Научная статья УДК 343.985
https://doi.org/10.24158/tipor.2024.5.31
Организация информационно-аналитического обеспечения
оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористической операции и вооруженных конфликтов
Сулиман Абахажиевич Закаев
Академия Управления МВД России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. При планировании и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий важную роль играют данные, используя которые, можно опознать пропавшего или провести его идентификацию. К ним относятся: признаки внешности в виде описания по схеме словесного портрета или запечатления на фотоснимках, основные установочные данные, дактокарты, образцы почерка. Перечисленные сведения индивидуализируют разыскиваемое лицо и могут быть использованы для его идентификации. Создание новых банков данных оперативно-розыскной информации, включая массив геномных кодов лиц, может быть полезным инструментом для получения сведений о неопознанных трупах и связывания их с разыскиваемыми лицами. Однако внедрение таких банков данных предполагает ряд технических, правовых и этических вопросов, которые необходимо учитывать. Настоящая статья призвана рассмотреть специфику организации информационно-аналитического обеспечения оперативной деятельности органов внутренних дел по розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористической операции и вооруженных конфликтов с применением доступных оперативникам средств.
Ключевые слова: органы внутренних дел, правоохранительные органы, оперативно-розыскная деятельность, пропавшие без вести, розыск, идентификация, преступление, оперативно-розыскные мероприятия
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Закаев С.А. Организация информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористической операции и вооруженных конфликтов // Теория и практика общественного развития. 2024. № 5. С. 236-241. https://doi.Org/10.24158/tipor.2024.5.31.
Original article
Organization of Information and Analytical Support for Operational-Search Activities of Internal Affairs Bodies in the Search for Missing Persons in the Context of Counter-Terrorist Operations and Armed Conflicts
Suliman A. Zakaev
Academy of Management of The Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The planning and implementation of operational search activities play a pivotal role in the search for missing persons amidst counter-terrorist operations and armed conflicts. Key to these efforts is the utilization of data that can aid in the identification or recognition of the missing individual. Such data includes physical descriptions in the form of verbal portraits or photographic impressions, basic identifying information, fingerprint cards, and handwriting samples. These pieces of information serve to individualize the sought-after person and can be instrumental in their identification. The establishment of new databases of operational search information, including databases of genomic codes of individuals, could prove to be a valuable tool in obtaining information about unidentified bodies and linking them to missing persons. However, the implementation of such databases raises a number of technical, legal, and ethical issues that must be considered. This article aims to examine the specifics of organizing information and analytical support for the operational activities of internal affairs bodies in the search for missing persons in conditions of counter-terrorist operations and armed conflicts, utilizing available resources accessible to operatives. In conclusion, the effective organization of information and analytical support is paramount in facilitating the search for missing persons within the challenging contexts of counter-terrorist operations and armed conflicts. Leveraging various data sources, including physical descriptions and emerging technologies like genomic databases, offers promising avenues for enhancing identification processes. However, the integration of such resources necessitates careful navigation of technical, legal, and ethical considerations. By addressing these complexities, internal affairs bodies can optimize their operational efforts and contribute significantly to resolving cases of missing individuals amidst complex security environments.
© Закаев С.А., 2024
Keywords: internal affairs agencies, law enforcement bodies, operational-search activities, missing persons, search, identification, crime, operational-search measures
Funding: Independent work.
For citation: Zakaev, S.A. (2024) Organization of Information and Analytical Support for Operational-Search Activities of Internal Affairs Bodies in the Search for Missing Persons in the Context of Counter-Terrorist Operations and Armed Conflicts. Theory and Practice of Social Development. (5), 236-241. Available from: doi:10.24158/ti-por.2024.5.31 (In Russian)
Информационно-аналитическое обеспечение играет фундаментальную роль в успешном осуществлении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), особенно в условиях контртеррористических операций и вооруженных конфликтов, когда требуется быстрая и точная идентификация лиц.
