5. Автомобили с бензогазовыми двигателями и газодизелями: особенности конструкции и технического обслуживания /К.Е. Долганов, А.Г. Говорун, О.И. Пятничко и др. - К.: Техника, 1991. - 128 с.
6. Корнилов Г.С. Современные требования к автомобильным двигателям и пути их достижения в отечественном автомобилестроении Журнал ААИ. - 2001. - № 2(10). -С. 31-34.
УДК 629113
Комов П.Б., доцент, к.т.н., АДИДонНТУ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Государственный уровень актуальности проблемы контроля определён Приказом №82 Минтранса от 10.02.2004г - «Рабочий план реализации первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автотранспорте». Согласно Приказу на автомобильном транспорте (АТ) необходимо создание основ интегрированной эффективной системы регулирования и контроля. Масштабы проблемы подчёркивают запланированные Программой финансовые затраты, которые Минтранс оценивает в целом в 517 тыс. грн. Из них 210 тыс. на разработку нормативных требований к автотранспортным предприятиям (АТП), а 120 тыс на усовершенствование системы технического контроля автотранспортных средств (АТС).
Правовой основой создания системы регулирования и контроля деятельности инженерно-технической службы (ИТС) АТ является Закон Украины от 12.05.1991г. «О защите прав потребителей», статья №5 которого предусматривает проверять у субъектов хозяйственной деятельности сферы услуг качество услуг, соблюдение обязательных требований по их безопасности.
В ТЭА хозяйствующим субъектом, согласно Закону Украины от 5.04.2001г. «Об автотранспорте» (ст. №26), является предприниматель.
Однако организация предпринимательской деятельностью отрасли абсолютно новая задача для ИТС автомобильного транспорта.
Предпринимательская деятельность ИТС не является обычной деятельностью по оказанию услуг. Она осуществляется в сфере безопасности жизнедеятельности человека, т.е. прямых государственных интересов. В соответствии, с чем её следует отнести к «глобальному» предпринимательству, которое не ориентировано на коммерческий результат, а его эффективность выявляется косвенно через общественно-демократические институты, которые необходимо создать. Главенствующей здесь является идея государственного регулирования.
Общепризнано, что одной из наиболее эффективных форм обеспечения безопасности результатов потенциально опасных для жизни, здоровья и имущества потребителя услуг является их обязательная сертификация, предусматривающая обязательный инспекционный контроль.
Современная сертификация услуг технического обслуживания и ремонта (ТО и Р), как отмечают специалисты АТ /1/, направлена на возрождение ИТС в том виде, в каком она достаточно эффективно существовала ранее. Существовавшие ранее в подразделениях ИТС системы качества имеют много общего с международными стандартами ИСО серии 9000. Отличие состоит лишь в следующем: 1) среда функционирования (рыночная - нерыночная); 2) уровень контроля (самоконтроль - независимый).
Согласно международным стандартам ИСО 9000 все виды деятельности, встречающиеся в работе организации, должны рассматривать как технологический процесс. В соответствии с чем, контролю на АТ должны подлежать процессы эксплуатации АТС, а основная задача организации ИТС состоит в упорядочении технологических процессов контроля и процессов ТО и Р в общепроизводственном коммерческом транспортном процессе АТ во времени.
Важность фактора времени в вопросах современной организации, объясняют следующие математические выводы /2/
Обратимся к общеизвестной формуле по обеспечению условий безопасного движения - безопасного расстояния между движущимися друг за другом АТС:
L = lt + lp + a + c , м (1)
где lt - путь АТС тормозной, м;
lp - путь АТС за время реакции водителя, м;
а - расстояние от глаза водителя до передней точки АТС, м;
с - расстояние допустимое между АТС после внезапной остановки первого, м.
По аналогии с формулой (1), для управления практически любым процессом справедлива формула допустимой, обеспечивающей осуществление управления быстротечности процесса:
= (тор + (ож + (огр , дн (2)
где tTOp - время (доли рабочего дня), необходимое для осуществления изменений (ТО и Р ) в процессе функционирования объекта (АТС) в соответствии с управляющим воздействием оператора (ИТС), дн;
(ож - время реакции оператора (ожидания АТС работ ТО и Р в ИТС),
дн;
(огр - время дополнительных ограничений, обеспечивающих продолжение функционирования (рыночные условия) или требования безопасности, дн.
Если в процессе эксплуатации АТС возникает аварийная ситуация, нарушающая транспортный процесс, которая требует для его качественного осуществления лишь директивного времени устранения нарушений (ав, которое меньше времени, запрашиваемого, например, технической службой, tmc = (тор + (ож , то, очевидно, данная ИТС не в состоянии участвовать в таком коммерческом процессе эксплуатации. Только при значениях (ав) tИТС , возникает вероятность безошибочного (своевременного) принятия решений в управлении, которая растёт с увеличением отношения (ав/(ИТС, обращаясь в единицу при больших значениях этого отношения.
Этому требованию отвечает общеизвестная зависимость вероятности устранения отказа в течение времени (ав , широко используемая в теории массового обслуживания (ТМО):
V(tae)=1-1 , (3)
где ¿ав - время, заданное для окончания ремонта (восстановления АТС), дн;
¡и - интенсивность восстановления АТС, дн- .
В первом приближении, если аргументом зависимости (3) является отношение ¿ав/Ис, для ¿ав/^ИТС > 1 , в качестве аналитической модели можно принять формулу:
Руп = <
0
1- 1 / 'ИТС -1)
для ¿ав < ¿итс
для ¿ав ^ ¿итс,
(4)
где РУП - вероятность безошибочности управления, зависящая от быстротечности процессов, которыми необходимо управлять;
¿ав - время (доли рабочего дня), требуемое коммерческой службой для устранения отклонений в управляемом процессе, дн;
¿ИТС - время минимальное, необходимое ИТС для устранения отклонений, дн;
р - коэффициент, определяющий связь между минимальным значением времени ¿ИТС и временем допустимым ¿д , ритм ИТС.
