Научная статья на тему 'Организация мероприятий по профилактике потребления психоактивных веществ среди студентов Чувашского госуниверситета'

Организация мероприятий по профилактике потребления психоактивных веществ среди студентов Чувашского госуниверситета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
928
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ПРОФИЛАКТИКА / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES USAGE / STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Булыгина Ирина Евгеньевна, Андреева Алевтина Петровна, Голенков Андрей Васильевич

Представлены профилактические мероприятия по профилактике потребления психоактивных веществ среди студентов вузов. Рассмотрены их возможности на государственном, республиканском, вузовском, факультетском и кафедральном уровнях. Проанализированы опыт Чувашского госуниверситета и целевые программы по внеучебной и воспитательной работе со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булыгина Ирина Евгеньевна, Андреева Алевтина Петровна, Голенков Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF ACTIONS AIMED AT PREVENTION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES USAGE AMONG STUDENTS OF CHUVASH STATE UNIVERSITY

The article describes preventive actions aimed at prevention of psychoactive substances among students of higher education institutions. Their possibilities are considered on the state, republican, institutional, and departmental levels. The experience of the Chuvash State University as well as purpose-oriented programs of extra-curricular and morale building activities with students are analyzed.

Текст научной работы на тему «Организация мероприятий по профилактике потребления психоактивных веществ среди студентов Чувашского госуниверситета»

GURYANOVA EVGENIYA ARKADYEVNA - doctor of medical sciences, assistant professor of Faculty Therapy Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

БЕЛОВА АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА - ассистент кафедры нормальной и топографической анатомии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.

BELOVA ANASTASIYA NIKOLAEVNA - assistant of Normal and Topographical Anatomy Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 616.89-08

И.Е. БУЛЫГИНА, А.П. АНДРЕЕВА, А.В. ГОЛЕНКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ЧУВАШСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА

Ключевые слова: потребление психоактивных веществ, студенты вуза, профилактика.

Представлены профилактические мероприятия по профилактике потребления психоактивных веществ среди студентов вузов. Рассмотрены их возможности на государственном, республиканском, вузовском, факультетском и кафедральном уровнях. Проанализированы опыт Чувашского госуниверситета и целевые программы по внеучеб-ной и воспитательной работе со студентами.

IE. BULYGINA, A.P. ANDREEVA, A.V. GOLENKOV ORGANISATION OF ACTIONS AIMED AT PREVENTION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES USAGE AMONG STUDENTS OF CHUVASH STATE UNIVERSITY Key words: psychoactive substances usage, students of higher education institutions, preventive measures.

The article describes preventive actions aimed at prevention of psychoactive substances among students of higher education institutions. Their possibilities are considered on the state, republican, institutional, and departmental levels. The experience of the Chuvash State University as well as purpose-oriented programs of extra-curricular and morale building activities with students are analyzed.

Студенты - наиболее уязвимая часть населения в отношении потребления психоактивных веществ (ПАВ), более других нуждающаяся в профилактической поддержке, так как по ряду причин эта категория остается чаще всего вне поля зрения специалистов [11, 12]. Необходимо отметить, что до сих пор большинство мероприятий и программ наркопрофилактического характера ориентированы, в основном, на старшеклассников и учащихся средних специальных учебных заведений. В то же время средний возраст потребителей ПАВ, по данным официальной статистики, варьируется от 17 до 25 лет [6-10].

Студенты, особенно первых курсов, сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, изменяется их самооценка. Так, например, система отношений в высшем учебном заведение иная, чем была в средней школе, где у них был создан определенный имидж. Первокурсники учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Вуз становится основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу. Поэтому проведение работы, направленной на своевременную превенцию потребления ПАВ, - это уникальная возможность при тесном взаимодействии с семьей, общественностью, властными и силовыми структурами расширить воспитательное пространство вуза и создать единое профилактическое пространство для внедрения комплексного антинарко-тического воспитания. Качественная организация учебно-воспитательного комплекса

способствует формированию адаптивных установок у учащихся, в первую очередь мотивации на сохранение и укрепление психического и физического здоровья [11, 12].

Использование технологий позитивной наркопрофилактики в образовательном процессе позволяет снизить риск начала употребления наркотиков, сформировать осознание того, что даже эпизодическое употребление оказывает отрицательное действие как непосредственно на самого потребителя, так и на сам процесс жизнедеятельности студенческого коллектива [2].