Такие сведения, как признаки внешности, основные установочные данные, дактокарты и образцы почерка, являются важными инструментами для идентификации разыскиваемых субъектов, в том числе в связи с террористическими действиями или вооруженными конфликтами, поскольку позволяют правоохранительным органам создать профиль человека. Тем не менее чтобы успешно применять эти данные, необходимо эффективное информационно-аналитическое обеспечение, которое включает в себя:
- системы баз данных: для хранения и обработки информации о разыскиваемых лицах, включая их фотографии, описания внешности и пр.;
- аналитические инструменты: для анализа данных, выявления паттернов и связей между различными событиями и лицами, а также для прогнозирования действий разыскиваемых;
- технические средства и методы идентификации: например, системы распознавания лиц, сравнение дактилоскопических данных и т.д. ;
- обмен информацией: между различными ведомствами правоохранительных органов и международными партнерами, так как разыскиваемые лица могут находиться в разных регионах страны и мира.
Таким образом, высокий уровень информационно-аналитического обеспечения является ключевым фактором для успешного розыска лиц в условиях контртеррористических операций и вооруженных конфликтов. Он позволяет правоохранительным органам оперативно и эффективно действовать для обеспечения безопасности общества.
Для раскрытия сути понятия информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности (ОРД) необходимо обратиться к специальной литературе, в которой ряд авторов высказывает свою позицию относительно интересующей нас проблематики.
Вопросы организации деятельности оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел МВД России затрагивали в своих исследованиях А.В. Богданов, И.И. Ильинский, И.А. Завьялов (Богданов и др., 2014), А.М. Карякин (2020), Д.В. Балаев (2021) и другие исследователи.
В.М. Атмажитов и Е.Н. Яковец рассматривают информационное обеспечение ОРД органов внутренних дел (ОВД) в целом как «комплекс специальных мер, осуществляемых его субъектами, по созданию и использованию системы оперативно-розыскной информации в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства»1.
Согласно позиции Э.И. Бордиловского и Е.Г. Самовичева, «информационное обеспечение ОРД ОВД заключается в создании надежных систем сбора, обработки, хранения и классификации по определенным признакам различных сведений о лицах, предметах, событиях, имеющих отношение к криминальным фактам, и обеспечении своевременного их отыскания и выдачи субъектам указанной деятельности для эффективного решения задач борьбы с преступностью»2.
Система оперативно-розыскной информации обладает специфическими особенностями, отличающими ее от иных видов социальных данных. По мнению А.Б. Свистильникова и В.И. Кулешова, одной из них является ее антикриминальная направленность. Это означает, что система оперативно-розыскной информации предназначена для обеспечения подразделений уголовного розыска сведениями, необходимыми для организации борьбы с преступностью и решения иных задач оперативно-розыскной деятельности. Второй особенностью выступает специфичность объектов регистрации, учет которых позволяет сотрудникам подразделений уголовного розыска принимать обоснованные оперативно-тактические и управленческие решения (Свистильников, Кулешов, 2010: 73).
1 Атмажитов В.М., Яковец Е.Н. Информационное обеспечение опе-ративно-розыскной деятельности органов внутренних дел : лекция. М., 200з. С. 5.
2 Бордиловский Э.И., Самовичев Е.Г. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : лекция. М., 2000. С. 73.
Современная система оперативно-розыскной информации, применяемая для определения местонахождения лиц в условиях контртеррористической операции и вооруженных конфликтов, базируется на следующих основных сведениях и знаниях:
- персональные данные: основные установочные данные о лице, такие как полное имя, дата и место рождения, сведения о регистрации и проживании, семейном положении и пр.;
- физические характеристики: информация о внешности и физических особенностях лица, включая описания по схеме словесного портрета, фотографии, видеозаписи и т.д.;
- дактилоскопические данные, которые могут использоваться для идентификации лица;
- генетическая информация (ДНК), которая необходима для установления родства или идентификации субъекта;
- образцы почерка: если доступны, то могут быть использованы для сравнения с другими документами или записями, содержащими рукописный текст;
- информация об ассоциациях и связях: данные о связях лица с другими людьми, организациями или группировками, а также его возможных местах пребывания;
- сведения о прошлых деяниях разыскиваемого: в том числе о преступлениях, судимостях, участии в террористических актах или вооруженных конфликтах;
- технические данные: как, например, информация о телефонных номерах, интернет-акка-унтах, местоположении мобильного устройства и прочие, которые могут помочь в локализации разыскиваемого лица.
