Педагогические науки
75
2. Кочиева О.А. Мониторинг качества экологического образования школьников // Экологическая культура современного общества: Материалы II Международного симпозиума (24-26 ноября 2004 г., Чита, Россия). - Чита: Изд-во ЗабГПУ 2004. - Т I. - С. 150-153.
3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. -М.: Смысл, 2000. - 456 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LMS MOODLE ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
© Функ А.В.*
Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС),
г. Новосибирск
Рассматриваются возможности LMS Moodle для организации педагогического исследования и получения обратной связи от участников. Описываются и приводятся примеры настройки элемента «Обратная связь» в LMS Moodle для проведения анкетирования.
Ключевые слова педагогические исследования, анкета, опрос, LMS Moodle, информатика, вуз, статистика.
Современное образование требует от преподавателей не только ведения образовательного процесса, но и проведения научной работы, в том числе связанной с педагогическими исследованиями.
Под педагогическим исследованием понимается процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития [3, с. 308].
В зависимости от ситуации и задачи, стоящей перед преподавателем-исследователем определяются этапы и методы проведения исследования. Для получения более разносторонних сведений желательно использовать совокупность методов педагогических исследований: анкетирование, исследование и обобщение педагогического опыта, метод экспертных оценок, метод наблюдения и др.
Одним из распространенных методов проведения педагогического исследования является анкетирование. Обычно для проведения массового анкетирования используется или бумажная анкета или электронная анкета, выполненная с помощью различных информационных средств и технологий. При массовом развитии интернет и дистанционного образования, а так же их активном внедрении в учебный процесс можно говорить о так называемом интернетанкетировании (далее анкетировании). В работе С.А. Старикова говорится, что
Преподаватель кафедры «Общая информатика».
76
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
«технология интернет-анкетирования позволяет значительно повысить уровень педагогических исследований, охватить большее число респондентов одного или нескольких учреждения образования в одном или разных районах, а так же снизить трудовые затраты по обработке данных» [4, с. 32].
На сегодняшний день существует достаточное количество различных ресурсов, предоставляющие возможность проведения анкетирования, используя как готовые анкеты, так и реализующие собственные наработки преподавателя. Примером таких ресурсов являются: https://virtualexs.ru, Google forms (Опросы) на https://docs.google.com, https://anketolog.ru, http://www.sur-vio. com и пр. Создание анкетирования на данных ресурсах может быть как полностью, так и с ограничениями бесплатным или платным. Помимо специальных ресурсов по созданию анкет, такую возможность предоставляет система электронного обучения (LMS) Moodle, используемая в течение нескольких лет в СГУПС. Данный продукт позволяет организовать необходимую траекторию обучения студентов, обеспечив при этом автоматическую проверку знаний и результатов выполнения заданий учебного курса [1, с. 30].
Отличием LMS Moodle от ранее перечисленных ресурсов, предоставляющих возможность проведения опросов, является возможность внедрения элементов анкетирования в курс. Такие элементы могут быть расположены и применены в любой части курса, в правильной и понятной для студентов последовательности прохождения. С точки зрения преподавателя, положительными качествами являются уже имеющиеся навыки при работе с LMS Moodle, что исключает дополнительное время на изучение технологии работы c новым ресурсом. Так же исключается возможные непредвиденные обстоятельства в виде недоступности ресурса в «нужный момент», так как LMS Moodle обычно размещается на собственных серверах вуза. Положительной стороной использования данной системы для студентов мы видим в привычном интерфейсе работы, а так же, экономии времени на занятии для поиска и входа или регистрации на другие ресурсы.
Для создания курса обычно используются такие элементы как: интерактивные лекции, лабораторные работы с автоматической или полуавтоматической проверкой, тесты, файлы и видео-ресурсы, Scorm-практикумы [1, с. 34; 6 с. 43]. Исследование успеваемости, а так же доступ к оценкам студентов производится через журнал «Оценки», который может быть настроен для отображения различной информации по успеваемости: итоговая оценка, зачет и др. и предоставляет доступ к различным шкалам и статистике групп [2, с. 360]. Дополнительными элементами LMS Moodle, предназначенными для получения преподавателем обратной связи от студентов являются: Форум, Сообщения, Опрос, Анкета и Обратная связь [5, с. 213]. Для проведения интернетанкетирования могут быть использованы три последних элемента.
Элемент «Опрос» используется для быстрого голосования или проверки понимания материала и представляет собой единственный вопрос с широким выбором возможных ответов [5, с. 213].
Педагогические науки
77
Элемент «Анкета» предоставляет возможность выбора готового опроса (варианты опросов зависят от версии LMS Moodle), без возможности редактирования вопросов, а для создания своего опроса используется элемент «Обратная связь».
Обратная связь состоит из 6 вкладок (студент видит только сам опрос и не может ничего редактировать): просмотр, редактировать вопросы, шаблоны, анализ результатов, показать ответы, показать не ответивших.
Вкладка «Просмотр» отображает информацию об опросе: количество вопросов, количество респондентов, прошедших опрос, группы и описание.
Вкладка «Редактировать вопросы» позволяет создавать и редактировать вопросы. Возможно использование различных типов вопросов, включая множественный выбор, да / нет, ввод текста и др. При использовании вопроса с вводом текста можно ставить различные ограничения ответа, например диапазон значений в котором выполняется ответ. Например, при вопросе «Сколько времени (часов) в день Вы тратите на самостоятельную работу?» устанавливается диапазон от 0 до 24 часов. При настройке опроса, можно сделать вопрос анкеты обязательным для ответа, так и с возможностью его пропустить. Вопросы можно отображать на одной странице, а так же группировать с помощью разделителя по мере необходимости. На рис. 1 отображен фрагмент опроса, с группировкой вопросов № 13-16 на странице и различными типами вопросов.
