СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 338.439.053(470.345)
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА
Л. И. ЗИНИНА, доктор экономических наук, заведующая кафедрой информационных систем в экономике и управлении E-mail: [email protected]
Т. В. ГЛУХОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем в экономике и управлении E-mail: [email protected] Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
В статье рассматриваются методические вопросы и практические аспекты продовольственного обеспечения региона с позиций его организации и государственного регулирования. Предлагаются меры по социальной поддержке населения для повышения уровня экономической и физической доступности продовольствия, по достижению роста объемов производства продовольственных ресурсов, сбалансированного развития продовольственной системы региона, реализации потенциала межрегионального продовольственного обмена.
Ключевые слова: продовольственное обеспечение, регулирование, безопасность, рынок, продукция, потребление, стоимость, регион, производство, эффективность, сбалансированность.
Состояние продовольственного обеспечения является важным индикатором качества общественного развития, так как в силу своей специфики оно органично связано с ежедневными потребностями граждан в полноценном питании. По уровню цен и доступности жизненно важных продовольственных товаров определяются преимущества и недостатки
существующей социально-экономической системы. Вопросы продовольственного обеспечения авторами часто рассматриваются в контексте продовольственной безопасности. Они отражаются в публикациях Семеновой Н. Н., Сатаевой Р. Р., Кормишкина Е. Д., Кузнецовой Л. В., Новицкой А. А., Угурчиева О. Б. и других авторов. Исследователями много внимания уделяется обоснованию и финансовому обеспечению мер по повышению продовольственной безопасности как национального интереса РФ, формированию механизма реализации основных критериев и параметров продовольственного обеспечения [5, 6]. Кормишкин Е. Д. акцентирует внимание на рассмотрении угроз продовольственной безопасности и роли регионов в ее обеспечении, а также влияния продовольственной безопасности на национальную [2]. Кузнецова Л. В. обосновывает необходимость использования макромаркетинга продуктов питания в целях реализации стратегии обеспечения продовольственной безопасности [3]. Новицкая А. А. рассматривает вопросы продовольственной безопасности с точки зрения совершенствования вне-
шнеэкономической политики в условиях ВТО [4]. Кроме того, авторы в качестве наиболее значимой предпосылки обеспечения продовольственной безопасности рассматривают механизмы развития регионального продовольственного рынка [7].
В отличие от названных позиций авторы данной статьи считают, что вопросы продовольственного обеспечения необходимо рассматривать с учетом:
а) реализации социальных приоритетов;
б) обеспечения сбалансированного воспроизводственного процесса в продовольственной системе территорий, регионов;
в) оптимизации процессов межрегионального и странового продовольственного обмена. Функционирование продовольственного сектора связано со всеми сферами народного хозяйства и в большей мере подвержено их влиянию как с точки зрения ресурсообеспечения, так и с точки зрения уровня развития рынка потребления. Его важно оценивать с позиции организации и регулирования процесса обеспечения населения основными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами их потребления.
Продовольственное обеспечение следует рассматривать как с физической точки зрения, так и с точки зрения экономической доступности продовольствия. Физическая доступность основных видов продовольствия для населения означает, что продукты питания в физических объемах, достаточных для удовлетворения потребностей людей, должны бесперебойно поступать к местам их конечного потребления. однако физическая доступность продуктов питания - это необходимое, но недостаточное условие продовольственной обеспеченности. Основные виды продуктов питания должны быть экономически доступны, т. е. должна быть обеспечена возможность их приобретения всеми социально-демографическими группами населения на уровне физиологических норм питания, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 593н от 26.10.2010 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания». Необходимыми и достаточными условиями продовольственной обеспеченности являются экономический рост, приводящий к росту объемов производства продуктов питания, реальных доходов людей, и активная политика помощи малоимущим слоям населения
со стороны государства.
