УДК: 330
ББК: 65.054
Тамер О.С., Лаптева С.В., Зайцева С.П., Шевнина Т.Е.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ПЛАНА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ «СЕВЕРНАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ»
Tamer O.S., Lapteva S. V., Zaitseva S.P., Shevnina T.E. THE DEFINITION OF PRODUCTION PROGRAM AND PLAN OF OPERATION OF TRUCKS OF "PRODUCTION AND COMMERCIAL CORPORATION
"NORTHERN UNITED COMPANY"
Ключевые слова: автотранспортное предприятие, эксплуатация грузовых автомобилей в условиях Арктики, производственная программа, средняя продолжительность зимнего периода региона, нормы расхода автомобильного топлива, предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива.
Keywords: transport enterprise, operation of trucks in the Arctic, the production program, the average duration of the winter period of the region, the rate of consumption of motor fuel, the limit values of winter allowances to fuel consumption.
Аннотация, статья посвящена определению Производственной программы и плана эксплуатации грузовых автомобилей для предприятия, предоставляющего транспортно-логистические услуги. Как показал анализ отечественной и зарубежной литературы, данной теме не уделяется должного внимания, несмотря на важность данных документов для АТПпри стратегическом планировании.
В исследовании рассматривается порядок и технология определения затрат АТП и себестоимости единицы транспортной работы для предприятия ООО «Производственно-коммерческая корпорация «Северная объединенная компания». Для данного документа проанализирован практический опыт эксплуатации автомобилей в регионах Крайнего Севера и Арктики, учтены статистические данные о средней продолжительности зимнего периода региона, а также предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива, которые вычислялись на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха. Согласно представленным расчетам в исследовании были определены основные показатели производственной программы и плана эксплуатации грузовых автомобилей для указанного предприятия на будущее.
Abstract: the Article is devoted to the definition of the Production program and the plan of operation of trucks for the enterprise providing transport and logistics services. As the analysis of domestic andforeign literature showed, this topic is not given due attention, despite the importance of these documents for the transport company in strategic planning.
The study discusses the procedure and technology for determining the cost of the transport company and the cost of a unit of transport work for the company "Production and commercial Corporation "Northern United company". For this document, the practical experience of car operation in the regions of the Far North and the Arctic is analyzed, statistical data on the average duration of the winter period of the region are taken into account, as well as the limit values of winter allowances to the norms of fuel consumption, which are calculated on the basis of the values of average monthly, maximum and minimum According to the presented calculations, the study identified the main indicators of the Production program and the plan of operation of trucks for the specified enterprise for the future.
Особая роль в решении задач Транспортной стратегии1 до 2030 года отводится автотранспортным предприятиям (АТП), которые перешли с процессов физической перевозки на более качественный уровень -уровень оказания транспортно-логистичес-ких услуг. Транспортные услуги, являясь продукцией транспорта, осуществляются и потребляются непосредственно с процессом транспортного производства. Эффект, возникающий от работы и развития транспорта, аккумулируется за пределами транспортной отрасли, в связи с чем снижение транспортных издержек считается одним из способов повышения эффективности всего общественного производства.
Наиболее гибкой и быстро адаптирующейся к изменениям современной рыночной конъюнктуры частью транспортной системы является автомобильный транспорт. Одновременно он является наиболее ресурсоемкой транспортной подотраслью. Это связано с относительно высокой себестоимостью перевозок автомобильным транспортом, что обуславливается значительной энерго- и трудоемкостью автотранспортных услуг. Снижение затрат, возникающих при функционировании автомобильного транспорта, - одна из приоритетных задач АТП и их клиентской базы.
Инструментом хозяйственного руководства для реализации задач Транспортной стратегии является планирование, позволяющее установить цели и средства эффективного функционирования АТП, и с которым тесно связаны Производственная программа и план эксплуатации автотранспортной техники.
В связи с этим актуальной является тема исследования, посвященная определению производственной программы и плану эксплуатации грузовых автомобилей для конкретного предприятия, предоставляющего транспортно-логистические услуги, - ООО «Производственно-коммерческая корпорация
Федеральная целевая программа «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. - Москва: Информавтодор, 2008. -136 с. - Режим доступа:
https://www.mintrans.ru/documents/ 3/1009 (дата обращения 01.08.2018)
«Северная объединенная компания».
