Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 2 (357). История. Вып. 62. С. 94-100.
УДК 930 ББК 63.1
В. А. Калинин
ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛАГЕРЯХ ГУЛАГА НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРАНСПОЛЯРНОЙ МАГИСТРАЛИ ЧУМ-САЛЕХАРД-ИГАРКА (1947-1953 ГОДЫ)
Одним из наиболее ярких исторических феноменов послевоенного этапа в эволюции ГУЛАГа в сфере идеологической и культурно-массовой работы стала деятельность театрально-музыкальных учреждений Северного управления лагерей железнодорожного строительства (СУЛЖДС), занимавшегося возведением Трансполярной железной дороги Чум (Воркута)-Салехард-Игарка. Закрытие театра произошло в 1950 г., а через два с половиной года строительство Трансполярной магистрали было полностью прекращено.
Ключевые слова: Трансполярная железная дорога Чум (Воркута)-Салехард-Игарка; культурно-воспитательный отдел; ГУЛАГ; музыкально-драматический театр.
За последние годы в исследовательский процесс вовлечено большое количество документов из центральных и региональных государственных и ведомственных архивов по теме функционирования советской уголовно-исправительной системы в так называемый «гулаговский» период 1918-1961 гг.
В то же время, несмотря на то, что исследовательский процесс идет достаточно интенсивно, остается еще немало «белых пятен», а многие актуальные темы остаются на периферии внимания научного сообщества.
Одним из самых амбивалентных вопросов остается проблематика, связанная с функционированием исправительной системы. В рамках этой темы вызывают повышенный интерес те моменты в эволюции лагерной системы, которые не нашли должного отклика у исследователей в 80-90-е гг. ХХ в., когда эта проблематика разрабатывалась наиболее интенсивно.
В это связи есть смысл обратиться к феномену строительства Трансполярной железной дороги Чум (г. Воркута) - Салехард-Игарка. Реальность такова, что по фактическим затратам, которые составили в общей сложности около 7 млрд р., это был один из крупнейших строительных проектов ГУЛАГа. В то же время строительство магистрали до последнего времени не вызывало должного внимания исследователей. До сих пор по теме возведения Трансполярной железной дороги не защищено ни одной диссертации. Одним из наименее изученных моментов в ходе строительства железной дороги Чум-Салехард-Игарка остается организация культурно-воспитательной работы среди за-
ключенных, принимавших участие в этом грандиозном проекте.
Вопрос организации в лагерях ОГПУ-НКВД-МВД СССР культурно-воспитательной работы (КВР) изучен, на наш взгляд, недостаточно глубоко и объективно, в выводах исследователей по этой теме часто присутствуют эмоциональные оценки и смысловые клише. В исследовательской литературе приходится встречать и безапелляционные утверждения о фактическом отсутствии культурно-воспитательной работы как направления в деятельности администрации лагерей.
Так, Э. Эппелбаум утверждает: «Подавляющее число мемуаристов либо не упоминают о КВЧ (культурно-воспитательная часть - В. К.) вовсе, либо высмеивают её»1.
Как считает исследователь этой проблематики В. Миронова, культурно-воспитательная работа «во многом была фиктивной»2.
Однако анализ практики деятельности КВЧ в лагерях ГУЛАГа свидетельствует, как минимум,
0 наличии такого направления в работе исправительно-трудовых лагерей. Вполне прослеживается эволюция, хронология культурно-воспитательной работы как направления деятельности администрации лагерей. Результаты этой работы зафиксированы в различных официальных документах системы ГУЛАГа, в источниках личного происхождения, как заключенных, так и бывших сотрудников исправительной системы.
Существовавшая система отчетности ИТЛ обязывала руководство лагерей и начальников
1 Эппелбаум, Э. Паутина большого террора. С. 236.
2 Миронова, В. Г. Культурно-воспитательная работа в лагерях ГУЛАГа... С. 31.
