Научная статья на тему 'Организация мероприятий по повышению качества государственных конкурсов'

Организация мероприятий по повышению качества государственных конкурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / КОНКУРС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / КОММЕРЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / БЕНЧМАРКИНГ / QUALITY / THE STATE REQUIREMENTS / COMPETITION / INTERACTION / POWER STATE STRUCTURES / COMMERCIAL STRUCTURES / A BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонов А. А.

В статье обоснован подход для организации мероприятий по повышению качества государственных конкурсов. В статье показано, что если государственный орган готов проводить конкурс не только по параметру цены, но и по другим параметрам, то важно иметь в своем распоряжении конкретный инструмент оценки участников конкурса. Автором предложено использовать бенчмаркинг, в рамках которого участники конкурса сравниваются с эталонным участником, который формируется из совокупности однотипных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF ACTIONS FOR IMPROVEMENT OF QUALITY OF THE STATE COMPETITIONS

In article the approach for the organization of actions for improvement of quality of the state competitions is proved. In article it is shown that if the state structure is ready to hold competition not only on price parameter, but also on other parameters it is important to have the concrete tool of an estimation of participants of competition at the order. The author it is offered to use a benchmarking in which frameworks participants of competition are compared to the reference participant who is formed of set of the same objects.

Текст научной работы на тему «Организация мероприятий по повышению качества государственных конкурсов»

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНКУРСОВ

Филимонов А.А., преподаватель кафедры прикладных технологий управления в

НОУ ВПО «Московская финансово-промышленная академия»

В статье обоснован подход для организации мероприятий по повышению качества государственных конкурсов. В статье показано, что если государственный орган готов проводить конкурс не только по параметру цены, но и по другим параметрам, то важно иметь в своем распоряжении конкретный инструмент оценки участников конкурса. Автором предложено использовать бенчмаркинг, в рамках которого участники конкурса сравниваются с эталонным участником, который формируется из совокупности однотипных объектов.

Ключевые слова: качество, государственные потребности; конкурс; взаимодействие; государственные органы власти, коммерческие структуры, бенчмаркинг

THE ORGANIZATION OF ACTIONS FOR IMPROVEMENT OF QUALITY OF THE STATE COMPETITIONS

Filimonov A., Lecturer of the Department of Applied Technology Management LEU VPO «Moscow of Industry and Finance»

In article the approach for the organization of actions for improvement of quality of the state competitions is proved. In article it is shown that if the state structure is ready to hold competition not only on price parameter, but also on other parameters it is important to have the concrete tool of an estimation of participants of competition at the order. The author it is offered to use a benchmarking in which frameworks participants of competition are compared to the reference participant who is formed of set of the same objects.

Keywords: quality, the state requirements; competition; interaction; power state structures, commercial structures, a benchmarking.

Качество государственных конкурсов может пониматься как совокупность условий, факторов и требований, предъявляемых к сделкам между государственными органами и коммерческими структурами для эффективного удовлетворения государственных потребностей в различных товарах, работах, услугах.

В настоящее время наиболее востребованными являются три способа определения качества проведения конкурсных процедур. Эти способы различаются по методу выбора ценового значения, с которым сравнивается цена конкурсной заявки победителя. Данное ценовое значение при разных способах оценки качества может определяться как:

1) средняя цена товара, из предложенных поставщиками;

2) среднерыночная цена товара;

3) контрактная цена товара на предыдущем конкурсе.

В первом случае расчет качества государственного конкурса может выглядеть следующим образом:

У

1 п -1Р

ni=1

\

Q

К

V

(1)

ГК

У К =

> - Pw )• Q

V

(2)

ГК

р - среднерыночная цена товара.

