Научная статья на тему 'Организация лекарственного обеспечения больных туберкулезом Смоленской области'

Организация лекарственного обеспечения больных туберкулезом Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
378
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Фармация и фармакология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
Ключевые слова
ТУБЕРКУЛЕЗ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / TUBERCULOSIS / PHARMACOLOGICAL SUPPORT / FUNDING

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Павлюченкова Н. А., Крикова А. В., Сахаритова Е. А.

В статье отражены особенности лекарственного обеспечения больных туберкулезом в Смоленской области. Описаны участники процесса: субъекты управления, финансирования, лекарственной помощи. Охарактеризованы отличия в системе финансирования с 2008 по 2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Павлюченкова Н. А., Крикова А. В., Сахаритова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHARMACOLOGICAL SUPPORT ORGANIZATION OF TB PATIENTS IN SMOLENSK REGION

The article reflects the features of pharmacological support of tuberculosis patients in Smolensk oblast. The participants of the process are described: the subjects of management, funding, pharmacological support. The differences between funding systems of 2008 and 2012 were characterized.

Текст научной работы на тему «Организация лекарственного обеспечения больных туберкулезом Смоленской области»

Фармация и фармакология. № 3 (10), 2015

УДК 616-002.5(470.332)+615.015

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

}Н.А. Павлюченкова, }А.В. Крикова, 2Е.А. Сахаритова

1 Смоленская государственная медицинская академия, г. Смоленск 2Смоленский противотуберкулезный клинический диспансер, г. Смоленск

PHARMACOLOGICAL SUPPORT ORGANIZATION OF TB PATIENTS IN SMOLENSK REGION

JN.A. Pavluchenkova, JA.V. Krikova, 2E.A. Sakharitova

Smolensk State Medicinal Academy, Smolensk 2Smolensk TB Clinical Dispensary, Smolensk E-mail: [email protected]

В статье отражены особенности лекарственного обеспечения больных туберкулезом в Смоленской области. Описаны участники процесса: субъекты управления, финансирования, лекарственной помощи. Охарактеризованы отличия в системе финансирования с 2008 по 2012 гг.

Ключевые слова: туберкулез, лекарственное обеспечение, финансирование.

The article reflects the features of pharmacological support of tuberculosis patients in Smolensk oblast. The participants of the process are described: the subjects of management, funding, pharmacological support. The differences between funding systems of 2008 and 2012 were characterized.

Keywords: tuberculosis, pharmacological support, funding.

Главная роль в решении задачи улучшения здоровья населения в стране отводится муниципальному сектору здравоохранения. В свою очередь, важное значение в системе оказания медицинской помощи населению имеют стационарные учреждения. Именно в них сосредоточена значительная часть материальнотехнических и кадровых ресурсов, а на их содержание расходуется большая доля средств. Обеспечение стационарных больных напрямую зависит от объемов финансирования. Кроме того, для всех стран мира признается рост одновременно эффективности и затратности стационарного звена. Отсутствие в достаточном количестве средств на здравоохранение во многих странах обуславливает необходимость поиска и внедрения способов более рационального и эффективного использования

финансовых ресурсов и приобретаемых лекарственных средств [1]. Целью исследования явилось определение особенностей системы лекарственного обеспечения больных туберкулезом в Смоленской области.

Анализ деятельности медицинских организаций для лечения больных туберкулезом проводился с использованием форм федеральной статистической отчетности: форма № 30 «Сведения о деятельности лечебно-профилактического учреждения»

(число фтизиатрических отделе-ний/кабинетов, число лиц, осмотренных на туберкулез, штатные и занятые должности медицинского персонала, число сделанных бактериоскопий, число микроскопов и т. д.); форма № 14 «Сведения о деятельности стационара» (число госпитализированных, выписанных, умерших, в том числе число

15

Фармация и фармакология. № 3 (10), 2015

проведенных аутопсий); форма № 47 «Сведения о деятельности учреждений здравоохранения» (число фтизиатрических коек, работа коек, число диспансеров, их мощность и оснащенность, число туберкулезных больниц и их работа); форма № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» (объем выделенных финансовых средств, основные источники и статьи расходов). Изучение системы финансирования противотуберкулезных мероприятий проводилось за период 2008-2012 гг.

На территории Смоленской области лекарственная помощь больным туберкулезом оказывается в Смоленском противотуберкулезном клиническом диспансере (СПКД), Рославльском противотуберкулезном диспансере (ПТД), Вяземском ПТД, Дорогобужском ПТД, Ярцевском ПТД, Тумановской туберкулезной больнице для социально дезадаптиро-ванных лиц, больных туберкулезом, а также в тубкабинетах Центральных районных больниц.

