ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЕВ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Дымов Г.А., к.ю.н., профессор
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Несмотря на то, что, оперативно-розыскное обеспечение начинается задолго до возбуждения уголовного дела, на стадиях предварительной проверки и оперативной разработки, основное значение эта форма оперативно-розыскной деятельности приобретает в процессе предварительного расследования и раскрытия грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними.
Организация и тактика оперативно-розыскных мероприятий в рамках оперативно-розыскного обеспечения предварительного следствия имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего руководящей ролью следователя, в производстве которого находится уголовное дело. «Организатором раскрытия и расследования преступлений по конкретным уголовным делам является следователь, в производстве которого находятся эти дела»1. При этом необходимо помнить что, несмотря на общие цели и совместно предпринимаемые для раскрытия и расследования грабежа или разбоя, каждый из участников этого процесса действует присущими ему методами и средствами при точном разграничении полномочий.
Согласно ст. 38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществляет предварительное следствие по уголовному делу.
Следователь в соответствии п. 4 ст. 38 УПК РФ уполномочен давать органу дознания в случаях и в порядке, установленным УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве и иных процессуальных действий, а также поручать оперативные содействия при их осуществлении.
1 Хомколов В.П., Миронычев М.И. Организация и тактика предупреждения, раскрытия преступлений, совершенных ОПС, и оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства по ним. - М., 1995. С. 16.
Оперативно-тактические ситуации, в которых оказывается оперативный работник при раскрытии и расследовании грабежей и разбоев, совершенных несовершеннолетними, многообразны, но они условно могут быть поделены на группы по ряду оснований. С целью облегчения дальнейшего изложения материала, нами предложена классификация, где в качестве системообразующего признака, взяты действия несовершеннолетних при совершении грабежей и разбоев.
Первая ситуация типизируется по преступлениям корыстно-насильственной направленности, совершаемым в условиях очевидности, либо такими действиями несовершеннолетних лиц, которые не составляют сложности для их распознания потерпевшими, очевидцами, окружающими, а тем более сотрудниками оперативных подразделений и следователями органов внутренних дел.
Эту группу корыстно-насильственных преступлений (грабежей и разбоев) составляют, как правило, те, которые совершаются одиночками или ситуативными группами с применением грубой физической силы, в общественных местах или, не скрываясь от окружающих, как правило, на их долю приходится порядка 80 % от общего числа преступлений данной группы. Так в 2004 г. на улицах, площадях, в парках и скверах населенных пунктов России всего было совершено 119450 разбоев и грабежей.
В общей массе совершаемых в России преступлений, корыстно-насильственные преступления составляют значительный удельный вес, колеблющийся в пределах 50-60 %2. По делам о раскрытых грабежах и разбоях, совершенных в городе несовершеннолетними, заявления и жалобы в 60 % случаев поступили в ОВД немедленно, а по делам оставшимся нераскрытыми в 68 % случаев -в течение тех же суток3. Из приведенных данных можно сделать вывод, что чем меньше временной разрыв между совершением противоправного деяния и поступлением о нем информации в ОВД, тем больше вероятность раскрытия данного преступления.
В этой ситуации, когда оперативный и следственные подразделения действуют по «горячим следам», принятие решений о применении оперативно-розыскного обеспечения уголовно-
процессуальной функции по раскрытию и расследованию корыстно-насильственных преступлений грабежей и разбоев осуществляется только по индивидуальной оценке имеющегося в наличии следственного материала и должно исходить из объективной возможности привлечения для этих
2 См.: Преступность и правонарушения (1998-2004): Стат. сб. ГИЦ МВД РЛС Судебного департамента при ВС РФ, Меж-гос. стат. комитета СНГ. - М., 2004. С. 10.
3 См.: там же. С. 8, 9.
целей иных сил и средств ОВД (патрульнопостовых нарядов, участковых уполномоченных милиции и т.д.). Оперативно-розыскные мероприятия могут и должны планироваться и проводиться целенаправленно т.к. следственным путем и организационно-административными мерами, при таком положении вещей достигнуть желаемого результата, как правило, невозможно или крайне затруднительно.
Вторая ситуация - характеризуется замаскиро-ванностью, внезапностью и организованностью действий криминальной среды. В этом случае совершению преступления обычно предшествует тщательная подготовка, а нередко и проводимый преступниками комплекс мер, направленных на противодействие правоохранительной функции государства. В силу указанных причин подготовительные действия и действия направленные на выполнение объективной стороны преступления ускользают от внимания ОВД. Как правило, такая ситуация возникает при совершении разбоев и грабежей организованными группами, которые специализируются на серийных корыстнонасильственных преступлениях (разбойные нападения на объекты кредитно-денежной системы, бандитские нападения на перевозимые грузы и автотранспорт, захват заложников и т.д.). Удельный вес этих наиболее общественно-опасных преступлений в исследуемой группе корыстнонасильственных деяний составляет не более 1520 %, однако их организованность, профессионализм исполнителей, вооруженность, техническая и материальная обеспеченность не позволяют одним уголовно-процессуальными действиями обеспечить их успешное расследование и установления истины по уголовному делу4.