Эти сведения и знания составляют основу современной системы оперативно-розыскной информации и используются для успешного поиска лиц, включая тех, кто пропал без вести, в условиях контртеррористических операций и вооруженных конфликтов.
Согласно статьям 10 и 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»1, а также ведомственным и межведомственным нормативным правовым актам, руководители органов внутренних дел (ОВД) и их оперативных подразделений имеют полномочия по определению информационных потребностей своих подразделений и регламентации соответствующего взаимодействия между ними, а также с другими субъектами оперативно-розыскной деятельности (ОРД).
Это означает, что руководители ОВД и их оперативных подразделений должны:
- определять информационные потребности: анализировать задачи и требования оперативно-розыскной работы и обозначать необходимые данные для их выполнения;
- структурировать информационное взаимодействие: разрабатывать системы и процедуры для обмена сведениями внутри своих подразделений, а также с другими субъектами ОРД, включая правоохранительные органы, спецслужбы, государственные организации и частные структуры;
- определять формы взаимодействия: выбирать оптимальные способы коммуникации с другими структурами для получения необходимой информации, такие как запросы, консультации, оперативные связи и т.д.;
- обеспечивать конфиденциальность и безопасность данных: гарантировать, что информация обрабатывается и передается с соблюдением требований законодательства.
Руководители ОВД и их оперативных подразделений организуют составление и исполнение планов, обеспечивают комплексное использование сил и средств в процессе работы по розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористических операций и вооруженных конфликтов. Они должны четко знать, что центральное место в планировании розыска занимает построение и проверка поисковых версий, которые можно определить как основанные на фактическом материале, подлежащие проверке предположения о местонахождении, об обстоятельствах, выяснение которых может способствовать розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористических операций и вооруженных конфликтов.
Организуя работу ОВД по розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористических операций и вооруженных конфликтов, можно определить основные направления прогнозирования развития ситуации, носящей как масштабный, так и локальный характер:
- необходимо провести анализ текущей оперативной обстановки, оценить степень угрозы и риски для лиц, пропавших без вести, в контексте контртеррористических операций или вооруженных конфликтов;
- следует выполнить определение зоны поиска и приоритетных районов для организации поисковых мероприятий в зависимости от масштаба событий и обстановки в регионе, где пропала разыскиваемая группа лиц;
1 Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- учитывая специфику контртеррористических операций и вооруженных конфликтов, необходимо провести анализ среды и условий, в которых могут находиться пропавшие лица, включая наличие опасности, доступность ресурсов и возможность скрыться;
- важно учитывать особенности пропавших лиц, их профессиональные навыки, опыт выживания, места работы или жительства, чтобы эффективнее направить поисковые усилия;
- в условиях кризисных ситуаций необходимо установить эффективное сотрудничество с другими правоохранительными и спасательными службами, военными подразделениями и гражданскими организациями для совместного проведения поисковых операций;
- основываясь на данных анализа, необходимо прогнозировать динамику развития событий и реагировать на изменения обстановки, адаптируя тактику и стратегию поиска;
- на основе проведенного анализа следует разработать план действий, включающий распределение ресурсов, определение задач и ответственности, а также механизмы координации действий всех участников операции.
Таким образом, руководители ОВД и их оперативных подразделений играют ключевую роль в организации информационного взаимодействия в рамках оперативно-розыскной деятельности, что позволяет сотрудникам полиции эффективно выполнять поставленные задачи в сфере обеспечения общественной безопасности.
К числу характерных признаков информационно-аналитического обеспечения относится комплекс специальных мер, реализуемых для решения основных задач ОРД. В их числе фигурируют меры нормотворческого, организационного, информационного, финансового, технического, математического и иного характера.
