13. Кузнецова Л.В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования: автореф. Дис. ... д-ра пед. наук. - Чебоксары, 2001.
14. Кузьмин М.Н. Проблема сохранения образовательного и духовного пространства России//Педагогика. -2004. -№ 4.- С. 3.
15. Леньшин В.П. Системный подход в исследовании воздействия как социального феномена // Вестник МГУ. - Серия 7. Философия. - 2004. - №2. - С.65.
16. Михайлова Е.А. Национальная культура и разработка новых продуктов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 6. - С. 99.
17. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. - Улан-Удэ, 1996.
- С. 62.
18. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025г.).
19. Новейший философский словарь. - Минск, 1999. - С. 619, 619-629.
20. Поштарева Т.В.Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 38.
21. Пригожин А.И.Современная социология организаций: учебник. - М., 1995. - С. 10.
22. Троицкий В.Ю. Школа и возрождение национального самосознания // Воспитание школьников. - 1997.
- № 3. - С. 16.
23. Шкатулла В.И. Образовательное право: учебник для вузов. - М., 2001. - С. 66.
24. Бермус А.Г. Исследование инфраструктуры модернизации образования // Alma mater. - 2009. - №4. - С. 23-26, 39.
25. Иванов С.Ю., Иванов А.С. Основные тенденции и перспективы развития системы высшего образования в России // Alma mater. - 2009. - №2. - С. 5-10.
26. Кирилл. Религиозное воспитание в эпоху постмодерна // Alma mater. - 2008. - №1. - С. 38.
Васильева Мария Самсоновна, доктор педагогических наук, доцент, директор координационного центра развития бурятского языка, Бурятский государственный университет, e-mail: [email protected]
Vasilieva Mariya Samsonovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of Coordinational Center for the development of the Buryat language, Buryat State University.
УДК 371.26
© Г.С. Малунова
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
В статье рассматривается независимая экспертиза качества подготовки выпускников трех ступеней образования Республики Бурятия.
Ключевые слова: независимая экспертиза, качество подготовки выпускников, результаты обученности, аккредитация.
G.S. Malunova
ORGANIZATION OF QUALITY CONTROL ON SUBJECT TRAINING OF SECONDARY SCHOOLS PUPILS IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
The article considers an independent expertise of graduates ’ training quality through three stages of education in the republic of Buryatia.
Keywords: independent expertise, quality of graduates’ training, results of training level, accreditation.
Для эффективного становления республиканской системы оценки качества образования необходимо создание отлаженного механизма внешней экспертизы качества предметной подготовки выпускников образовательных учреждений. Предметная обученность является фундаментом качества образования, на котором выстраиваются базовые и надпредметные компетенции. Высокий уровень предметной обученности позволяет обучающемуся успешно овладеть деятельностью, а учителю сформировать основные умения.
Объективным источником данных о результативности предметной обученности в Республике Бурятия является тестирование учащихся в рамках государственной аккредитации образовательных учреждений. Тестирование проводится по стандартизированным диагностическим материалам.
Г лавной задачей внешней оценки учебных достижений является объективность информации о результативности обучения в целом и предметной обученности в частности как каждого учащегося, так и образовательного учреждения.
Механизмами внешней экспертизы качества подготовки выпускников являются:
- соответствие стандартам;
- систематический мониторинг, сбор данных;
- анализ результатов.
Независимая экспертиза качества подготовки учащихся общеобразовательных учреждений в рамках государственной аккредитации понимается как составляющая часть системы оценки качества общего образования. Республиканской системой оценки качества образования предусматривается механизм многоцелевого использования результатов экспертизы на разных уровнях управления образованием. На уровне образовательного учреждения итоги независимого тестирования дают возможность анализировать степень успешности учебно-воспитательного процесса, оценивать эффективность кадровой работы и повышения квалификации. На региональном уровне полученные в общеобразовательных учреждениях результаты подвергаются статистической обработке, что позволяет сравнивать результаты, а также рассматривать перспективы развития общего образования в республике.
Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522, предусматривает процедуру государственной аккредитации образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах и реализующих в соответствии с законодательством РФ основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
На основании Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений, Концепции и Положения о республиканской системе оценки качества образования в рамках проведения процедуры государственной аккредитации общеобразовательных учреждений проводится независимая экспертиза качества подготовки выпускников трех ступеней образования. Цель независимой экспертизы - установление соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. Независимая экспертиза учебных достижений с использованием стандартизированных процедур и сертифицированных контрольно-измерительных материалов призвана обеспечить достоверные результаты деятельности общеобразовательных учреждений.
Инструментом для проведения независимой экспертизы качества подготовки выпускников служат тесты. Тестирование рассматривается как одна из наиболее технологичных форм проведения контроля. Важной особенностью тестирования является возможность организации массовых процедур оценивания результатов обучения, что становится актуальным в условиях одновременного прохождения процедуры государственной аккредитации общеобразовательными учреждениями в муниципальных образованиях Республики Бурятия.
Для осуществления процедуры оценки качества подготовки выпускников начальной, основной и старшей ступеней образования используются сертифицированные контрольно-измерительные материалы, разработанные в Государственном учреждении дополнительного образования «Республиканский центр мониторинга и информационных технологий» (ГУДО РЦМИТ). В таблице 1 представлен перечень используемых при независимой экспертизе диагностических материалов.
Объектом измерения при проведении независимой экспертизы в рамках государственной аккредитации являются достижения обучающихся: степень усвоения знаний по предмету, общеучебные и предметные умения и навыки.
При проведении экспертизы качества подготовки выпускников соблюдаются следующие принципы:
- объективность;
- конфиденциальность;
- соблюдение прав участников процедуры.
Таблица 1
Перечень предметов для обязательного тестирования, и предметов по выбору
Ступень образования Обязательные предметы Предметы по выбору
Количество предметов Наименование
Начальная Русский язык Математика 1 Окружающий мир Литературное чтение
Основная Русский язык Математика 2 Биология Химия История Г еография Физика
Старшая Русский язык Математика 2 Биология Химия История Г еография Физика
Особое внимание следует уделить тому, что обследуемое образовательное учреждение имеет право на ознакомление с примерным содержанием тестов (обобщенным планом диагностической работы), на ответ в пределах, установленных образовательной программой, на уточнение, разъяснение вопросов и заданий, на ознакомление с результатами, на обоснование результатов, на разъяснение критериев оценки, на ответ на высказанные замечания по результатам экспертизы.
При подведении итогов тестирования применяется следующая шкала перевода процентов выполнения заданий диагностической работы в отметки: до 45% - отметка «2», от 45 до 69% - отметка «3», от 70 до 85% - отметка «4», 86% и более - отметка «5». Положительное оценивание диагностической работы по образовательному учреждению предполагает, что из проверяемой совокупности учеников 50% учащихся успешно выполнили 45% всех заданий диагностической работы, то есть соблюдено требование достижения обязательного уровня подготовки половины выпускников. В этом случае используется дихотомическая (двузначная) шкала: «соответствует» (успеваемость выше 50%) и «не соответствует» (успеваемость ниже 50%). Дополнительные показатели, такие как процент качества (справившихся на «хорошо» и «отлично»), средний балл по предмету, ступени по учреждению, а в некоторых случаях и выполнение заданий теста по элементам содержания, предоставляются образовательному учреждению для использования в управлении качеством образования и дальнейшей диагностической работы учителей-предметников.
По итогам проведения независимой экспертизы рассматриваются результаты, полученные по отдельным предметам (усвоение знаний, сформированность умений), данные о сформированности общеучебных умений. На основе полученных результатов принимаются обоснованные решения на разных уровнях управления системой образования.
Независимую экспертизу качества обучения в рамках государственной аккредитации проводит РЦМИТ. В случае, когда процедуру государственной аккредитации проходит одновременно несколько общеобразовательных учреждений, проведение тестирования, обработка результатов и формирование экспертного заключения возлагаются на технологов, прошедших обучение по модулю «Независимая экспертиза в рамках государственной аккредитации» в количестве 12-ти часов.
