способа мотивации студентов и, при необходимости, коррекцию учебного процесса.
8. Деятельность преподавателя при использовании рейтинг-контроля должна включать управление организацией учебного процесса и мотивацией студентов, а также активную информационную работу.
Кроме того необходимо учитывать, что: вклад усилий студента в результат контроля может быть достаточно мал и традиционная методика контроля не дает необходимой информации. В связи с этим шкала оценок должна допускать большую точность оценки; контроль должен быть не эпизодическим, а регулярным; для определения усилий студента контрольные мероприятия должны, в первую очередь, отражать результат учебной и внеучебной деятельности студента по каждому блоку и подблоку контроля.
Дополнительно считаем необходимым заметить, что применяя систему рейтинг-контроля, мы получаем на практике инструмент, позволяющий не только активизировать физкультурно-спортивную деятельность студентов, но и выявить достаточно измеримый в балловых и буквенных значениях результат учебного процесса - уровень сформированной физической культуры личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. -2-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2002. - 479 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 57695-0853-1.
2. Широбоков, Д.В. Анализ рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов с применением системного подхода / Д.В. Широбоков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 142-145.
3. Широбоков, Д.В. Особенности и недостатки педагогического контроля физического воспитания учащихся средней и высшей школы / Д.В. Широбоков, Я.Ю. Малинина, В.Г. Малинин // Инновации и современные технологии в системе образования : материалы II междунар. науч.-практ. конф. - Пенза : Изд-во «Социосфера», 2012. - С. 250-252.
REFERENCES
1. Kholodov, J.K. and Kuznetsov, V.S. (2002), Teoriya and methods of physical education and sport, publishing house "Academy", Moscow.
2. Shirobokov, D.V. (2013), "Analysis of rating control of physical and sport activity of the students by applying the system approach", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No 5, pp. 142-145.
3. Shirobokov, D.V., Malinina, Ya.Yu. and Malinin, V.G. (2012), "Features and disadvantages of pedagogical control of physical education of students of secondary and higher education", Innovations and modern technologies in the education system, materials of the II International scientific and practical conference, publishing house "Sociosphere", Penza.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2014.
УДК 796.8
ОРГАНИЗАЦИЯ НАГРУЗОК В МИКРОЦИКЛАХ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В РУКОПАШНОМ БОЕ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО
МАСТЕРСТВА
Сергей Леонидович Эрайзер, тренер, Региональная молодежная общественная организация (РМОО) «Патриот», г. Москва
Аннотация
Предмет исследования - организация физических нагрузок в микроциклах годичного цикла. Цель - разработка этапных моделей рационального распределения физических нагрузок в микро-
циклах подготовки. Задачи - определить оптимальное распределение, последовательность использования физических нагрузок в микроциклах годичной подготовки. Методы - тестирование двигательных качеств и физической работоспособности в тесте Wingate. Результаты - разработаны экспериментальные модели организации физических нагрузок в микроциклах на этапах годичного цикла, показано преимущество применения энергетических критериев для разработки моделей распределения нагрузок у спортсменов рукопашного боя на этапе совершенствования спортивного мастерства. Использование энергетического критерия организации нагрузок в микроциклах на этапах годичной подготовки позволяет повысить уровень специальной физической и функциональной подготовленности спортсменов, по сравнению с традиционной организацией микроциклов.
Ключевые слова: квалифицированные спортсмены, рукопашный бой, микроцикл, физическая нагрузка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p239-245
ORGANIZATION OF LOADS WITHIN MICROCYCLES OF YEAR PREPARATION IN HAND-TO-HAND FIGHT AT THE STAGE OF PERFECTION OF SPORTS SKILL
Sergey Leonidovich Erayzer, the coach, Regional youth public organization (RYPO) "Patriot", Moscow
Annotation
Object of research - the organization of physical activities within microcycles of a year cycle. The purpose - working out of the period models for the rational distribution of the physical activities in preparation microcycles. Tasks - to define the optimum distribution, sequence of the physical activities loads application within microcycles of a year preparation. Methods - testing of the motor qualities and physical working capacity under the test Wingate. Results - there are developed experimental models for the organization of the physical activities within microcycles at the stages of a year cycle, the advantage of application of power criteria to working out of the models for distribution of the loads among the hand-to-hand fight athletes at the stage of perfection of sports skill has been shown. Application of the power criterion of the organization of loads within microcycles allows improving the level of the special physical and functional readiness of the sportsmen, in comparison with the traditional organization of the microcycles.
Keywords: qualified athlete, hand-to-hand fight, macrocycle, microcycle, physical activity.