Информация может быть использована как оперативными работниками подразделений уголовного розыска, занимающимися выявлением, предупреждением, раскрытием преступлений, розыском преступников и т.д., так и субъектами управленческой деятельности с учетом их компетенции. Следует учитывать, что и в том, и в другом случаях предусмотрен дифференцированный доступ пользователей к определенным категориям сведений. Прежде всего, он определяется компетенцией и функциональными обязанностями соответствующих должностных лиц (Свистильников, Кулешов, 2010).
Информационное обеспечение (ИО) в рамках Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) представляет собой широкий спектр данных и решений, которые обеспечивают функционирование системы и удовлетворяют потребности пользователей. Вот основные составляющие информации, циркулирующей в ЕМИСС и подвергаемой автоматизированной обработке:
- различные документы, отчеты, запросы, инструкции, уведомления, которые используются для сбора, передачи и обработки информации в рамках системы;
- классификаторы и справочники: наборы данных, которые содержат структурированную информацию о различных субъектах, объектах, событиях и других сущностях, используемых в рамках системы, например, это может быть классификатор организаций, видов деятельности, регионов и т.д.;
- автоматизированные решения и алгоритмы: программные компоненты, которые обрабатывают и анализируют информацию в соответствии с заданными правилами, например, алгоритмы аналитики данных, механизмы автоматической обработки запросов, системы контроля доступа и другие;
- информационные потоки: данные, которые циркулируют в системе между различными ее компонентами и участниками, например, передача документов, запросов, уведомлений, результатов анализа и других форм информации;
- формы существования информации: структурированные базы данных, электронные документы, отчеты, графики, диаграммы и т.д.
Эти элементы обеспечивают полноту и функциональность информационного обеспечения в рамках ЕМИСС, так как с их помощью осуществляется сбор, хранение, обработка и передача информации между заинтересованными министерствами и ведомствами для достижения их целей.
Данные об особенностях ДНК человека называют генетическим паспортом. С 2008 г. действует Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»1, в котором определен круг лиц, обязательно подлежащих процедуре идентификации по ДНК. В первую очередь это осужденные за тяжкие преступления, изнасилования. Их генетический профиль поступает в базу данных и там сравнивается с ДНК неопознанных образцов с места преступ-
1 О государственной геномной регистрации в Российской Федерации : Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
лений. В ряде случаев такое действие помогло раскрыть очень давние преступления, совершенные десятки лет назад. Аналогичный закон в ряде стран применяют в отношении служащих, чья профессия связана с повышенным риском для жизни, например, военных, сотрудников спецслужб, пожарных. Это позволяет в случае гибели человека быстро идентифицировать останки.
Приведем пример получения информации генетического тестирования по Y-хромосоме (рис. 1).
Маркер Значение
DYS393 12
DYS390 23
DYS19** 12
DYS391 10
DYS385 16-16
DYS426 11
DYS388 11
DYS439 12
DYS3891 13
DYS392 13
DYS38911 28
Рисунок 1 - Пример получения информации генетического тестирования по Y-хромосоме
Figure 1 - Example of Obtaining Genetic Testing Information on the Y-Chromosome
Первый ряд значений указывает на номер STR-маркера на Y-хромосоме. STR - это аббревиатура от английского названия «короткий тандемный повтор», то есть маленькая цепочка нук-леотидов. Например, GTT. Число во втором ряду показывает, сколько раз повторено это «слово».
Еще одно направление использования генетических данных - идентификация жертв стихийных бедствий, терактов, вооруженных конфликтов. Погибших опознают, сравнивая их генетические образцы с ДНК близких родственников.
На современном этапе требуется создание новых банков данных оперативно-розыскной информации, в которых будет содержаться массив геномных кодов лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда, без вести пропавших и неопознанных трупов, с целью отождествления с разыскиваемыми лицами.
