УДК 378
А.М. Балашов, А.М. Благинина МБОУ СОШ № 182, Новосибирск
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИС^ЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ И ПОДГОТОВКЕ
К НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
В статье рассматривается метод исследовательских проектов и его применение в работе с одаренными учащимися. Дана классификация проектов, рассмотрены основные этапы выполнения проекта, требования к выбору методов исследования, основные правила и законы логики.
A.M. Balashov, A.M. Blaginina
General secondary school № 182, Novosibirsk
ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-COGNITIVE ACTIVITIES OF PUPILS WHILE WORKING AT RESEARCH PROJECTS AND PREPARING FOR SCIENTIFIC-AND-PRACTICAL CONFERENCES
The method of research projects and its application to gifted children are considered. The paper presents projects classification, key steps of project implementation, requirements to research methods selection and main rules and laws of logic.
Одним из методов обучения, применение которого дает хорошие результаты в среде талантливых и одаренных учащихся является проектный метод обучения. Его можно успешно использовать при подготовке школьников к научно-практической конференции, при выполнении учебноисследовательских, научных и творческих работ по различным предметам, в частности по физике и информатике.
Основа проектного метода - развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно приобретать знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, что на сегодняшний день является наиважнейшей составляющей для личностного и профессионального роста каждого человека.
Работа над проектами заставляет учащегося приобретать и усваивать знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без всякого нажима сверху и обретает личностную значимость.
Проекты классифицируют по следующим признакам [6]:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская,
поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий,
гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
Выполнение исследовательских проектов целесообразно начинать с постановки значимой в исследовательском, творческом, познавательном или практическом плане проблемы, которая и определяет цель дальнейшей работы.
При выборе методов ученического исследования нужно руководствоваться общими требованиями к научным методам [ 7]:
- Обусловленность закономерностями, как самого объекта, так и познавательной деятельности.
- Заданность метода целью исследования.
- Результативность и надежность (результат с высокой степенью вероятности).
- Экономичность метода.
- Ясность и эффективная распознаваемость.
- Обучаемость методу.
На следующем этапе производят сбор собственного материала, анализ и обобщение полученных результатов, самооценку своей деятельности, подводят итоги, оформляют проект (научную работу), делают выводы и научные комментарии, и выдвигают возможные направления дальнейших исследований.
Дальнейшим этапом является защита и экспертная оценка исследовательского проекта. Защиту можно проводить в форме дискуссии, коллективного обсуждения, отстаивания собственной точки зрения, индивидуального выступления или в форме презентации. Таким образом, в ходе выполнения научной работы (исследовательского проекта) выделяют пять основных этапов: ценностно-ориентированный, информационный, исследовательско-конструктивный, оценочно-рефлексивный, отчетно-презентативный. Научно-исследовательская работа (проект) пишется по следующему плану:
1. Введение (обоснование выбора данной темы, ее актуальность, определение цели, задач и методов исследования)
2. Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования, выполнение необходимых расчетов)
3. Заключение (выводы и результаты)
4. Список литературы
5. Приложения
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед автором работы, описание методов исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы. Введение - очень важная часть работы, где должны быть четкие ответы на следующие вопросы [1]:
1. Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?
2. Какое место занимают результаты данной работы ( проекта) в общем решении задачи?
3. Зачем была выполнена работа , какова была ее цель и насколько она была достигнута?
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.)[1]. Основная часть делится на главы. В конце каждой главы должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).
Список литературы составляется в алфавитном порядке или в порядке цитирования и в него заносятся публикации, издания и источники, использованные автором с указанием издательства, города, года издания и общего числа страниц. Список литературы оформляется единым существующим правилам и помещается после заключения.
В приложениях по мере необходимости помещается вывод формул, полученные кривые, графики зависимостей исследуемых величин, компьютерные программы для расчетов и др.
Текст ученической научно-исследовательской работы или проекта должен отличаться своей логичностью. В ходе проведения исследований обучающийся должен стремиться следовать основным законам и правилам логики, основными из которых являются [9] :
закон противоречия - не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. Закон утверждает: "Неверно, что А и не А одновременно истинны".
закон тождества - предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т.е. А есть А (А=А), где А - мысль. Все понятия и суждения должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность (подмену понятий).
закон достаточного основания - всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Всякое суждение должно быть достаточно обоснованным, прежде чем быть принятым за истину.
закон исключенного третьего - из двух противоречивых друг другу суждений одно истинно, а другое ложно, третьего не дано (А есть либо В, либо не В), требует последовательности в изложении фактов и не допускает противоречий.
Основными критериями оценки выполненного исследования (проекта) являются [3.5]:
- Актуальность и значимость выдвинутых проблем ;
- Практическая направленность и значимость работы;
- Грамотность формулирования цели проекта или исследования;
- Необходимая и достаточная степень проникновения в проблему;
- Осмысленность и аргументированность предлагаемых решений;
- Корректность используемых методов исследования и обработки;
- Степень самостоятельности;
- Уровень сложности, степень осмысления;
- Умение систематизировать информацию и применять знания;
- Логичность и последовательность изложения;
- Четкость формулировок, выводов, обобщений;
- Соответствие оформления проекта стандартным требованиям, наглядность оформления результатов, качество рисунков, эскизов, схем, чертежей, умение использовать компьютерную технику при оформлении проекта;
- Умение работать с литературой, находить и использовать источники для углубления знаний по выбранной теме;
- Умение пользоваться нормативной, справочной, и правовой документацией;
- Соотнесение целей и задач проекта с полученными результатами;
- Перспектива дальнейших исследований по данной тематике (потенциал);
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями и коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
Основными критериями степени успешности защиты исследовательского проекта и выступления на научно-практической конференции являются:
- Качество доклада, полнота представления работы, подходов, результатов, умение кратко излагать материал, чувство времени;
- Соотнесение цели и задач проекта с полученными выводами;
- Использование адекватных проблеме форм и методов представления, применение наглядных средств, уровень организации презентации;
- Владение культурой представления материала в соответствии с нормами стилистики;
- Умение удерживать внимание аудитории;
- Умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность своей точки зрения, способность отстоять принятые решения, готовность к дискуссии;
- Доброжелательность, контактность, корректность в дискуссии.
Таким образом, метод исследовательских и творческих проектов - это гибкая и весьма адаптируемая педагогическая технология, которая играет важную роль в решении одной из главных проблем современного российского образования - уменьшении отрыва школы от реальной жизни, позволяет достичь оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, формирует навыки научной работы и самообразования и позволяет успешно готовить обучающихся на научно-практическую конференцию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф.Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.-№1, 2002,-24-33с.
2. Анофрикова С.В. Не учить самостоятельности, а создавать условия для ее проявления.// Физика в школе.- №3, 1995. -38-46с.
3. Данильцев Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебноисследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001, -144-150с.
4. Никишина И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// Народное образование, №7, 2000, -151-157с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под. ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр Академия, 1999.
7. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Просвещение, 2000.-266с.
8. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под. ред. Е.С. Полат.- М.,
2000.
9. Счастная Т.Н. Применение логических законов и правил в научной работе.// Исследовательская работа школьников.-№2, 2003, -50-63с.
© А.М. Балашов, А.М. Благинина, 2009