На первоначальном этапе расследования групповых корыстно-насильственных преступлений, факторы своевременности и полноты доказывания события и состава преступления, виновности каждого из его участников, степени их организованности, вооруженности и т.д. имеют определяющее значение для принятия последующих и таких ответственных процессуальных решений как предъявление обвинения подозреваемым, избрания для них меры пресечения, в том числе связанной с ограничением их свободы, планирование круга неотложных следственных действий по закреплению имеющихся и отысканию дополнительных доказательств. Конкретная следственная ситуация5 на этом этапе требует от субъектов ОРД создания оптимальных условий для выполнения процессуальных решений и действий. Поэтому на первый план выходит использование информации, соб-
4 См.: там же. С. 8, 9.
5 См.: там же. С. 8, 9.
ранной в ходе доследственной проверки или в рамках дела оперативного учета6.
Если уголовное дело, возбуждено по факту неочевидного преступления (грабеж, разбой) оперативные подразделения, являясь одновременно органом дознания, принимают необходимые оперативно-розыскные меры для установления преступника. В таких случаях даже отсутствие поручения следователя по находящемуся в его производстве нераскрытому делу не должно сковывать инициативы и активности оперработников7. В данной ситуации раскрытие преступления осуществляется по схеме: «от преступления к лицу (лицам), его совершившим», в отличие от предварительной проверки и оперативной разработки, проводимых до возбуждения уголовного дела, когда предупреждение и раскрытие преступления, осуществляются по схеме: «от лица к преступлению». При этом появляется реальная возможность в процессе оперативной разработки обеспечить соответствующей информацией уголовно-процессуальную деятельность, т.е. «оперработники, выявляя лиц виновных в совершении преступления, устанавливая обстоятельства преступления, получив фактические данные, свидетельствующие о происшедшем, добывая иную информацию, передают ее следовате-лю»8, для использования в ходе расследования.
В случае возбуждения уголовного дела по нераскрытым грабежам или разбоям или при необходимости установления отдельных обстоятельств совершенных преступлений, имеющих существенное значение по уголовному делу, когда установить их следственным путем не представляется возможным в срок до 10 дней с момента возбуждения уголовного дела, заводится оперативно-поисковое дело. Кроме того допускается заведение оперативного дела при наличии возбужденного уголовного дела, но только в случаях необходимости проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление отдельных обстоятельств расследуемого дела, а также проверку причастности привлекаемых к ответственности лиц к иным преступлениям.
Вся работа в рамках ОПД, направленная на оперативно-розыскное обеспечение следствия деятельность, строится на основе совместных планов и планов оперативных мероприятий по делу оперативного учета. В процессе планирования должны, на наш взгляд участвовать и следователи, и оперативные работники. Целью планирования является успешное и своевременное раскрытие и расследование грабежей и разбоев, конспирации сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Обе части этой целевой установки должны
6 См.: там же. С. 8, 9.
7 См.: Кирилов О.П., Огрохин А.Н. Оперативно-розыскное производство по оперативным делам. - М., 2004. С. 12.
8 Там же. - С. 7.
решаться в обязательном порядке совместно следователем и оперативным работником. При планировании мероприятий с использованием оперативно-розыскных данных наряду с проведением ОРМ и следственных действий, направленных на получение на основе фактических данных судебных доказательств, должны разрабатываться различные комбинации по зашифровке негласных сил, средств и методов ОРД. Проведение таких комбинаций должно сопровождаться не только осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, но и следственных действий с последующим их отражением посредством процессуальных документов в уголовном деле. При осуществлении таких комбинаций в случае необходимости нужно шире использовать помощь следователя, процессуальные средства; оперативный работник не должен тратить усилия и время на проведение комбинаций по зашифровке источников информации еще и от следователя9.. В случае необходимости оказания долгосрочного содействия следователю, прокурору в проведении оперативно-розыскных мероприятий по находящемуся в их производстве уголовному делу, либо в проведении следственных действий в связи с реализацией результатов ОРД в установленном порядке создается оперативная группа с включением в ее состав сотрудников оперативных подразделений10.
В соответствии со ст. 163 УПК РФ для производства предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности и большего объема, может создаваться следственная группа, о чем отдельное постановление или указывается в постановлении сразу о возбуждении уголовного дела. Согласно п. 2 ст. 163 УПК РФ в состав следственной группы включаются должностные лица органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Они указываются в постановлении следственной группы.
Руководитель следственной группы, п. 3 ст. 163 УПК РФ, уголовное дело (по грабежам и разбоям, совершенным несовершеннолетними - Г.Д) к своему производству организует работу следственной группы, руководит действиями участников группы, составляет обвинительные заключения и направляет уголовное дело в суд.
Согласно п. 5 ст. 163 УПК РФ руководитель и члены следственной группы в праве участвовать в следственных действиях, лично проводить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ.
Таким образом, организационная форма взаимодействия следственных и оперативных органов
9 См.: Хомколов В.П. К вопросу о тактике оперативнорозыскного обеспечения деятельности следователя при раскрытии и расследовании преступлений // Оперативнорозыскная тактика ОВД: Тр. Академии МВД СССР. - М., 1988. С. 67.