Эффективность информационно-аналитического обеспечения рассматриваемого направления деятельности может быть повышена путем формирования новых банков данных, а также посредством информационного обмена ими с различными органами государственной власти. Кроме того, решение вопроса по подготовке и созданию единой электронной базы данных актов гражданского состояния позволило бы выявлять пропавших людей среди умерших или захороненных за государственный счет на территории всей страны, а также облегчить наведение справок об изменении персональных данных граждан, о заключении брака, рождении детей.
Целесообразно для повышения эффективности розыска лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористических операций и вооруженных конфликтов, внести предложение в Правительство РФ о введении обязательной дактилоскопической и геномной регистрации всех граждан, находящихся в зоне боевых действий, в том числе сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, добровольцев, непосредственно принимающих участие в столкновениях, а также лиц, прибывающих в Россию из других государств (по примеру Израиля и ряда других развитых стран).
Исследование вопросов организации прогнозирования и планирования ОРД ОВД по розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористических операций и вооруженных конфликтов, позволяет сделать вывод о том, что данный процесс имеет ряд специфических особенностей. В целях принятия оптимальных организационных и тактических решений он требует взвешенного подхода, основанного на информационном обеспечении, углубленном анализе и прогнозировании динамики событий и развития ситуации, что позволяет заранее определить наиболее вероятные сценарии и принять меры по их предотвращению или управлению ими.
Список источников:
Балаев Д.В. Актуальные проблемы деятельности оперативных сотрудников территориальных органов МВД России при рассмотрении сообщений о без вести пропавших и расследовании на начальном этапе уголовных дел, возбужденных по факту безвестного исчезновения лиц // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2021. № 2 (17). С. 47-56.
Богданов А.В., Ильинский И.И., Завьялов И.А. Деятельность оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел МВД России по розыску лиц (основные направления, проблемы и пути решения) // Актуальные вопросы теории и практики развития местного самоуправления в России. М., 2014. С. 90-98.
Карякин А.М. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях розыска лиц, пропавших без вести // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 2 (86). С. 158-164. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2020-2-158-164.
Свистильников А.Б., Кулешов В.И. Некоторые вопросы информационного обеспечения оперативных подразделений уголовного розыска // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2010. № 2 (16). С. 71 -76.
References:
Balaev, D. V. (2021) Aktual'nye problemy deyatel'nosti operativnykh sotrudnikov territorial'nykh organov MVD Rossii pri rassmotrenii soobshchenii o bez vesti propavshikh i rassledovanii na nachal'nom etape ugolovnykh del, vozbuzhdennykh po faktu bezvestnogo ischeznoveniya lits [Actual problems of the activities of operational staff of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia when considering reports of missing persons and investigating at the initial stage criminal cases initiated upon the fact of the unknown disappearance of persons]. In: Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. (2 (17)), 47-56. (In Russian)
Bogdanov, A. V., Il'inskii, I. I. & Zav'yalov, I. A. (2014) Deyatel'nost' operativno-rozysknykh podrazdelenii organov vnutrennikh del MVD Rossii po rozysku lits (osnovnye napravleniya, problemy i puti resheniya) [The activities of operational search units of the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the search for persons (main directions, problems and solutions)]. In: Aktual'nye voprosy teorii ipraktiki razvitiya mestnogo samoupravleniya v Rossii. Moscow, рр. 90-98. (In Russian)
Karyakin, A. М. (2020) Special Features of Conducting Operative-Searching Measures for Search of Missed Without Trace Individuals. Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (2 (86)), 158-164. Available from: doi: 10.35750/2071 -8284-2020-2-158-164. (In Russian)
Svistil'nikov, A. B. & Kuleshov, V. I. (2010) Nekotorye voprosy informatsionnogo obespecheniya operativnykh podrazdelenii ugolovnogo rozyska [Some issues of information support for operational units of the criminal investigation department]. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina. (2 (16)), 71-76. (In Russian)
Информация об авторе С.А. Закаев - старший лейтенант полиции, адъюнкт Академии Управления МВД России, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1181150
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author S.A. Zakaev - a Senior Police Lieutenant, Adjunct at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1181150
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.03.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.04.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 28.05.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.