УДК 378
Kudryavtsev V.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Special Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. Kozma Minin (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected] Kashtanova S.N., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Special Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. Kozma Minin (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION AND CONTENT OF THE CONTINUOUS PROCESS OF PROFESSIONALIZATION OF PEOPLE WITH SPECIAL NEEDS AND DISABILITIES. The article studies a current problem of continuous professionalization of people with disabilities in the context of the development of optimal conditions of inclusive higher education. The concept of "professionalization", which is considered in the context of socialization and personal and professional development of persons with disabilities, is detailed. Continuous professionalization begins with the process of career guidance of students at the level of pre-university training, then it is focused on students and goes into post-university support for consolidation in the profession. The authors of the article give innovative examples of the developed educational products: an adaptation module and an on-line course for students with disabilities, which are considered as tools for leveling all kinds of didactic barriers.
Key words: professionalization, persons with disabilities, adaptation module, on-line course.
B.А. Кудрявцев, канд. психол. наук, доц. Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Е-mail: [email protected]
C.Н. Каштанова, канд. психол. наук, доц. Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА
НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме непрерывной профессионализации лиц с ОВЗ и инвалидностью в контексте развития оптимальных условий инклюзивного высшего образования. Детализируется понятие «профессионализация», которое рассматривается в контексте социализации и личностно-профессионального развития лиц с ОВЗ и инвалидностью. Непрерывная профессионализация начинается с процесса профориентации абитуриентов на уровне довузовской подготовки, затем ориентирована на студентов и переходит в поствузовское сопровождение для закрепления в профессии. Авторы статьи приводят инновационные примеры разработанных образовательных продуктов: адаптационного модуля и адаптационного on-line курса для обучающихся в вузе лиц с ОВЗ и инвалидностью, которые рассматриваются в качестве инструментов нивелирования всех видов дидактических барьеров.
Ключевые слова: профессионализация, лица с ОВЗ и инвалидностью, адаптационный модуль, адаптационный on-line курс.
Проблема обучения, воспитания и социальной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью на протяжении ряда лет остается одной из самых актуальных. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество инвалидов в России по состоянию на январь 2018 года составило 12 млн. 111тыс. человек, общий процент сохраняет устойчивую тенденцию к снижению, при этом следует обратить внимание на то, что количество детей-инвалидов (651 тыс. человек) за последние пять лет увеличилось более чем на 15%. Лиц трудоспособного возраста насчитывается порядка 1 млн. 329 тыс. человек, из которых 225 тыс. в возрасте от 18 до 30 лет. Детей-инвалидов в возрасте от 8 до 18 лет - 185 тыс. человек. Свыше 405 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают учреждения, реализующие программы общего образования.
Одним из приоритетных направлений социальной стратегии государства остаётся адаптация и социальная интеграция лиц с ОВЗ и инвалидностью, обеспечение оптимальных условий для их полноценной жизнедеятельности, всестороннего развития и раскрытия потенциальных возможностей. Актуализируя имеющиеся способности и ресурсы социального функционирования, предоставляя условия для самостоятельного, независимого образа жизни, государство создает необходимый базис для личностного и индивидуального развития, получения общего и профессионального образования, реализации творческих и производственных возможностей [1].
Традиционно, к числу главных средств построения собственного жизненного пути относится профессиональная деятельность. Проектирование и реализация жизненных планов будет успешной в тех случаях, когда профессиональная деятельность обретает личностный характер. Потребность выражать, воплощать самого себя в профессиональной деятельности, оказывается базовым условием стойкого интереса, устойчивой мотивации к профессии и успеха в ней. Именно потребность выражать себя в деле - есть главный внутренний побудитель направленной активности человека [2].
При актуализации проблемы профессиональной занятости лиц с ОВЗ и инвалидностью важно обратить внимание на сле-
дующее численное соотнесение. Доля инвалидов (учитываются только граждане, имеющие официальный статус, группу инвалидности) составляет 9,3% от населения, в то время как доля получающих профессиональное среднее или высшее образование не превышает 0,5% от общего количества обучающихся. Подобный долевой дисбаланс, с условным почти двадцатикратным дефицитом также является весомым поводом для более активного погружения в проблемы профессионализации лиц с ОВЗ и инвалидностью на разных возрастных этапах их жизненного пути.