В настоящее время в Республике мордовии, как и в целом по стране, решена проблема физической доступности продовольствия. В определенной степени это достигнуто за счет увеличения масштабов производства на ведущих сельхозпредприятиях, перерабатывающих предприятиях региона. Наиболее интенсивный рост значимых показателей эффективности производства в агропромышленном комплексе начался во время реализации в республике национального проекта «Развитие АПК». С 1997 г. молочная продуктивность коров в республике возросла почти в 3 раза (с 1 600 кг в 1997 г. до 4 500 в 2011 г.). С 2007 г. более чем в полтора раза увеличилось валовое производство молока в республике (с 309 тыс. т до 478 тыс. т). По своей производительности молочная отрасль мордовии уже не уступает европейским сельхозтоваропроизводителям. За последние годы в республике введено в эксплуатацию 64 новых молочных комплекса, стабильно увеличивается поголовье КРС. В 2011 г. в целом по республике производство мяса скота и птицы увеличилось на 16,5 %, производство молока -на 5,1 %, яиц - на 20,2 % по сравнению с 2010 г.
Тем не менее потребление населением некоторых видов продуктов питания значительно ниже рекомендуемых норм. Это относится к таким видам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродук-ты, рыба и рыбопродукты, овощи, фрукты и ягоды. Особенно наблюдается дифференциация потребления продовольствия среди различных социальных групп.
В этой ситуации важнейшей задачей государства является создание механизмов адресной продовольственной помощи социально незащищенным группам населения, которые должны обеспечить им свободный доступ к продовольствию соответствующего качества и ассортимента независимо от уровня доходов. Программы продовольственной помощи являются неотъемлемой частью программ продовольственной безопасности населения в большинстве развитых стран. Исторически такие программы являлись следствием попыток распределения излишков сельскохозяйственной продукции в целях поддержания доходов фермерских хозяйств и снижения социальной напряженности в обществе.
Практически во всех странах Евросоюза государственное регулирование продовольственного обеспечения построено на одних и тех же принципах и имеет общий механизм, целями которого
являются защита внутреннего рынка, предпочтение товарам, произведенным в странах Евросоюза, гарантированный минимальный уровень закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Особого внимания, по мнению авторов, заслуживают программы обеспечения продовольствием населения с низкими доходами [1].
В США программы продовольственной помощи берут свое начало в 1933 г., когда была создана федеральная корпорация по устранению излишков сельхозпродукции. Одной из задач ее деятельности являлось ослабление кризиса в аграрном секторе путем расширения рынков сбыта продовольствия и облегчения последствий экономического кризиса для безработных за счет распределения продуктов питания среди нуждающихся. В настоящее время в США осуществляется почти полтора десятка различных программ продовольственной помощи, и на эти цели из бюджета направляется 30-40 млрд долл. в год.
Несомненно, опыт зарубежных стран свидетельствует о высокой эффективности мер по социальной поддержке населения в сфере продовольственного обеспечения. Однако полностью проецировать этот опыт не представляется возможным без учета специфики социально-экономических условий развития России, отдельных ее регионов и слабой бюджетной поддержки. В этой связи необходимо разрабатывать собственные механизмы продовольственной поддержки населения со стороны государства, обладающие особым набором приемов, способных учесть неблагоприятные факторы развития макроэкономических процессов в регионе.
Российский зерновой союз предложил обеспечить малоимущих социальными продовольственными картами, что позволит обеспечить экономическую доступность продовольствия, а заодно поддержать спрос на основные продовольственные товары отечественного производства. Кредитной карточкой, на которую ежемесячно предлагается перечислять около 1 тыс. руб. из бюджета, можно будет оплачивать до 30 % стоимости продуктов. Каких именно - будет определять правительство. Главное условие, чтобы продукты были отечественного производства. Кроме того, введение продовольственных карт поможет сбыту продуктов российского производства, а также улучшит инвестиционную привлекательность аграрной отрасли.