культурно-воспитательных отделов строго фиксировать начальные показатели деятельности КВО и КВЧ и их развитие на временных отрезках. Даже с учетом предположения о том, что работники культурно-воспитательных отделов и культурно-воспитательных частей ИТЛ могли прибегать к припискам и завышать количество прочитанных лекций, докладов и выпусков стенгазет, невозможно было кардинально исказить картину реальной практики их повседневной деятельности. К примеру, показатели по рационализаторским предложениям, количеству работников, получивших дефицитные специальности, посетивших киносеансы, театральные постановок и т. д. могли быть фальсифицированы с большим трудом, так как включались в отчетность независимых от КВО и КВЧ подразделений лагеря, а также организаций, не входивших в систему ГУЛАГа.
Политика советского государства 30-40-х гг. прошлого века, опирающаяся на тезис об обострении классовой борьбы на этапе перехода к коммунистическому обществу, была ориентирована на жесткое подавление любых форм социального протеста. В этот период Совнарком и НКВД принимают ряд государственных и ведомственных нормативных актов, регулирующих содержание заключенных в местах лишения свободы. В этих документах нашли законодательное закрепление особая роль карательно-исправительных органов и ужесточение методов работы с заключенными1.
Основным организующим началом в осуществлении культурно-воспитательной работы в лагерях ГУЛАГа было административное руководство подразделениями, отвечающими за проведение этого направления деятельности со стороны вышестоящих структур. В первую очередь администрирование осуществлялось культурно-воспитательным отделом ГУЛАГа (КВО ГУЛАГа), а также КВО «главков» и «лагерных объединений» - в ситуации со строительством Трансполярной железной дороги - СУЛЖДС, так как культурно-воспитательного отдела в штате ГУЛЖДС (Главное управление лагерей железнодорожного строительства) предусмотрено не было 2.
Администрирование строилось на использовании имеющейся системы нормативно-правовых актов общесоюзного и ведомственного уровня, которые определяли идеологию, цели и задачи, формы и методы культурно-воспитательной работы, условия её реализации среди различного контингента заключенных. Свод законодательных норм
1 Крашенинникова, Я. В. Тюрьмы, лагеря... С. 97.
2 ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 9407. Оп. 1. Д. 1356. Л. 10.
дополнялся большим количеством ведомственных локальных актов, конкретизируя условия проведения культурно-воспитательной работы.
Среди таких локальных актов - приказы руководства ГУЛАГа, КВО ГУЛАГа, КВО ИТЛ, циркулярные письма, отчеты инспектирующих комиссий с перечислением недостатков, подлежащих исправлению, акты проверок состояния культурно-воспитательной работы и т. д.3
Среди основных нормативно-правовых актов, определяющих цели и задачи КВР, особое место занимает «Положение о культурно-воспитательной работе в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД», утвержденное приказом НКВД СССР № 0161 от 20 апреля 1940 г. «Положение.» объявляло приоритетами деятельности политотделов и КВО-КВЧ: а) перевоспитание заключенных, осужденных за бытовые и должностные преступления на основе высокопроизводительного общественно полезного труда; б) содействие наиболее эффективному и рациональному использованию труда для выполнения и перевыполнения производственных планов4.
Учитывая огромное количество регулирующих документов, у руководства исправительно-трудовых лагерей, инспекторов культурно-воспитательных частей на местах были ограничены возможности для реализации собственных инициатив в этом направлении деятельности. Однако, как свидетельствует практика работы КВО-КВЧ, формы и методы работы адаптировались к конкретной ситуации, менялись в ходе эволюции лагерной системы.
В послевоенный период в практику работы исправительных учреждений достаточно много новаций. Инструкция 1947 г. «О режиме содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР» главными задачами КВР объявляла: а) перевоспитание заключенных на основе высокопроизводительного общественно-полезного труда; б) проведение мероприятий, способствующих улучшению бытовых условий содержания заключенных и всемерному укреплению трудовой дисциплины и установленного режима; в) содействие эффективной и рациональной организации труда заключенных на производстве; г) повышение общекультурного уровня заключенных и организация их досуга5.