Само понятие «профессионализация» не так часто встречается в психолого-педагогической литературе в контексте организации обучения, воспитания и социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью, оставаясь единицей понятийного поля психологии труда. Данное понятие обозначает многокомпонентный и длительный процесс становления личности профессионала в той или иной области и включает в себя:
- выбор направления трудовой деятельности в соотношении с собственными способностями, возможностями, индивидуально-типологическими особенностями, состоянием здоровья и т. д.;
- поэтапное погружение в профессиональное пространство (понятийно-терминологическое, нормативно-правовое, этическое, субъектное, функциональное, инструментально-технологическое);
- непрерывное формирование и рефлексивная оценка себя как профессионала, реализация профессиональных достижений, обретение статусных позиций в профессиональном сообществе, карьерный рост и т. д.
В целом, профессионализация - это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала -один из аспектов развития личности. Именно задачи социализации являются приоритетными в комплексном сопровождении лиц с ОВЗ и инвалидностью, а система профессионального образования становится основным плацдармом для реализации эффективного содействия в социальной интеграции данной категории граждан, их личностном и профессиональном развитии. Обеспечение предпрофессиональной и профессиональной
подготовки, содействие трудоустройству, адаптация в профессиональной среде и сопровождение карьерной линии лиц с ОВЗ и инвалидностью - одна из актуальных проблем современной российской системы образования [3].
Одним из критериев личностного проявления устойчивого развития человека можно считать его устремленность в будущее, в которой выражаются ведущие тенденции его поведения: социальные, духовные, профессиональные и др. Устойчивое лич-ностно-профессиональное развитие - динамичное образование, которое сочетает в себе сущностные (базисные, определяющие) основания (свойства) личности и потенциальные возможности личности их творческого преобразования в профессиональной деятельности [4].
Говоря о практической реализации процесса социальной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью, стоит обратить внимание на системообразующий социокультурный феномен, обозначаемый как «культура инклюзии». Вся траектория развития инклюзивности, от понимания и принятия особых потребностей лиц с ОВЗ и инвалидностью до построения некоего идеального «общества равных возможностей», выстраивается в контексте непрерывного образования и системной реализации комплекса мер в отдельных направлениях деятельности [5].
Профессиональная культура как часть общей культуры инклюзии рассматривается с позиции оптимизации трудовой деятельности лиц с ОВЗ и инвалидностью и гармонизации их профессионально-личностных отношений. С праксиологической позиции уровень профессионализации будет определяться профессиональными навыками, умениями, знаниями, уровнем профессионального мировоззрения и самосознания; с духовно-нравственной точки зрения - категориями морали, этики и эстетики, ценностями и стандартами собственной профессиональной деятельности [6].
Разработка, апробация и внедрение инновационных средств, форм и технологий профориентационной работы, а также эффективная система содействия трудоустройству обучающихся может стать неким «карьерным пандусом», адаптивным механизмом проектирования, реализации и коррекции персональной карьерной линии лиц с ОВЗ и инвалидностью. Ряд исследований указывает на то, что обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью нередко рассматривают этап постшкольного образования как продолжение социально-коммуникативной активности или творческой самореализации. Они настроены на освоение программ обучения, при этом, дальнейшее трудоустройство не является приоритетным. Отмечается недостаточная осведомленность о профессиях, в том числе доступных при условии ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности, большинство выпускников школ испытывают определенные трудности ориентирования в информационном пространстве, тематически ориентированном на профессионально-личностное развитие и карьерное продвижение [7].
При переходе из образовательных учреждений общего и/или среднего профессионального образования в вуз обязательным компонентом образовательного пространства является процесс адаптации. Зачастую, сложнее и медленнее адаптационный процесс проходит у лиц с ОВЗ и инвалидностью, что обусловлено не только индивидуальной спецификой реализации биосоциальных функций, но и рядом внешних обстоятельств, связанных с наличием дидактических и коммуникативных барьеров, дефицитом информированности и технологической готовности к взаимодействию представителями разных нозологических групп [8]. В связи с этим, одним из действенных инструментов являются адапта-
ционные модули. Примером нового образовательного продукта выступает разработанный нами адаптационный модуль «Стратегия и тактика оптимизации собственных возможностей», который включает в себя две дисциплины:
- «Основы личностного роста и профессионализации»
- «Экология деятельности и здоровьесбережение (практикум)».
Целевой компонент модуля ориентирован на формирование практических навыков социальной адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью: волевой саморегуляции, самопрезентации, психологической гигиены, эффективной коммуникации, управления собственными ресурсами, рефлексивного анализа, стратегического планирования, прогнозирования.
