УДК: 343.98
DOI: 10.24411/2312-3184-2019-00048
Кайбелев Павел Андреевич
адъюнкт НПФ Академии МВД Республики Беларусь E-mail: [email protected]
Kaibelev Pavel Andreevich
postgraduate of SPF
of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ, В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Введение: в статье рассматриваются перспективные направления деятельности по розыску лиц, пропавших без вести, в Республике Беларусь, требующие своего совершенствования. Приводятся проблемы теоретико-прикладного характера, в том числе в области организации взаимодействия розыскных подразделений с общественными организациями и правоохранительными органами сопредельных государств. Обосновывается необходимость совершенствования информационного обеспечения розыска лиц, пропавших без вести. Предлагаются пути совершенствования указанных направлений с учетом анализа современного состояния деятельности по розыску лиц, пропавших без вести в Республике Беларусь.
Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Республики Беларусь, уголовное, уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательство, ведомственные нормативные акты, регламентирующие осуществление деятельности по розыску лиц, пропавших без вести. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания.
Результаты исследования: выявлены теоретико-прикладные проблемы в деятельности по розыску лиц, пропавших без вести.
Выводы и заключения: проведенный анализ указал пути совершенствования указанных направлений с учетом анализа современного состояния деятельности по розыску лиц, пропавших без вести в Республике Беларусь.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; розыск лиц, пропавших без вести; взаимодействие; волонтерское движение; информационное обеспечение.
PERSPECTIVE DIRECTIONS OF PERFECTION OF THE ACTIVITIES IN THE SEARCHING OF THE MISSING PERSONS
IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Introduction: perspective directions of activity in the search for missing persons in the Republic of Belarus that require their improvement are considered in the article. The article presents the problems of a theoretical and applied nature, including the field of organizing the interaction of the investigative units with public organizations and law enforcement agencies of neighboring countries. The necessity of improving the information support of the search for missing persons is substantiated. The ways of improving these areas are proposed, taking into account the analysis of the current state of the activity of tracing missing persons in the Republic of Belarus.
Materials and methods: the regulatory framework of the study is formed by the Constitution of the Republic of Belarus, criminal, criminal procedure and operational-search legislation, departmental regulations governing the organization of search activities for missing persons. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific cognition, which is universal in nature, as well as methods of logical deduction, induction, cognitive methods and methods of observation, comparison, analysis, synthesis and description.
Results: allowed to identify theoretical and applied problems in the search for missing persons.
Summary and conclusions: The analysis showed ways to improve these areas, taking into account the analysis of the current state of the activities of the search for missing persons in the Republic of Belarus.
Keywords: detective activity, search for missing persons, interaction, volunteer movement, information support.
Анализ современного состояния розыска лиц, пропавших без вести, позволяет выявить теоретико-прикладные проблемы в данной сфере, решение которых способствует совершенствованию деятельности оперативнх подразделений. Данное обстоятельство диктует необходимость изучения розыскной работы в Республике Беларусь, в условиях возрастающего ее объема, выполняемого соответствующими структурными подразделениями органов внутренних дел (далее — ОВД).
Следует заметить, что в Республике Беларусь с 2013 г. по 2018 г. в среднем находится свыше 3 500 лиц, пропавших без вести, включая лиц, вновь объявляемых в розыск и продолжавших в нем оставаться с прошлых лет. Несмотря на то, что число сообщений и заявлений по данным фактам за последние пять лет сократилось на 40 %, общее количество без вести пропавших, за счет остатка неразысканных лиц, остается по-прежнему высоким.
Отдельные аспекты научной разработки проблем, связанных с розыском лиц, пропавших без вести, освещали: Т. Н. Алешкина, П. Е. Букейханов, Н. И. Вытовтова, Д. А. Гринева, Ч. М. Исмаилов, Е. Г. Килессо, А. А. Корчагин, А. В. Котяжов, А. С. Мальцев, В. О. Петросян и др. Их труды внесли вклад в научное обеспечение розыска лиц, пропавших без вести. Ряд авторов освещает криминалистический и уголовно-процессуальный аспекты, при этом вопросы ОРД исследуются фрагментарно. До настоящего времени в Республике Беларусь не проводился глубокий анализ данной проблематики, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по совершенствованию организации и осуществления розыска лиц, пропавших без вести.