Целью педагогической профилактики является создание в образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению.

На государственном уровне проблема потребления ПАВ разрабатывается в основном в контексте борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организации просвещения населения с точки зрения юридической ответственности и медицинского аспекта заболеваний (таблица). В настоящее время в Российской Федерации реализуется утвержденная Президентом 12.05.2009 г. Стратегия национальной безопасности, рассчитанная до 2020 г. В целях повышения эффективности профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня напряженности ситуации, связанной с потреблением ПАВ, Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. № 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 г. Данная стратегия предусматривает реализацию мероприятий по следующим направлениям -это профилактические мероприятия, прежде всего тестирование учащейся молодежи на предмет потребления наркотических веществ как наиболее значимого фактора, сдерживающего вовлечение в эпидемиологический процесс молодежи [8, 9].

18 апреля 2011 г. прошло Заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи». В целях дальнейшего развития методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде Министерство образования и науки совместно с Рособнадзором определило единую стратегию и минимальный объем требований и условий к проведению профилактики употребления ПАВ в образовательной среде, утвержденную в сентябре 2011 г. Концепцией профилактики употребления ПАВ в образовательной среде. Данная Концепция является системой принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образовательной среде с конечной целью - максимального исключения ПАВ из жизни учащихся. Концепция ориентирована на утверждение качественного нового подхода к предупреждению распространения и употребления ПАВ как базового компонента общей государственной системы профилактики и основывается на формировании в обществе культуры и ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Приоритетным направлением деятельности всех субъектов профилактики в Чувашии является не только совершенствование системы раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации наркологической патологии, но и участие в рамках внутриведомственного взаимодействия в создании новой социальной модели здоровья, которая направлена на формирование здорового образа жизни [7].

В соответствии с федеральными нормативными документами и указами главы Чувашской Республики реализуются мероприятия 10 республиканских целевых программ, предусматривающие снижение отрицательного воздействия основных детерминант на здоровье человека, формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, ответственному отношению к своему здоровью и состоянию окружающей среды.

Уровни профилактики потребления ПАВ у студентов вузов

Государственный уровень Правительственная антинаркотическая комиссия, возглавляемая Президентом РФ; Стратегия национальной безопасности, рассчитанная до 2020 г. утвержденная Президентом РФ 12.05.2009 г.; Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 09.06.2010 г. № 690; 18 апреля 2011 г. под председательством Президента РФ прошло Заседание Президиума Государственного совета РФ «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи»

Республиканский уровень (Чувашская Республика) Закон Чувашской Республики от 07.10.2008 № 53 «О профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; Республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 гг.», утвержденная Постановлением Кабинета Министров от 31.03.2009г. № 100; Антинаркотическая комиссия Чувашской Республики Межвузовская антинаркотическая комиссия Чувашской Республики

Министерство образования и науки совместно с РФ Концепция профилактики употребления ПАВ в образовательной среде утвержденная в сентябре 2011 г.

Чувашский госуниверситет имени И.Н. Ульянова Комиссия по профилактике потребления ПАВ в образовательной среде. Программы по внеучебной и воспитательной работе: «Профилактика курения табака в ФГБОУ ВПО “Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова” на 2010-2015 гг.», «Правовое воспитание студентов и комплексные меры профилактики правонарушений на 20102015 гг.», «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни коллектива на 2011-2015 гг.», «Патриотическое воспитание и формирование гражданственности студентов в полиэтническом и со-циокультуральном пространстве на 2011-2015 гг». Школа куратора, функционирующая на постоянной основе. Группы волонтеров, обученные по специальной программе «Сверстник - сверстнику» Акции «Студенчество без наркотиков», «Разумный выбор», «Мое здоровье - мое богатство». Общественная организация «Здоровая нация»

Факультетский и кафедральный уровень Мероприятия по профилактике профессиональных личностных деформаций, синдрома эмоционального выгорания; формирование личностных предикторов поведения у студентов, способствующих успешному преодолению стрессогенных ситуаций и отказу от употребления ПАВ; проведение занятий (лекций, семинаров, тренингов) со студентами всех специальностей медицинского факультета по профилактике наркомании и алкоголизма в течение всего периода обучения; проведение тренингов, направленных на формирование навыков эффективного общения и оценки проблемной ситуации, принятия решения; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающего поведения; навыки зашиты своего «Я» и умения говорить «Нет»

В республике создана региональная сеть «Здоровые города, районы, поселения», объединяющая все муниципальные образования на основе эффективного межсекторального партнерства и расширения участия местных сообществ в деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

В рамках федеральной программы «Здоровье» организована система обучения населения, основной задачей которой является мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье, динамическое наблюдение за группами риска, мониторинг показателей здорового образа жизни, внедрение современных медико-профилактических технологий в деятельность учреждений здравоохранения.