Очевидно, что в случае, если законодательством не предусмотрена возможность отклонения всех заявок, вследствие неудовлетворения интересов заказчика, и подобная возможность не отражена в условиях предоставляемой поставщикам конкурсной документации, закупка по цене, равной среднерыночной, предполагает при расчете по первому способу большее значение достигнутой заказчиком эффективности, чем при закупке по цене ниже среднерыночной. Таким образом, отсутствие четких критериев относительно выбора способа расчета абсолютной эффективности может привести к самостоятельному выбору заказчиком метода, использование которого будет улучшать показатели качества функционирования соответствующего ведомства. По третьему способу расчет выглядит следующим образом:

где

Ук - уровень качества;

п - количество поставщиков, принимавших участие в конкурсе;

Р. - цена заявки, предложенная г-м поставщиком;

Рж - цена заявки победителя (контрактная);

2 - количество товара, закупленного на конкурсе;

УГк - планируемый объем государственных средств для осуществления закупок.

В ряде случаев в качестве средней цены товара можно принять средневзвешенную величину цен поставщиков-участников конкурса. Это, в частности, имеет смысл, если различаются предлагаемые к поставке объемы продукции. Очевидно, что данный способ расчета будет реально отражать эффективность от проведения конкурса лишь в том случае, когда число поставщиков, подавших заявки, соизмеримо с фактическим числом поставщиков данного товара, в частности такой вариант будет давать адекватные результаты при проведении закрытого конкурса.

Кроме того, может возникнуть ситуация, когда конкурсная комиссия будет выбирать из предложений, которые изначально имеют завышенную цену. При этом несложно заметить закономерность, что чем выше цены заявок, в том числе, возможно, и по сговору, тем выше абсолютная эффективность от проведения конкурса. Во втором случае расчет абсолютной эффективности следующий:

У

К

(Р-1 - Pw )• Q

(3)

Р-1 -

где Г,_ 1 - контрактная цена товара на предыдущем конкурсе;

I - индекс инфляции, показывающий изменение стоимости денег.

Такой способ определения качества государственного конкурса отражает уровень экономии средств, который может быть получен в результате снижения цены удовлетворения государственных потребностей в данном периоде по сравнению с предлагаемой ранее и может характеризовать динамику работы государственного органа по проведению конкурсов. Однако в условиях инфляции, когда цена победителя всегда будет выше контрактной цены на предыдущем конкурсе, абсолютная эффективность будет иметь отрицательное значение. Очевидно, что он более подходит для расчета эффективности в случае регулярного согласования с уполномоченным органом исполнительной власти закупки у единственного источника. Для каждого из трех рассмотренных случаев может быть определено относительное значение уровня качества. При проведении государственного конкурса относительное значение уровня качества проведения государственного конкурса может быть определено по следующей формуле:

E = Pc

-w

■ 100%

W

S

Em J І І

i=1j=1

wh

tij

(5)

L M

Cp = І І kij

i=1j=1

(6)

где

у KK

V

ГК

PW ■ Q

S + C

(7)

где

Рс - цена товара, с которой сравнивается контрактная цена.

Для оценки качества подготовки государственного конкурса необходимо учитывать, что в мероприятиях, связанных с процессом организации и проведения государственного конкурса задействовано значительное количество квалифицированного персонала государственного органа: заказчик, организатор конкурса, конкурсная комиссия, а также, возможно, и руководитель контракта. При этом нормативные расходы государственного органа на заработную плату своих сотрудников (6) можно записать следующим образом:

где

Ет - количество специалистов государственного органа, занятых в подготовке и проведении государственного конкурса (чел.);

3 - количество видов выполняемых работ по организации и проведению государственного конкурса (шт.);

- ставка заработной платы г-го специалиста при выполнении им у-й работы (руб./час);

tЦ - время, затраченное г-м специалистом на выполнениеу-й работы (час).

Очевидно, что сокращение значения этой функции не обязательно приведет к росту качества государственного конкурса, поскольку он все же основывается на минимальной цене предложения и выгодно заключенном контракте. Это, в свою очередь, зависит от квалификации специалистов, и чем ока выше, тем выше оплата их труда. Более того, если оплата организаторов торгов за участие в проведении конкурса будет рассчитываться, исходя из достигнутого размера экономии, то есть доплачиваться процент от нее, то в действие вступит объективный механизм конкуренции, позволяющий достигать заданный уровень экономии.

