Как и следовало ожидать, в большей степени подростки информированы о профилактике простудных заболеваний (80,1%). О мерах предохранения от ВИЧ-инфекции знают 52,8% респондентов, частично о них осведомлены - 22,9%. Именно эта область интересует их больше других (33,7%). На второе место по важности информации 22,3% проанкетированных поставили профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, на третье - венерические заболевания (25,1%), на четвертое и пятое места - нервно-психические заболевания и болезни мочеполовой системы
(16,4% и 16,8%).
Таким образом, среди человеческих ценностей у современных подростков здоровье занимает приоритетное место. Мнение подростков о своем здоровье зависит от пола, возраста и объективных характеристик здоровья. Подростки трезво оценивают угрозу для собственного здоровья и в первую очередь со стороны наркотиков, алкоголя и курения. Представленная информация позволяет сделать вывод о том, что целью гигиенического воспитания должна быть прежде всего трансформация понимания подростками важности здоровья и необходимости активной позиции и действий по его сохранению.
УДК 616—057.875—084.3:364.462
Ю.И. Батясов, В.Ю. Батясов, Р.К. Ахтямова (Казань). Организация медицинского обеспечения студентов в условиях городской студенческой поликлиники
Городская студенческая поликлиника г. Казани функционирует с 1991 г., имеет 16 участков, обслуживает 37441 студента и включает в себя кабинеты специалистов, диагностики, процедурную, здравпункты вузов, сгруппированные в два отделения. Деятельность ее достаточно специфична: большой радиус медицинского обслуживания, наличие территориальных участков (здравпункты), удаленных на значительное расстояние от поликлиники, большой объем профилактической работы.
На 1000 студентов в течение 1997 г. приходилось 8386,7 посещения, из них 49,1% — на долю медицинских осмотров; число диспансерных больных составило 6267. В поликлинику в основном обращаются по поводу болезней органов дыхания (257,0), нервной системы и органов чувств (214,0), мочеполовой системы (63,0), органов пищеварения (59,0), инфекционных и паразитарных болезней (53,0%).
Формирование студенческой поликлиники города совпало с периодом новой экономической политики в стране. Хроническое недофинансирование здравоохранения отрицательно сказалось и на материально-технической базе поликлиники. До сих пор студенты крайне ограничены в специализированном диагностическом обследовании, а при направлении их в консультативные центры, которые в большинстве случаев являются хозрасчетными, не всегда имеются возможности оплатить эти услуги. Не лучшим образом складывается ситуация и при проведении профилактических медицинских осмотров, диспансеризации студентов. В условиях существующей организации этой работы в поликлинике, когда указанные функции планирования, контроля и
анализа реализуются персоналом вручную, трудно обеспечить четкость, регулярность и эффективность оздоровительных мероприятий. Отсутствие автоматизированной системы управления процессом затрудняет обеспечение своевременного и качественного обслуживания большого числа студентов. Еще хуже обстоит дело с восстановительным лечением. Слабость материально-технической базы здравпунктов не позволяет проводить студентам даже минимального лечения (инъекции, физиолечение и т.д.), а удаленность студенческой поликлиники от вузов значительно ограничивает эти возможности. Не приходится рассчитывать в таких случаях и на имеющиеся в ряде вузов санатории-профилактики, которые значительно лучше оснащены медицинским оборудованием. Лечение студентов в них возможно только при наличии путевки.
Серьезную озабоченность вызывает диспансеризация здорового контингента студентов. При этом крайне низка преемственность в их медицинском обеспечении. В отчетности поликлиники нет сведений о санитарно-гигиенических условиях учебы и быта студентов, их физическом развитии и т.д. Аудиторная нагрузка студентов в отдельных случаях доходит до 8—10 часов в день (норма - 6) и достигает 40 и более часов в неделю, вызывая нервно-психическое перенапряжение организма. К концу учебы в вузе у 65,0% студентов выявляется нарушение зрения, у 35,0% — заболевания органов пищеварения; до 64,5% учащихся курят и более 50,0% употребляют алкоголь. Многие студенты недостаточно ознакомлены с вредным влиянием никотина и алкоголя на организм человека.
Для реализации мероприятий по укреплению здоровья студентов структура студенческой поликлиники должна представлять собой, по нашему мнению, многопрофильное специализированное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное оказывать комплексную медицинскую помощь на всех этапах и осуществлять профилактические мероприятия. В ней должно быть пять отделений: диагностическое, профилактики, лечебное, восстановительного лечения и санитарно-эпидемиологическое. При такой структуре в наибольшей степени можно сочетать лечебные и санитарно-гигиенические вопросы медицинского обеспечения студентов в одном учреждении.
Применение современных высокоинформативных методов исследования должно быть обеспечено консультативно-диагностическими центрами города, в которые в зависимости от характера и особенностей течения заболевания могут быть направлены следующие группы больных студентов: нуждающиеся (при неясном диагнозе) в дообследовании высококвалифицированными специалистами и их консультативной помощи; в уточнении и коррекции лечения; в проведении сложных функциональных, лабораторных и инструментальных исследований, которые не могут быть выполнены в условиях студенческой поликлиники. В диагностическое отделение студенческой поликлиники должны входить следующие кабинеты: рентгеновский, функциональной диагностики, эндоскопический, ультразвукового исследования, клиническая диагностическая лаборатория и т.д.