10 См.: Кирилов О.П., Огрохин А.Н. Указ. соч. - С. 48.
создается для эффективного взаимодействия по нейтрализации криминального противодействия, обеспечения концентрации усилий в использовании сил и средств, присущих следственным и полному и объективному исследованию обстоятельств дела и реализации принципа неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений»11. По данным проведенного нами опроса среди следователей 23,3 % опрошенных участвовали за последний год в следственных группах, созданных по фактам совершения групповых корыстно-насильственных преступлений, особенно разбоев и грабежей, из них 37,3 % три и более раза. Оперативная группа не единственная форма совместной работы следователя и оперативного работника, по оперативнорозыскному обеспечению предварительного расследования. При необходимости оказания кратковременного или периодического содействия руководитель органа внутренних дел, уполномоченный на осуществление ОРД, дает указание конкретному сотруднику оперативного подразделения на осуществление оперативно-розыскного обеспечения следственных действий согласно отдельным поручениям органа дознания или следователя.
Если говорить о взаимодействии в рамках следственной и оперативной групп, то надо отметить, что работу в ней организует следователь, принявший дело к своему производству. На нем лежит обязанность по координации деятельности всех членов группы, определении направления расследования. Он осуществляет организационноресурсное обеспечение и ежедневный контроль над исполнением намеченных мероприятий, а также систематизирует процессуальную и оперативную информацию, обеспечивает возможность ее использования в уголовном процессе.
Оперативные работники, входящие в оперативную группу информируют ее руководителя о предпринятых действиях и полученных в сведениях, с целью использования информации полученной оперативным путем в ходе расследования и повышения эффективности процессуальных действий. В свою очередь следователь информирует оперативного работника о данных, имеющих значение для успешной организации оперативно-розыскного обеспечения процесса расследования по грабежам и разбоям, совершенных несовершеннолетними.
Немаловажную роль играют возможности оперативных работников в подготовке и осуществлении следственных действий, при этом, добывая информацию, сотрудники оперативных под-
11 Гудков Ю.А., Галушко В.А. Проблемы оперативнорозыскного сопровождения расследования уголовных дел. -Омск, 1995. С .70.
разделений должны обращать внимание на следующие моменты:
- содержание оперативно-розыскных данных, указывающих на круг лиц, причастных к грабежам и разбоям;
- складывающийся социально-
психологический климат в разрабатываемой группе;
- «предполагаемое реальное поведение в ходе расследования заинтересованных лиц в целом и отдельных лиц в предстоящих следственных действиях (допросы, предъявления для опознания, проверка и уточнение показаний на месте и др.»12;
- замышляемые способы противодействия расследованию и т.д.
Информация такого содержания, своевременно переданная следователю значительно облегчает подготовку и осуществление последним процессуальной деятельности.
При этом необходимо помнить о разграничении следственной и оперативной компетенции. Речь идет о недопустимости совмещения функций, т.е. следователь должен пользоваться только арсеналом средств, предусмотренных уголовнопроцессуальным законом, а сотрудники оперативных подразделений - использовать силы, средства и методы, которыми они располагают в силу своего должностного положения. Такой подход, разумеется, не отрицает в порядке выполнения отдельного поручения следователя, или мероприятия предусмотренного совместным планом, возможного выполнения оперативным работником отдельных процессуальных действий (обысков, допросов, выемок документов и
т.п.)13.
В целом оперативно-розыскное обеспечение состоит в проведении оперативно-розыскных мероприятий по решению общих задач уголовного процесса, а также по обеспечению следственных действий по следующим направлениям:
- предоставление следователю данных, полученных оперативным путем, способствующих критически оценивать показания подозреваемых (обвиняемых) и правильно строить тактику осуществления процессуальных действий;
- непосредственное участие оперативного работника в подготовке и проведении следственных действий;
- проведение оперативных комбинаций, направленных на повышение эффективности следственных действии.
Особенно важно оперативно-розыскное обеспечение при производстве следственных действий на первоначальных этапах расследования: при
12 Кирилов О.П., Огрохин А.Н. Указ. соч. - С. 48.
13 См.: Хомколов В.П., Миронычев М.И. Организация и тактика предупреждения, раскрытия преступлений, совершенных ОПС, и оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства по ним. - М., 1995. С. 46.
задержаниях, производстве обысков, допросов, очных ставок, опознании и т.д.
При производстве неотложных следственных действий сотрудники оперативных подразделений наряду, с наиболее эффективным использованием данных добытых в процессе оперативной работы по уголовному делу, оказывают помощь следственному аппарату в решении следующих задач:
- установление всех участников группы и эпизодов преступной деятельности;
- проверка причастности разрабатываемых лиц к ранее совершенным преступлениям, оставшимся нераскрытыми;
- определение роли каждого члена преступной группы, особенно организатора, лидера, подстрекателя;
- проведение оперативной проверки доказательств, имеющихся в распоряжении следователя, в особенности, подтверждающих алиби подозреваемого, а также показаний свидетелей, потерпевших, при наличии сомнения в их правдивости или при наличии информации об оказании на них давления со стороны преступников;
- выявление намерений разрабатываемых лиц и их связей по оказанию противодействия следствию и их нейтрализация;
- выявление ранее не известных следствию потерпевших, свидетелей, склонение их к даче показаний в уголовном процессе;
- определение оптимального времени и тактики проведения следственных и оперативнорозыскных мероприятий14.