Реализация широкомасштабной антинаркотической профилактики всех уровней обеспечивается с учетом межведомственного и междисциплинарного взаимодействия на основе программно-целевого подхода, которая заложена в следующей нормативно-правовой базе:

- Закон Чувашской Республики от 07.10.2008 г. № 53 «О профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;

- Республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 20102020 гг.», утвержденная Постановлением Кабинета министров от 31.03.2009 г. № 100.

Реализация системных мероприятий, направленных на профилактику потребления ПАВ, координируется в республике Антинаркотической комиссией Чувашской Республики. Антинаркотическая работа является частью социальной политики в сфере здравоохранения населения в целом. Её основой является Концепция общественного здоровья, которая строится на следовании определенному управленческому циклу, включающему в себя следующие этапы: оценка наркоситуации, организация и реализация профилактической работы, оценка эффективности ее проведения.

Непосредственно для координации деятельности профилактической работы среди учащейся молодежи создана Межвузовская антинаркотическая комиссия. Решением данной комиссии было утверждено положение о проведении добровольного тестирования учащихся и студентов образовательных учреждений на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ в учебных заведениях, в первую очередь среди студентов «группы риска». Особое внимание было уделено внедрению в практику работы образовательных учреждений информационно-мотивационной модели работы с учащимися (студентами) и их родителями, направленной на своевременное проведение экспресс-диагностики состояния наркотического опьянения. С этой целью было издано для кураторов групп всех учебных заведений инструктивное методическое письмо «Организация мероприятий по наркопрофилактике среди учащейся молодежи» [1].

На республиканском уровне функционирует система мониторинга ситуации, связанная с распространенностью наркотических веществ среди населения. В рамках вторичной медицинской профилактики с целью раннего активного выявления лиц, употребляющих ПАВ, и оказания им специализированной наркологической помощи внедрена система наркологического консультирования в Центрах здоровья, в том числе и скрининг-анкетирование для выявления наркологической патологии. В целях наркологической настороженности врачей общей практики в программу переподготовки введены часы по наркологии. Во всех ЛПУ силами врачей психиатров-наркологов проведены тематические врачебные конференции по вопросам наркологического освидетельствования.

В 2011 г. были закуплены тест-системы для определения наркотических и психотропных веществ для экспресс-диагностики, а также тест-системы для проведения скрининг-методов лабораторной диагностики наличия данных веществ в биологических средах организма на общую сумму 618 тыс. руб. Данные средства были использованы для проведения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения по направлению правоохранительных органов (всего проведено полных анализов 1841).

Для решения проблемы потребления ПАВ в Чувашском госуниверситете имени И.Н. Ульянова предпринимается ряд мероприятий профилактической направленности с учетом возрастных особенностей студентов и реальной ситуации, связанной с потреблением ПАВ. Вся превентивная деятельность осуществляется на системной основе и координируется Комиссий по профилактике потребления ПАВ в образовательной среде, председателем которой является проректор по воспитательной работе [1].

Технологии профилактики реализуются на следующих уровнях: общеуниверситетский уровень, факультетский уровень, групповой уровень и индивидуальный уровень. На всех уровнях превенции используются нижеследующие общие положения.

К проведению наркопрофилактики привлекаются только те специалисты, которые имеют по теме проводимого мероприятия специальное образование и являются компетентными экспертами в обсуждаемых вопросах. Наиболее часто привлекаются к данной работе врачи психиатры-наркологи, педагоги, психологи, юристы, а также представители УФСКН. При этом основная нагрузка по первичной наркопрофилактике ложится на педагога, куратора группы, так как основная задача представителей наркологической службы - это оказание консультативной и методической помощи педагогическому коллективу в организации превентивной работы. С целью повышения наркологической грамотности кураторов групп и заместителей деканов по воспитательной работе в программу «Школы кураторов» включены темы: «Профилактика аддиктивного поведения», «Технологии ранней превенции», «Правовая ответственность, связанная с незаконным оборотом наркотиков». Мероприятия антиалкогольной и антинаркотиче-ской направленности проводятся с учетом результатов предварительного изучения аудитории и слушателей, результатов проведенного мониторинга. В 2011 г. было проведено психологическое тестирование, охвачено тестированием 500 чел. - студенты юридического, экономического, медицинского факультетов, а также факультета журналистики [4, 5]. Предварительно перед проведением психологического тестирования со студентами проводилось наркологическое консультирование с использованием технологий позитивной наркопрофилактики, которая предусматривает формирование положительных жизнеутверждающих установок. Данные психологического тестирования были использованы для организации тестирования на предмет потребления наркотических средств, позволили выявить группы риска.