Большая роль в деятельности студенческой поликлиники принадлежит отделению профилактики, которое организует, координирует и проводит медицинские осмотры, диспансеризацию, санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганду здорового образа жизни. В нем должны быть предусмотрены интегральная автоматизированная система диспансеризации (АСД) и профилактического обследования студентов с регистром (базой) данных и подсистемой управления индивидуальными лечебно-профилактическими мероприятиями.
В основу деятельности студенческой поликлиники положен территориально-участковый принцип, т.е. оказание медицинской помощи студентам вузов. Участком поликлиники является здравпункт вуза, который выступает ее структурным подразделением и обслуживает территорию, на которой находится учебное заведение. Основная роль при этом отводится лечебному отделению поликлиники, которое преемственно связано со здравпунктами вузов. Основными задачами специалистов отделения являются оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи студентам, участие в профилактических мероприятиях, снижение заболеваемости и т.д. Оно имеет непосредственное отношение и к госпитализации студентов. За последнее время все большее признание среди студентов находит оздоровление в условиях дневного стационара поликлиники, позволяющее сочетать учебу с лечением. Именно такие передовые формы оказания медицинской помощи должны использоваться в студенческой поликлинике. Цель дневного стационара поликлиники - квалифицированное оказание медицинской помощи пациентам, которые нуждаются в больничных условиях, но не в круглосуточном пребывании в стационаре. Объем медицинской помощи, оказываемый в этом учреждении, включает лабораторно-диагностическое обследование, медикаментозную терапию, восстановительное лечение. При этом целесообразно проводить лечение не только основных, но и сопутствующих заболеваний, а также оздоровительно-профилактическую терапию. Особое внимание следует уделять диспансерной группе больных, для которых лечение в условиях дневного стационара является профилактикой госпитализации. Оптимальным вариантом для студенческой поликлиники было бы наличие своего круглосуточного стационара, ибо используемая ныне система госпитализации студентов по месту жительства не может быть признана удовлетворительной. При большом разбросе госпитализированных студентов по городу очень сложно вести статистическую отчетность и планирование госпитальной заболеваемости. В противном случае за студенческой поликлиникой должна быть закреплена многопрофильная больница.
Одним из важнейших разделов деятельности студенческой поликлиники является организация полноценного восстановительного лечения, которое должно быть максимально приближено к студенту. Его следует проводить не только в условиях поликлиники, но и в значительной мере в здравпункте. При этом каждый здравпункт должен иметь следующие кабинеты - процедурный, мини-физиотерапии (УФО, кварц, ингаляции и т.д.), психологической разгрузки. Основное же восстановительное лечение осушествля-ется в условиях поликлиники. Оно включает ле-
чебную физкультуру, мануальную терапию, фи-зио-, рефлексо-, фито-, механо-, психотерапию; бальнеолечение, массаж, медикаментозную терапию, консультации специалистов на основе преемственности с другими отделениями. Чрезвычайно важным является продолжение поэтапного восстановительного лечения в условиях санатория-профилактория, которое, видимо, должно входить в структуру отделения восстановительного лечения студенческой поликлиники.
В санитарно-эпидемиологическом отделении (кабинеты по общей гигиене, эпидемиологический и инфекционных болезней) проводятся санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия по оптимизации условий учебного труда и быта студентов, предупреждению инфекционных заболеваний.
Таким образом, совершенствование медицинского обеспечения студентов и разработка мероприятий по его улучшению является одной из государственных задач здравоохранения Республики Татарстан.
УДК 616.314—089.843—085.849.19
Г.Р. Рувинская (Казань). Предклиническое обоснование применения низкоинтенсивного лазерного излучения инфракрасного диапазона при дентальной имплантации
Современное развитие дентальной имплантологии основывается на детальном исследовании закономерностей взаимодействия имплантатов с окружающими тканями.
Целью нашего исследования являлось изучение влияния низкоинтенсивного лазерного излучения инфракрасного диапазона на процесс репаративной регенерации в пористой структуре титанового имплантата.
В качестве имплантатов использовали 176 цилиндрических образцов пористого спеченного титана диаметром 4 мм и высотой 4 мм с конечной пористостью 72% при размере частиц от 200 до 400 мкм. Для изготовления пористых имплан-татов использовали порошок титана марки ПТЭМ-2, частицы которого имеют сложную геометрическую (кораллообразную) форму. Спекание пористых титановых имплантатов производили в двукратном режиме, стерилизовали ваку-умно-сухожаровым методом. Образцы пористого спеченного титана разделили на две группы (22 кролика). Пористые титановые имплантаты в первой группе имплантировали в кости таза без облучения, во второй - облученные имплантаты. В качестве источника лазерного излучения использовали аппарат лазерный полупроводниковый стоматологический терапевтический АЛСКПТ-01 "Оптодан", изготовленный на основе импульсного полупроводникового инжекционного лазера, излучающего в ближней инфракрасной области спектра (длина волны - 0,85-0,98 мкм, частота -до 2—3 кГц, мощность - до 4 Вт, длительность импульса - 40—100 нс). До операции проводили три сеанса облучения лазером "Оптодан" на первом канале (по 2 минуты на поле ежедневно), после операции - семь сеансов облучения области имплантации на первом канале (по 2 минуты на поле ежедневно).
Установлено, что после введения имплантата и обработки места имплантации инфракрасным
30. "Казанский мед. ж.", № 6.
465