ВВЕДЕНИЕ
Рукопашный бой - относительно молодой вид спорта, в котором используется значительная часть технико-тактического арсенала ряда видов единоборств. Общие и специальные требования, предъявляемые к подготовленности спортсменов рукопашного боя, в многолетнем аспекте отражены в нормативных документах [8, 9] и работах специалистов [3, 5, 6]. Особенности соревновательных 5-минутных поединков в рукопашном бое обусловливают максимальные проявления преимущественно скоростно-силовых качеств и специальной (скоростно-силовой) выносливости, которые на этапах годичной подготовки спортсмены развивают наряду с другими двигательными качествами [1, 2, 7].
Анализ методической литературы и опыта спортивной подготовки спортсменов-рукопашников разной квалификации показывают, что требованиям эффективности поединков в наибольшей мере отвечает сбалансированность, оптимальность соотношения разделов спортивной подготовки [3, 7]. Позиции этих и других авторов заметно расходятся относительно реализации методики подготовки, что в значительной степени обусловливает динамику нагрузок разной направленности в микроциклах годичного цикла. Кроме того, разные авторы неоднозначно интерпретировали критерии спортивной подготовленности бойцов рукопашного боя вследствие возрастных и квалификационных различий обследованных спортсменов. Вместе с тем, в рукопашном бое экспериментально обоснованы модельные характеристики физической подготовленности спортсменов различной квалификации с учетом этапов подготовки в годичном цикле [10]. В последние полтора десятилетия вопросы планирования и программирования нагрузок в микроцик-
лах годичной подготовки спортсменов рукопашного боя изучены в ограниченном объеме. Специалисты рукопашного боя [2, 10] рекомендуют, как правило, модель микроцикла скоростно-силовой подготовки бойцов высокой квалификации на разных этапах годичного цикла.
В многолетнем аспекте этап совершенствования спортивного мастерства является определяющим в плане подготовки и отбора спортсменов к ответственным соревнованиям высшей категории. Актуальность исследования в этой связи обусловлена необходимостью экспериментального обоснования подхода к построению тренировочных нагрузок разной направленности в микроциклах годичной подготовки спортсменов рукопашного боя. Цель исследования - разработка рациональной модели распределения нагрузок в микроциклах годичной подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства в рукопашном бое. В настоящее время разработана и экспериментально обоснована модель микроцикла физических нагрузок лишь для рукопашных бойцов высшей квалификации [2].
МЕТОДИКА
В работе использованы следующие методы исследования: 1) анализ опыта подготовки и обобщение данных научно-методической литературы; 2) антропометрические измерения (длина и масса тела, доля жирового компонента массы тела); 3) тестирование и оценка двигательных возможностей (включая тест 5) педагогический экспе-
римент; 6) пульсометрия (Ро1аг-3000); 7) стандартные методы математической статистики (с применением непараметрических критериев Вилкоксона).
Годичная подготовка бойцов рукопашного боя планируется, как правило, в течение трех-четырех этапов и периодов - втягивающего и обще-подготовительного этапов (суммарно 12-13 недель), специально-подготовительного этапа (24-25 недель), соревновательного периода, включая короткий предсоревновательный этап (суммарно 9-10 недель), переходного периода (3-4 недели).
Сложившаяся практика планирования микроциклов годичной подготовки спортсменов рукопашного боя ориентирована на апробированные и простые компоненты планирования по трем основным видам подготовки: общей физической подготовки (ОФП), специальной подготовки (СП) и соревновательной подготовки (СорП) квалифицированных спортсменов рукопашного боя. В соответствии с этими видами подготовки, согласно программе многолетней подготовки в рукопашном бое [9], планирование физических нагрузок предусматривает три основных типа микроциклов: развивающий физический, развивающий технический и контрольный. «Развивающий физический» микроцикл рекомендуется строить по принципу чередования по дням нагрузок ОФП и СП, акценты которых распределены в «противофазе» друг относительно друга. Микроцикл данного типа предусматривает увеличение доли нагрузок соревновательного типа; при этом объем средств СП существенно увеличивается. «Контрольный» микроцикл строится в соответствии с задачами оценки подготовленности спортсменов на этапах годичного цикла.
Однако с учетом требований к подготовленности спортсменов высокой квалификации показана также эффективность варианта построения нагрузок в микроциклах годичной подготовки по рукопашному бою на основе биохимических критериев нагрузки, согласно работам Н.И. Волкова и А.А. Чарыевой [11].