Распоряжением Министра внутренних дел Союза ССР от 24 ноября 1949 г. № 745 были утверж-
3 ГАРФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 1356. Л. 1.
4 Цит. по: Кутепов, С. В. Правовые основы деятельности исправительно-трудовых колоний. С. 18.
5 ГУЛАГ: Главное управление лагерей. С. 19.
дены Временные указаниях о работе культурно-воспитательных отделов, отделений и частей в ИТЛ, УИТЛ и К и ОИТК МВД-УМВД, которые определили формы участия заключенных в культурно-воспитательной работе. В качестве основного организующего органа самодеятельности заключенных выступает теперь культсовет, членами которого назначаются руководители общественных секций: производственно-массовой, санитарно-бытовой, культмассовой, физкультурной. Культсовет возглавлял начальник или инспектор культурно-воспитательной части1.
Разработанные и опробованные на практике формы и методы работы КВО затем находили свое воплощение в ходе реализации масштабных производственных и транспортных проектов, ударной силой которых становились строители-заключенные.
4 февраля 1947 г. на заседании Совета Министров СССР было принято постановление № 228-104-сс «О производстве проектно-изы-скательских работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Пе-чорской магистрали до порта». Таким образом, предполагалось продлить Печорскую (СевероПечорскую) железную дорогу дальше на восток - от станции Чум в Коми АССР (80 км на восток от Воркуты) до посёлка Мыс Каменный на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком национальном округе, где планировалось построить морской порт.
Железная дорога должна была связать европейскую часть страны с полуостровом Ямал, расположенным на Крайнем Севере, за Уральским хребтом, в зоне вечной мерзлоты. По свидетельству начальника Северной экспедиции Петра Татаринцева, изложенному в пояснительной записке, соединить порт за полярным кругом с промышленными районами СССР надёжной транспортной артерией планировалось ради решения народно-хозяйственных задач2.
В 1948 г. изыскатели пришли к выводу, что в устье Оби полноценный порт построить невозможно. Постановлением Совмина СССР № 384135 сс от 29.01.1949 г. изменилось направление трассы. Теперь траектория Трансполярной дороги проходила через Салехард и Надым к устью Енисея. История строительства Чум-Лабытнанги-Мыс Каменный на этом закончилась, начиналась
новая, ещё более масштабная эпопея по возведению железной дороги Салехард-Игарка3.
При строительстве Трансполярной магистрали в период 1947-1953 гг. применение исключительно административно-карательных методов по отношению к заключенным нельзя считать характерным явлением. Документы говорят о том, что в этот период, в отличие от эпохи конца 1930-х гг., превалировал более гибкий подход в вопросе стимулирования трудовой активности осужденных, их мотивации на высокие производственные достижения, в условиях соблюдения требований режима заключения.
Сотрудники культурно-воспитательного отдела Северного управления лагерей железнодорожного строительства, заключенные которого составляли подавляющую часть контингента строителей Трансполярной железной дороги Чум-Салехард-Игарка, практиковали различные формы и методы культурно-воспитательной работы, достаточно насыщенные по содержанию, учитывая место их осуществления - лагеря, разбросанные в приполярной тундре.
Основным показателем деятельности лагерных подразделений СУЛЖДС - Обского и Енисейского ИТЛ - было выполнение плана строительства. Достигаться необходимый результат должен был в рамках производственно-массовой работы непосредственно в лагерных пунктах. Основными формами производственно-массовой работы официально считались развертывание трудового соревнования, обмен положительным опытом, развитие рационализаторской и изобретательской деятельности4.
Реальной основой для создания стимула к выполнению производственных планов была система зачетов рабочих дней5. В соответствии с «зачетной» системой заключенный своим ударным трудом мог сократить срок пребывания в лагере на 1/3 или даже на 1/26.