В Смоленском противотуберкулезном клиническом диспансере стационарная помощь представляется в детском отделении, рассчитанном на 40 коек, терапевтическом отделении № 1 - на 80 коек (для больных с впервые выявленным туберкулезом), терапевтическом отделении № 2 - на 35 коек (для больных хроническими формами туберкулеза легких и больных с МЛУ) и хирургическом отделении - на 45 коек (в составе отделения выделены 10 коек для больных с внелегочными формами туберкулеза). Рославльский ПТД рассчитан на 75 коек, Вяземский - на 50 коек, Дорогобужский диспансер и Тумановская больница -на 40 коек.

Лекарственное обеспечение медицинских организаций Смоленской области для лечения населения осуществляется согласно заявкам. Управление закупками осуществляется в соответствии с организационными принципами надлежащей закупки лекарств. При этом необходимо закупать в нужных количествах наиболее затратноэффективные лекарства, идентифицировать надежных поставщиков лекарственных средств (ЛС), обеспечить своевременные

поставки, закупки осуществлять с наименьшими затратами. Закупка ЛС в рамках государственного заказа представляет собой комплекс мероприятий: планирование - формирование заявок, проведение закупок (подготовка аукционной документации, ее согласование, конкурсный отбор, в том числе работа экспертной группы), контроль размещения государственного заказа и поставок ЛС в рамках заключенных государственных контрактов. Для лекарственного обеспечения противотуберкулезных диспансеров Смоленской области проводятся аукционы на поставки противотуберкулезных препаратов (ПТП) в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ [4].

Управление средствами на лекарственное обеспечение противотуберкулезными препаратами медицинских организаций гражданского сектора Смоленской области на региональном уровне осуществляется Смоленским противотуберкулезным клиническим диспансером. СПКД выступает в качестве заказчика при приобретении необходимых лекарств за счет средств регионального бюджета. Размещение заказов на поставки препаратов осуществляется согласно Федеральному закону № 44-ФЗ исключительно по международному непатентованному наименованию. Закупки лекарственных препаратов осуществляются при проведении открытого аукциона, если сумма заказа по одной сделке составляет от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. Если стоимость государственного контракта не превышает 500 тыс. руб., закупка производится путем запроса котировок (такой путь чаще применяется для закупки медицинских изделий).

Смоленский тубдиспансер осуществляет формирование сводной заявки на приобретение ПТП за счет средств федерального бюджета для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) и представляет ее в Департамент Смоленской области по здравоохранению.

Смоленский тубдиспансер формирует заявки и осуществляет закупки ПТП и за счет средств областного бюджета для лечения больных туберкулезом и в последую-

16

Фармация и фармакология. № 3 (10), 2015

щем осуществляет передачу препаратов в медицинские организации региона. Руководство деятельностью всех противотубер-

кулезных учреждений Смоленской области осуществляет Департамент Смоленской области по здравоохранению (рис. 1).

Министерство здравоохранения РФ

Департамент Смоленской области по здравоохранению

I Сводная заявка на * 1 ПТП за счет средств | . федерального I бюджета |

Контроль за расходованием средств федерального бюджета

В 33

и

» з

s g я а

“и

0) щ

Я а

5 ® 2 2

Средства областного бюджета на закупку ПТП

£ I

ё 21

в

в s

S- ч

в §.

±

I

I

h-

I

I

X

I Сводная заявка на | J ПТП за счет средств . «I федерального |

бюджета .

О

О

W

to

to

в

=

to

to

W

о

Смоленский

противотуберкулезный клинический диспансер

Контроль за расходованием средств федерального бюджета

т

ю я ® я Л в

£ и

Н

&|

u 5

“ В

св S

а g « 2

Ч Ю

в н

« 2

£ ^ С о

Н

Н

т

Заявки на ПТП

X

Медицинские

организации

Смоленской

области

— Информационные потоки (документация)

— Товарные потоки (противотуберкулезные препараты)

------ Финансовые потоки (средства бюджетов различных уровней)

Рисунок 1 - Порядок лекарственного обеспечения больных туберкулезом

Смоленской области

Стоит отметить, что с 2013 г. Департамент осуществляет закупку ПТП для больных с МЛУ за счет межбюджетных трансфертов, перечисляемых Министер-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ством здравоохранения Российской Федерации (РФ) [3]. До 2012 г. Департамент представлял заявку на ПТП для больных с множественной лекарственной устойчиво-

17

Фармация и фармакология. № 3 (10), 2015

стью в Министерство здравоохранения РФ, после чего препараты поступали в Смоленский противотуберкулезный клинический диспансер и в последующем распределялись по учреждениям региона.

Помимо указанных функций, Министерство здравоохранения определяет перечень антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов второго ряда, применяемых при лечении больных туберкулезом с МЛУ возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения больных туберкулезом с МЛУ возбудителя в субъектах РФ.