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В предварительном исследовании приняли участие 26 спортсменов (возраст 22±1,4 года, квалификационный уровень - КМС и перворазрядники; контрольная и экспериментальная группа - 12 и 14 человек, соответственно. В таблице 1 представлены модели построения тренировочной нагрузки для спортсменов экспериментальной группы, сформулированные на основе собственного многолетнего тренерского опыта и консультаций с
ведущими тренерами и спортсменами с использованием биохимических критериев нагрузки, согласно работам Н.И. Волкова и А.А. Чарыевой [11]..
Экспериментальная группа (14 спортсменов) выполняла нагрузки в соответствии с биохимическими критериями (по Н.И. Волкову - емкость, мощность, эффективность) воздействия на механизмы энергообеспечения мышечной работы и модельными вариантами микроциклов (таблица 1). Контрольная группа (КГ, 12 спортсменов) выполняла тренировочные нагрузки по [2].
Таблица 1
Модели построения микроциклов нагрузок на этапах годичной подготовки ЭГ
спортсменов рукопашного боя
Критерии основной нагрузки Энергетическая направленность основной нагрузки по дням недельного микроцикла
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
Втягивающий и обще-подготовительный этап ГЦ (12-13 недель)
Эффективность * • •
Мощность Al w
Емкость Al v F V Gl v A V F V A V
Специально-подготовительный этап ГЦ (24-25 недель)
Эффективность • •
Энергетическая мощность Al w F w Gl w Al w F w
Энергетическая емкость A V A v
Пред- и соревновательный период ГЦ (9-10 недель)
Эффективность • Активный отдых, соревнования
Энергетическая мощность Al w Gl w F w Al w
Энергетическая емкость A V
Переходный период ГЦ (3-4 недели)
Эффективность Активный отдых
Энергетическая мощность F w F w
Энергетическая емкость Al v A V Al v A v
Примечания : * - технический критерий, с возможностью применения локальных отягощений; Л1 у Л1 & -нагрузки анаэробно-алактатной направленности (здесь и далее: обозначение у - критерий емкости, & - критерий мощности); Б у , Б & - силовые нагрузки; 01 у, 01 & - нагрузки анаэробно-гликолитической направленности; Л у - нагрузки аэробной (восстановительной) направленности.
В таблицах 2 и 3 представлены экспериментальные варианты построения микроциклов нагрузок на этапах годичного цикла.
Таблица 2
№ п/п Направленность нагрузки (критерий воздействия) Обозначение Дни недельного микроцикла
1 2 3 4 5 6 7
1 Аэробная (емкость / мощность) Лу / Л& Av Av
2 Анаэробно-гликолитическая (емкость / мощность) 01у / 01& Glv / Glw
3 Анаэробно-алактатная (емкость / мощность) Л1у / Л1& Alv Alw
4 Силовая (емкость / мощность) ¥у / Fv Fw
5 Интегральная (эффективность) ТТП, СД • •
В микроцикле подготовительного периода последовательность скоростно-силовых нагрузок оставалась неизменной для двух основных режимов мышечной работы - длительностью нагрузочного периода более 15 с, с паузами отдыха 25-30 с, в 1-й день микроцикла (критерий емкости - Л1у), либо длительностью нагрузочного периода до 15 с, с паузами отдыха между повторениями 45-60 с, в 5-й день микроцикла (максимальная нагрузка, критерий мощности - Л1&). Нагрузки гликолитической направленности использовались в 3-й день микроцикла с постепенным переходом от объемного компонента нагрузки (критерий емкости - в1у) к компоненту максимальной интенсивности (критерий мощности - Ведущая роль отводилась нагрузкам интегрального воздействия, при
отработке технико-тактических действий спортсмена, выполняемых с максимальной точностью (критерий энергетической эффективности). Для решения этих задач во 2-й и 6-й дни микроцикла использовали дополнительное силовое воздействие (локальные отягощения на звеньях тела). В микроцикле соревновательного периода, включая предсо-ревновательный этап (таблица 3), скоростно-силовые нагрузки выполнялись также в 1-й и 5-й дни микроцикла (преимущественно - критерий мощности Л1я).
