ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Зотова И.В.1, Евенко О.В.2
1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Евенко Ольга Валерьевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь Республика Крым
Аннотация: в статье описываются особенности организации методического сопровождения педагогов ДОУ по формированию социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Раскрыто содержание методического сопровождения. Перечислены этапы методического сопровождения педагогов. Охарактеризованы условия, обеспечивающие эффективность реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагога. Выделены формы организационно-методического сопровождения педагогов ДОУ. Ключевые слова: методическое сопровождение, педагог ДОУ, педагогические условия, социально-коммуникативная готовность, дети дошкольного возраста.
В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи [6].
Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека.
В педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам организации разных видов сопровождения субъектов педагогического процесса в образовательных учреждениях (Л.Н. Бережнова, М.Р. Битянова, О.С. Газман, Е.И. Казакова, Л.Б. Лаптева, М.С. Полянский, И.В. Серебрякова, Л.Г. Тарита и др.) [5].
Организационно-методическое сопровождение деятельности педагога следует рассматривать как целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т.е. как управленческую технологию организации сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Методическое содержание формулируется на основе законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования Российской Федерации и регионов, определяющих цели, задачи дошкольного образования, а значит и методической работы.
Основное содержание методического сопровождения определяется в соответствии с программой развития образования в регионе, дошкольной
образовательной организации, авторских программ, пособий; инновационных психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методического сопровождения; результатов педагогического мониторинга состояния образовательного процесса, способствующих обновлению содержания методического сопровождения.
Содержание методического сопровождения в первую очередь должно способствовать решению конкретных задач каждой образовательной организации, сформулированных в Уставе, программе развития, основной образовательной программе, годовом плане.
Анализ теории и психологии управления (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.Ю. Кричевский, А.И. Китов, В.Д. Шадриков, М. Марков) позволил уточнить структуру и содержание организационно-методического сопровождения, имеющего блоки: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический [1].
Содержанием организационно-методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогам в педагогической деятельности.
Методическая поддержка предполагает оказание помощи всем субъектам образования, в независимости от того, какова потребность в этой помощи. Самостоятельность субъекта образования проявляется в том, в какой мере он воспользуется этой помощью. Методическая поддержка на наш взгляд, занимается типичными для образовательного процесса проблемами.
В отличие от этого, организационно-методическое сопровождение помогает решать проблемы, связанные с самореализацией субъекта образования, которые не обязательно будут характерны для данного периода обучения, то есть предполагается, что помощь в решении проблемы может быть оказана только тогда, когда субъект образования сам заявит об этом.
Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ целесообразно проводить по следующим направлениям: информационно-аналитическое, мотивационно-целевое, планово-прогностическое, организационно-исполнительское, контрольно-диагностическое, регулятивно-коррекционное. Эти направления методической деятельности взаимосвязаны друг с другом и способствуют повышению теоретического уровня и практического мастерства педагогов, тем самым повышают качество педагогического процесса в целом.
Программа организационно-методического сопровождения в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:
- диагностики содержания проблемы;
- информационного поиска методов для ее решения;
- обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;
- оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.
На практике выделяют этапы методического сопровождения педагогов:
1. Подготовительный этап:
- характеризуется формированием у педагогов представлений о механизме проведения инновационной деятельности, ознакомление с нормативно-правовой базой.
2. Диагностический этап:
- заключается в оформлении диагностических карт для выявления проблем и трудностей, возникающих у педагогов при организации той или иной деятельности, анализе накопленного опыта по проблеме. На основе полученных сведений определяются направления и формы работы с педагогами, содержание методического сопровождения.
3. Этап реализации:
- на данном этапе разрабатывается и составляется перспективный план работы, предполагающий организацию работы по выбранному направлению, повышению квалификации, обмену и распространению педагогического опыта, участию в конкурсах.
19
4. Итогово-обобщающий этап:
- заключается в сборе данных об уровне реализации потребностей педагогов, выявления уровня методического сопровождения, эффективности работы по организации методического сопровождения [4].
Важным компонентом методического сопровождения является определение и выбор форм организации методической деятельности.
К формам организационно-методического сопровождения педагогов относятся:
- организация методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, семинары, педагогические советы).
Это направление носит характер передачи информации, но используемые формы могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т.д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия);
- создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.;
- оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов, ведущих свою научно-исследовательскую деятельность, педагогический эксперимент;
- информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта [3].
Основными условиями, обеспечивающими эффективность реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагога, являются:
- включение педагога в общую деятельность, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;
- содействие профессиональной идентичности педагога в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;
- использование возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности педагога во всех ее проявлениях и создании педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала;
- совершенствование механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста педагога: психологических (система вызовов);
- накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство) [6].
При организации методического сопровождения педагогов ДОУ необходимо учитывать педагогические условия формирования социально-коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Мы рассматриваем педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие.
Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме позволили выделить следующие условия:
1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.
3. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной подготовки детей к школе [2].
20
Выделенные педагогические условия являются наиболее подходящими для формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, общая сензитивность к воздействию условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций.
Таким образом, организация методического сопровождения проявляется в помощи воспитателю повысить свою профессиональную компетентность, пополнить свои педагогические знания способствующие решению педагогических задач, при соответствующем методическом обеспечении (методическое руководство, методическая помощь, методическое обучение, создание методической продукции и т.д.).
Таким образом, в процессе организации методического сопровождения в качестве результата методического обеспечения необходимо предоставить комплекс методической продукции; отлаженную систему тематических консультаций; отбор содержания по взаимодействию с семьей, отработанный цикл различных форм организации методического обучения по подготовке детей к обучению в школе.
Список литературы
1. Абибуллаева Э.А. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый, 2018. № 12. С. 142-145.
2. Алиева, Н.Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис... канд. пед. наук / Н.Ф. Алиева. Екатеринбург, 1994. 230 с.
3. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. М.: Айрисс-пресс, 2008. 192 с.
4. Дубцова М.В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М.В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция, 2015. С. 55-58.
5. Зотова И.В. Особенности развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников / И.В. Зотова, О.Г. Фирюлина // Проблемы современной науки и образования. Иваново: «Проблемы науки», 2017. № 18 (100). С. 78-83.
6. Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: диссертация... кандидата пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. 281 с.