Эмпирической базой исследования послужили данные, полученные в процессе анализа и обобщения материалов 100 дел оперативного учета, заведенных по фактам безвестного исчезновения лиц; результаты интервьюирования оперативных сотрудников розыскных подразделений органов внутренних дел.
Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, познавательные методы и приемы наблюдения, анализа, обобщения и описания, также методы анкетирования, интервьюирования, обобщения практики.
Розыск лиц, пропавших без вести, имеет свои специфические особенности, в соответствии с которыми и должна разрабатываться организация его осуществления. Без создания и дальнейшего совершенствования соответствующих организационных основ розыска, эффективная его реализация невозможна.
К проблемам организационного характера следует отнести: недостаточно эффективное взаимодействие розыскных подразделений с правоохранительными органами и общественными организациями, как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами; существующую необходимость в совершенствовании информационного обеспечения розыска лиц, пропавших без вести.
Так, в период времени с 2015 по 2017 г. количество зарегистрированных заявлений по фактам исчезновения лиц за пределами Республики Беларусь увеличилось на 28,7 % (с 384 до 503). Большинство опрошенных оперативных сотрудников указали на трудности, возникающие в процессе их розыска, т. к. за пределами границы начинается территория иного суверенного государства, где возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) непосредственно у белорусских оперуполномоченных отсутствует, что сказывается на количестве не найденных до настоящего времени лиц, исчезнувших за границей (1189), удельный вес которых равен 45 % от общего количества без вести пропавших (2632).
Географические условия и социально-экономические изменения способствуют трудовой миграции населения республики в другие страны. Так, на фоне общего числа лиц, исчезнувших за пределами Республики Беларусь (1189), 88 % являются мужчины трудоспособного возраста (1049).
С целью профилактики безвестного исчезновения, периодически в средствах массовой информации освещаются вопросы, касающиеся трудового рабства и связанной
с ним нелегальной миграции, однако данные меры в силу социальных факторов не всегда приводят к ожидаемому эффекту.
При осуществлении розыскной деятельности находит применение и такая форма сотрудничества, как командирование сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД). С учетом того, что на территории Российской Федерации исчезло более 90 % от общего числа лиц, пропавших за пределами Республики Беларусь (1090), в большинстве случаев для обмена информацией и присутствия при проведении ОРМ, направленных на установление местонахождения без вести пропавших, командирование осуществляется в сопредельное государство. В ходе анализа практики наблюдается проблема в организации выезда сотрудников розыскных подразделений уровня РУ — ГО — РОВД с целью установления местонахождения лица, пропавшего без вести. Как правило, указанную форму сотрудничества реализуют сотрудники уровня УВД — ГУВД — МВД во время проведения специальных операций с периодичностью несколько раз в год. Следует заметить, что период времени с момента исчезновения человека и до момента начала проведения специальной операции может быть продолжительным. Недостатки в организации процесса своевременного командирования оперативных сотрудников, могут повлечь утрату не только времени, необходимого для спасения жизни человека, оказавшегося в опасной ситуации, но и доказательственной базы, сокрытия следов преступления и т. д. [1, с. 67].
Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия между розыскными подразделениями министерств внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации является обмен информацией. Так, значительную помощь в осуществлении розыскной деятельности оказывает Межгосударственный информационный банк, функционирование которого обеспечивает Федеральное казенное учреждение «Главный информационно-аналитический центр МВД России», объем данных только централизованного дактилоскопического учета указанного ресурса составляет более 31 млн дактилоскопических карт. Постановка на централизованный учет дактилоскопических карт неопознанных трупов не всегда осуществляется своевременно, в связи с чем информация о лице, пропавшем без вести, поступает спустя продолжительное время, что влечет за собой нерациональное распределение имеющихся ресурсов ОВД1.
Результаты проведенного исследования показывают, что повышению эффективности розыска лиц, пропавших без вести за пределами Республики Беларусь, могут служить: выработка эффективного механизма межгосударственного взаимодействия; усиление контроля за своевременностью постановки на централизованный учет в Межгосударственный информационный банк дактилоскопических карт неопознанных трупов; урегулирование вопроса информирования компетентными органами Российской Феде-
1 С 2007 г. разыскивался пропавший без вести гражданин П., и только в октябре 2017 г. при очередной проверке по учетам федеральной базы данных геномной информации ЭКЦ МВД Российской Федерации генотипа его сына установлено совпадение с генотипом трупа неизвестного мужчины, обнаруженного в 2004 г. с признаками насильственной смерти в г. Москве. Практика показывает, что указанный пример не является единичным.
