УДК 615.12:616.002.5
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
И.С. Панова*, С.Л. Кремлев**, Г.Г. Кетова**
*Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер, **Челябинская государственная медицинская академия
Особенностью лечения и профилактики туберкулеза является применение конкретного перечня лекарственных препаратов на всех этапах фармакотерапии. Регулярное обеспечение качественными противотуберкулезными препаратами сокращает частоту неудач противотуберкулезной терапии. Лекарственное обеспечение противотуберкулезных учреждений Челябинской области осуществляется из нескольких источников финансирования: бюджета субъекта Российской Федерации, федеральных программ. Лекарственное обеспечение строится на двух принципах: централизованное распределение противотуберкулезных препаратов, полученных по федеральным программам, и самостоятельный закуп лекарственных средств за счет бюджета лечебного учреждения.
Ключевые слова: лекарственное обеспечение, туберкулез, клиническая фармакология, формуляр, противотуберкулезные препараты, финансирование, бюджет, оптимизация расходов.
Особенностью лечения и профилактики туберкулеза является применение конкретного перечня лекарственных препаратов на всех этапах фармакотерапии. Регулярное обеспечение качественными противотуберкулезными препаратами сокращает частоту неудач противотуберкулезной терапии. В соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2009 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» все противотуберкулезные препараты разделены на препараты основного (первого) ряда: изониазид, рифампицин, пирази-намид, этамбутол, стрептомицин; препараты резервного (второго) ряда: протионамид, канамицин, амикацин, капреомицин, циклосерин, рифабутин, парааминосалициловая кислота, фторхинолоны. Наличие противотуберкулезных препаратов первого и второго рядов в достаточном количестве для непрерывного лечения всех форм туберкулеза -основная задача лекарственного обеспечения.
Лекарственное обеспечение противотуберкулезных учреждений Челябинской области осуществляется из нескольких источников финансирования: бюджета субъекта РФ, Областной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Челябинской области»; подпрограммы «Туберкулез»; подпрограммы «Туберкулез» федеральной целевой программы (ФЦП) «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями»; Национального проекта (НП) «Здоровье», в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствова-
ние оказания специализированной медицинской помощи.
Лекарственное обеспечение строится на двух принципах: централизованное распределение противотуберкулезных препаратов, полученных по федеральным программам, и самостоятельный закуп лекарственных средств за счет бюджета лечебного учреждения.
За счет средств бюджета Российской Федерации (ФЦП и НП) происходит насыщение противотуберкулезными препаратами второго ряда. Бюджет субъекта РФ в рамках расходов на лекарственное обеспечение покрывает расходы на противотуберкулезные препараты (в основном первого ряда, частично второго ряда), а также расходы на лекарственные препараты других групп.
В течение периода с 2009 по 2011 годы происходило увеличение финансирования противотуберкулезной службы в основном за счет средств федеральных программ (см. рисунок).
Точный расчет потребности в противотуберкулезных препаратах для достижения «непрерывности лечения» является одной из важных проблем в лекарственном обеспечении противотуберкулезных учреждений. Увеличение объемов финансирования требует рационального распределения средств (лекарственных препаратов) на всех этапах лечения больного туберкулезом - стационарном и амбулаторном. До 2009 года применялся расчет необходимого количества препаратов по группам диспансерного учета. С 2010 года в целях эффективной реализации мероприятий приоритет-
Проблемы здравоохранения
Объемы финансирования противотуберкулезной службы Челябинской области в период 2009-2011 годы (тыс. руб.)
ного национального проекта «Здоровье» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направило рекомендации по расчету потребности в противотуберкулезных лекарственных препаратах на год. Унифицированный способ расчета потребности в противотуберкулезных препаратах 1-го и 2-го ряда для лечения больных туберкулезом, химиопрофилактики, про-тиворецидивных курсов, тест терапии, лечения осложнений иммунизации БЦЖ основан на учете числа лиц, зарегистрированных для лечения или получивших профилактические курсы противотуберкулезными препаратами (ПТП), стандартного режима химиотерапии, среднего количества лекарственных препаратов на курс, длительности лечения, наличия запасов лекарственных препаратов на конец года и планов поставок их из разных источников. Разработана унифицированная электронная форма расчета с заложенными неизменяемыми формулами и коэффициентами для автоматического расчета потребности ПТП в любом субъекте Российской Федерации (методические рекомендации МЗ РФ). В соответствии с рекомендациями проводится расчет годовой потребности в противотуберкулезных препаратах для противотуберкулезных учреждений Челябинской области.
Обеспечение лечебных учреждений противотуберкулезными препаратами первого ряда в период с 2009 по 2011 годы проходило по двум направлениям. Большую долю учреждения получали за счет средств областной целевой программы. При этом закуп препаратов проходил централизованно, необходимое количество лекарственных средств поступало по разнарядке, составленной на основании количества больных, получающих лечение в данной территории. Часть препаратов
закупалась за счет средств учреждения. Однако в течение всех лет сохранялся дефицит препаратов как первого ряда, так и второго.