По данным проведенного опроса среди сотрудников оперативных подразделений 71,3 % из них отметили в качестве основной задачи оперативнорозыскного обеспечения поиск новых источников доказательств, 31,1 % -сбор сведений, характеризующих подозреваемого (несовершеннолетних),
13,3 % - сбор информации с целью определения тактики и времени проведения следственных действий.
К сожалению, до настоящего времени не решена проблема полного использования результатов ОРД в уголовном процессе. Мы разделяем мнение ряда исследователей15 считающих, что в УПК РФ не достаточно регламентирован механизм использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам. На наш взгляд, если бы статус оперативно-розыскных данных был четко закреплен в УПК, это позволило бы вводить информацию в уголовный процесс, «непосредственно от испол-нителя-очевидца»16.
14 См.: Ситковец Н.Г., Голощапов М.С. Особенности оперативного сопровождения уголовных дел по преступлениям, совершенных ОПГ // Бюл. ОРР 1998. № 2. С. 55.
15 См.: Гориянов К., Вагин О., Исиченоко А. Теория и практика применения ОВД Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Науч. докл. - М.: ВНИИ МВД России, 2001.
16 Кирилов О.П., Огрохин А.Н. Указ. соч. - С. 49.
В настоящее время по данному вопросу существуют следующие точки зрения ученых в области ОРД:
А.Г. Маркушин считает, что к основным источникам доказательств необходимо относить также показания сотрудников оперативных подразделении, основанные на информации получаемой от негласного аппарата.
Согласны с изложенным мнением В.Г. Бобров и В.В. Караульнов, отмечая в своей работе, что «теорией и практикой ОРД выработаны и успешно применяются способы легализации сведений, полученных негласным путем»17.
Однако, на наш взгляд, несмотря на приведенные точки зрения в отечественной юридической практике до сих пор отсутствуют законодательно закрепленные, реально действующие процедуры легализации информации, полученной из негласных источников. Это состояние дел, прежде всего, связано с разрешением «двуединой проблемы максимально полной трансформации фактических данных, полученных вне уголовного процесса в доказательства и эффективной защиты источников информации»18.
В решении этого вопроса, на наш взгляд, целесообразно обратиться к многолетней практике деятельности полицейских служб иностранных государств, надо отметить, что их методы действий включают ряд форм процессуального получения доказательственной информации от конфидентов с учетом максимального соблюдения их защиты19.
Рассмотрим ряд примеров, характеризующих официальную позицию представителей правоохранительных органов зарубежных стран по данному вопросу:
Так, Генеральный прокурор ФРГ доктор Гайсер по этому поводу заявлял: «в интересах государства всячески охранять от демаскировки с таким трудом созданную, опутывающую преступные группировки информационную паутину». Руководитель одного из подразделений ФБР США, ведущего борьбу с организованной преступностью, в связи с этим отметил: «Мы гарантируем анонимность информаторов. Иногда ради их защиты приходится даже отказываться от реализации крупных и перспективных дел». Такая позиция обусловлена тем, что появление агента в суде, лишает спецслужбу полезного источника. Наряду с этим гарантия анонимности является существенным аспектом при привлечении к сотрудничеству будущих конфидентов. «Лю-
17 Маркушин А.Г. Актуальные проблемы теории и практики ОРД ОВД (правовые, моральные, организационнотактические аспекты): Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1994. С. 45.
18 Бобров В.Г. и Караульнов В.В. Групповой метод ведения оперативной разработки: Учеб. пособие. - М.: Академия Управления МВД РФ, 2000. С. 32.
19 См.: Попченков Э.Н. Указ. соч. - С. 101.
ди знают, что они могут доверять нам», - говорит представитель данного ведомства20.
В российской оперативно-розыскной науке по этому вопросу существуют различные мнения, приведем некоторые из них.
Так, Е.В. Никитина полагает, что если источник является важным свидетелем по вопросу виновности или невиновности подсудимого, или, если в деле нет иных прямых доказательств, раскрытие личности такого свидетеля допустимо в интересах правосудия21.
А.В. Петухов, в свою очередь, считает, что проблема защиты личности конфидента может быть разрешена рассмотрением уголовного дела в специализированных судах, закрытых судебных заседаниях. При этом он указывает на существующую норму, отраженную в п. 9 ст. 166 УПК РФ, согласно которой для обеспечения безопасности свидетеля в протоколе следственного действия не указываются данные о его личности, они согласно постановления следователя, утвержденного прокурором находятся в опечатанном конверте, приобщенном к уголовному делу22.
Безусловно, уважая приведенные точки зрения, следует отметить, что в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об ОРД» сведения о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД на конфиденциальной основе составляют государственную тайну, и потому, предание их гласности возможно лишь после проведения соответствующей процедуры, к тому же с письменного согласия лица, сведения о котором предаются огласке.