В процессе освоения модуля предполагается расширение собственных представлений о себе, своих реальных и потенциальных возможностях, оценка уровня развития основных психологических функций и систем, определение оптимальных для себя стилей и режимов деятельности, освоение техники и приемов психогигиены и психопрофилактики, ресурсосбережения и повышения личной эффективности. В дисциплинах модуля предусмотрено выполнение творческих, проектных, исследовательских работ, связанных с практическим решением проблем социализации и профессионализации лиц с ОВЗ и инвалидностью. Особое внимание в процессе взаимодействия с обучающимися уделяется комплексному подходу и учету индивидуально-типологических особенностей.
Одним из практических шагов в решении задач персонифицированного содействия трудоустройству задачи может стать реализация адаптационных on-line курсов, ориентированных на трудоустройство и успешное вхождение в профессиональное сообщество. В частности, нами предложен к реализации авторский курс «Стратегии построения успешной карьеры», в рамках которого прорабатываются следующие тематические разделы:
- Профессионально-личностная ментальность и карьерная линия.
- Психология конкурентных преимуществ.
- Профессиональный имидж: стратегии разумного соответствия.
- Селф-брендинг.
- Стратегия и тактика деловых переговоров - секреты успешного собеседования.
- Стратегия и тактика закрепления в новом коллективе.
- Профилактика профессионального выгорания и деформации.
- Самозанятость: перспективы, риски и стратегии реализации.
Подводя итог, хочется отметить, что непрерывное профессиональное развитие специалистов на стадии адаптации в профессиональном пространстве не представляется без системы эффективного менторинга (наставничества). Начиная с учебной практики, наставничество должно приобрести особый смысл и содержание, что, например, возможно через включение методов рефлексивно-аналитического мониторинга на основе рефлексивных карт и базовой формулы SWОT-анализа. Обучающиеся и кураторы (наставники) как от вуза, так и от организации-работодателя проводят оценку сильных и слабых сторон (дефицитов) профессиональной деятельности в соответствии с профессио-граммами и компетенциями, заложенными в профессиональном стандарте, что в значительной степени повышает эффективность профессионализации лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Библиографический список
1. Долгополова Т.В. Профессиональное образование как направление профессиональной реабилитации инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 18 ноября 2016 г. Москва: МГГЭУ, 2016: 155 - 162.
2. Буякас Т.М. Связь профессиональной и личностной самореализации в процессе профессионального становления. Самореализация личности в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2016: 19 - 26.
3. Хилько А.А., Филимонюк Л.А. Профессиональная социализация лиц с ОВЗ и инвалидностью. Проблемы современного педагогического образования. Ялта. 2018, 58-4: 278 - 281.
4. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Роль довузовской подготовки в системе инклюзивного высшего образования. Вестник Мининского университета. 2018; Т. 6. 1 (22): 9.
5. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Карпушкина Н.В. Культура инклюзии как стратегический ориентир в построении общества равных возможностей. Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей. Москва: МГППУ, 2018: 30 - 37.
6. Самсонова Н.В., Кондратенко Б.А. Индивидуализация и персонализация профессионального образования в вузе. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2013. 4 (26): 42 - 48.
7. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе. Вестник Мининского университета. 2015; 1 (9): 19.
8. Старцева Н.Н. Сущность и структура профессиональной культуры. Российское общество: история и современность: сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 2. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008: 57 - 61.
References
1. Dolgopolova T.V. Professional'noe obrazovanie kak napravlenie professional'noj reabilitacii invalidov. Professional'naya orientaciya invalidov i lic s OVZ v sisteme mnogourovnevogo obrazovaniya: organizacionnye i metodicheskie aspekty: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 18 noyabrya 2016 g. Moskva: MGG'EU, 2016: 155 - 162.
2. Buyakas T.M. Svyaz' professional'noj i lichnostnoj samorealizacii v processe professional'nogo stanovleniya. Samorealizaciya lichnosti v sovremennom mire: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2016: 19 - 26.
3. Hil'ko A.A., Filimonyuk L.A. Professional'naya socializaciya lic s OVZ i invalidnost'yu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Yalta. 2018, 58-4: 278 - 281.
4. Medvedeva E.Yu., Ol'hina E.A. Rol' dovuzovskoj podgotovki v sisteme inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya. VestnikMininskogo universiteta. 2018; T. 6. 1 (22): 9.
5. Kudryavcev V.A., Kashtanova S.N., Ol'hina E.A., Medvedeva E.Yu., Karpushkina N.V. Kul'tura inklyuzii kak strategicheskij orientir v postroenii obschestva ravnyh vozmozhnostej. Razvitie inklyuzii v vysshem obrazovanii: setevojpodhod: sbornikstatej. Moskva: MGPPU, 2018: 30 - 37.