Основным направлением первичной позитивной наркопрофилактики в студенческой среде является формирование личной позиции отказа от всех видов ПАВ за счет создания запаса личностного иммунитета, который включает высокие духовные ценности, интерес к учебе и труду, позитивные цели и смыслы жизни. При поступлении в вуз каждому начинающему студенту вручается «Памятка первокурсника», организовано кураторство групп ведущими преподавателями. Основные задачи первичной позитивной наркопрофилактики направлены на формирование позитивных личностных интересов, запросов, потребностей, ценностей, научению будущих специалистов получать удовольствие не путем химической стимуляции, а путем реализации себя в учебе и будущей специальности. С учетом того, что навыки здорового образа жизни включают не только отказ от потребления от ПАВ, особое внимание в превентивной работе уделяется культуре питания, культуре межличностных отношений, культуре выяснения межличностных отношений, преодоления стрессов и позитивных копинг-стратегий. Формы профилактической работы включают в себя оказание социально-психологии-ческой помощи, в первую очередь студентам первых курсов, проживающим отдельно от родителей. Важной составляющей профилактической работы является контроль текущей успеваемости путем введения рейтинговой системы оценки успеваемости, посещаемости занятий [1, 3-5].

В рамках профилактической работы проводится постоянный мониторинг наркоситуации в вузе с дополнительным проведением анкетирования среди студентов на предмет отношения к собственному здоровью и их отношению к потреблению ПАВ с использованием специальных экспериментально-психологических методик. На постоянной основе функционирует «Школа куратора», в программу которой включены вопросы обучения профилактике потребления алкоголя, табака и наркотиков. Сформированы группы волонтеров, которые прошли обучение по специальной программе «Сверстник - сверстнику».

В Чувашском госуниверсите им. И.Н. Ульянова реализуются следующие целевые программы по внеучебной и воспитательной работе: «Профилактика курения табака в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова на 2010-2015 гг.», «Правовое воспитание студентов и комплексные меры профилактики правонарушений на 2010-2015 гг.», «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни коллектива на 2011-2015 гг.», «Патриотическое воспитание и формирование гражданственности студентов в полиэтническом и социокультуральном пространстве на 2011-2015 гг.».

Организация работы по профилактике потребления ПАВ на системной основе проводится и Студенческим советом Чувашского госуниверситета. Студенческий совет - это общественная организация университета, объединяющая всех студентов вуза, в состав которого входят студенческие советы факультетов, студенческие советы общежитий, советы групп. В рамках пропаганды здорового образа жизни проводятся акции «Студенчество без наркотиков», «Разумный выбор», «Мое здоровье - мое богатство». Под эгидой Студенческого совета организуются дебат-клубы по вопросам формирования установок здорового образа жизни с привлечением специалистов экспертов, а также проводятся молодежные межвузовские Форумы «Молодежь за здоровый образ жизни». Среди студенческой молодежи активно работают добровольческие команды здоровья, целью которых является вовлечение студентов в формирование установок здорового образа жизни. Активно участвует во всех профилактических мероприятиях общественная организация «Здоровая нация».

Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д. Вся информация размещается на официальном баннере сайта Чувашского госуниверситета, который является «вузом здорового образа жизни».

Наиболее актуальна задача формирования установок здорового образа жизни у студентов медицинского факультета, так как к профессии врача предъявляются особые морально-нравственные требования, что приводит к синдрому эмоционального выгорания и профессиональной деформации, для снятия которых принимают ПАВ.

