Научная статья на тему 'Организация кружковой работы будущими учителями технологии'

Организация кружковой работы будущими учителями технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / КРУЖКОВАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL PRACTICE / TECHNOLOGY TEACHER / GROUP WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Мария Никифоровна, Потапова Ирина Николаевна

В статье раскрываются результаты исследования по проблеме формирования профессиональных компетенций у будущих учителей технологии. Одной из эффективных форм подготовки учителей является педагогическая практика, в рамках которой студенты могут организовать кружковую работу по декоративно-прикладному искусству. Студенты во время практики выполняют все функции, присущие учителю технологии, среди которых организация внеурочной деятельности учащихся является одной из ведущих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Мария Никифоровна, Потапова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CIRCLE WORK BY FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS

The article reveals the results of research on the problem of formation of professional competences of future teachers of technology. One of the most effective forms of teacher training is pedagogical practice, in which students can organize a circle work on arts and crafts. Students during the practice perform all the functions inherent in the teacher technology, among which the organization of extracurricular activities of students is one of the leading.

Текст научной работы на тему «Организация кружковой работы будущими учителями технологии»

Педагогика

УДК:378.14

кандидат педагогических наук, доцент Романова Мария Никифоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студентка Потапова Ирина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье раскрываются результаты исследования по проблеме формирования профессиональных компетенций у будущих учителей технологии. Одной из эффективных форм подготовки учителей является педагогическая практика, в рамках которой студенты могут организовать кружковую работу по декоративно-прикладному искусству. Студенты во время практики выполняют все функции, присущие учителю технологии, среди которых организация внеурочной деятельности учащихся является одной из ведущих.

Ключевые слова: педагогическая практика, учитель технологии, кружковая работа, профессиональная компетентность.

An^tatton. The article reveals the results of research on the problem of formation of professional competences of future teachers of technology. One of the most effective forms of teacher training is pedagogical practice, in which students can organize a circle work on arts and crafts. Students during the practice perform all the functions inherent in the teacher technology, among which the organization of extracurricular activities of students is one of the leading.

Keywords: pedagogical practice, technology teacher, group work, professional competence.

Введение. Повышение уровня профессиональной подготовленности будущих учителей, в том числе будущих учителей технологии, формирование их как субъектов профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем педагогической науки и практики.

Для будущего учителя элементы профессиональной деятельности должны проявляться в реальной практике уже в стенах ВУЗа, хотя бы на элементарном уровне. И чем раньше будущий специалист начнет применять получаемые знания, тем больше у него возможностей для совершенствования, повышения уровня своей профессиональной готовности, квалификации, для овладения педагогическим мастерством [3].

Важным условием формирования профессиональных компетенций у будущих учителей является педагогическая практика, главная цель которой заключается в овладении студентами основными функциями педагогической деятельности учителя и формирование у них профессиональных черт личности учителя [2].

Изложение основного материала статьи. Т. И. Петрухина рассматривает профессиональные качества учителя технологии в соответствии с профессиональными требованиями и стандартами, предъявляемыми к этой профессии: наличие увлеченности своим трудом, стремление к самосовершенствованию, деликатность, наличие такта, наличие наблюдательности, воображения, аккуратности, наличие профессиональной направленности внимания, профессиональная компетентность, работоспособность [4].

В соответствии с ФГОС по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование профиль -технология раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся. Содержание всех видов практики, порядок их прохождения и формы отчетности определяются программами практики, которые разрабатываются вузом на основе примерной программы практики, рекомендуемой УМО по специальностям педагогического образования.

Срок освоения практики по образовательной программе 44.03.01. Педагогическое образование профиль «Технология» при очной форме обучения составляет на третьем курсе - 8 недель, четвертом - 12 недель. В процессе организации педагогической практики студенты определяются со школой, в которой они будут проходить практику. У них есть возможность практиковаться в районных и городских школах. В базовые школы направляется группа практикантов, где их распределяют по учителям технологии.

Производственная (педагогическая) практика проводится на следующих базах:

- средние общеобразовательные школы г. Якутска и улусов РС (Я);

- центры дополнительного образования г. Якутска и улусов РС (Я);

- средние специальные учебные заведения - Намский педагогический колледж технологии и предпринимательства им. И.Е. Винокурова;

- МОБУ дополнительное образование детей «Центр технического творчества» городского округа «г. Якутск»;

- учебно-научная лаборатория прогрессивных технологий дизайна и декоративно-прикладного искусства при кафедре технологии ПИ СВФУ на базе в с. Бердигестях Горного улуса.