Именно «зачетная» система стала главным механизмом для организации трудового соревнования и основным источником для реализации различных направлений производственно-массовой работы. Зачеты в первую очередь интересовали заключённых в любых ситуациях, связанных с их пребыванием в лагере.
Говоря об отношении основной массы заключенных к труду, к системе его стимулирования лагерной администрацией, бывший заключенный,
1 Гриценко, В. История «Мертвой дороги». С. 125.
2 Центральный музей железнодорожного транспорта г. С-Петербург // Архив инженера Татаринцева, Пояснительная записка от 1965 г. С. 4.
3 Гриценко, В. Н. История «Мертвой дороги».
4 ГАРФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 571. Л. 63.
5 ГАРФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 1356. Л. 13.
6 Стройка № 503. С. 110.
С. 39.
работавший на строительстве Трансполярной дороги, И. Д. Марманов свидетельствует: «Заключенные работали с энтузиазмом, работали за свободу. Обычных заключенных на работе брал азарт, потому что нам сказали: "Там, на Игарке, все пойдёте домой". Перевыполнение плана поощрялось. В том числе порою и неформально. Например, бригаду, выполнившую за смену две нормы, у входа в зону встречал небольшой самодеятельный духовой оркестр, и не производился индивидуальный шмон на вахте»1.
Проведение культурно-воспитательной работы тесно увязывалось и с задачами укрепления режима содержания заключенных. Надзор за умонастроениями в среде заключенных был важнейшей задачей сотрудников КВО/КВЧ.
Как отмечалось в отчетных документах КВО Енисейского ИТЛ, «для обеспечения режима заключенных КВО-КВЧ использует все виды и формы культурно-воспитательной работы, индивидуальные и групповые беседы, стенную печать и наглядную агитацию»2.
Усилия работников КВО/КВЧ СУЛЖДС, в соответствии с указаниями руководства ГУЛАГа, были направлены на создание определенной морально-психологической атмосферы, закрепления в сознании заключенных - строителей Трансполярной железной дороги - представлений о значении магистрали для развития страны,
0 взаимосвязи эффективности и качества труда с личностными перспективами осужденных. В определённом смысле, в соответствии со стандартами своего времени, это была системная работа, достигавшая необходимого эффекта.
По воспоминаниям Ивана Марманова, «пропагандисты называли дорогу "Чум-Салехард-Игарка" Сталинской, чтобы каждый самый малообразованный карманник представлял важность этой стройки и весомость обещания о предоставлении каждому свободы. Весомость обещаний подтверждалась ГУЛАГовской прессой. Газеты регулярно оповещали об итогах строительства. Буквально до одного метра указывали о прокладке пути, о строительстве мостов, станций депо. И тут же назывались отличившиеся колонны и бригады, назывались победители соревнований, оговаривалось количество заключенных, вышедших на свободу по зачетам рабочих дней. Именно эта пропаганда, рождающая веру в лучшее, сыграла ту роль, что резко снизилось число побегов, лагерных убийств и самоубийств»3.
1 Марманов, И. Страна деревянного солнца. С. 12.
2 ГАРФ. Ф. 9408. Оп. 2. Д. 1324. Л. 98.
3 Марманов, И. Там же.
В Печорском ИТЛ, непродолжительное время входившего в состав СУЛЖДС, издавалась и распространялась в газета «За полярную магистраль»4. Кроме газеты, в ИТЛ в обязательном порядке издавали «Производственный бюллетень», в котором отражались показатели работы в рамках трудового соревнования заключенных, а также различные «Молнии», «Боевые листки», имевшие информационный характер, и стенгазеты сатирической направленности -«Крокодил», «Сатирическая газета»5.