Режим: Имя пользователя будет саяртепо и показало с ел? атлетами
|'}ОСкЛ-Я1ТеЛг.мчч й]£еГы к Помеченным
13-
Как Вы считаете, пронокдепис практикумов необходимо сделать обязательным?
С1 Да О Hen-
Id
Как работа с практикумами повмапа на Вашу самостоятельную деятельность?
и прост шумы помогли разобраться с задвмашк (их мастью) самостоятельно
О улучшилась самоорганизация, так как четко определена гюслвдамтальнооть выполнения работы развился саммколю и сшимроль не помогли никак
С-1 другое
15
Как Вы считаете, за прохождение практикумов необходимо ставить бап/чп?
С1 Да О нет
16
Ваша оценке предпегаемьи- гдоипмумеи курса Информатики
w 1 w 2 J Э ^ А 5
ЕТРвДЫШЮ^я гтг|тч11Ц^Гца||у)ПСЦ||аа CFIWlHlliri
Г Отмена |
Рис. 1. Фрагмент опроса LMS Moodle
78
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
Так же возможно построение структуры прохождения опроса, когда вопросы задаются в зависимости от ответа респондента. На рис. 2 отображено построение структуры опроса, где в зависимости от ответа на вопрос № 1 происходит переход к странице с вопросами «Да» или «Нет». При этом отделение страниц разделителями при использовании опроса с переходами обязательно.
*i порченный eonprow
Уважаемые студенты. Пресны Sac Припять участие в опросе
1
О Вы гоглиш м л участие о 5прчвв'>*
О да О нет
Разделитель
2
О Кок часто в тманим месяца вы уастВгстс в опросах? С->Да]
О <1)р-1 О <J)2-5
О (3)6-8
О <4)5-12 О (5) более I?
Разделитель
з
О Выберите- г^дачику {прионы) Вашею отказа от опроса: {->Нет)
Рис. 2. Фрагмент построения структуры опроса LMS Moodle
Вкладка «Шаблоны» позволяет создавать свои шаблоны вопросов или использовать уже готовые из других курсов системы.
Фрагмент вкладки «Анализ результатов» отображен на рис. 3 и представляет наглядное отображение результатов в виде графиков и числовых данных - количество и процент респондентов, ответивших на заданный вопрос. Результаты опроса могут быть экспортированы в табличные данные MS Excel. Так же возможно отображение и экспорт результатов по группам и потокам курса.
Фрагмент «Показать ответы» отображает ответы каждого выбранного студента и время прохождения опроса. Следует обратить внимание что «Обратная связь» или «Анкета», при желании, может быть анонимной, а результаты могут быть показаны всем участникам или только преподавателям» [7]. При использовании режима - анонимный, невозможно просмотреть данные по отдельной части респондентов (студенту, группе или потоку).
Педагогические науки
79
14. О Как работа с практикумами повлияла па Вашу самостоятельную деятельность?
- практикумы помогли разобраться с заданиями [им
частью) самостоятельно: 43 (64.31 %)
- улучшилась самоорганизация, так как четко определена последовательность выполнения работы:
- развился самоанализ и самоконтроль:
- не помогли никак:
- другое:
I 4 {7.84 %)
9 (17.65 %)
I 18(35.29%) I 18(35.29%)
18. () Как Вы считаете, за прохождение практикумов необходимо ставить баллы?
- Да: 20(39.22%)
- Нет: ^ш 31(00.78%)
Рис. 3. Фрагмент отображения результатов опроса
Фрагмент «Показать не ответивших» позволяет отправить сообщение в системе LMS Moodle, например, с напоминанием, выбранным студентам, не прошедших опрос.
Таким образом, система LMS Moodle позволяет организовывать педагогические исследования, собирать данные для анализа и осуществлять обратную связь между студентом и преподавателем. Так как имеется возможность экспортировать результаты в табличные данные MS Excel, то в дальнейшем возможно использование различных методов статистики и обработки данных, как в табличном редакторе, так и в различных программах типа Statistica от компании Statsoft.
Список литературы:
1. Басев, И.Н. Организация контроля самостоятельной работы студентов в Moodle // Проблемы и перспективы развития образования в России. -2015. - № 35. - С. 30-34.
2. Роганов С.А., Настройка журнала LMS Moodle для автоматизации выставления оценок // Наука. Университет. 2015: сборник материалов XVI международной научной конференции. (г. Новосибирск, 1 апреля 2015 г.). -Новосибирск: Издательство: Сибпринт, 2015. - С. 360-364.
3. Рыбалёва, И.А. Исследовательская деятельность учителя как педагогическое явление // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 3. - С. 304-308.
4. Стариков, С.А. Информационные и коммуникационные технологии в педагогическом исследовании // Научные исследования в образовании. - М.: Издательство: Академия профессионального образования. - 2011. - № 3. -С. 29-34.
5. Функ А.В. Использование дополнительных элементов системы управления обучением на примере LMS Moodle // Научные преобразования в
80
НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции (18 декабря 2015 г., г. Екатеринбург). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - Ч. 2 - С. 212-214.
6. Функ, А.В. Применение дистанционных электронных курсов для активизации самостоятельной работы студентов // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. Сборник научных статей. (г. Липецк, 3-4 апреля 2014 г.) - Липецк: ООО «Максимал информационные технологии», 2014. - № 8. - С. 43-44.
7. Feedback module. Moodle 2.4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.moodle.org/24/en/Feedback_module (дата обращения: 20.12.2015).