Таблица 3
Распределение нагрузок в микроцикле подготовки в соревновательный период,
включая _ предсоревновательный этап
№п /п Направленность нагрузки (критерий воздействия) Обозначение Дни недельного микроцикла
1 2 3 4 5 6 | 7
1 Аэробная (емкость / мощность) Л,- / Ляг Активный отдых, соревнования
2 Анаэробно-гликолитическая (емкость / мощность) / G1w Glw
3 Анаэробно-алактатная (емкость / мощность) Л1, / Л1я Alw Alw
4 Силовая (емкость / мощность) Fv / Fy Fw
5 Интегральная (эффективность) ТТП, СД •
Нагрузки гликолитической направленности выполнялись во 2-й день микроцикла (критерий мощности - О1я), чтобы увеличить период восстановления ко дню соревнований. При этом ведущую роль также выполняли нагрузки интегрального воздействия (критерий эффективности). Параметры основной нагрузки варьировали в зависимости от значения ЧСС перед началом выполнения упражнения спортсменом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе предварительного эксперимента применяли основные показатели этапного контроля спортивной подготовленности бойцов (таблица 4).
Таблица 4
Сравнение показателей специальной подготовленности спортсменов КГ и ЭГ
в конце подготовительного периода
Показатели подготовленности Статистические характеристики и функции
X±a (КГ, n = 12) X±a (ЭГ, n = 14) T Z Р
Длина тела, см 175±3,5 175±4,2 32,5 0,04 >0,05
Масса тела, кг 67,4±3,5 68,4±4,8 23,0 1,26 >0,05
Жировой компонент,% 10,0±1,6 9,4±2,1 23,0 1,26 >0,05
Яцикл, Вт/кг 16,5±0,7 17,1±1,0 14,0 1,96 <0,05
Ятах, Вт/кг 12,8±0,7 12,6±1,1 38,0 0,08 >0,05
Ясв, Вт/кг 9,1±0,4 10,0±0,5 0,0 3,06 <0,01
НЬа, мМ/л 12,0±0,8 13,0±1,3 5,5 2,45 <0,05
1 рук / прям , С 4,5±0,3 4,2±0,4 18,5 1,61 >0,05
1 ног / бок, с 7,3±0,5 7,1±0,5 6,5 2,36 <0,05
1 вход, с 6,5±0,5 6,3±0,4 10,0 2,27 <0,05
Примечание - показатели специальной подготовленности приведены в соответствии с Программой подготовки по рукопашному бою [9]
Данные таблицы показывают, что основной результат предварительного эксперимента выразился в повышении эффективности воздействия специализированных нагрузок на механизмы энергообеспечения напряженной мышечной деятельности спортсменов рукопашного боя на этапе совершенствования спортивного мастерства.
К периоду основных соревнований спортсмены ЭГ имели достоверное преимущество по трем из четырех функциональных показателей в тесте (относительная мощность за цикл педалирования на велоэргометре Ящкл - на 3,6%; относительная средняя мощность Wср в тесте - на 6,6%; уровень специальной выносливости, по концентрации лактата в крои HLa - на 7,7%), а также по двум из трех показателей технического мастерства (суммарное время 6-ти боковых ударов ногами t ног / бок - на 2,7%;,суммарное
время 6-ти «входов» руками t еход - на 3,1%). Таким образом, предварительный эксперимент позволил обосновать модель построения нагрузок в микроциклах и реализовать ее на этапах годичной подготовки.
Вопросы планирования нагрузок разной направленности в годичной подготовке спортсменов рукопашного боя, исходя из общности биомеханических особенностей выполнения двигательных действий в соревновательных поединках (преимущественно ударного типа), представляются достаточно сложными вследствие многообразия арсенала технических приемов. При этом показано, что быстрота выполнения основных технических приемов в рукопашном бое не зависит от весоростовых характеристик спортсменов [10].
В основу планирования нагрузок разной направленности в микроциклах годичной подготовки в нашем исследовании положен принцип неконкурентного взаимодействия тренировочных эффектов в каждом занятии [11], накопления (кумуляция) эффектов в ходе последующих занятий для обеспечения оптимальной адаптации организма спортсменов к напряженной мышечной деятельности [4] на этапах годичной подготовки.
ВЫВОДЫ
1. Организация нагрузок разной направленности в микроциклах годичной подготовки на основе энергетических критериев (емкости, мощности, эффективности) воздействия нагрузок на организм в целом обеспечивает достоверное улучшение функциональной и технической подготовленности спортсменов рукопашного боя на этапе совершенствования спортивного мастерства.
2. Рациональное построение микроциклов нагрузок разной направленности должно предусматривать такую последовательность их распределения, при которой обеспечивается необходимое воздействие основной нагрузки на целевые функции организма спортсмена и необходимый кумулятивный тренировочный эффект, с учетом восстановления к окончанию каждого микроцикла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акопян, А.О. Скоростно-силовая подготовка в видах спортивных единоборств / А.О. Акопян, В.А. Панков, С.А. Астахов. - М. : Советский спорт, 2003. - 48 с.
