенной инфраструктуры пока еще отстают от потребностей эффективного осуществления ВЭД.

На сегодняшний день одной из основных проблем развития таможенной инфраструктуры выступает низкое финансирование, а в некоторых случаях и его полное отсутствие. Многие помещения служебно-производственного назначения нуждаются в реконструкции, оборудовании и техническом оснащении. Однако, средства на капитальный ремонт, последние годы, не выделяются, а объемы финансирования текущего ремонта сокращаются в разы.

Наряду с этим, отмечаются недостатки организации государственных закупок, регламентированных федеральным законом 44-ФЗ, в таможенных органах, посредством контрактной системы. Одной из проблемных зон является необходимость развития сети ТЛТ в регионе деятельности таможни.

По нашему мнению, недостаточным является и техническое оснащение таможенной службы. Для перехода на однократный интегрированный контроль таможенными и иными государственными органами непосредственно в пунктах пропуска (таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, транспортный) потребуется модернизация соответствующей инфраструктуры, включая техническое оснащение таможенной службы и других контролирующих органов. Необходимо развитие таможенно-логистической инфраструктуры в транспортных узлах, расположенных в приграничных субъектах Российской Федерации. Решение указанной задачи повысит эффективность системы движения товаров, сделает более доступными транспортно-логистические услуги с учетом осуществления таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации.

Также можно отметить, что недостаточным является и разработка новых программных продуктов, оснащение таможенных органов современной компьютерной техникой, а также интеграция данных контрольно-кассовой техники в систему прослеживаемости товаров в рамках внутреннего оборота.

Таким образом, от уровня технического и технологического развития таможенной инфраструктуры, зависит надежность, скорость и ритмичность работы таможни, ее результативность и потенциал. Сегодня, таможенная инфраструктура находится на стадии обновления и развития, что в дальнейшем должно дать положительные результаты.

Список литературы

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2011. № 32. Ст. 4810.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс] (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 06.06.2018).

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ КРАУДИНВЕСТИНГА

В РОССИИ Рассохова С.В.

Рассохова София Валерьевна - студент, кафедра маркетинга и коммуникаций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский институт информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется краудинвестинг как финансовый инструмент привлечения средств в малый и средний бизнес.

Ключевые слова: финансы, экономика, краудинвестинг, краудфандинг, краудлендинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.