Ссылка же на п. 9 ст. 166 УПК РФ как на способ зашифровки личности негласного сотрудника, по нашему мнению, не соответствует реалиям агентурно-оперативной деятельности субъектов ОРД.
Как нам представляется, в целях соблюдения безусловной защиты сведений, о негласных сотрудниках пожелавших участвовать в уголовном процессе необходимо по примеру процессуального законодательства ряда зарубежных стран предусмотреть в УПК норму о возможности дачи показаний лицами, непосредственно осуществляющими руководство и поддерживающими связь с конфидентами, источниками легализуемой информации.
Однако, как уже отмечалось, собранная информация может быть использована в уголовном про-
20 Попченков Э.Н. К проблеме гипотетического участия конфидентов в уголовном судопроизводстве // Государство, право, общество: современное состояние и проблемы развития: Сб. науч. ст. по материалам науч.-практ. конф. - ЛФ ВИ МВД России, 2003. С. 97-103.
21 См.: Никитина Е.В. Проблемы совершенствования средств доказывания: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. -Екатеринбург, 1994. С. 19-20.
22 См.: Петухов А.В. К вопросу об участии конфидентов в уголовном процессе // Теория и практика использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве: Материалы междунар. конф.; Под ред. Горяинова. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2002. С. 41.
цессе не только после ее легализации, но и в качестве ориентирующей для следователя при подготовке и проведении отдельных следственных действий.
Например, если перед допросом подозреваемого (обвиняемого) следователь располагает информацией характеризующей последнего как с положительной, так и с отрицательной стороны, это позволяет быстрее установить психологический контакт с допрашиваемым. Знание следователем микроклимата в группе, норм поведения, ценностных ориентировок личности, фактов действительности, в которых допрашиваемое лицо, проявило свои положительные качества, умелое использование этих данных и черт характера, способствует преодолению отчужденной позиции23 допрашиваемых, установлению с ними психологического контакта.
На наш взгляд, целесообразно при расследовании преступлений совершенных группами лиц, особенно организованными группами перед допросом проводить тщательное изучение личности допрашиваемых, в т.ч. с использованием возможностей оперативных подразделений ОВД, путем проведения ими таких ОРМ, как: опрос, наведение справок, исследование предметов и документов, наблюдение и т.д.
Собираемые в целях обеспечения отдельного следственного действия оперативные данные должны содержать максимально точные и полные сведения о деталях событий. При этом собранная информация не обязательно должна напрямую иметь отношение к расследуемому преступлению. Эффективным является использование данных о фактах некриминального характера, происшедших во время совершения преступления (например, подробности разговора между членами организованной группой несовершеннолетних). В этом случае тактически грамотным будет являться непосредственное участие оперативного работника в проведении допроса, в ходе которого он может использовать данные, взятые из материалов дел оперативного учета. Особое значение могут иметь сведения полученные путем проведения скрытого наблюдения, «в этой связи отмечена необходимость отражения в сводках пусть даже на первый взгляд незначительной информации о лицах, которые могут рассматриваться как связь»24. Использование такого рода информации позволяет создать у преступников впечатление о тотальной осведомленности органов внутренних дел, при этом может служить звеном в «ассоциативном воспоминании происшедшего»25.
23 См.: Хомколов В.П., Миронычев М.И. Оперативнорозыскное обеспечение уголовного судопроизводства по преступлениям, совершенным организованными преступными структурами. - М., 1996. С. 10-12.
24 Хомколов В.П., Миронычев М.И. Указ. соч. - С. 15.
25 Там же. - С. 12.
Целесообразно, как уже отмечалось выше, непосредственное участие оперативного работника в проведении отдельных следственных действий. Причем помимо обеспечения безопасности и оказания технической помощи, возможно использование оперативных служб для немедленной проверки получаемой информации (полученных показаний), а также оказания правомерного психологического воздействия, на подозреваемых с целью создания у них представлений, способствующих проведению следственных действий. Возможности оперативного работника в данном вопросе гораздо шире возможностей следователя, который скован в применении тактических приемов своим процессуальным положением.
Наряду с показаниями обвиняемых (подозреваемых несовершеннолетних) большое значение, на наш взгляд, по делам данной категории имеют показания потерпевших, очевидцев или иных свидетелей совершенных преступлений. Однако как показывает практика, в последнее время все чаще эти участники уголовного процесса подвергаются психологическому, а нередко и физическому воздействию со стороны криминального мира. По данным опроса, проведенного нами, среди следователей и сотрудников оперативных подразделений при раскрытии и расследовании групповых корыстно-насильственных преступлений в 49,1 % случаев им приходиться сталкиваться с противодействием преступников ходу дознания и предварительного следствия, причем в 25,5 % случаев оно выражается в психическом и физическом воздействии на свидетелей и потерпевших. Многие из них, утратив веру в защиту государства, отказываются сотрудничать с предварительным следствием из-за страха за свою жизнь, жизнь своих близких, за сохранность имущества26. Поэтому перед оперативными работниками, осуществляющими оперативное обеспечение, встает задача помочь этим людям преодолеть психологический барьер, убедить их в необходимости помогать следствию, давая правдивые показания. В данной ситуации возможно применение негласной звукозаписи при проведении опросов, в дальнейшем полученная подобным образом информации, прошедшая фонографическую экспертизу, может быть использована в суде в качестве доказательств.