2. Астахов, С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев (на примере рукопашного боя) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Астахов Сергей Александрович. - М., 2002. - 23 с.
3. Головихин, Е.В. Построение учебно-тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах, специализирующихся на каратэ и кикбоксинге / Е.В. Головихин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 4. - С. 68-71.
4. Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений. Этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования : монография / Ф.А. Иорданская. - М. : Советский спорт, 2011. - 142 с.
5. Колесников, В.В. Методические основы повышения эффективности процесса обучения курсантов приемам рукопашного боя / В.В. Колесников // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2007. - № 6. - С. 108-112.
6. Куцов, С.Н. Анализ требований к специальной физической подготовке подразделений специального назначения и разведывательных подразделений / С.Н. Куцов // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2011. - № 2. - С. 28-30.
7. Палецкий, Д.Ф. Технология управления профессионально-прикладной физической подготовкой курсантов - слушателей образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Палецкий Дмитрий Федорович. - М., 1999. - 49 с.
8. Рукопашный бой : правила соревнований. - М. : Советский спорт, 2003. - 88 с.
9. Рукопашный бой. Программа : примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / А. О. Акопян, Д. И. Долганов, Г. А. Королев, М. И. Найденов, Е. П. Супру-
нов, В. И. Харитонов. - М. : Советский спорт, 2004. - 116 с.
10. Супрунов, Е.П. Специальная физическая подготовка в системе тренировки квалифицированных рукопашных бойцов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Супрунов Евгений Петрович. -М., 1997. - 26 с.
11. Чарыева, А.А. Универсальная энерго-транспортная роль креатин-фосфатного механизма и значимость его в энергетике мышечной деятельности / А.А. Чарыева // Биохимические критерии развития физических качеств : сб. науч. тр. / под ред. А. А. Чарыевой / Всесоюзн. НИИ физ. культуры. - М., 1986. - С. 4-15.
REFERENCES
1. Akopjan, A.O., Pankov, V.A. and Astakhov, S.A. (2003), Speed-power preparation in kinds of combat sports, Soviet sports Publ., Moscow.
2. Astakhov, S.A. (2002), Technology of planning of training stages of a speed-power orientation in system of year preparation highly skilled (on an example of hand-to-hand fight), dissertation, Moscow, 23 p.
3. Golovikhin, E.V. (2008), "Organization of learning-training process at the children-youthful sports schools with specialization in a karate and a kickboxing", Physical training: education, formation, training, No. 4, pp. 68-71.
4. Iordanskaja, F.A. (2011), Monitoring of functional readiness of young sportsmen - a reserve of sports of the higher achievements. Stages of profound preparation and sports perfection, monograph, Soviet sports Publ., Moscow.
5. Kolesnikov, V.V. (2007), "Methodical bases of increase of efficiency of process of training of cadets to receptions of hand-to-hand fight", Physical training of students of creative specialties, No. 6, pp. 108-112.
6. Kutsov, S.N. (2011), "Analysis of requirements to special physical preparation of divisions of a special purpose and prospecting divisions", Theory and practice applied and extreme sports, No. 2, pp. 28-30.
7. Paletskiy, D.F. (1999), Technology of management of is professional-applied physical preparation of cadets - listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs Russia, dissertation, Moscow.
8. Hand-to-hand fight. Rules of competitions (2003), Soviet sports Publ., Moscow.
9. Hand-to-hand fight: approximate programs of sports preparation for children-youthful sports schools, specialization children-youthful sports schools of an Olympic reserve (2004), Soviet sports Publ., Moscow.
10. Suprunov, E.P. (1997), Special physical preparation in system of training the qualified hand-to-hand fighters, dissertation, Moscow, 26 p.
11. Charyeva, A.A. (1986), "Universal an energy-transport role of the creatin-phosphatic mechanism and its importance in power of muscular activity", Biochemical criterion of development of physical qualities: Works, Moscow, pp. 4-15.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2014.
УДК 796.8
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В МИКРОЦИКЛАХ ГОДИЧНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ РУКОПАШНОГО БОЯ
Сергей Леонидович Эрайзер, тренер, Региональная молодежная общественная организация (РМОО) «Патриот», г. Москва
Аннотация
Цель данного исследования - оптимизация последовательности и применения физических нагрузок в малых и средних циклах подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства. Объект исследования - динамика физических нагрузок в малых циклах годичной подготовки спортсменов. Задачи - изучение оптимальной модели применения физических нагрузок в микро-