9
С 11 6 X Uz в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. Ns 10 (115)
2. Российский статистический ежегодник. Росстат. Стат. Сборник. М.: Рос-стат, 2009. 795с.
3. Лизинг - антикризисный инвестиционный ресурс: теоретико-методологический аспект и концепция формирования в регионе/ Л.Ю. Ни-кандрова // Экономический анализ: теория и практика, 2010. №2(167). С.60-69.
4. Аритмия лизингового рынка /В. Газман //Вопросы экономики, 2010. №3. С. 97-109.
5. Ступаков B.C. Риск-менеджмент: учеб. пособие. / B.C. Ступаков, Г.С. Токаренко. М.: Финансы и статистика, 2007. 288с.
УДК 656.025.4 А.О. Эль-Регистан
Международный институт логистики ресурсосбережения и технологической инноватики Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА ОКРАСОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЛАКООКРАСОЧНОЙ ОТРАСЛИ*
In this paper the details for the operation and management of the enterprise for the production of the painting equipment ОАО N11 LKP "Victoria" are considered. The reports for 20072009 on the financial condition of the company are analysed, key objectives and business processes are identified, major competitors are detected and the market for products is analyzed. When considering the company on the logistics point of view, some problems connected with suffering losses are detected. After in-depth analysis measures for elimination of the existing problems were proposed. A solution algorithm is presented and conclusions about the future operation of the company are deduced.
В данной работе подробно рассматривается функционирование и управление предприятием по производству окрасочного оборудования ОАО НИИ ЛКП «Виктория». Были проанализированы отчёты за 2007-2009 годы о финансовом состоянии предприятия, выявлены основные цели и бизнес-процессы, определены основные конкуренты и проанализирован рынок сбыта продукции. При изучении предприятия с логистической точки зрения, был выявлен ряд проблем, в связи с которыми предприятие терпело дополнительные убытки. После углублённого анализа были предложены меры по устранению существующих проблем, представлен алгоритм решения и сделаны выводы о дальнейшем функционировании завода.
Рынок окрасочного оборудования достаточно замкнут и, фактически, интересен только узкому кругу специалистов. Как результат — отсутствие любой общедоступной информации на данную тему. При этом потребителями окрасочного оборудования являются все предприятия, в производственном процессе которых возникает необходимость окрашивать готовые изделия или их составные части. Окраска используется как промышленными
9
С Яг в X № в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. N>10(115)
гигантами, так и небольшими частными предприятиями. Такое разнообразие сфер применения и клиентов обусловило и широкий ассортимент предлагаемого оборудования — от ручных установок до промышленных комплексов, занимающих целые цеха.
Все эти виды оборудования производятся на НИИ ЛКП с ОМЗ «Виктория», к тому же производимое оборудование является уникальным, поскольку учитываются любые пожелания заказчика. Именно поэтому предприятие занимает высокие конкурентоспособные позиции на рынке. Но в связи с этой уникальностью заказа появляются некоторые проблемы с его реализацией, приводящие к увеличению издержек. В первую очередь это проблемы, связанные с отсутствием запасов на складе и закупкой необходимого количества комплектующих на «интуитивном» уровне. Это приводит к значительным финансовым потерям и потерям во времени.
Запасы представляют собой значительную часть оборотных средств любого предприятия и соответственно влекут за собой большую часть капиталовложений, поэтому так важно, чтобы запасами управляли эффективно, а капиталовложения в них не становились неоправданно большими.
При определении оптимального уровня запасов, было выявлено, что на производстве наблюдается сезонность поступления заказов. И поскольку для завода именно эти периоды подъёма являются основным источником прибыли, так важно, чтобы на складе были необходимые запасы материалов и комплектующих. Был проведён опрос среди сотрудников завода, которые имеют опыт продаж и которые могут указать, когда именно наблюдаются подъёмы и спады в динамике продаж. А также проведён анализ статистики продаж, т.е. выявлены сезонные колебания продаж, путём анализа данных по предыдущим периодам. После обработки результатов было определено, что в январе, апреле, июле и октябре поступления заказов увеличиваются, следовательно, потребуется больше складских площадей, а также свободных средств для закупки материалов и оборудования. Также было выявлено, что существует определённая цикличность.
После чёткого описания существующей проблемы была создана структурная схема бизнес-процесса, определены внутренние факторы, влияющие на достижение цели и был написан регламент по изменению существующего способа управления запасами.
При изменении регламента изменяется значительная часть процессов в производстве. Изменения в регламенте должны быть согласованы с конструкторским бюро, а именно главным конструктором, а также с отделом сбыта, отделом снабжения и отделом логистики, поскольку вся ответственность за дальнейшую рационализацию уровня запасов ляжет именно на них.