6. Samsonova N.V., Kondratenko B.A. Individualizaciya i personalizaciya professional'nogo obrazovaniya v vuze. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2013. 4 (26): 42 - 48.
7. Nikolaeva T.P., Bicheva I.B. Ustojchivoe lichnostno-professional'noe razvitie studentov v vuze. Vestnik Mininskogo universiteta. 2015; 1 (9): 19.
8. Starceva N.N. Suschnost' i struktura professional'noj kul'tury. Rossijskoe obschestvo: istoriya i sovremennost': sbornik nauchnyh rabot studentov i aspirantov. Vyp. 2. Ekaterinburg: Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2008: 57 - 61.
Статья поступила в редакцию 14.06.18
УДК 81:372.881
Li Xiaobai, postgraduate (3rd year), Department of Didactic Linguistics and Theory of Teaching Russian as a Foreign Language, Philological Faculty, Moscow State University n.a. M.V. Lomonosov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Polishchuk E.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Russian Language Department for Foreign Students, Philological Faculty, Moscow State University n.a. M.V. Lomonosov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
LOANWORDS FROM THE ENGLISH LANGUAGE IN CHINESE - METHODOLOGICAL ASPECT. The article analyzes English loanwords in the Chinese language and the process of their chinesization. On the basis of comparative analysis the authors examine the loanwords in Chinese and the phenomena of "chinesization" of lexical borrowings, some special attention is paid to methods of teaching foreign languages. Nowadays English is the first source of new loanwords. Loanwords from English are considered to be one of the most striking features of modern development of languages, as they actively participate in the process of linguistic borrowing and they predominate in modern Chinese language over loanwords from other languages. A large number of lexical borrowings appear in the language to denote new realities or concepts. Loanwords from foreign languages enrich and replenish the lexical composition of the Chinese language, because they express with more accuracy the meanings of words or correspond to the principle of language economy. Currently, a large number of English words operate in the Chinese language in a variety of spheres of daily life. English words can be classified according to various criteria: by origin (source language), by form, by semantics (meaning) and by use. The development of all languages takes place according to their own objective laws, but there are also subjective moments, for example, contacts between countries, allowing them to share their experiences with each other, to exchange various achievements in the field of economy, science and technology, cultural values, and thereby contribute to the emergence in the languages of the new loanwords.
Key words: lexical borrowings, English loanwords, chinesization, teaching foreign language.
Ли Сяобай, аспирант 3-го года каф. дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного филологического факультета МГУ; МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected] Е.В. Полищук, канд. филол. наук, доц. каф. русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ; МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]
ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье проанализированы заимствования из английского языка и процессы их освоения в китайском языке. Рассматриваются явления «китаефикации» заимствований, показана важность учёта данного явления в методическом аспекте. На сегодняшний день английский язык занимает первое место среди источников новых заимствований. Заимствования англо-а-мериканизмов считаются одной из самых ярких особенностей современного развития языков, поскольку они активно участвуют в процессе языкового заимствования и именно эти слова преобладают в современном китайском языке над другими заимствованиями. Большое количество лексических заимствований появляется в языке для обозначения новых реалий или понятий. Иностранные заимствования обогащают и пополняют лексический состав языка, поскольку они или более точно выражают значения слов, или соответствуют принципу языковой экономии. В настоящее время в китайском языке функционирует значительное количество англо-американизмов в самых разных жизненных областях. Англо-американизмы можно классифицировать по различным критериям: по происхождению (языку-источнику), по форме, по семантике (значению) и по употреблению. Развитие всех языков происходит по своим внутренним объективным законам, однако есть и субъективные моменты, например, контакты между странами, позволяющие им делиться своим опытом друг с другом, обмениваться различными достижениями в области экономики, науки и техники, культурными ценностями, и тем самым способствовать появлению в языках новой заимствованной лексики. Заимствования широко распространены в сфере культуры и развлечений. Такое положение способствует появлению заимствований, в частности англицизмов, в китайском языке, и административные меры не могут влиять на их судьбу; на наш взгляд, в ближайшем будущем английский язык по-прежнему будет занимать лидирующие позиции и иметь статус международного языка.
Ключевые слова: заимствованные слова, англицизм, китаефикация, китайский язык, преподавание иностранного языка.
С начала XIX века главными источниками заимствований в китайском языке становятся английский, русский и японский языки. Подавляющее большинство заимствований в китайском язы-
ке - из английского и японского языков. У англицизмов отмечается самое широкое повсеместное распространение и самое большое влияние. Заимствования терминологически более точно и полно