Контроль за целевым использованием учреждениями здравоохранения межбюджетного трансферта осуществляет находящаяся в ведении Министерства здравоохранения РФ Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Рос-здравнадзор).

Финансирование медицинских организаций Смоленской области, предназначенных для лечения больных туберкуле-

зом граждан в 2008 и 2009 гг. осуществлялось за счет средств регионального бюджета. В 2008 г. объем финансирования составил 2,36 млн. руб., в 2009 г. размер ассигнований был увеличен в 2,4 раза. В 2010 г. средства из регионального бюджета дополнились поставкой в рамках Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» и Национального проекта «Здоровье». Общий объем финансирования составил 18,94 млн. руб., что в 4,5 раза больше размера денежных средств, потраченных на борьбу с туберкулезом в Смоленской области в 2009 г. В 2011-2012 гг. количество денежных средств было увеличено за счет реализации «Региональной программы модернизации здравоохранения Смоленской области на 20112012 годы». Объем финансирования за счет средств программы составил в 2011 г. 40,6 млн. руб., в 2012 г. - 48,2 млн. руб. При этом сохранялось поступление денежных средств в рамках подпрограммы «Туберкулез» и финансирование из федерального бюджета (рис. 2).

2008 2009 2010 2011 2012

Годы

□ Федеральный бюджет

□ Областной бюджет

Рисунок 2 — Финансирование противотуберкулезных мероприятий в Смоленской области в 2008-2012 гг.

Установлено, что основной вклад в лекарственное обеспечение больных туберкулезом вносят средства областного бюджета, финансирование из федерального

бюджета превалировало только в 2010 г. (85% общей суммы ассигнований).

В 2011 и 2012 гг. соотношение между федеральным бюджетом и бюджетом Смо-

18

Фармация и фармакология. № 3 (10), 2015

ленской области в распределении расходов составило 19 : 81, 29 : 71% соответственно.

Приказом Департамента Смоленской области по здравоохранению утверждена Ведомственная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Смоленской области» на 2012-2014 гг. В задачи Программы входит повышение уровня диагностики и лечения больных туберкулезом. В качестве целевых показателей включены: увеличение в Смоленской области доли случаев прекращения бактериовыделения в общем числе случаев бактериовыделения: 2012 г. до 62 %; 2013 г. до 63 %; 2014 г. до 64 %; снижение смертности от туберкуле-

за по Смоленской области: 2012 г. до 21,6; 2013 г. до 21; 2014 г. до 20,5 на 100000. Общий объем финансирования программы по региону должен составить 19,8 млн.

руб. [2].

Реализация мероприятий программы, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности борьбы с туберкулезом в Смоленской области, внедрению в медицинскую практику эффективных методов раннего выявления больных туберкулезом, увеличению доли пациентов, прекративших бацилловыделение, что позволит достигнуть снижения уровня заболеваемости, смертности и распространенности данного заболевания.

Выводы

Таким образом, Смоленская область в отличие от ряда регионов не является участником пилотного проекта по одноканальному финансированию. Средства на лекарственное обеспечение больных туберкулезом поступают из федерального и регионального бюджетов. Превалируют ассигнования из средств области. Управление средствами на лекарственное обеспечение противотуберкулезными препаратами медицинских организаций Смоленской области осуществляется Смоленским противотуберкулезным клиническим диспансером под контролем Росздравнадзора.

Библиографический список

1. Пичхадзе, Г.М. Формулярная система: опыт внедрения и перспективы / Г.М. Пи-чхадзе, Э.М. Сатбаева, Л.В. Кисарь // Рос. мед. журн.- 2012. - № 2. - С. 7-10.

2. Приказ Департамента Смоленской области по здравоохранению № 1318 от 18 но-

ября 2011 г. Об утверждении ведомственной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Смоленской области» на 2012-2014 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admin-smolensk.ru/~zdrav/

s_normpravdocs/departament/ 2011/2011-11-18_1318.pdf.

3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 795н г. от 28 октября 2013 г. Об утверждении перечня закупаемых за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при лечении больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155023/.

4. ФЗ РФ № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165972/.

19

Фармация и фармакология. № 3 (10), 2015

* * *

Павлюченкова Надежда Александровна - старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации Смоленской государственной медицинской академии. Область научных интересов: маркетинговые, фармакоэкономические исследования. E-mail: [email protected].

Крикова Анна Вячеславовна - доктор фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации Смоленской государственной медицинской академии. Область научных интересов: фармакология, маркетинговые исследования. Email: [email protected].

Сахаритова Елена Александровна - заместитель главного врача по медицинской части ОГБУЗ «Смоленский противотуберкулезный клинический диспансер». Область научных интересов: проблемы эпидемиологии, диагностики, клиники и лечения туберкулеза, организации лекарственного обеспечения. E-mail: [email protected].

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.