Переход на рыночные отношения является своеобразным катализатором процессов децентрализации управления экономикой. Он предполагает значительное расширение прав предприятий в управлении производством. Следовательно, анализ, предвидение, а также определение целей и постановка задач, являются важнейшими моментами для автотранспортного предприятия в организации своей производственной деятельности.
В условиях децентрализации роль затрат для эффективного функционирования автотранспортных предприятий возросла, в связи с этим появились глобальные предпосылки для их снижения.
В современных экономических условиях для предприятий автотранспорта сохраняются факторы внешней среды, негативным образом влияющие на их финансовое положение. Об этом свидетельствуют снижающийся объем перевозок, изменение технико-эксплуатационных показателей в худшую сторону, старение подвижного состава и производственно-технической базы автотранспортных предприятий, в связи с чем темпы роста уровня эксплуатационных затрат автотранспортного предприятия опережают темпы роста его доходов.
Себестоимость грузоперевозок - основа тарифов на транспортные услуги. Следствиями ее снижения являются улучшение финансового состояния автотранспортного предприятия, повышение его финансовой устойчивости. На каждом предприятии есть определенный ряд факторов, от которого зависит величина себестоимости. Снижение себестоимости грузоперевозок возможно за счет следующих аспектов:
- улучшение технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава;
- экономия материальных и финансовых ресурсов, повышение эффективности их использования;
- оптимизация административно-хозяйственных расходов.
Важнейшим направлением снижения уровня затрат автотранспортного предприятия является оптимизация расходов на топливо, которая может быть достигнута путем поддержания установленных норм расхода за счет совершенствования эксплуатационной дея-
тельности. ГСМ списывается на себестоимость по фактическому расходу, но не должно превышать нормы, утвержденные для отдельных марок автомобилей [6, 7]. Расход топлива конкретного автомобиля зависит от технической исправности транспортного средства, срока его эксплуатации, состояния движущихся частей, габаритов кузова, тяжести перевозимого груза и др. Также на расход топлива влияют погодные условия и уровень профессионализма водителя.
Для регулирования общего расхода топлива необходимо оптимизировать расстояния по маршрутам перевозок, так как расход топлива также зависит и от пробега транспортного средства.
Для оценки эффективности работы автотранспортного предприятия и выявления путей снижения себестоимости предоставляемых транспортных услуг необходимо проводить систематический и всесторонний анализ, применяя при этом различные экономико-математические, статистические методы и т.д.
Анализ отечественной литературы позволил обратить внимание на такие направления, как:
- теоретические положения грузовых автомобильных перевозок [2, 4, 5];
- влияние основных показателей на качество транспортных процессов [11, 14];
- совершенствование грузовых автомобильных перевозок [1, 10, 13].
Однако исследуемой теме в современной российской литературе уделяется мало внимания, несмотря на важность данного документа для автотранспортного предприятия при стратегическом планировании. Так, например, в исследовании В.С. Лубенцовой и А.В. Ефремова [8] рассматривается последовательность разработки Производственной программы АТП с использованием марковских случайных процессов, а в статье Б.И. Вайсблат и А.В. Плюснина [3] уделяется внимание оптимизации Производственной программы автопредприятия с учетом финансового и транспортного обеспечения.
Зарубежный опыт показывает, что наибольший акцент делается на информационно-технологическую поддержку разрабатываемых стратегических планов развития автопредприятий. Так, например, авторы исследований [Shen, а, Aydin, S.G.; 2014; VШarreal, B.,
Garza-Reyes, J.A., Kumar, V.; 2016] используют математическое моделирование в планировании грузовых перевозок, позволяющее качественно спрогнозировать возможные результаты при недостающих данных. А авторы статьи [Ambra, T., Caris, A., Macharis, C.; 2018] рассматривают современное состояние логистических систем в аспекте интеграции перевозок и Интернета, появления новых концепций и моделей для дальнейшего развития транспортного сектора.
Таким образом, российский и зарубежный опыт показывает, что заявленная тема требует дальнейшей разработки.
В нашем исследовании предлагается технология разработки производственной программы и плана эксплуатации грузового подвижного состава ООО «Производственно-коммерческая корпорация «Северная объединенная компания». Для данного предприятия рассматривается порядок и технология определения затрат АТП и себестоимости единицы транспортной работы. Производственная программа включает в себя следующую информацию: обобщение опыта эксплуатации автомобилей в регионах Крайнего Севера, данные о средней продолжительности зимнего периода рассматриваемого региона, предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива1, которые вычислялись на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха.