Если задержаны не все известные органам внутренних дел члены группы, необходимо обеспечить за ними наблюдение, т.к. уже говорилось, не исключено психологическое и физическое воздействие на свидетелей, потерпевших, экспертов, уничтожение улик. Согласно данным проведенного опроса, с целью нейтрализации противодействия оказываемого криминальной средой сотрудники
26 См.: Ситковец Н.Г., Голощапов М.С. Особенности оперативного сопровождения уголовных дел по преступлениям, совершенным ОПГ // Бюл. ОРР 1998. № 2. С. 58-59.
оперативных подразделений ОВД как правило проводят, согласно ст. 6 ФЗ «Об ОРД», следующие ОРМ: опрос - 51,3 %, наблюдение - 38 %, наведение справок - 32,5 %, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи - 28,6 %, оперативное внедрение -
24,3 %, оперативный эксперимент - 16,6 %.
Помимо воздействия на вышеуказанных лиц могут быть организованы попытки установления связи с членами групп находящимися в местах временной изоляции (ИВС, СИЗО). При этом в попытки установления таких связей, как правило, предпринимаются через сотрудников этих специальных учреждений, в том числе с применением подкупа, угроз. В этом случае целесообразно искусственное создание контролируемых информационных каналов, с целью выявления оставшихся на свободе сообщников, не попавших в сферу внимания ОВД, их оперативной разработки и обеспечения привлечения к предусмотренной законом ответственности.
Нередко неудачи в проведении оперативнорозыскных мероприятий и процессуальных действий можно объяснить участием бывших, а нередко и действующих сотрудников оперативных подразделений в деятельности криминальных структур. Для получения разовых консультаций по вопросам организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, или привлечения сотрудников к постоянной работе на криминальные структуры преступники используют значительные материальные средства, а также более жесткие методы: шантаж, угрозы личной безопасности, безопасности родных, близких.
При установлении фактов подобного сотрудничества, у сотрудников оперативных подразделений, занимающихся раскрытием данного преступления, есть возможность использовать сложившеюся ситуацию в свою пользу. Для этого сначала изучается глубина и характер преступных связей. Если на лицо небольшая общественная опасность установившихся отношений и к тому же у связанного с криминальной средой сотрудника имеются черты характера и личные качества, благодаря которым он может оказать помощь в разработке преступников, с ним проводится разведывательная беседа, по результатам которой принимается решение о привлечении его к негласному сотрудничеству, при этом «в процессе разработки лицо, уличенное в «запрещенных» связях, постоянно держится под негласным контро-
лем»27.
Большое значение при организации оперативнорозыскного обеспечения предварительного следствия, особенно по преступлениям, совершенным группой лиц имеет соблюдение конспирации. Данная задача может быть успешно решена с исполь-
27 Ситковец Н.Г., Голощапов М.С. Указ. соч. - С. 59. 94
зованием помощи следователя. При этом последний может действовать достаточно эффективно в оперативных целях процессуальными средства-ми28. Для этого следователь может изменять очередность и время проведения следственных действий, проводить повторные допросы фигурантов, тем самым, отвлекая внимание от истинного интереса и направления разработки, способствуя ле-гендированию оперативных мероприятий.
В ходе оперативного обеспечения расследования уголовных дел необходимо активно использовать конфиденциальные возможности. Оперативное обеспечение следственных действий осуществляется с целью сбора и последующего использования информации о: возможности поведении на следствии обвиняемых, потерпевших, свидетелей и других участников процесса; о признаках совершения корыстно-насильственных преступлений в составе группы, конкретных ее участниках и роли выполняемой ими как в период подготовки, так исполнения акта насилия над жертвами29; сведения об объектах укрытия похищенного имущества, орудий преступлений и документов, свидетельствующих о преступной деятельности и т.п.
Качество получаемой от негласных сотрудников информации напрямую зависит от разведывательных возможностей и способностей конфидентов. Согласно результатам проведенного опроса основными критериями при формировании негласного аппарата являются: общее состояние оперативной обстановки на территории (линии обслуживания) - 43 %; потребность повышения разведывательно-поисковой функции в борьбе с преступностью - 40,6 %; потребность оперативной проверки или оперативной разработки по конкретным фактам преступной деятельности - 33,6 %; специализация негласного аппарата по видам преступлений - 30,8 %.
Как уже отмечалось, в специальной литературе30 повышенное внимание оперативного состава при подборе кандидата на вербовку могут привлечь женщины, входящие в состав криминальных структур. Главное преимущество их привлечения к сотрудничеству с ОВД состоит в том, что они чаще выполняют не самые ответственные преступные действия, более эмоционально воспринимают жестокость и другие негативные стороны криминальной среды, относительно легко входят в контакт с разной категорией лиц, что способствует выполне-
28 См.: ОРД ОВД по борьбе с организованной преступностью: Курс лекций. - М.: МИ МВД, 1997. Вып. 2. С. 11.