С ноября 2010 года в Челябинской области стартовала программа по лечению больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ туберкулез). Электронная форма расчета потребности в противотуберкулезных препаратах позволяет вести точный учет количества препаратов для данной категории больных (4 режима терапии, приказ Минздрава России от 21.03.2003 года № 109). Поступление противотуберкулезных препаратов второго ряда и антибактериальных средств для обеспечения 4 режимов терапии за счет средств федеральных программ позволило развернуть лечение больных с МЛУ туберкулезом по интенсивной фазе и фазе продолжения в полном объеме. Количество больных, лечение которых по данной программе стало возможным, увеличилось за 2009-2011 годы.
Обеспечение лечения больных с МЛУ туберкулезом в полном объеме и непрерывно за счет средств только субъекта Федерации не представлялось возможным из-за высокой стоимости как каждого препарата в отдельности, так и всего курса лечения в целом.
Поступление препаратов из разных источников финансирования, особенности терапии туберкулеза (длительность и непрерывность курса лечения), строгий учет больных на всех этапах лечения (в том числе при перемещении пациентов по территории Челябинской области) требуют принятия ответственных решений в лекарственном обеспечении противотуберкулезной службы в условиях дефицита бюджета.
В настоящее время задачи учета, распределения, в зависимости от этапа лечения (стационар-
94
Вестник ЮУрГУ, № 28, 2012
Панова И.С., Кремлев С.Л., Кетова Г.Г.
Комплексная оценка лекарственного обеспечения противотуберкулезных учреждений...
ный, амбулаторный) и количества больных, отслеживания остатков противотуберкулезных препаратов, полученных за счет средств бюджета Российской Федерации, а также приобретенных за счет средств субъекта Федерации, решает отделение клинической фармакологии совместно с заместителем главного врача по медицинской части ГБУЗ «Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер.
Работа отделения клинической фармакологии в части лекарственного обеспечения ведется с внедрением современных технологий. Обеспечена связь (электронная почта, факс) со всеми противотуберкулезными учреждениями (с лицами, ответственными за лекарственное обеспечение). Необходимые сведения по наличию препаратов, количеству больных, находящихся на лечении в ЛПУ, представляются в соответствии с утвержденным графиком. Широко применяются программные продукты для оптимизации работы отделения (1С, свободный закуп, раттБиИ, электронные формы расчетов потребности в ПТП и прочие).
С 2010 года составлен регистр больных МЛУ туберкулезом. Каждый больной с МЛУ туберкулезом обеспечен непрерывной терапией. Это организовано системой «подушевого» учета противотуберкулезных препаратов 4-го ряда в каждом учреждении. Регулярная подача сведений о количестве больных (в том числе убытии в другую территорию) и остатках препаратов позволяет рационально использовать средства федеральных программ. Созданы условия для «движения препаратов за больным». Проводятся консультации фтизиатров всех уровней по оптимизации лекарственной терапии МЛУ туберкулеза с учетом индивидуальной чувствительности к препаратам, сопутствующей патологии, возраста, веса больного. Эти мероприятия позволяют повысить комплаенс у пациентов при длительной терапии туберкулеза (до двух лет).
В течение последних трех лет во всех противотуберкулезных учреждениях Челябинской области внедрен АВС/УБМ анализ. Его результаты наглядно продемонстрировали «узкие места» в самостоятельном закупе лекарственных средств учреждениями. Отделением клинической фармакологии ведется непрерывная консультативная работа по оптимизации самостоятельного закупа. Повсеместно внедрены Формулярные перечни учреждений. Ежегодно ведется их обновление в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи.
В отделении клинической фармакологии ведется активная работа по внедрению стандартов лечения туберкулеза, решение спорных вопросов в терапии. Разработаны схемы лечения гепатотокси-ческих реакций на противотуберкулезные препараты (в зависимости от степени тяжести). Повсеместное внедрение этих схем позволило значительно снизить расход средств на гепатопротекторы.
Значительная часть средств бюджета учреждения расходуется на антибактериальные средства. Ведение микробиологического мониторинга совместно с эпидемиологом и врачом-бактериологом позволяет рационализировать антибактериальную терапию и оптимизировать расходы на данную группу лекарственных средств.
Совместная работа лиц, ответственных за лекарственное обеспечение в противотуберкулезных учреждениях Челябинской области, и врачей отделения клинической фармакологии ГБУЗ «Челябинский областной противотуберкулезный диспансер» как ведущего учреждения позволяет оптимизировать расходы в условиях дефицита бюджета и более рационально использовать имеющиеся в арсенале лекарственные препараты.
Поступила в редакцию 17 мая 2012 г