Пакет для проведения обследования выдается в день тестирования технологу и включает обобщенный план диагностической работы, два варианта теста, инструкцию для учащегося, бланки ответов, критерии оценки результатов выполнения работы.
Результаты выполнения диагностических работ в рамках государственной аккредитации, проведенной в общеобразовательных учреждениях одиннадцати муниципальных образований, соответствуют требованиям обязательного минимума содержания общего образования.
Анализ представленных результатов позволяет:
- установить соответствие содержания и качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам;
- оценить степень овладения выпускниками начальной, основной и средней школ содержанием учебных предметов, отраженным в обязательном минимуме содержания образования и требованиях к уровню подготовки выпускников;
- сравнить результаты подготовки обучающихся выпускных классов.
По данным статистической обработки результатов тестирования учащихся общеобразовательных учреждений Республики Бурятия за 2010-2011 учебный год, в РЦМИТ обработаны показатели успеваемости (% учащихся, справившихся с заданиями теста), качества обученности (% учащихся, выполнивших тест на «4» и «5») и среднего балла по уровням и проверяемым предметам. Данные показатели представлены в таблице 2.
Таблица 2
Обобщенные показатели по предметам и уровням обучения
Уровень Предмет Успеваемость (%) Качество обученности (%) Средний балл
Начальный Русский язык 70 19 2,9
Математика 82 38 3,2
Окружающий мир 82 31 3,1
Литературное чтение 78 44 3,1
Основной Русский язык 80 34 3,2
Математика 80 36 3,2
Биология 62 9 2,9
Химия 78 10 2,9
История 77 40 3,3
Г еография 69 20 2,9
Физика 79 27 3,1
Высший Русский язык 86 51 3,3
Математика 79 28 3,2
Г еография 80 53 3,5
Биология 82 34 3,2
Физика 75 26 2,9
История 87 56 3,3
Химия 94 44 3,5
Успеваемость, рассматриваемая в режиме аккредитации как основной показатель, составила по разным уровням и предметам от 62 до 94%, что является достаточным значением. Важно отметить, что в большинстве случаев из предложенных пяти предметов школы выбирают тестирование по биологии, хотя показатели по этому предмету являются самыми низкими и по некоторым образовательным учреждениям не соответствуют требованиям стандарта. Причины выполнения данного теста ниже соответствующего уровня: трудность теста из 40 заданий, специализированное направление предмета; большинство учащихся не подготовлены специально по данному предмету; также не исключена неудовлетворительная подготовка по предмету из-за низкой квалификации преподавателей биологии.
Хорошими показателями характеризуются начальная школа по математике, окружающему миру и литературному чтению. По русскому языку средний балл составляет 2,9: в данном случае также следует искать причины не только в содержании диагностической работы, но и в качестве подготовки выпускников начальной школы по русскому языку.
Достаточными являются показатели среднего балла по русскому языку и математике на основной и старшей ступенях образования (3,2 - 3,3 балла), что свидетельствует о готовности выпускников к итоговой государственной аттестации по обязательным предметам. Также оптимальные данные по-
лучены по показателям «успеваемость» и «качество» подготовки выпускников по указанным предметам, которые составили 79-86% и 28-51% соответственно.
Результаты независимой экспертизы качества подготовки выпускников трех ступеней образования общеобразовательных учреждений Республики Бурятия в рамках государственной аккредитации по муниципальным образованиям (МО) представлены в таблицах 3-4.