29 См.: Хачароев Х.Д. Организация и тактика ОРО расследования корыстно-насильственных преступлений: Дис. . канд. юрид. наук. - М.: МЮИ МВД РФМ, 1997. С. 85.
30 См.: Бобров В.Г., Кириллов О.П. Формирование агентур-
ного аппарата в борьбе с преступностью несовершеннолет-
них. - М., 1987. С. 49; Жилин О.А. Основы организации и тактики борьбы оперативных аппаратов милиции с крими-
нальными группами: Учеб. пособие. - М.: ЮИ МВД РФ, 1995. С. 56-57.
нию ими разнообразных заданий по выявлению фактических сведений о преступных группировках.
Но, несмотря на накопленный положительный опыт необходимо отметить, что специфика раскрытия групповых корыстно-насильственных преступлений, особенно совершенных организованными группами, состоит в том, что нередко попытки приобретения конфидентов их числа ближайшего окружения преступных элементов не приводят к положительному результату. Довольно часто члены преступных групп сознательно ищут контакт с оперативными работниками, с целью «подставки» дезинформаторов. Исходя из этого одним из тактических приемов может стать склонение отдельных участников преступных групп к явке с повинной. В случае если это удается сделать необходимо, организовать их всестороннюю проверку с целью подбора кандидатов на вербовку, обеспечить за ними контроль, выявление контактов и связей и последующее направление в район действия группы для «оседания» среди пособников и второстепенных участников31.
Практика свидетельствует, что в борьбе с групповыми, насильственными преступлениями положительных результатов можно добиться путем использования при вербовке компрометирующих материалов. Данный метод привлечения к сотрудничеству целесообразно применять в случае приобретения негласных сотрудников из числа активных участников преступных групп, пользующихся в них авторитетом. При этом необходимо учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, указанные кандидаты идут на вербовку лишь тогда, когда понимают, что у них нет иного выхода. Во-вторых, эти вербовки должны осуществляться «с соблюдением повышенных требований к конспирации и проводиться, как правило, руководителями оперативных подразделений ОВД, т.к. «авторитеты» преступной среды не всегда доверяют своим рядовым партнерам»32.
Однако, несмотря на имеющиеся трудности с подбором и использованием конфидентов33 обеспечения процесса доказывания на всех его этапах, тем не менее, остается одним из самых результативных, и наиболее эффективно он применяется на первоначальной стадии расследования в форме оперативной разработки задержанных или
31 См.: Ситковец Н.Г., Голощапов М.С. Особенности оперативного сопровождения уголовных дел по преступлениям, совершенным ОПГ. - С. 59-61.
32 Василишин В.И., Базылев И.М. О некоторых направлениях перестройки агентурной работы ОВД в борьбе с опасными проявлениями групповой преступности // Формы и методы укрепления правопорядка: Сб. науч. тр. слушателей. -Минск: Минская ВШ, 1990. С. 56.
33 См.: Гричанин И.Г. Агентурный метод в теории и практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1992. С. 219.
арестованных34 в местах временной изоляции. Преимущество рассматриваемой формы ОРО заключается в том, что полученная оперативная информация с соблюдением правил конспирации может быть незамедлительно использована в процессе доказывания путем проведения соответствующих следственных действий или принятия судебных решений, что позволяет ей тем самым обрести силу процессуальных доказательств.
Руководствуясь типологией корыстных и насильственных преступников35, оперативные подразделения ОВД осуществляют работу с конфидентами, способными установить доверительные отношения и получить информацию, которая позволит укрепить доказательственную основу виновности задержанных или арестованных, а также их преступных связей, оставшихся на свободе.
Используя оперативные возможности в условиях ИВС необходимо иметь ввиду, что, оказавшись в местах временной изоляции задержанные и арестованные несовершеннолетние испытывают большую эмоциональную нагрузку, что зачастую ведет к ослаблению контроля за своим поведением, усилению внушаемости со стороны других лиц, снижению противодействия ему36. Сказанное в большей мере относится к лицам, впервые привлекаемым к уголовной ответственности. Данную психологическую особенность целесообразно использовать при организации и выборе тактики работы в камере СИЗО.
Как правило, задержанные, арестованные преувеличивают осведомленность оперативных и следственных подразделений. На этом этапе особенно важно исключить любую утечку информации о действительном положении дела, состоянии расследования. Информационный голод усиливает психологическую напряженность, в силу чего у проверяемых и разрабатываемых возникает потребность в более близком общении с сокамерниками, с целью возможного получения от них советов относительно своего поведения на следствии. В этой связи необходимо отметить, что в данных условиях наибольший эффект разработки может быть достигнут, если агент выступает в
34 См.: Матвеев С.Г. Организация и тактика оперативной работы аппаратов БХСС в изоляторах временного содержания: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. С. 22; Матвеев С.Г., Плехов В.В. Пути повышения эффективности внутрикамерной разработки ОРР. - М., 1993. № 4. С. 29-33; Баранов Е.В., Зубов И.Н. Агентурная разработка лиц, содержащихся в спецучреждениях органов внутренних дел: Учеб. пособие. - Омск, 1988. С. 48.