В целом мероприятия по профилактике профессиональных личностных деформаций, синдрома эмоционального выгорания проводятся чаще с дипломированными врачами и клиническими психологами, а студенты чаще всего остаются вне поля зрения специалистов. Поэтому специалистами кафедры психиатрии и медицинской психологии особое внимание уделяется формированию личностных предикторов поведения у студентов, способствующих успешному преодолению стрессогенных ситуаций и отказу от употребления ПАВ. Так, при преподавании медицинской психологии особое внимание уделяется изучению личностных особенностей самих студентов при помощи набора специальных психологических методик. Со студентами всех специальностей медицинского факультета проводятся занятия (лекции, семинары, тренинги) по профилактике наркомании и алкоголизма уже в течение всего периода обучения. Особенность обучения в медицинском вузе диктует необходимость обращаться к студентам как к будущим коллегам и молодёжным лидерам (реальным и потенциальным), что придаёт профилактической информации особый оттенок и несёт дополнительную нравственную и педагогическую нагрузку. Проводятся занятия и тренинги по формированию стрессоустойчивости и профилактике профессиональных личностных деформаций и стрессовых расстройств. При исследовании студентов с помощью методики

В.Бойко с целью выявления признаков эмоционального выгорания было выявлено, что 36,7% студентов имеют у себя симптомы выгорания в фазе резистенции [3-5].

Особое внимание уделяется научно-исследовательской и практической тренинговой работе со студентами на кружках СНО, которая является также продолжением ра-

боты по наркопрофилактике. Студенты - участники научного кружка по психиатрии и медицинской психологии - проводят исследования в сфере профилактики потребления ПАВ. Обсуждение результатов исследований и проблем, затронутых в этих работах, позволяет более глубоко заинтересовать студенческую среду в теме предупреждения распространения наркомании.

У студентов первого курса в процессе обучения медицинской психологии формируются навыки эффективного общения и оценки проблемной ситуации, принятия решения, усиления личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазру-шающего поведения; навыки защиты своего «Я» и умения говорить «Нет».

Литература

1. Викторов О.Н., Булыгина И.Е. Организация мероприятий по наркопрофилактике среди учащейся молодежи: метод. рекомендации. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. 24 с.

2. Гагаринова Е.С. Поиск новизны как фактор предрасположенности к потреблению наркотиков // Наркология. 2010. № 2. С. 86-91.

3. Голенков А.В., Андреева А.П. Освещение вопросов алкоголизации студентов-медиков в зарубежных научных журналах // Здравоохранение Чувашии. 2009. № 4. С. 85-92.

4. Голенков А.В., Андреева А.П., Булыгина И.Е. Частотно-количественные показатели и мотивы потребления алкогольных напитков студентами-медиками // Наркология. 2009. № 10.

С. 106-110.

5. Голенков А.В., Андреева А.П. Скрининг злоупотребляющих алкоголем студентов в медицинском вузе // Наркология. 2010. № 2. С. 71-74.

6. Дереча В.А., Дереча Г.И. О профилактике алкоголизма и наркоманий: практ. и учеб. пособие / Оренбург. гос. мед. акад. Оренбург, 2007. 38 с.

7. Дубровский Р.Г. Реформа системы профилактики наркомании в России // Наркология. 2010. № 4. С. 11-14.

8. Иванов В.П. О роли высшей школы в реализации государственной антинаркотической политики // Наркология. 2010. № 4. С. 3-7.

9. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде от 05.09.2011 г. [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090282/#1000.

10. Маликова Н.Н. Типология отношения студентов к наркомании // Социология. 2009. № 7. С. 50-57.

11. Medical students: abuse of psychoactive substances and sexuality aspects / K. Carvalho, M. Sant'Anna, V. Coates et al. // Int. J. Adolesc. Med. Health. 2008. № 20(3), Jul-Sep. P. 321-328.

12. Medical, nursing, and pharmacy students’ ability to recognize potential drug-drug interactions: a comparison of healthcare professional students / T. Warholak, L. Hines, M. Song et al. // J. Am. Acad. Nurse Pract. 2011. Apr. 23(4). P. 216-221.

БУЛЫГИНА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА. См. с. 263.

АНДРЕЕВА АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА - ассистент кафедры психиатрии, медицинской психологии и неврологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.

ANDREEVA ALEVTINA PETROVNA - assistant of Psychiatry, Medical Psychology and Neurology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ГОЛЕНКОВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, медицинской психологии и неврологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (golenkovav@inbox.ru).

GOLENKOV ANDREY VASILYEVICH - doctor of medical sciences, professor, head of Psychiatry, Medical Psychology and Neurology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.