рации представителей консульских учреждений иностранных государств о смерти граждан представляемых ими стран.
Справедливо отмечается, что эффективность и наступательность розыска лиц, пропавших без вести, зависит в том числе и от взаимодействия оперативных подразделений ОВД с силами общественности [2, с. 36—37].
Рассматривая вопросы внутреннего взаимодействия, современная практика розыскной работы показала, что сотрудники розыскных подразделений ОВД часто взаимодействуют с общественными организациями и добровольными движениями, прибегают к использованию в розыске имеющейся у них техники1 и волонтерского ресурса. В то же время правоохранители обращаются с «просьбами» о размещении информации о лицах, пропавших без вести, в целевых группах, которые насчитывают десятки тысяч подписчиков, созданных указанными организациями в различных мессенджерах и социальных сетях. Особый интерес представляют такие волонтерские организации и поисково-спасательные отряды, действующие на территории Республики Беларусь, как «Ангел», «ЦентрСпас» и «Симуран».
Волонтеры и поисково-спасательные отряды оказывают значительную помощь в розыске лиц, пропавших без вести, однако учитывая то, что данное направление не подвергалось научной разработке и сформировалось относительно недавно, безусловно, имеется ряд неурегулированных вопросов по взаимодействию добровольцев с розыскными подразделениями ОВД, в том числе и вопросов правового регулирования, отсутствуют методические рекомендации по взаимодействию ОВД с волонтерскими организациями, по причине чего взаимодействие носит несистемный и эпизодический характер. Добровольца! часто действуют самостоятельно, не ставя в известность правоохранительные органы, в результате чего могут последовать нежелательные последствия: утрата доказательственной базы, сокрытие следов преступления и др. В свою очередь, и сотрудники территориальных органов нередко скептически относятся к помощи добровольцев, не привлекая их к мероприятиям и не принимая всерьез собранную ими информацию [3, с. 317].
Об актуальности данной проблемы свидетельствует тот факт, что добровольные объединения и волонтерские организации взаимодействуют с аналогичными объединениями и за рубежом, что может расширить возможности розыска лиц, пропавших без вести на территории других государств. Так, в настоящее время добровольческие поисковые отряды сформированы в 76 субъектах Российской Федерации. В их состав входят около 15 тыс. граждан разного возраста и социального статуса. В 39 регионах заключены
1 В 2017 г. на протяжении нескольких дней сотрудниками специального подразделения по борьбе с терроризмом «Алмаз» осуществлялся поиск утонувшего гражданина Л., который положительных результатов не дал, в результате чего были приглашены специалисты поисково-спасательного отряда (далее — ПСО) «Ангел» — добровольного движения по оказанию помощи в поиске без вести пропавших людей. Поиск утонувшего специалисты ПСО осуществляли с помощью картплоттера — прибора, который смоделировал объемное изображение дна водоема и указал местонахождение утонувшего.
соглашения о сотрудничестве территориальных ОВД Российской Федерации с местными волонтерскими организациями [4, с. 11].
К числу предложений, реализация которых повлечет за собой улучшение розыска без вести пропавших на территории Республики Беларусь, можно отнести: установление надлежащего взаимодействия с волонтерскими движениями; разработка методических рекомендаций по совместному участию ОВД и волонтерского движения по установлению лиц, пропавших без вести; нормативное закрепление такой формы сотрудничества.
В контексте анализа проблем организационного характера следует рассмотреть существующую необходимость в совершенствовании информационного обеспечения розыска лиц, пропавших без вести.
Анализ оперативной практики свидетельствует об имеющихся упущениях в работе с информацией, используемой в розыске без вести пропавших. Процесс ее сбора, систематизации, хранения и использования с целью борьбы с преступностью является информационным обеспечением [5, с. 16]. По мнению В. В. Симачева, наиболее важным направлением совершенствования информационного обеспечения, является разработка и создание информационно-анализирующих систем [6, с. 5—6].
По мнению С. С. Тупеко, исследующего проблемы транснациональной преступности, введенная в действие информационно-анализирующая система будет способствовать систематическому сбору, накоплению и рациональному использованию информации о преступной деятельности, позволит осуществлять анализ имеющихся сведений и прогнозировать развитие криминогенной обстановки. Под информационно-анализирующей понимается система, в задачи которой входит систематизация и накопление первичной информации о состоянии, эффективности и тенденциях развития управляемого объекта и ее конверсия в форму, удобную для использования органами, принимающими решения [7, с. 79].