Кроме предписаний руководства ГУЛАГа, собственных представлений об эффективности методов культурно-воспитательной работы, сотрудники КВЧ пытались хотя бы отчасти ориентироваться и на запросы заключенных. Для этого организовывалось что-то вроде системы обратной связи: «На 63 колонне в 5-м отделении Обского ИТЛ в Красном уголке заведен журнал, в котором з/к должны писать свои пожелания», сообщает в своем отчете за 1949 г. по проверке деятельности СУЛЖДС в сфере культурно-воспитательной работы зам. начальника ГУЛЖДС подполковник Хомчик6.
Идеологическое содержание культурно-воспитательной работы на Трансполярной магистрали не выходило за рамки инструкций и циркуляров МВД, однако конкретные формы и направления деятельности, их интенсивность и специфика часто зависели от воли лагерного начальства.
Одним из приоритетных направлений деятельности культурно-воспитательных подразделений СУЛЖДС в 1947-1948 гг. стала работа по обучению заключенных техническим специальностям. Именно рабочих и техников «узкой» специализации остро не хватало на строительстве. В ответ на этот вызов работники КВО вместе с инженерно-техническими сотрудниками СУЛЖДС организовали масштабное обучение дефицитным специальностям. Для этого в Северном Управлении организовали учебный комбинат (Учкомбинат)7.
За второе полугодие 1948 г. Учкомбинат подготовил 1567 специалистов (для сравнения общая численность заключеных в СУЛЖДС на 31.12.1948 г. - 48195 человек). В учебном комбинате обучали машинистов и механиков экскаваторов, карбюраторщиков и водителей, машинистов локомобилей и бетонщиков, газорезчиков и токарей. Учили даже на экономистов и взрывников. Всего обучение велось
4 Горчева, А. Ю. Пресса ГУЛАГа (1918-1955 гг.). М., 2009. С. 144.
5 ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 571. Л. 20.
6 ГАРФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 1324. Л. 20.
7 ГАРФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 888. Л. 189.
по 25 специальностям. Во втором полугодии 1948 г. курсы подготовки прошли 259 плотников, 18 машинистов локомобилей, 17 водителей, 35 карбюраторщиков, 30 специалистов по взрывным работам. Продолжали обучение 60 машинистов экскаваторов, 30 станочников и 25 механников экскаваторов и т. д. Большая часть обучалась на рабочем месте в рамках производственного процесса, а в Учкомбинате они только сдавали экзамены, однако специалисты по сложным и дефицитным направлениям, таким как машинист экскаватора, взрывник, карбюраторщик, на время обучения от работы освобождались1.
Разработка и реализация направлений культурно-воспитательной работы в лагерях СУЛЖДС, конкретных мероприятий были обусловлены как объективными условиями организации производственного процесса, лагерного режима, особенностями быта, так и потребностями заключенных, наличием исполнителей. Порой содержание работы лагерных КВЧ облекалось в неожиданные формы.
Одним из наиболее ярких культурно-исторических феноменов стройки стал театр СУЛЖДС. Вдохновителем и создателем театра на строительстве Трансполярной дороги был легендарный «дядя Вася» - Герой Социалистического Труда, полковник МВД, начальник Северного управления лагерей железнодорожного строительства Василий Барабанов. Созданный в 1947 г., театр СУЛЖДС в 1949-50 гг. стал самым ярким культурным феноменом Ямало-Ненецкого национального округа и северных территорий Красноярского края. В афишах учреждение скромно именовалось «Театром управления Строительства 501».
На сцене заполярного театра шли оперетты -«Запорожец за Дунаем», «Наталка - Полтавка», «Цыганский барон», сцены из «Лебединого озера», «Русалки». «В театре, бывало, давали по два спектакля в день: утром и вечером. Это требовало усиленных репетиций. Раньше других слабели артисты балета - сперва танцовщики-мужчины, потом и балерины. Заболевших ставили на УДП (усиленное дополнительное питание), но это было столь слабым подспорьем, что театр и зрители несли потерю за потерей»2.
Несмотря на большую популярность театра не только среди заключенных, но и вольнонаемных, весной 1950 г. театр закрыли, а актеров разбросали по разным лагерным отделениям стройки. На строительство другой стройки коммунизма убыл покровитель театра, Василий Барабанов, а новое
1 ГАРФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 888. Л. 189.