Вторым видом затрат, который может возникнуть на этапах проведения открытого конкурса является публикация в печати. Здесь необходимо учитывать стоимость публикации в конкретном печатном издании. В связи с существованием специализированной страницы http://www.gostorgi.ru может возникнуть впечатление, что затраты на размещение информации практически отсутствуют. Но в действительности необходима дополнительная информация о конкурсе, если стоит цель реально понизить цену закупки. Расходы на размещение объявления о государственном конкурсе в средствах массовой информации можно формально представить следующим образом:

От того, насколько качественно будет проведена подготовка к проведению государственного конкурса, зависит уровень реальной экономии бюджетных средств, потраченных на приобретение товаров, работ или услуг для государственных нужд. Таким образом, деятельность государственного органа по организации конкурса является объектом оценки уровня качества не только на этапе подведения итогов, но и на этапах подготовки и проведения самого конкурса.

Рейтинговая оценка коммерческих структур проводится на основе бенчмаркинга в следующем порядке:

1. Значения показателей по коммерческим структурам группируются в таблицу, где строки - это номера показателей (і = 1, 2, 3,..., п), а столбцы - номера конкретных компаний ( = 1, 2, 3,..., т), участвующих в торгах.

2. По всем показателям выбирается наилучшее значение, которое заносится в столбец эталонных значений (т + 1).

3. Для каждой коммерческой структуры рассчитывается вектор нормированных значений по формуле:

xij =

a;

\ßi

ai( m+1 )

(8)

где

х - ьй нормированный показатель ,]-ого предпринимателя;

a.(т +1) - наилучшее значение показателя;

b. - признак влияния показателя (+1, если экономический смысл показателя положительный; -1, если отрицательный).

4. Для каждого анализируемой коммерческой структуры значение его рейтинговой оценки определяется методом наименьших квадратов по формуле:

R у/(1-X1j)2 + (1-x2j)) + ■■■(1-Xnj) ’ (9)

R

■ рейтинг ,]-ого предпринимателя;

кц - стоимость публикации г-го материала ву-м издании;

Ь - количество публикуемых материалов;

М - количество изданий, в которых планируется публикация.

Нами отмечено, что для оценки качества подготовки конкурса целесообразно сопоставить реальные затраты государственного органа как организатора конкурса с реально достигнутой экономией средств, полученной в результате широкого конкурентного соперничества участников и представления рыночных цен на продукт, удовлетворяющий государственные потребности. В рамках указанного подхода итоговая формула для оценки уровня качества мероп-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Л1ГКл

риятий по подготовке государственного конкурса (у к ) может иметь следующий вид:

х^, Ху, ..., хп. - нормированные показатели _]-ой коммерческой структуры.

5. Участники конкурса ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет участник с максимальным значением Я. Сравнение на основе бенчмаркинга снимает ограничения по количеству показателей и участников конкурса. Предлагаемый порядок ранжирования участников государственного конкурса может применяться для сравнения любых компаний на любую дату составления таблицы исходных данных или в динамике.

Одним из главных ограничений при использовании данного метода является важность использования показателей, имеющих сходный период измерения и размерность. При соблюдении данного условия могут быть получены сопоставимые и относительно точные результаты анализа. В случае, когда получить сопоставимые данные не представляется возможным целесообразно перенести торги до получения полной и достоверной информации обо всех участниках. Причем важность данного ограничения возрастает с ростом суммы, распределяемой на торгах.

В результате расчетов у государственного органа, проводящего конкурс, появляется возможность получить достоверную оценку успешности выполнения условий торгов по всем участникам. С учетом высокой конкуренции такая оценка определяет наиболее эффективный вариант удовлетворения государственных потребностей в условиях неопределенности. Рассмотренный выше алгоритм получения рейтинговой оценки может быть модифицирован. Например, можно использовать одну из формул:

R

1 iaij ai( m+1 ) f

(10)

показателя и текущего значения степени удовлетворенности государственного органа или конечных потребителей по данному показателю позволяет сформировать «дорожную карту» повышения качества государственных конкурсов на основе совершенствования взаимодействия государственных органов и коммерческих структур (рисунок 1).