Основным документом для разработки плана являются договоры предприятий и организаций-грузоотправителей, в которых отражается вся необходимая информация по предмету перевозки. Провозная способность автомобильного парка рассчитывается на основе его количественного состава, технических характеристик автомобилей и плановых показателей использования (рисунок 1) [6,7].
1 Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте: методические рекомендации [Электронный ресурс]. Список изменяющих документов (в ред. распоряжений Минтранса России от 14.05.2014 № НА-50-р, от 14.07.2015 № НА-80-р). Режим доступа: https://mvc-auto.ru/files/docs/prikaz_mintransa_rf_am_23_r.pdf (дата обращения 01.08.2018).
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
С редн есп и гоч ное кол ичество автомоби л ей Асп: шт.
Автомобиле-дни пребывания в автотранспортном предприятии (инвентарные} ЗДн
— одного автомобиля АД^
— группы автомобилей АД^
Коэффи ци ент в ыпуска автомоби г ей н а г и н и ю
Автомобиле-дни в эксплуатации АД^
— одного автомобиля АД^4
— группы автомобилей АД Грузоподъёмностъ номинальная ц, т:
— одного автомобиля
— группы автонобилей Коэффициент использования грузоподъёмности у Грузоподъёмность фактическая т:
— одного автомобиля
' Среднесуточный пробег ¿сс: км:
— одного автомобиля
— группы авто
— Общий годовой пробег ЬГОД, кн:
— одного автомобиля
— группы автомобилей
— Коэффи ци ент и споп ьэованияпробегар}
— Годовой пробеге грузом км:
— одного автомобиля
— группы автомобилей ¡^
— Среднее расстояние перевозки ¡ср, ™
— Количество ездок с грузом иЕЗД за год:
— одного автомобил я п^
— группы автомобилей
— ГрузооборотР, тыс. т-км:
— одного автомоби ля Ред
— группы автомобилей Р3-" Объемп еревозок @, тыс.т:
— одного автомобиля
— группы автомобилей
группы автомобилей <?|
Рисунок 1 - Основные показатели средств АТП
Расчёты проводятся по каждой марке парку в целом (таблица 2). автомобилей (таблица 1) и суммируются по
Таблица 1 - Марки автомобилей предприятия
№ п/п Условное обозначение Характеристика автомобиля (марка)
1. ТС-01 Камаз-43118 (с цементировочным агрегатом АЦ-32)
2. ТС-02 Урал 4320-1912-60 (с вакуумной установкой МВ-10)
3. ТС-03 Урал 4320 (с цементировочным агрегатом АЦ-32)
4. ТС-04 КАМАЗ-5410 с полуприцепом
5. ТС-05 Ниссан № 300
Таблица 2 - Показатели транспортных средств автотранспортного предприятия
Основные ТС По предприя-
показатели ТС-01 ТС-02 ТС-03 ТС-04 ТС-05 тию в целом
1 2 1 3 1 8
АД^ 365 730 365 1095 365 2910
АД1 365 730 365 1095 365 2910
аЕ 0,65 0,71 0,61 0,69 0,58 -
АД? 237 259 222 251 211 1180
АД1 237 518,3 222 755,55 211 1936,67
^/нам 13 10 16,1 21 1,05 61,15
^нсн 13 20 16,1 66 1,05 116,15
У 0,88 0,77 0,69 0,61 0,66 -
я4 11,4 7,7 11,1 12,81 0,69 43,7
11,4 15,4 11,1 38,4 0,69 76,99
260 350 275 250 220 1355
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №3, том 2, 2018 _Продолжение таблицы 2
-сс 260 700 275 750 220 2205
ьгвд 61620 90650 61050 62750 46420 322490
^гзд 61620 181300 61050 188250 46420 538640
Р 0,50 0,64 0:50 0,60 0,55 -
гр 30810 58016 30525 37650 25531 182532
30810 116032 30525 112950 25531 315848
80 230 200 250 250 -
еи 385 252 152 150 102 1041
"езд 385 504 152 450 102 1593
351234 446723 338827 482296 17693 1636773
РЪ 351234 893446 338827 1446888 17693 3048088
4390,4 1942,3 1694, 1929,2 70,8 10026,8
О:1 4390,4 3884,5 1694,1 7234,4 70,8 17273,8
Расчёт основных показателей разработанной производственной программы представляет собой следующие этапы:
1. Среднесписочное количество автомобилей АС|_ рассчитывается с учетом числа имеющихся автомобилей на начало года, плана поступления и списания автомобилей.