2 Штильмарк, Р. Крепостной театр. С. 8.
руководство не усмотрело в творчестве актеров и музыкантов острой необходимости для проекта.
Практика работы КВО-КВЧ в лагерях ГУЛАГа воспринималась контингентом заключенных главным образом как навязываемый сверху вариант официальной пропаганды в условиях неволи, как дополнительную нагрузку ко всем «прелестям» жизни за колючей проволокой, но это не дает повода говорить о том, что сама эта деятельность отсутствовала или велась исключительно формально.
Изменения форм и методов культурно-воспитательной работы в общей хронике ГУЛАГа были долгим и противоречивым процессом. От спонтанной реакции сотрудников политотделов и руководства лагерей на ситуацию, связанную с массовым наплывом заключенных, которых предписывалось не только принуждать к труду, но еще и воспитывать, в 1920-х гг. профессиональная деятельность работников КВО/КВЧ эволюционировала в своем развитии до уровня организационной системы в конце 1940-х гг. В рамках организации культурно-воспитательной работы на поздних этапах функционирования ГУЛАГа сложилась сложная система норм и традиций, регулирующих цели, задачи, формы осуществления этой деятельности, основанная на нормативно-правовых предписаниях, изучении практики работы КВО-КВЧ в лагерях и распространении «передового» опыта.
В целом, весь комплекс форм и методов культурно-воспитательной работы в рамках исправительной системы был направлен в первую очередь на выполнение с должным качеством производственных заданий в рамках доведенных сверху планов. Лагерное руководство в осуществлении культурно-воспитательной работы делало значительный акцент на поддержании режима заключения. Несмотря на необычайно жесткие нормы содержания контингента заключенных и строгое дозирование культурных благ, как показывает практика работы сотрудников КВО/ КВЧ СУЛЖДС, администрациям лагерей ставились задачи по воспитанию осужденных, по их «окультуриванию» в соответствии со стандартами и ценностями той эпохи.
Система отчетности была построена таким образом, что отвечать за свою работу КВО/КВЧ необходимо было в комплексе - статистика должна была демонстрировать как результаты трудового соревнования, так и количество поставленных спектаклей и проведенных литературных конфе-ренций3.
3 ГАРФ. Ф. 9408. Оп. 2. Д. 1324. Л. 98.
В «борьбе» между жестким характером нормативно-регулирующих предписаний, основанных на декларации норм и санкций за их нарушения, и инициативным характером реализации конкретных форм и методов, которые использовали сотрудник КВО/КВЧ на местах, и видится главное противоречие и историческая «ценность» содержания культурно-воспитательной работы в лагерях ГУЛАГа.
Многим участникам культурно-воспитательной работы из среды заключенных - артистам,
музыкантам, литсотрудникам, режиссерам театра - «бурная» деятельность КВЧ в лагпунктах СУЛЖДС помогла физически выжить.
В то же время интенсивность и разнообразие форм культурно-воспитательной работы, за исключением зачетной системы, крайне незначительно влияли на общий фон лагерной жизни и судьбу подавляющего числа заключенных, занятых на строительстве Трансполярной магистрали.
Библиографический список
1. ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М., 2002. С. 19.
2. Горчева, А. Ю. Пресса ГУЛАГа (1918-1955 гг.). М., 2009. С. 144.
3. Гриценко, В. История «Мертвой дороги» / В. Гриценко, В. Калинин. Екатеринбург, 2010. С. 125.
4. Крашенинникова, Я. В. Тюрьмы, лагеря и колонии России / Я. В. Крашенинникова, М. Г. Дет-ков. М. : Вердикт М, 1999. С. 97.
5. Марманов, И. Страна деревянного солнца. Тюмень, 2008. С. 12.