Данная позиция находит свое отражение и в диссертации А. Н. Толочко, который полагает, что информационный ресурс позволит анализировать оперативно-розыскные ситуации, возникающие в процессе розыска преступников, изучать избираемую ими тактику противодействия ОВД [8, с. 37].
Развивая предложенные предшественниками идеи, полагаем, что совершенствование информационного обеспечения розыска лиц, пропавших без вести, видится в создании информационно-анализирующей системы, позволяющей решить целый ряд задач, возникающих в процессе розыска лиц, пропавших без вести.
Среди других причин, ограничивающих информационное поле ОВД в сфере розыска лиц, пропавших без вести, является отсутствие функциональных возможностей в уже имеющихся поисковых системах в виде анализа идентификационных признаков разыскиваемых лиц и неопознанных трупов [9, с. 26].
Резюмируя рассмотрение проблемы совершенствования информационного обеспечения розыска лиц, пропавших без вести, можно сделать выводы, что повышению эффективности информационного обеспечения будет способствовать: создание информационно-анализирующей системы; расширение функций имеющихся поисковых систем и информационных ресурсов анализом идентификационных признаков разыскиваемых
лиц и неопознанных трупов; расширение комплекса идентификационных признаков, отражаемых в опознавательных картах; повышение качества фиксации розыскной информации.
Думается, что к проблемам организационно-тактического характера, обусловливающим невысокие результаты розыска лиц, пропавших без вести, следует также отнести недостаточный уровень организации работы и связанные с ним многочисленные упущения в деятельности оперативных подразделений, которые проявляются на различных этапах розыска.
Уже на первоначальном этапе розыска лиц, пропавших без вести, можно увидеть недостатки, вызванные некачественным планированием работы, как по материалам проверки, так и по розыскным делам. Следует согласиться с мнением Д. А. Гриневой о том, что версии, выдвинутые оперативным сотрудником, должны содержать предположительное объяснение искомых обстоятельств, т. е. объяснение факта исчезновения человека, и для того, чтобы эти неизвестные обстоятельства были достоверно установлены, необходимо версии подвергать проверке посредством проведения необходимых ОРМ, в ходе которых должны устанавливаться факты, подтверждающие или опровергающие выдвинутые предположения [2, с. 72]. Анализ практики показывает, что используемый алгоритм составления планов ОРМ в большинстве случаев недостаточно эффективен, т. к. при его составлении не в полной мере: изучается личность потерпевшего, обстоятельства безвестного исчезновения; не принимаются во внимание гидрометеорологические условия в период исчезновения разыскиваемого, чрезвычайные происшествия в данной местности, несчастные случаи, тяжкие преступления и т. п. Таким образом, в составлении планов по ДОУ усматривается формализм и шаблонность, что является основными причинами недостатков и нарушений в этой работе.
Недостатки, выраженные в отсутствии анализа устных сведений об обстоятельствах пропажи, ведут к ограничению полноты выдвигаемых версий.
Следует выделить проблему отсутствия методических рекомендаций по розыску лиц, пропавших без вести, в связи с чем практика организации розыскной работы в различных подразделениях республики следует по своему пути развития. В связи с отсутствием разъяснений по спорным моментам часто силы и средства оперативных сотрудников, а самое главное — время, тратятся на выяснение обстоятельств, не требующих этого, таких как, например, определение территориальности, за что высказалось большинство респондентов среди опрошенных оперативных сотрудников. Немаловажным моментом, на который следует обратить внимание при написании методических рекомендаций, является определение первоначальных и последующих оперативно-розыскных и иных мероприятий, проводимых при криминальных и некриминальных обстоятельствах исчезновения лица, версионной основы розыска и типичных ситуаций.
Таким образом, современное состояние розыскной работы в Республике Беларусь характеризуется наличием ряда проблем теоретико-прикладного характера, к которым, по нашему мнению, относятся: недостаточно эффективное взаимодействие розыскных подразделений с правоохранительными органами, государственными и общественными организациями; существующая необходимость в совершенствовании информационного
обеспечения розыска лиц, пропавших без вести; необходимость в научном исследовании тактического обеспечения розыска лиц, пропавших без вести.