2. Автомобиле-дни пребывания на предприятии (инвентарные) АД рассчитываются посредством умножения среднесписочного количества автомобилей АС[_ на количество дней в году (используется - 365).
Результаты расчета:
ТС-01: 1X365=365.
ТС-02: 2X365=730.
ТС-03: 1X365=365.
ТС-04: 3X365=1095.
ТС-05: 1X365=365.
3. Коэффициент выпуска автомобилей на линию пв, коэффициент использования
пробега в, коэффициент использования грузоподъёмности у планируются на основе анализа имеющихся фактических данных за определенное количество лет.
4. Автомобиле-дни в эксплуатации АДэ определяются согласно формуле 1 через коэффициент выпуска автомобилей на линию
АД, = АДН X а,. (1)
Результаты расчета: ТС-01: 365X0,65=237. ТС-02: 365X0,71=259. ТС-03: 365X0,61=222. ТС-04: 365X0,69 =251. ТС-05: 365X0,58 = 211. Для группы автомобилей: ТС-01: 365X0,65=237. ТС-02: 720X0,71=518,3. ТС-03: 365X0,61=222. ТС-04: 1095X0,69=755,55. ТС-05: 365X0,58 = 211.
5. Грузоподъёмность номинальная цном определяется массой груза, который может перевозить автомобиль, определяемой заводом-изготовителем (индивидуальное задание).
6. Фактическая грузоподъёмность qф вычисляется по формуле 2
Результаты расчета: ТС-01: 13X0,88=11,4. ТС-02: 10X0,77=7,7. ТС-03: 16,1X0,69=11,1. ТС-04: 21X0,61=12,81 ТС-05: 1,05X0,66=0,69. Для группы автомобилей: ТС-01: 13X0,88=11,4. ТС-02: 2X10X0,77=15,4.
ТС-03: 16,1X0,69=11,1.
ТС-04: 3X21X0,61=38,43.
ТС-05: 1,05X0,66=0,69.
7. Суточный общий пробег ¿сс планируется, исходя из сложившихся показателей за ряд лет.
8. Годовой общий пробег ¿гсд определяется по формуле 3
Кс
ХАДЭ
(3)
Результаты расчета: ТС-01: 237X260=61620. ТС-02: 259X350=90650. ТС-03: 222X275=61050. ТС-04: 251X250=62750. ТС-05: 211X220=46420. Для группы автомобилей: ТС-01: 61620X1=61620. ТС-02: 90650X2=181300. ТС-03: 61050X1=61050. ТС-04: 62750X3=188250 ТС-05: 46420X1=46420. 9. Годовой пробег с грузом £гр рассчитывается путём умножения годового пробега на коэффициент используемого:
(4)
Результаты расчета: ТС-01: 61620X0,5=30810. ТС-02: 90650X0,64=58016. ТС-03: 61050X0,50=30525. ТС-04: 62750X0,6=37650. ТС-05: 46420X0,55=25531. 10. Грузооборот Р - это произведение пробега автомобиля с грузом и его фактической грузоподъемности (формула 5)
Результаты расчета: ТС-01: 30810X11,4=351234. ТС-02: 58016X7,7=446723. ТС-03: 30525X11,1=338827.
(5)
ТС-04: 37650X12,81=482296. ТС-05: 25531X0,693=17693. Для группы автомобилей: ТС-01: 1X30810X11,4=351234 ТС-02: 2X58016X7,7=893446. ТС-03: 1X30525X11,1=338827. ТС-04: 3X37650X12,81=1446888. ТС-05: 1X25531X0,693=17693. 11. Среднее расстояние перевозок планируется по опыту прошлых лет и
предприя-
зависит от месторасположения тий-заказчиков.
12. Масса перевезенного груза <? рассчитывается по формуле 6
(6)
Результаты расчета:
ТС-01 ТС-02 ТС-03 ТС-04 ТС-05
351234/80=4390,4.
446723/230=1942,3.
338827/200=1694,1.
482296/250=1929,2.
17693/250=70,8.
Для группы автомобилей: ТС-01: 351234/80=4390,4. ТС-02: 893446/230=3884,5. ТС-03: 338827/200=1694,1. ТС-04: 1446888/250=7234,4. ТС-05: 17693/250=70,8. 13. Общее количество ездок вычисляется по формуле 7
(7)
Результаты расчета:
ТС-01: 30810/80=385.