6. Миронова, В. Г. Культурно-воспитательная работа в лагерях ГУЛАГа НКВД-МВД СССР в 1930-1950-е годы (на материале Иркутской области) : дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2004.
7. Кутепов, С. В. Правовые основы деятельности исправительно-трудовых колоний в период 4050-х годов. М., 1999. С. 18.
8. Стройка № 503 (1947-1953 гг.). Документы. Материалы. Исследования. Вып. 3. Красноярск, 2012. С. 110.
9. Штильмарк, Р. Крепостной театр. Игарка, 2001. С. 12.
10. Эппелбаум, Э. Паутина большого террора. М., 2006. С. 236.
Сведения об авторе
Калинин Вячеслав Алексеевич - главный специалист «Газпромнефть Научно-Технический Центр» (г. Санкт-Петербург), соискатель Института истории Сибирского отделения РАН.
v.kalinin69@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 2 (357). History. Issue 62. P. 94-100.
CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE GULAG CAMPS IN THE CONSTRUCTION OF TRANSPOLAR RAILWAY CHUM-SALEKHARD-IGARKA IN 1947-53
V V Kalinin
External Doctorate Student of the Institute of History, Siberian Branch of the RAS. v.kalinin69@mail.ru
The emergence of theatrical-musical institutions in the Northern Administration of the Prison Camps of Railroad Construction, which dealt with Transpolar Railway Chum (Vorkuta) - Salekhard - Igarka, became one of the brightest phenomena of the post-war phase of the GULAG's evolution in the sphere of ideological and cultural work among the masses. The theater was closed in 1950, and two and a half years later the construction of the Transpolar Railway was completely abandoned.
Keywords: Transpolar Railway Chum (Vorkuta) - Salekhard - Igarka; Cultural and Educational Department; GULAG; Musical-dramatic Theater.
References
1. GULAG: Glavnoe upravlenie lagerej. 1918-1960 (2002) [=Gulag. Headquarter camps. 1918-1960] / sost. A. I. Kokurin, N. V. Petrov. M. C. 19. (in Russ.).
2. Gorcheva, A. Ju. (2009) Pressa GULAGa (1918-1955 gg.) [=Press the Gulag (1918-1955)]. M. C. 144. (in Russ.).
3. Gricenko, V. and Kalinin, V. (2010) Istorija «Mertvoj dorogi» [=History "Dead road"]. Ekaterinburg. S. 125. (in Russ.).
4. Krasheninnikova, Ja. V. and Detkov, M. G. (1999) Tjur 'my, lagerja i kolonii Rossii [=Prisons, camps and colonies of Russia]. M. : Verdikt M. C. 97. (in Russ.).
5. Marmanov, I. (2008) Stranaderevjannogosolnca [=Country wooden sun]. Tjumen'. S. 12. (in Russ.).
6. Mironova, V. G. (2004) Kul'turno-vospitatel'naja rabota v lagerjah GULAGa NKVD-MVD SSSR v 1930-1950-e gody (na materiale Irkutskoj oblasti) [=Cultural - educational work in the Gulag camps of the NKVD-MVD of the USSR in 1930-1950-years (on the material of the Irkutsk region)]: dis. ... kand. ist. nauk. Irkutsk. (in Russ.).
7. Kutepov, S. V. (1999) Pravovye osnovy dejatel'nosti ispravitel'no-trudovyh kolonij v period 40-50-h godov [=Legal bases of activity of correctional-labor colonies in the period of 40-50-ies]. M. S. 18. (in Russ.).
8. Strojka№ 503 (1947-1953 gg.). Dokumenty (2012) [=Building № 503. Documents]. Materialy. Issledo-vanija. Vyp. 3. Krasnojarsk. S. 110. (in Russ.).
9. Shtil'mark, R. (2001) Krepostnoj teatr [=Serf theatre]. Igarka. S. 12. (in Russ.).
10. Jeppelbaum, Je. (2006) Pautina bol'shogo terrora [=The Web is great terror]. M. S. 236. (in Russ.).