В Республике Мордовии в условиях увеличения масштабов производства сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, по мнению авто-
ров, представляется возможным реализация модели «Продовольственная помощь», направленной на обеспечение баланса социально-экономических интересов производителей, торговли и потребителей. Совместная комиссия по внедрению данной модели осуществляет следующее:
а) проводит квалифицированный отбор предприятий-поставщиков, присваивает им звание госагентов;
б) определяет номенклатуру и минимальные объемы производства продукции, предназначенные для социальных целей (учитывая при планировании необходимых объемов производства численность населения с низкими доходами, принятые нормы потребления продуктов и другие условия);
в) утверждает годовой региональный социальный заказ;
г) определяет минимальные гарантированные цены на сырье и представляет их на согласование в министерство экономики и министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики мордовии;
д) определяет и утверждает сбалансированные нормативные сроки взаиморасчетов между госагентами;
е) ежегодно представляет региональному законодательному собранию предложения по выделению средств на формирование региональных социальных фондов.
министерство сельского хозяйства и продовольствия республики направляет дотации и субсидии для поддержки роста объемов производства жизненно важной продукции через государственных агентов. Перерабатывающие предприятия, получившие статус госагентов, пользуются по сравнению с аналогичными рыночными субъектами следующими преимуществами:
а) получение регионального, а в определенных случаях и межрегионального социального заказа, позволяющего организовать устойчивое производство с гарантированным сбытом продукции и за счет этого обеспечить полную загрузку производственной мощности предприятия;
б) устойчивость поставок регионального, а также при необходимости и импортного сельскохозяйственного сырья для обеспечения производства продукции в соответствии с социальным заказом;
в) получение в первоочередном порядке дотаций,
субсидий, льготных кредитов для осуществления своих обязательств госагента;
г) наличие финансовой гарантии своевременных расчетов за поставленную продукцию;
д) получение устойчивой прибыли за счет нормативной рентабельности, обеспечиваемой гарантированными ценами;
е) отсутствие при производстве продукции по социальному заказу необходимости в издержках, связанных с маркетингом.
Оптовые и розничные предприятия торговли, участвующие в модели, доводят продукты питания до конечного потребителя и получают следующие преимущества:
— стабильный товарооборот, не требующий затрат на маркетинг и банковский кредит;
— получение гарантированной нормативной прибыли от реализации продукции социального заказа.
Для населения с низкими доходами городские и районные администрации в рамках модели должны осуществлять выдачу социальных карт. Цена конечной продукции, реализуемой по социальным картам, в результате минимизации издержек будет примерно на 30 % ниже, чем в рыночном секторе.
Таким образом, реализация модели «Продовольственная помощь» в Мордовии позволит разместить социальный заказ на крупных предприятиях перерабатывающей промышленности, снизить затраты населения на основные продукты питания, изменить структуру питания в сторону увеличения потребления жизненно важных продуктов.
Однако для эффективного продовольственного обеспечения региона недостаточно только внедрения указанной модели в функционирование продовольственного рынка. Необходимо осуществление также комплекса мер по оптимизации производственно-сбытовой деятельности и стимулированию потребительского спроса, учитывая обоюдные экономические и социальные интересы товаропроизводителей и потребителей. Данный комплекс мер предполагает рациональное сочетание федеральных и региональных механизмов регулирования и поддержки, при котором меры федерального уровня в первую очередь должны направляться на приоритетное решение региональных проблем:
— поддержку малоимущих слоев населения, развитие производственной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры;
— контроль качества, условий перевозки и хране-
ния завозимого продовольствия; — антимонопольный контроль с преимущественной ориентацией на защиту отечественного товаропроизводителя, что требует в свою очередь стратегического управления продовольственной системой.
Продовольственную систему следует рассматривать как структурно-функциональную подсистему народного хозяйства, включающую сферы производствы, переработки и реализации продовольственных ресурсов, производственно-экономические и организационные взаимосвязи и отношения, направленные на обеспечение процессов производства, формирования, обмена, распределения, потребления продовольствия и их социально-экономической эффективности, а также продовольственной безопасности страны и регионов.