Ri =

а

i( m+1 )

f

R,

I ki (l - Xj f .

1 I о

(11) HÛ H о о я я <u & - О

PS H <u PS о hi + +

(12) О О

к. -коэффициент важности 1-го показателя.

Формула (10) определяет рейтинговую оценку ,]-ого участника по минимальному удалению от эталонной коммерческой структуры. То есть, тот участник, который ближе всех находится к эталону, является, при прочих равных условиях, победителем государственного конкурса. Нами отмечено, что для повышения точности оценки целесообразно учитывать важность различных показателей.

Для этого разработана формула (11), в которой на основе экспертной оценки можно присвоить важность всем измеряемым показателям и повысить точность рейтинговой оценки. Целесообразность использования коэффициентов важности для анализируемых показателей определяется в соответствии с потребностями государственных органов, организующих конкурс. Формула (12) позволяет рассчитать рейтинг участника на основе нормированных показателей, она позволяет учесть влияние конкретных показателей на рейтинг с учетом их экономического смысла. На основании рейтинга формируются рекомендации по повышению качества выбора победителя. Необходимо отметить, что сопоставление важности

IV

U

Значимость

Рис. 1. Карта приоритетов повышения качества организации и проведения государственных конкурсов с учетом важности показателей и удовлетворенности потребителей

Чем выше значимость конкретного показателя оценки участников, тем больше усилий необходимо прилагать государственному органу для повышения удовлетворенности потребителей оказываемыми услугами. На рисунке 3 площадь оценки разбита на квадранты по соотношению «значимость / удовлетворенность». Для показателей с большей значимостью усилия по повышению удовлетворенности должны быть выше. Это позволит существенно повысить уровень качества проведения государственных конкурсов, что, в свою очередь, позволить сократить бюджетные расходы и даст возможность изыскать дополнительные средства в бюджетах всех уровней для финансирования проектов модернизации, а также социальных программ.

1

n

1

1

n

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Соколов Н.В., главный инженер ОАО «АКРО», академик Российской инженерной академии

Стабилизация работы предприятий легкой промышленности вызвали необходимость пересмотра организационно - экономических основ функционирования технологических процессов. Проблема повышения устойчивости работы процессов в качестве основы повышения эффективности рассматривается в настоящей статье.

Ключевые слова: Стабилизация, устойчивость, эффективность, технический регламент.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC BASES OF INCREASE OF PRODUCTION EFFICIENCY

Sokolov N., Chief Engineer of «ACRO», Russian Engineering Academy

Stabilization of work of the enterprises of light industry have caused of revision organizational - economic bases offunctioning of technological processes. The problem of increase of stability of work of processes as a basis of increase of efficiency is considered in the present article.

Keywords: Stabilization, stability, efficiency, technical regulations.

Трансформация и укрепление российской экономики справедливо связывается с совершенствованием рыночных отношений в нашей стране, что означает всемерное развитие экономических инициатив и предпринимательства. Создание условий для предприятий, особенно в сфере материального производства, является важнейшей целью и составляющей экономической политики для любой переходной экономики. На практике стабилизация российской экономики и ее вывод из глубокого кризиса, разразившегося вследствие серьезных структурных деформаций, вызванных десятилетиями господства командно административной системы и ошибками начального этапа реформирования экономики, еще недавно связывалась с экспортом энергоносителе и сырьевыми поставками.

Несмотря на определенную социально-экономическую значимость результатов такой стабилизации, выразившееся в умеренном росте безработице, поддержании уровня жизни и формировании внутреннего спроса , подъем экономики в долгосрочной перспективе является ошибочным. Поэтому сейчас остро встает вопрос об изменении приоритета в экономической политике страны. Реакция швейных предприятий на усложнение проблем сбыта готовой продукции, изменение спроса по ассортименту, быстрое обновление модельного ряда, частые сдвиги в характере рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний и обострение конкуренций вызвали необходимость пересмотра организационно экономических основ повышения эффективности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.