Характер зависимости (4) показывает, что если процесс быстроизменяемый (¿ав/¿ИТС ^ 1), то вероятность безошибочного управления мала. При замедлении управляемого процесса вероятность РУП повышается. В целом выражение (4) характеризует влияние фактора времени на процессы эксплуатации АТС и подчёркивает значимость времени в вопросах организации ИТС и контроля уровня её организации.
В организации работы АТ фактор времени имеет особое значение. С ним на АТ связывают культуру труда, которая является следствием организованности. На АТП культуру труда можно оценить средней производительностью системы «автомобиль - водитель». В упрощённом виде, если принять, что время простоя под погрузкой-разгрузкой равно нулю, а длина ездки, номинальная грузоподъёмность и средняя техническая скорость равны единице, то формула производительности будет иметь вид /3/:
Рг=Тя-ав-в-Г, ч (5)
где Тн - время в наряде, ч;
ав - коэффициент выпуска автомобилей (АТС);
в и у - коэффициенты, соответственно, использования пробега и грузоподъёмности.
В зависимости от уровня культуры выражение (5) изменяется фактически лишь в пределах изменения параметра Тн. При этом коэффициенты в и у отражают транспортные условия эксплуатации, а коэффициент ав является оценкой именно уровня технического состояния субъекта транспортного процесса (АТС).
За годы реформ отмечено существенное снижение ав. Для предприятий, выполняющих внутри городские перевозки, коэффициент выпуска сократился с 0,62 до 0,32. На пригородных и областных перевозках отмечено снижение ав до 0,105, что, однако, не следует считать негативным явлением. Так согласно общеизвестным данным средние годовые пробеги грузовых автомобилей и автобусов в СССР были значительно выше (40...50 тыс.км) по сравнению с другими странами. В США это 18 тыс. км. Тогда, если принять 1сс=200 км, то количество дней эксплуатации грузового автомобиля составит, например, Др=18 / 0,2 = 90 дн. Соответственно: ав = 0,25, а резерв времени, например, для ТО и Р -275 дн. Для автомобилей периода СССР, эти показатели составляли: 0, 62 и 140 дн /4/.
Наличие фактически двукратного, по сравнению с прошлым периодом, резерва времени вносит свои коррективы в оценку организации и контроль качества функционирования АТ в целом и ИТС в частности.
Для любой оценки важно определить критерии. В современных условиях это выбор критерия сертификации услуг, что является важной, но наиболее трудной ступенью оценки соответствия услуги. Необходимо более достоверно оценить соответствие услуги ожиданиям и предпочтениям потребителей и выработать надлежащие критерии для сертификации и последующего контроля.
Общеизвестно, что к характеристикам, определяющим требования к услугам, относятся: время ожидания, соблюдение сроков исполнения и другие количественные характеристики.
В основе современной организации процессов ТО и Р и, соответственно, их оценки по результатам контроля, должно лежать, как
отмечено выше, время обслуживания. Однако с учётом специфики эксплуатации (величина коэффициента ав) абсолютного большинства современных АТС, целесообразно ввести комплексные относительные критерии, позволяющие однозначно оценить качество организации ИТС на основе её вклада в процесс перевозок. Это: вероятностью безошибочности управления (4) и надежность АТС.
Надёжность - это свойство любого изделия, в том числе АТС, сохранять во времени в заданных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции. Иными словами, надёжность - это качество изделия, развёрнутое во времени. В современных условиях коммерческой деятельности, надёжность АТС должна исключить у АТС состояния ТО или Р в произвольный, что характерно для условий рынка, момент начала его работы. При этом, начав работу, транспортное средство обязано непрерывно работать без внедрения в его транспортный процесс технической службы в течение времени, например, наряда ТН , что оценивается вероятностью:
Ратс = Кг*ЩТн) =граб /(¿раб + ¿итс)* 1 -Тн , (7)
где РАТС - показатель надёжности АТС;
КГ - коэффициент готовности АТС;
ЩТн) - вероятность безотказной работы АТС за время ТН ;
граб - среднее время безотказной работы АТС, дн;
гИТС - среднее время восстановления АТС, дн.
Предлагаемые относительные показатели организации работы ИТС содержат в своей основе абсолютные временные характеристики, которые легко контролируемы в процессе инспекционного контроля, предусмотренного процессом сертификации, и могут быть использованы для организации и контроля систем качества производств ТО и Р.
Вывод. Разработка и внедрение систем качества - одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией. Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь), а, следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.
Важнейшая задача государственной экономической политики состоит в выявлении и поддержке конкурентоспособных предприятий. Предлагаемые показатели качества организации позволят достаточно точно проводить экспертизу проектов организаций и последующий контроль их деятельности.
Список литературы
1. 1гнатенко О.С., Маруни В.С., Журавель В.В., Вакарчук 1.М. Сертифкащя послуг автомобшьного транспорту //Автошляховик Украши. - 1999. - №3. - С.2-3.
2. Фокин Ю.Г. Надёжность при эксплуатации технических средств. М.: Воениздат, 1970. - 224 с.
3. Говорущенко Н.Я., Варфоломеев В.Н. Экономическая кибернетика транспорта. - Харьков: РИО ХГАДТУ, 2000. - 218 с.
4.Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели / В.С. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная и др. - М.: Финансы и статистика, 2000. -280 с.