ТС-02: 58016/230=252.
ТС-03: 30525/200=152.
ТС-04: 37650/250=150.
ТС-05: 25531/250=102.
Таким образом, рассчитанные показатели являются основой для определения производственной программы и плана эксплуатации грузовых автомобилей ООО «Производственно-коммерческая корпорация «Северная объединенная компания».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айтбагина, Э.Р. Влияние расстояния перевозок грузов на производственную себестоимость в совокупности микроавтотранспортных систем при «ИНСОРСИНГЕ» / Э.Р. Айтбагина, Е Е. Витвицкий, Н.И. Юрьева // Вестник СибАДИ. - 2017. - № 1(53).
2. Афанасьев, Л.Л. Автомобильные перевозки / Л.Л. Афанасьев, С.М. Цукерберг. - М.: Транспорт, 1973. - 320 с.
3. Вайсблат, Б.И. Оптимизация производственной программы предприятия с учетом финансового и транспортного обеспечения / Б.И. Вайсблат, А.В. Плюснин // Экономико-математическое моделирование. - 2007. - № 20 (101).
4. Великанов, Д.П. Автомобильные транспортные средства: учеб. пособие / Д.П. Великанов, В.И. Бернацкий, Б.Н. Нифонтов, И.П. Плеханов. - М.: Транспорт, 1977. - 326 с.
5. Карташов, В.П. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей / В.П. Карташов, В.М. Мальцев. - М.: Транспорт, 1979. - 215 с.
6. Козлов, А.В. Применение нечетко-множественного подхода в инвестиционной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли / А.В. Козлов, Л.В. Бондаровская // Научная мысль. - 2016. - № 1. - С. 160-163.
7. Козлов, А.В. Реализация возможностей аналитических методов при проведении оценки экономических сегментов / А.В. Козлов, Т.Е. Шевнина, Т.И. Воробьева, А.М. Кормин, С.В. Кру-чинин // Проблемы формирования единого пространства экономического и социального развития стран СНГ: материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 224-227.
8. Лубенцова, В.С. Моделирование производственной программы автотранспортного предприятия с использованием марковских случайных процессов / В.С. Лубенцова, А.В. Ефремов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Физико-математические науки. - 2002. - № 16.
9. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте: методические рекомендации [Электронный ресурс]. Список изменяющих документов (в ред. распоряжений Минтранса России от 14.05.2014 № НА-50-р, от 14.07.2015 № НА-80-р). - Режим доступа: https://mvc-auto.rn/files/docs/prikaz_mintransa_rf_am_23_r.pdf (дата обращения 01.08.2018).
10. Толебаева, А.Х. Совершенствование оперативного планирования перевозок собственных грузов предприятий мелкими отправками в городах / А.Х. Толебаева, Е.Е. Витвиц-кий // Вестник СибАДИ. - 2018. - № 1. - Т. 15.
11. Трофимов, Л.С. Анализ применения теоретических положений грузовых автомобильных перевозок для описания функционирования автотранспортных предприятий в текущем режиме / Л.С. Трофимов, В.В. Анохин // Вестник СибАДИ. - 2015. - № 1(41).
12. Федеральная целевая программа «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. - М.: Информавтодор, 2008. - 136 с. - Режим доступа: https://www.mintrans.ru/documents/3/1009 (дата обращения 01.08.2018).
13. Хорошилова, Е.С. О совершенствовании теории грузовых автомобильных перевозок в городах / Е.С. Хорошилова, Е.Е. Витвицкий // Вестник СГТУ. - 2013. - № 2 (71).
14. Чубенко, Е.Ф. Основные показатели работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта / Е.Ф.Чубенко // Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - № 2 (11).
15.Ambra, T., Caris, A., Macharis, C. (2018). Towards freight transport system unification: reviewing and combining the advancements in the physical internet and synchromodal transport research. International Journal of Production Research. https://doi.org/10.1080/ 00207543.2018.1494392.
16. Shen, G., Aydin, S.G. (2014). Origin-destination missing data estimation for freight transportation planning: a gravity model-based regression approach. Transportation Planning and Technology. Volume 37, 2014. - Issue 6.
17. Villarreal, B., Garza-Reyes, J.A., Kumar, V., (2016). Lean road transportation - a systematic method for the improvement of road transport operations. Production Planning & Control. The Management of Operations. Volume 27, 2016. - Issue 11.