При системном подходе и с позиций реализации методологии стратегического управления в продовольственной системе можно выделить:
а) функциональную структуру, а также территориально-производственную и производственно-технологическую структуры;
б) производственно-отраслевую структуру (подсистемы производства, формирования, потребления продовольственных ресурсов и продовольствия);
в) организационную структуру (предприятия, фирмы, компании);
г) продуктовую структуру (виды продовольствия и продуктов питания);
д) социальную структуру (потребители по уровню и качеству потребления).
Развитие продовольственной системы характеризуется формированием различных каналов движения продукции, продуктовых цепочек. Организационная структура продовольственной системы складывается на рыночных принципах и включает следующие сферы:
а) первичное производство сырья и продовольствия (коллективные сельхозпредприятия, союзы, ассоциации, объединения, фермерские (крестьянские) хозяйства, личные подсобные хозяйства);
б) первичные рынки сырья и продовольствия (федеральный и региональный продовольственные фонды, закупочные организации, индивидуальные посредники);
в) переработку сырья и производство продукции
в ассортименте (перерабатывающие предприятия, сельхозпредприятия с мини-переработкой);
г) оптовые рынки продовольствия (федеральный и региональный продовольственные фонды, оптовые торговые предприятия, торговые компании, индивидуальные посредники);
д) розничные рынки продовольствия (предприятия розничной торговли, городские рынки, частные магазины, предприятия общепита, оптово-розничные продовольственные рынки). С учетом этого в структуре продовольственной
системы целесообразно выделить в качестве ее основных составляющих следующие функциональные сферы:
— производство сельскохозяйственного сырья;
— формирование продовольственных ресурсов;
— потребление продовольствия.
Также необходимо обозначить классификационные признаки продовольственной системы как целостной полиотраслевой интеграционной системы. К ним относятся:
а) целевая функция;
б) структурообразующие элементы в виде секторов, составляющие отдельные сферы в соответствии с их функциями в достижении конечной цели (функционально-отраслевая структура);
в) виды деятельности в рамках взаимосвязанного производства определенного вида конечной продукции (продуктовая структура);
г) агропромышленные формирования на конкретной территории (территориально-производственная структура);
д) организационно-экономическое единство структурных элементов и звеньев, интеграция которых подчиняется территориальному, отраслевому и программно-целевому принципам (организационно-управленческая структура);
е) пропорциональность, сбалансированность развития, наличие структурных элементов производства и технологических способов их соединения для получения продукции с определенными потребительскими свойствами (производственно-технологическая структура);
ж) занятые группы населения, формы собственности, при сочетании которых осуществляется процесс агропромышленного воспроизводства (социально-экономический аспект). Региональную продовольственную систему
следует рассматривать как территориально обособленную систему, развивающуюся под воздействием внутризональных, организационно-экономических, производственных, технологических, социальных и агроклиматических факторов и ориентированную на обеспечение:
а) стабильного функционирования стадий воспроизводственного процесса (производства, распределения, обмена, потребления продовольственных ресурсов и продовольствия);
б) продовольственной самодостаточности региона;
в) высокой социальной эффективности с точки зрения уровня и качества формирования, использования и потребления продовольственных ресурсов;
г) активизации межрегионального продовольственного обмена;
д) роста экспортного продовольственного потенциала региона.
Следовательно, изложенные трактовки определения сущности продовольственной системы и региональной продовольственной системы даны с позиции:
а) реализации структурно-функционального аспекта функционирования;
б) развития стадий воспроизводственного процесса;
в) обеспечения социально-экономической эффективности как целевого аспекта функционирования;
г) обеспечения продовольственной независимости страны и самодостаточности потребления в регионах.
Это особенно актуально с точки зрения развития механизма стратегического управления продовольственной системой, что необходимо учитывать при формировании продовольственной стратегии регионов.