Практика обеспечивает практическое закрепление теоретических знаний, знаний и навыков студентов, способствует приобретению практического опыта в сфере будущей профессиональной деятельности.

Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:

углубление и закрепление теоретических знаний и их применение в учебно-воспитательной работе;

формирование навыков самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся;

подготовка к осуществлению текущего и перспективного планирования во всех видах учебной работы, анализу процессе и результатов учебно-воспитательной работы;

самостоятельная подготовка и проведение различного типа уроков, использование разнообразных педагогических приемов и методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся;

овладения методиками наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта, проведения исследовательской работы в области педагогических наук.

На кафедре технологии педагогического института стало традицией проведение научно-практических конференций по итогам всех видов педагогической практики. На конференции традиционно практиканты зачитывают выдержки из характеристик, демонстрируют лучшие дневники, что стимулирует студентов к дальнейшим успехам в педагогической деятельности. Рассказывая о прохождении практики, они используют видеоматериалы, презентации, методическую копилку, показывают номера художественной самодеятельности. На всех конференциях присутствуют студенты младших курсов, что помогает воспитанию у них интереса к будущей профессии.

В ходе нашего исследования мы провели анкетирование среди студентов 4-х и 5-х курсов кафедры технологии педагогического института, чтобы выяснить, где проходили студенты педагогическую практику и вели ли они кружковые занятия. Всего было опрошено 33 студента.

Анализ анкетирования студентов показал, что на первом семестре 2017 - 2018 уч. г. к педагогической практике в группе Т-15 было допущено 15 студентов, из них: в г. Якутске - 2, в районах - 13. В группе Т-14 было допущено 18 студентов, из них: в г. Якутске - 3, в районах - 15.

Во втором семестре 2017 - 2018 уч. г. 15 студентов проходили практику в г. Якутске - 9, в районах - 6. В группе Т-14 в г. Якутске - 8, в районах - 10.

Таким образом, анализ результатов анкетирования студентов показал, что во втором семестре учебного года количество студентов, проходивших практику в городе, значительно повысилось по сравнению с первым семестром учебного года.

На наш взгляд, причиной этого является то, что:

- педагогическая практика в городе организована более качественно, чем в районах, т.к. в городских школах кабинеты и мастерские по технологии более оснащены, чем в районных школах, и учителями технологии работают дипломированные специалисты;

- малая наполняемость классов в сельской школе делает невозможным использование многих форм коллективной работы;

- во многих малокомплектных школах из-за отсутствия соответствующих кадров сложилась ситуация, когда учителю приходится вести несколько предметов, к которым он не всегда в одинаковой степени оказывается подготовленным и тем более студент-практикант.

Высокие показатели по результатам практики отмечены у студентов, проходивших практику в городе. Семь студентов, работавшие в «Центре технического творчества» г. Якутска, получили более 35 сертификатов и благодарность за качественную практику.

Также анализ ответов показал, что большинство практикантов вели кружки. Анкета проводилась среди 30 студентов.

Студентам было предложено ответить на 6 вопросов. Результаты получились следующие:

На вопрос, вели ли вы кружок, студенты ответили так:

- да - 59% студентов;

- нет - 41% студентов;

- нет, но хотел(-а) - 0% студентов.

На последующие вопросы ответили студенты, давшие положительный ответ. Количество этих студентов - 19.

На вопрос чем, вы руководствовались при выборе названия кружка, ответы получились следующие:

-Советом учителей - 57% студентов;

-Собственными интересами - 32% студентов;

-Это был случайный выбор - 11% студентов.

На вопрос, чем отличается кружковое занятие от урока, ответили так:

-Ничем - 10% студентов;

-Урок ведет учитель, а во время кружка работают все - 42% студентов;

-Кружок может вести и не учитель - 48% студентов.

На вопрос, почему ты хочешь вести кружок, ответили таким образом:

-Научиться чему-нибудь полезному - 36% студентов;

-Развить свои способности - 48% студентов;

-Заниматься любимым делом - 16% студентов;

На вопрос, какие знания и умения вы приобрели в кружке, ответили следующим образом:

-Никаких - 0% студентов;

-Правильно распределять время - 15% студентов;

-Общение с детьми - 85% студентов.

На вопрос, пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни, ответили так:

-Да - 90% студентов;

-Нет - 0% студентов;

-Не знаю - 10% студентов.

