ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В MOODLE
© Басев И.Н.*
Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС),
г. Новосибирск
Рассматриваются возможности LMS Moodle для организации самостоятельной работы студентов и автоматического контроля ее выполнения.
Ключевые слова электронный курс, LMS Moodle, автоматический контроль успеваемости, траектория обучения.
Проходящая в России реформа образования выдвинула ряд требований, требующих изменений в организации учебного процесса, в том числе в области дистанционного и электронного обучения.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать доступ к необходимым учебным и организационным материалам, контроль и фиксацию результатов обучения, синхронное и асинхронное взаимодействие между участниками образовательного процесса, формирование электронного портфолио обучающегося [1]. Все эти требования можно реализовать средствами уже существующих систем электронного обучения, например, МооШе. Данный продукт позволяет организовать необходимую траекторию обучения студентов, обеспечив при этом автоматическую проверку знаний и результатов выполнения заданий учебного курса. Опыт использования МооШе на кафедре «Общая информатика» СГУПСа показал, что возрастает объем реально выполненной самостоятельной работы, при этом около 10 % студентов к концу прохождения курса переходят на индивидуальный график работы, опережая плановый [2].
Учебными планами предусматривается разбиение времени, выделяемого на дисциплину на две части: контактную работу с преподавателем (лекция, практическое занятие, семинар, лабораторная работа, тесты) и самостоятельную работу. Причем на самостоятельную работу отводится до 50 % общего времени на очной, и до 90 % на заочной формах обучения. При таком распределении особое внимание необходимо уделить организации самостоятельной работы студентов и контролю результатов прохождения курса.
Для этого курс разбивается на типовые модули (дидактические единицы), содержащие необходимые материалы. Переход между элементами модуля и между модулями настраивается в соответствии с требуемой траекторией прохождения (см. рис. 1). Траектория может быть выстроена в любой последовательности.
* Старший преподаватель кафедры «Общая информатика».
Дидактическая единица 1 (ДЕ1)
Лабораторная работа
Рис. 1. Структура курса
На рис. 2 приведена структура фрагмента модуля (ДЕ.4) с произвольной траекторией выполнения его элементов, т.е. некоторые задания можно не выполнять.
ДЕ 4.4 Информационная модель объекта
□ ! Лекция «Информационные модели»
Пр. "Разработка информационных моделей"
Рис. 2. Фрагмент модуля с произвольной траекторией выполнения
На рис. 3 элементы выполняются «сверху-вниз», при этом невозможно выполнить любой элемент, если не было выполнено предыдущее обязательное задание. При такой настройке исключено выборочное изучение материала, и как следствие, материал изучается полностью.
32
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ДЕ 4.4 Информационная модель объекта
П Лекция «Информационные модели»
Ограничение: "Не доступно, пока вы не получите оценку за л.р. "Системный подход в моделировании"
Л.р. "Разработка информационных моделей" Ограничение: "Не доступно, пока вы не получите оценку за Лекция "Информационные модели"
Тест №21. «Моделирование»
Ограничение: ТНе доступно, пока вы не получите оценку за Л.р. "Разработка информационных моделей"
Рис. 3. Модуль с заданной траекторией выполнения
Чтобы реализовать это в ЬМЕ МооШе для каждого элемента курса устанавливаются настройки в блоках «Ограничить доступ» и «Выполнение элемента курса» [3]. Пример настроек элемента курса «Тест № 21 «Моделирование» приведен на рис. 4.
Проверка выполнения элемента Л.р. "Разработка информационных моделей" ▼
Пока элемент недоступен Отображать элемент серым с информацией оО ограничении т
Отслеживание выполнения Отображать элемент курса как пройденный, при выполнении условий »
Требуется просмотр < Студент должен просмотреть этот элемент, чтобы он считался выполненным Требуется оценка (?) ^ Студент должен получить оценку для выполнения этого элемента
Рис. 4. Пример настроек ограничения доступа к элементу курса
При необходимости можно устанавливать и временные интервалы для работы с элементами курса (на рис. 4 они не заданы). Таким образом, выполненные настройки обеспечивают планомерное изучение материала.
Для обеспечения автоматического контроля знаний используются интерактивные лекции, лабораторные работы с автоматической или полуавтоматической проверкой, тесты.
Структура интерактивной лекции приведена на рис. 5. После изучения главы лекции необходимо ответить на вопросы. При правильных ответах автоматически осуществляется переход к следующей главе, иначе возврат к текущей главе для повторного изучения. После прохождения лекции результаты автоматически фиксируются в журнале «Оценки» блока «Настройки» МооШе и доступны студентам.
Рис. 5. Структура интерактивной лекции
Далее выполняется лабораторная или практическая работа. Для контроля правильности выполнения работы создается тест, содержащий контрольные значения, которые студент должен ввести в выполненную работу и по-
34
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
лучить результат, который затем занести в тест. Тест отправляется на проверку. Если тест выполнен правильно, преподавателю, при необходимости, остаётся проверить оформление работы, не тратя время на изучение расчётных формул и логических связей.
Работа в модуле завершается прохождением итогового теста, доступ к которому открывается после выполнения предыдущих заданий. Тест считается сданным, если набранное количество баллов не меньше значения, установленного в соответствии с рейтинговой системой вуза.
Вся информация по результатам прохождения курса автоматически обновляется в журнале «Оценки» и позволяет студенту контролировать результаты своей учебной деятельности и корректировать ее при необходимости. Фрагмент журнала показан на рис. 6.
Элемент оценивания Оценка Диапазон Проценты
Информатика ММ. 1 семестр 2015-2016
§й Лекция "Информатика. Сигналы, данные, информация. Свойства информации" 80 (В-) 0-100 80%
ТестТ1. "Информация и ее свойства" 80 (В-) 0-100 80%
§й Лекция "Меры и единицы количества и объема информации" 100(A) 0-100 100%
Тест №2. "Меры и единицы количества и объема информации" 80 (В-) 0-100 80%
§й Лекция "Общие вопросы кодирования информации" 100 (А) 0-100 100%
§й Лекция "Кодирование текстовой информации" 100 (А) 0-100 100%
Рис. 6. Фрагмент журнала оценок пользователя в Moodle
Таким образом, система Moodle позволяет организовать эффективную самостоятельную работу студентов и автоматический контроль ее выполнения.
Список литературы:
1. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.01. Утв. 6.03.2016.
2. Функ, А.В. Применение дистанционных электронных курсов для активизации самостоятельной работы студентов // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. Сборник научных статей. Труды международной дистанционной научной конференции г. Липецк, 3-4 апреля 2014 г.) / Под ред. М.Ю. Левина. - Липецк: ООО «Максимал информационные технологии», 2014. - № 8. - С. 43-44.
3. Mary Cooh. Moodle 2.0 First Look. BIRMINGHAM. - MUMBAI, 2010. -272 с.