Всё изменения, вносимые в регламент, должны быть тщательно взвешены и реалистичны.
На рационализацию запасов влияет очень много факторов, и их все надо учитывать. К ним относятся:
• наличие и объём складских площадей;
• время доставки поставщика;
• срок годности;
9
С 11 6 X и в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. № 10 (115)
• сезонность;
• сроки морального устаревания;
• наличие или отсутствие оборотных средств;
• график поступления денег.
При расчёте оптимального размера запаса используются следующие способы анализа:
• АВС-ХУ2 анализ, следовательно выявление самых необходимых материалов;
• расчёт оптимального уровня запаса;
• определение политики управления запасом для каждой номенклатурной позиции;
• планирование продаж за период;
• планирование запаса на период;
• планирование поступления на склад - график поступления, которое позволит поддерживать запас при продажах;
• контроль перечисленных выше планов;
• корректировка перечисленных выше планов.
После проведения анализа эффективности полученного уровня запасов, выявляются ошибки и неучтённые факты, если они есть. Если необходимо, вносятся изменения. После чего продолжается контроль, описанный выше.
Также был проведён АВС-анализ. Целью проведения АВС-анализа является разбиение объектов на группы в соответствии с их вкладом в общий итог и выделение наиболее важных объектов.
Критерием классификации могут быть:
• результаты продаж (выручка, валовая прибыль (маржа), заказанное количество, число строк заказов);
• уровень запаса (количество единиц, себестоимость, объем, площадь, стоимость хранения и т.п.).
После проведенного нами АВС-анализа были выявлены наиболее значимые категории товаров и материалов, мониторинг которых надо проводить постоянно. И что особенно важно, запас этой группы во время сезонных подъёмов должен быть максимален.
Ещё одной проблемой, которая была выявлена после подробного изучения функционирования предприятия, является проблема составления заказа. Была составлена схема передачи информации, на которой было указано, что после поступления заказа от клиента, информация передаётся в КБ, где выполняются чертежи будущего проекта. Далее, по этим чертежам заказываются необходимые материалы и комплектующие. Сотрудники отдела снабжения выявили проблему передачи информации на этой стадии. Эта проблема связана с возможными изменениями, вносимыми в чертёж, что естественно приводит к изменению количества необходимых материалов и комплектующих. Поэтому, зачастую отделу снабжения приходится оформлять дополнительный заказ, что влечёт за собой дополнительный затраты и издержки при транспортировке. К тому же не каждый поставщик, согла-
9
С 11 6 X Uz в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. № 10 (115)
ситься осуществлять дополнительный срочный заказ. Кроме того, предприятие часто меняет своих поставщиков, что приводит к ликвидации возможных скидок и появлению некачественных комплектующих. Для решения этой проблемы было предложено внедрить систему ERP, т.е. систему планировании ресурсов предприятия. Основная задача системы - автоматизация бизнес-процессов компании (производства, снабжения, сбыта), а также управленческих функций (планирования, учета, контроля). ERP система настраивается под конкретные задачи предприятия. Схематично модель большинства ERP-систем можно описать следующим образом: в единую базу данных поступают все первичные сведения о деятельности предприятия, и на их основе программа строит различные отчеты, графики, прогнозы, словом, поставляет полноценную аналитическую информацию. Хозяйственные операции регистрируются в системе один раз, и их влияние на результативность работы предприятия можно оценить сразу, получив соответствующий отчет. Итак, основная ценность ERP-системы - в обеспечении информационной интеграции всех функциональных областей деятельности компании.
*Автор выражает благодарность научному руководителю - профессору кафедры Управления технологическими инновациями Международного института Логистики ресурсосбережения и технологической инноватики, д.т.н. Быкову Е.Д.
Библиографические ссылки
1. Лакокрасочные покрытия. Технология и оборудование: Справ, изд./ A.M. Елисавесткий. М.: Химия, 1992. 416с.
6. 2. Мешалкин В.П. Принципы промышленной логистики /В.П. Мешалкин, В. Дови, А. Марсанич. М. : Рос. хим.-технол. ун-т им. Д.И. Менделеева, 2002. 722с. 3.. Копыл В.И. Логистика управления товарными запасами с помощью Excel. Минск: Харвест, 2007. 64с.
4. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. М.: Инфра-М, 2008. 430с.
УДК: 656.073:658 А.С. Дегтярев
Международный институт логистики ресурсосбережения и технологической инноватики Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ В УПРАВЛЕНИИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С ПОСТАВЩИКАМИ В ЦЕПИ ПОСТАВОК ООО «ГОФРОКОМБИНАТ-РУСТАРА»*
In this article some aspects of logistic strategy "just in time 2" using on the enterprise producing corrugated cardboard boxes are discribed. Supposed advantages of its implementation