Итак, анализ ответов показал, что большинство студентов вели кружок по совету учителей; они приобрели важный жизненный опыт, развили свои способности, научились общаться с детьми.

Все практиканты занимались любимым видом творчества, получили полезный опыт, совершенствовались в процессе руководства кружком и самостоятельной организации кружковых занятий. На проводимых кружках создавали для детей ситуацию успеха, учитывали интересы и возможности ребят, пытались заинтересовывать их различными техниками по декоративно-прикладному искусству через творческие, нетрадиционные формы обучения.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только при работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса [3].

Анкета, разработанная А.И. Севруком и Е.А. Юниной, дает возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности практиканта. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать

балльную систему оценки. Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке. Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания не только в общеобразовательной школе, но и в профессиональных образовательных учреждениях [1].

Нами было проведено анкетирование по оценке качества занятий, проведенных студентами при прохождении педагогической практики.

Сумма баллов, полученных практикантами, в среднем составляет более половины от максимально возможного количества баллов таким, образом можно сделать вывод о достаточном уровне подготовленности студентов-практикантов к преподавательской деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что практиканты:

- умеют ставить цели развития личностных качеств обучающихся и реализовывать их средствами учебного предмета;

- уверенно владеют учебным материалом;

- используют ненасильственные приёмы обучения, т.е. отсутствовали отрицательные реплики, не перебивали учащихся, не навязывали свою точку зрения;

- широко использовали раздаточные наглядные статистические материалы и динамические дидактические материалы;

- умело использовали информационно-компьютерные технологии, в частности, использовали интерактивную доску, разработали качественные презентации, организовали интернет - экскурсии;

- умеют распределять время учебного занятия.

Практиканты испытывали трудности, связанные с установлением связи с другими предметами, с интеграцией учебного материала из разных сфер знаний, жизнедеятельности человека. На занятиях недостаточно используют стимулирование: аргументации ответов, поощрения инициатив и самостоятельности, индивидуальных учебных достижений студентов. Не реализованы приемы педагогической технологии проблемного обучения и формы коллективной мыслительной деятельности.

Выводы. Педагогическая практика благоприятно влияет на формирование и развитие профессионально-значимых качеств личности студентов. Творческая деятельность повышает уровень профессионального развития воспитанников кружка.

Педагогическая практика является важным звеном в подготовке будущих педагогов. Она развивает у студентов организаторские, коммуникативные, перспективные и экспрессивные способности и помогает в дальнейшем успешно проводить пробные уроки и кружковые занятия.

Разнообразные формы и методы организации кружковых занятий с опорой на народное искусство позволяют приобщить детей к народным ремеслам, современным техникам в различных областях народного декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих педагогов. В процессе практики углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические умения и навыки и профессионально-личностные качества, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность.

Литература:

1. Артимович М.Ф. В помощь руководителю кружка: Сборник материалов в помощь руководителю кружка / Информационно - методический вестник №2. - Миоры: ДДТ, 2008. https://pandia.ru/377723/

2. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 345 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - 816 с.

4. Симоненко В. Д., Жураковская В. М., Чиркова С. Е., Сидорова Л. В. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани: Учебно-методическое пособие для учителя. - Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/planirovanie/planirovaniie-po-tiekhnologhii-v-8-korriektsionnom-klassie-vi-vida

Педагогика

УДК:37.02

доктор педагогических наук, профессор кафедры рисунка и графики Рощин Сергей Павлович

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города

Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт культуры и искусств (г. Москва);

аспирант кафедры рисунка и графики Барбашова Наталия Александровна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города

Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт культуры и искусств (г. Москва)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛОСТНОЙ КОМПОЗИЦИИ НА ОСНОВЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ КНИГИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения детей понятию целостности композиции. Рассматриваются пути и средства достижения эффективности обучения целостной композиции учащихся начальных классов детской художественной школы в процессе иллюстрирования книги в технике граттаж. Показаны технологии и возможности применения техники граттаж в условиях дополнительного образования. Доказывается эффективность данной методики для освоения понятия целостной композиции обучающимися в процессе иллюстрирования книги.

Ключевые слова: учащиеся, обучение, изобразительное искусство, композиция, методика, иллюстрирование книги, техника граттаж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article deals with the problem of teaching children the concept of the integrity of the composition. The ways and means of achieving the effectiveness of teaching the integral composition of primary school students of children's art school in the process of illustrating the book in the technique of grattage are considered. Technologies and possibilities of application of the technique grattazh in the conditions of additional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.