35 См.: Овчинский С.С. Актуальные проблемы борьбы с тяжкими преступлениями против личности. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1997. С. 188; Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1989. С. 160.
36 См.: Способы собирания оперативно-розыскной информации: Учеб. пособие. - М.: МИ МВД РФ, 1997. С. 124.
роли неоднократно судимого, не раз отбывавшего наказание, опытного преступника.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 уголовноисполнительная система МВД передана в введение Министерства юстиции РФ, поэтому оперативно-розыскные мероприятия в местах содержания под стражей проводятся оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы. В связи с изменением ведомственной принадлежности оперативных подразделений мест временной изоляции на первый план выходят вопросы взаимодействия территориальных органов внутренних дел с оперативными службами СИЗО. На наш взгляд, целесообразно рассмотреть особенности организации оперативной внутрикамерной работы с подозреваемыми и обвиняемыми, находящихся в следственных изоляторах.
В ст. 34 Федерального закона «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подчеркивает значение ОРМ в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений. Позиция законодателя в данном вопросе является обоснованной т.к. в СИЗО содержатся лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, уголовные дела, в отношении которых находятся в стадии предварительного расследования. Поэтому задача выявления и раскрытия преступлений оперативнорозыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с деятельностью территориальных оперативных и следственных подразделений.
Как уже говорилось, агентурная разработка в СИЗО имеет ряд особенностей. Прежде всего, это связано с подбором конфидентов. В условиях временной изоляции оперработники вынуждены подбор источников осуществлять в основном из наличного состава обвиняемых и подозреваемых. Нередко мотивами сотрудничества таких лиц являются возможные привилегии. Поэтому оперуполномоченным необходимо тщательно изучать и проверять таких кандидатов.
Оперативные аппараты мест временной изоляции действуют по заданию территориальных ОВД и в интересах следствия, большое значение приобретает взаимодействие между службами. При проведении сложных разработок, прежде всего по делам о групповых преступлениях с большим количеством участников, сотрудники территориальных органов внутренних дел и следственных изоляторов разрабатывают совместные планы оперативных мероприятий. В них определяются последовательность и способы проведения мероприятий, а также используемые при этом силы и средства.
Одной из особенностей взаимодействия оперативных подразделений, направленной на обеспечение процесса предварительного следствия, яв-
ляется использование агентов следственных изоляторов в ИВС для разработки задержанных и арестованных. Данное мероприятие осуществляется на основании постановления о проведении внутрикамерной разработки лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, с помощью источников СИЗО.
Вся информация, полученная в результате внут-рикамерной разработки в СИЗО может быть условно поделена на несколько групп:
- информация, имеющая универсальное значение, необходимая для выполнения основных задач агентурно-оперативной работы - пресечения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников, содержания общие сведения о лицах, фактах, представляющие оперативный интерес;
- информация, обеспечивающая уголовнопроцессуальную деятельность по уголовному делу, послужившему причиной задержания или заключения под стражу разрабатываемого лица: фактические данные, указывающие на событие преступления, действия преступников, смягчающие или отягчающие вину обстоятельства; информация, цель получения которой определяется потребностями оперативно-розыскной тактики.
Рассмотрим более подробно информацию 2-й группы, пути ее использования, как правило, следующие:
- раскрытие преступления, за которое задержан или заключен под стражу разрабатываемый, -68,7 %;
- раскрытие преступлений, совершенных другими лицами, - 11,7 %;
- предотвращение преступлений, о которых известно разрабатываемому, - 5,9 %;
- розыск скрывшихся преступников, местонахождение которых известно задержанному или арестованному, - 7.4 %;
- установление местонахождения похищенных вещей и ценностей - 6,3 %37.
Таким образом, с помощью оперативной разработки задержанных арестованных обеспечивается принцип полноты и объективности доказывания по уголовным делам о грабежах и разбоях, совершенных несовершеннолетними.
Изложенные материалы позволяют сделать следующие выводы:
- оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования корыстно-насильственных преступлений (грабежей и разбоев), является функциональной обязанностью субъектов ОРД и предварительного следствия, основанной на требованиях уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства;
37 См.: Назаров А.Н. Использование оперативно-розыскной информации, полученной в ходе внутрикамерной разработки в СИЗО // Государство, право, общество: современное состояние и проблемы развития: Сб. науч. ст. по материалам науч.-практ. конф. - лФ ВИ МВД России, 2003. С. 57-б1.
- ОРО является залогом успешного расследования уголовных дел возбужденных по факту совершения групповых корыстнонасильственных преступлений;
- работа по ОРО строится в тесном взаимодействии оперативных и действенных следственных подразделений, с учетом функционального разграничения их полномочий;
- следственных подразделений, с учетом функционального разграничения их полномочий;
- оперативно-розыскное обеспечение процесса предварительного расследования позволяет сохранить свидетельскую базу, вещественные доказательства и нейтрализовать криминальное противодействие обвиняемых, и лиц из их ближайшего окружения.