ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Зотова И.В.1, Евенко О.В.2 Email: [email protected]
'Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Евенко Ольга Валерьевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь Республика Крым
Аннотация: в статье описывается экспериментальная работа в ДОУ по организации методического сопровождения педагогов по формированию социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Раскрыты и охарактеризованы этапы работы (работа с педагогами, работа с родителями, работа с детьми), перечислен содержательный компонент данных направлений работы. Перечислены виды игр в формировании социально-коммуникативной готовности детей к школе, формы работы с родителями и педагогами ДОУ в рамках экспериментальной деятельности. Ключевые слова: социально-коммуникативная готовность, игровая деятельность, взаимодействие с родителями, воспитатель, дети старшего дошкольного возраста.
EXPERIMENTAL EXPERIMENTAL WORK OF IMPLEMENTATION OF THE METHODICAL SUPPORT OF PEDAGOGUES OF DOWS FOR THE FORMATION OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE READINESS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN TO TEACH IN SCHOOL Zotova I.V.1, Evenko O.V.2
'Zotova Irina Vasilivna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Evenko Olga Valerievna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article describes the experimental work in pre-school educational institutions on the organization of methodological teachers on the formation of social and communicative readiness of senior preschool children to school. The stages of work are disclosed and characterized; a meaningful component of these areas of work is listed. The types of games in the formation of social and communicative readiness of children for school, forms of work with parents and teachers ofpreschool in the framework of experimental activities are listed.
Keywords: social and communicative readiness, play activity, interaction with parents, teacher, children of senior preschool age.
УДК 372.32
Цель формирующего этапа: проверить эффективность реализации комплекса мероприятий по организации методического сопровождения педагогов ДОУ по формированию социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
В качестве общих задач методической работы, С.Ф. Багаутдинова выделяла следующие: управление образовательным процессом (ведущая), организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями [2].
В соответствии с этим, нами были выбраны три направления работы в рамках организации методического сопровождения педагогов ДОУ по формированию социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе:
1. Работа с детьми на занятиях и в повседневной жизни;
2. Работа с родителями;
3. Работа с педагогами.
В соответствии с первым направлением формирующего этапа экспериментального исследования, нами был составлен соответствующий план работы. В результате теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были определены компоненты социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе: информационно-коммуникативный, аффективно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный. Содержание работы было разработано с учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста и заключалось в подборе игр и игровых ситуаций, соответствующих компонентам социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к школе.
Таким образом, разработка перспективного плана по использованию разных видов игр в формировании социально-коммуникативной готовности детей к школе предполагала подбор игр, направленных на развитие данных компонентов. Игры были разделены нами на группы по направлениям:
1. игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных умений;
2. игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений;
3. игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений;
4. игры и упражнения, направленные на развитие мотивации к школьному обучению.
В соответствии со вторым направлением нашего экспериментального исследования мы проводили работу с родителями воспитанников.
Задачи:
- побудить и поддержать заинтересованность родителей к проблеме готовности ребенка к школьному обучению и путям ее решения в условиях образовательного процесса ДОУ и условиях семейного воспитания;
- раскрыть вопросы, освещающие возрастные особенности детей 6 - 7 лет, феномене готовности ребенка к школе, о структуре и содержании готовности ребенка к обучению в школе, показать пути обеспечения готовности ребенка к школе;
- познакомить с процессом подготовки детей к школе в условиях ДОУ, возможностями решения задач, которые обеспечивают готовность ребенка к школе в условиях семейного воспитания и сотрудничества ДОУ и семьи.
Формы работы: круглый стол, пресс-конференция, групповые консультации, тематические встречи, методические рекомендации, папки-передвижки, буклеты.
При выборе форм работы с родителями, были учтены пожелания самих родителей (по результатам анкетирования), также выбраны те формы работы просветительской направленности, которые, на наш взгляд, будут наиболее эффективны при реализации программы.
Программа рассчитана на 5 месяцев, и реализовывалась нами с ноября по март месяц 2018 года, содержала 17 мероприятий просветительского характера.
Для реализации программы мы предпочли такие формы просвещения, как круглый стол, пресс - конференция, групповые консультации, тематические встречи, практикумы, методические рекомендации, папки - передвижки, буклеты.
Родители, в основном, охотно принимали участие в работе. На первой нашей встречи из 28 родителей присутствовали лишь 16, но после проведенного мероприятия, родители, которые присутствовали, поделились информацией и своими личными впечатлениями с остальными (с помощью социальных сетей, точнее группы, созданной в сети Viber). И, при организации второго и последующих мероприятий явка родителей была в полном объеме.
Родители принимали активное участие в обсуждениях актуальных вопросов, высказывали свою точку зрения и давали рекомендации другим родителям об особенностях подготовки собственных детей к школе, делились опытом и т.д.
В рамках третьего направления нашего экспериментального исследования нами была организована работа с педагогами. Нами был подготовлен и проведен совместно со старшим воспитателем ряд консультаций, семинаров-практикумов и деловая игра.
Все, выбранные нами, формы методического сопровождения педагогов были направлены на повышение их профессиональной компетентности в направлении по формированию социально-коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Работа проводилась совместно с педагогами экспериментальной Группы А. Оба воспитателя Группы А имеют первую категорию и стаж педагогической деятельности более 15 лет.
Уровень их педагогического мастерства и профессионализма подтверждается наградами разного уровня, а также оба педагога входят в состав творческой группы по сопровождению и наставничеству молодых педагогов ДОУ. Педагоги принимали активное участие в работе, делились опытом и озвучивали насущные проблемы. Свою традиционную деятельность и педагогическую копилку с удовольствием пополнили материалом, который мы разработали в рамках нашего экспериментального исследования.
Педагоги принимали активное участие в организации работы с детьми и помогали в организации работы с родителями. На протяжении года, согласно плану и перечню мероприятий, мы проводили методическое сопровождение педагогов, оказывали педагогическую помощь и поддержку родителям в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста.
Также совместно с педагогами организовывали игровую деятельность детей и руководство играми, направленными на формирование социально-коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Дети активно и с большим удовольствием участвовали в играх, которые развивали у детей коммуникативные качества, такие как умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражали свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Совершенствовали умение благодарить товарища, учитывали мнение и отношение к себе товарищей по общению, развивали умение вежливо отвечать на вопросы, формировали речевые умения.
Результаты нашей экспериментальной деятельности были проверены при повторной диагностике по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Результаты контрольного этапа и повторной диагностики показали эффективность, разработанного нами комплекса методического сопровождения педагогов ДОУ по формированию социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Список литературы / References
1. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. / С.Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ, 2004. № 3. С. 82 85.
2. Вялых А.В. Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.07 / Вялых Анастасия Викторовна. Ярославль, 2005. 22 с.
3. ЛомовБ.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. М.:Наука, 1981. 354 с.
СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Кондратюк И.И. Email: [email protected]
Кондратюк Ирина Ивановна — старший преподаватель, кафедра пения и дирижирования, Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, г. Луганск, Украина
Аннотация: в статье анализируется содержание художественно-педагогической интерпретации музыкального произведения средствами различных видов искусств (музыки, литературы, живописи). Результатом художественно-педагогической интерпретации является не только комплекс художественных произведений искусств, но и профессиональная подготовка будущего учителя музыки, который в процессе взаимодействия с педагогом осваивает новейшие программы, педагогические технологии, развивает свои профессиональные качества.
Ключевые слова: художественно-педагогическая интерпретация, содержание, музыкальное произведение, учитель музыки.