Таблица 3
Результаты тестирования обучающихся образовательных учреждений НПО и СПО Республики Бурятия по предметам общеобразовательного цикла в 2010-2011 учебном году
№ Наименование ОУ Количество учащихся Успеваемость, % Качество, % Средний балл
1 ГОУ СПО «Кяхтинское медицинское училище» 43 80 26 3
2 ГОУ СПО «Закаменский агропромышленный техникум» (г. Закаменск) 32 73 12 2,8
3 ГОУ СПО «Байкальский медицинский колледж МЗ РБ» (п. Селенгинск, Ка-банский район) 61 83 29 3
4 ГОУ НПО «Профессиональное училище №8» (г. Улан-Удэ) 25 73 2 2,7
5 ГОУ СПО «Джидинский многопрофильный техникум» 26 55 0 2,5
6 ГОУ СПО «Республиканский базовый медицинский колледж им. Э.Р. Рад-наева» 221 64 10 2,7
ИТОГО по учреждениям НПО, СПО 408 71 13 2,7
Таблица 4
Сводная таблица результатов независимой экспертизы качества обученности по Республике Бурятия за 2010-2011 учебный год
№ Район Кол-во ОУ Кол-во учащихся Успеваемость Качество Средний балл
1 Мухоршибирский 5 96 81 16 2,9
2 Т арбагатайский 10 151 87 47 3,4
3 г. Улан-Удэ 11 999 87 47 3,4
4 Закаменский 26 626 81 37 2,8
5 Джидинский 5 61 80 27 3
6 Кабанский 22 1457 88 40 3,2
7 Иволгинский 16 677 87 48 3,4
8 Баргузинский 11 429 90 41 3,2
9 г. Северобайкальск 4 348 83 28 3
10 ГОУ школы-интернаты РБ 5 175 82 29 3
11 Муйский 4 168 87 43 3,3
12 Хоринский 17 341 82 37 2,8
13 Тункинский 21 651 73 17 2,9
14 Кижингинский 15 588 88 32 3,2
15 Селенгинский 29 1286 85 38 3,2
16 Заиграевский 3 11 97 58 3,4
17 Прибайкальский 9 191 76 24 2,9
18 Курумканский 12 565 81 39 3,3
19 Вечерние (сменные) ОУ РБ 3 204 71 16 3
20 Учреждения НПО, СПО 6 408 71 13 2,7
ИТОГО 234 9432 83 34 3,1
Данные таблиц в разрезе районов и республики в целом представлены для проведения анализа и определения корекционной работы внутри системы. Не рекомендуется использовать результаты для сравнения.
Результаты независимой экспертизы качества подготовки выпускников трех ступеней образования в рамках государственной аккредитации позволяют составить целостное и объективное представление о подготовке выпускников и тем самым способствуют более эффективной образовательной деятельности в образовательных учреждениях Республики Бурятия.
Таким образом, полученные результаты позволяют:
Органам управления образования:
- принимать обоснованные управленческие решения;
- осуществлять контроль выполнения обязательного минимума содержания основного образования и государственного образовательного стандарта;
- обобщать и распространять опыт образовательных учреждений, достигших наиболее высоких результатов;
- координировать деятельность управлений образования и образовательных учреждений;
-организовывать обмен опытом учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений по подготовке и проведению независимых тестирований.
Администрации образовательного учреждения:
- целенаправленно совершенствовать организацию образовательного процесса (учебные планы, учебно-методические комплексы);
- корректировать параметры педагогической диагностики, образовательного мониторинга и мероприятий по внутришкольному контролю;
- внедрять современные педагогические технологии;
- совершенствовать работу с педагогическим коллективом, родителями и обучающимися по ознакомлению с нормативной базой проведения независимой экспертизы.
Литература
1. Модернизация образования: шаг второй, 2010 - .... - М.: Эврика, 2009. - 430 с.;
2. Республиканская система оценки качества образования. - Улан-Удэ: Издательство «ООО Профиль», 2008. - 157 с.;
3. Комплексный проект модернизации образования в Республике Бурятия. - Улан-Удэ: Издательство «ООО Профиль», 2008. - 114 с.
4. Организация контроля качества предметной подготовки выпускников образовательных учреждений Республики Бурятия. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятской сельхозакадемии им. В.Р. Филиппова, 2011. - 95 с.
Малунова Галина Супруновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского государственного университета.
Malunova Galina Suprunovna, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogics of elementary and pre-school education, Buryat State University.