Для решения вышеназванных проблем полагаем необходимым: усилить контроль за своевременностью постановки на централизованный учет в Межгосударственный информационный банк дактилоскопических карт неопознанных трупов; выработать эффективный механизм межгосударственного взаимодействия; урегулировать вопрос информирования компетентными органами Российской Федерации представителей консульских учреждений иностранных государств о смерти граждан представляемых ими стран; установить надлежащее взаимодействие с волонтерскими движениями; разработать методические рекомендации по совместному участию ОВД и волонтерского движения в установлении местонахождения лиц, пропавших без вести, и нормативно закрепить указанную форму сотрудничества; создать информационно-анализирующую систему по розыску лиц, пропавших без вести; расширить функции имеющихся поисковых систем и информационных ресурсов анализом идентификационных признаков разыскиваемых лиц и неопознанных трупов; расширить комплекс идентификационных признаков, отражаемых в опознавательных картах; повысить качество фиксации розыскной информации; разработать научно-практические рекомендации, которые позволят расширить круг предположительных обстоятельств исчезновения лиц, пропавших без вести, влияющих на качество и полноту выдвигаемых версий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Озеров И. Н. Категория риска в оперативно-розыскной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. СПб., 2001. 202 с.
2. Гринева Д. А. Розыск без вести пропавших лиц: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Калининград, 2006. 200 с.
3. Моисеев Н. А., Новоселов Н. Г., Серегин М. В., Чиненое А. В. Современная информационная среда как объект оперативно-розыскной деятельности // Евразийский юридический журнал. 2018. № 6 (121). С. 316—318.
4. Щуров А. Помощь — от чистого сердца // Полиция России. 2018. № 4. С. 10—15.
5. Галенок В. А. Оперативно-розыскная информация и процесс ее познания / В. А. Галенок. Минск: Акад. МВД Р-ки Беларусь, 1995. 35 с.
6. Симачев В. В. О задачах, проблемах и направлениях совершенствования оперативно-розыскной деятельности // Правовые и организационно-тактические проблемы совершенствования управления органов внутренних дел. Алма-Ата: ООНИиРИР Акад. МВД Р-ки Казахстан, 2002. С. 5—6.
7. Тупеко С. С. Теория и практика борьбы с транснациональной преступностью в Республике Беларусь: оперативно-розыскной аспект: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.09. Минск, 2010. 147 с.
8. Толочко А. Н. Розыск обвиняемых, скрывающихся от предварительного следствия: дис. ... канд. юрид. наук: 11.00.09. Минск, 2011. 177 с.
9. Чиненое Е. В. Осмотр места происшествия по фактам обнаружения трупов лиц, причина смерти которых не установлена: учеб. пособ. / А. Н. Толочко, О. Н. Скоморохов, С. А. Чернышёв. Белгород, 2018. 51 с.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. Ozerov I. N. risk Category in operational investigative activity: dis. ... kand. the faculty of law. Sciences: 12.00.09. St. Petersburg, 2001. 202 p.
2. Grineva D. A. Search for missing persons: cand. jurid. sci. diss.: 12.00.09. Kaliningrad, 2006. 200 p.
3. Moiseev N. A., Novoselov N. G., Seregin M. V., Chinenov A.V. Modern information environment as an object of operational investigative activity // Eurasian legal journal. 2018. № 6 (121). P. 316—318.
4. Shchurov A. Help — from a clean heart // Police of Russia. 2018. № 4. P. 10—15.
5. Galenok V. A. Operative search information and process of its cognition / V. A. Galenok. Minsk: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, 1995. 35 p.
6. Simachev V. V. On tasks, problems and directions of perfection of the operative search activity // Legal and organizational tactical problems of development of management of organs of internal affairs. Alma-Ata: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, 2002. P. 5—6.
7. Tupeko S. S. Theory and practice of fight against transnational criminality in Republic of Belarus: operative search aspect: cand. jurid. sci. diss.: 12.00.09. Minsk, 2010. 147 p.
8. Tolochko A. N. Search of defendants hiding from preliminary investigation: cand. jurid. sci. diss.: 11.00.09. Minsk, 2011. 177 p.
9. Chinenov E. V. Inspection of the scene of the discovery of the corpses of persons the cause of death has not been established: a training manual / E. V. Chinenov, A. N. Skomorokhov, S. A. Chernyshev. Belgorod, 2018. 51 p.