По мнению авторов, применительно к аграрно-промышленным регионам актуальным критерием оценки состояния продовольственной системы является уровень самообеспеченности продовольствием (как соотношение объемов его производства и внутреннего потребления). Кроме экономических он имеет политические и социальные аспекты и зависит от развития агропромышленного комплекса и размеров его товарных ресурсов, платежеспособного спроса населения на продовольствие, степени выгодности и надежности продовольственных связей. Авторы считают, что продовольственную
систему целесообразно рассматривать в качестве реального объекта планирования, прогнозирования и регулирования. Это позволит сбалансировать все показатели производства, переработки, хранения и транспортировки, реализации и потребления соответствующей продукции, увязать интересы секторов, выявить диспропорции, даст ориентацию на достижение определенного экономического результата. При этом следует исходить не из отраслевых, а из количественных и качественных характеристик конечного продукта: в организационно-технологическом цикле продвижения конкретного вида продукции ориентироваться как на максимизацию объемов производства, так и на целевой принцип -эффективное достижение конечного результата.
По мнению авторов статьи, методологический аспект данного вопроса должен предполагать рассмотрение структуры продовольственной системы с позиций воспроизводственного процесса ее взаимосвязанных сфер, подсистем и секторов. При этом следует исходить не просто из наличия связей между специализированными стадиями производства формирования, распределения и потребления продовольствия, но акцентировать внимание:
— на их органическом соединении в единую систему элементов, связанных функционально, организационно и экономически;
— на активизации формирования горизонтальных и вертикальных интегрированных корпоративных формирований по производству конечного продукта из сельскохозяйственного сырья.
В связи с этим основным критерием структуры и границ продовольственной системы следует считать наличие прямых технологических и производственно-экономических связей между ее сферами, секторами и предприятиями, которые бы позволили обеспечить регулирование данной системы прежде всего на микроуровне. Следует считать закономерностью, что высокие требования рынка продовольствия (объемы, качество, ассортимент, сроки поставки) должны обусловливать развитие и углубление межотраслевых связей в продовольственной системе и тем самым способствовать ее преобразованию из организационно неопределенного формирования в высокоинтег-рированную структуру с хорошо выраженными и преобладающими системными свойствами - в единую производственно-экономическую систему. Следовательно, восстановление управляемости межотраслевыми связями является первоочередной
задачей и условием ее перспективного развития.
Современные экономические процессы обусловили отдельное и самостоятельное формирование федеральных и региональных продовольственных фондов. Каждый регион самостоятельно занимается решением задач продовольственного самообеспечения - производством сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поиском рынков их сбыта и источников пополнения региональных фондов. Данные тенденции определяют многообразие проблем функционирования продовольственной системы и ее перспективного развития на региональном уровне. В связи с этим следует учитывать объективные закономерности, формализованные отечественной агроэкономической наукой:
а) максимальный учет объективных предпосылок (природно-экономических условий) обеспечения более интенсивного развития отраслей продовольственного комплекса, обеспечения внутрирегиональных потребностей и поставок в федеральный и региональный продовольственный фонды, социально-экономической результативности продовольственной системы;
б) рациональное размещение сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности, элементов производственной инфраструктуры, усиление экономического обмена между регионами и развитие межотраслевых связей;
в) определение экономически обоснованных и целесообразных направлений развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в целях рационального и более полного использования биоклиматического потенциала земельных, материальных и трудовых ресурсов на уровне каждого региона. Организация и регулирование продовольственной системы в современных условиях должны предполагать выполнение следующих условий:
а) определение общественных потребностей в продукции;
б) обоснование уровня интенсивности и масштабов производства;
в) выявление потребности в обеспечивающих факторах и ресурсах;
г) обеспечение сбалансированности между сферами, секторами, видами производства;
д) повышение эффективности использования ресурсов.
При этом необходима постановка задач ресур-
сосберегающего и мотивационного характера: - преобразование ресурсного потенциала в производственный и повышение ресурсоотдачи; ориентация на более полное использование неинвестиционных факторов (устранение диспропорций);
определение предельных показателей использования основных производственных факторов (их предельных затрат и предельной отдачи); стимулирование товарного предложения и спроса;
— рост объемов производства продовольствия, его физиологической и экономической доступности. Правительственными структурами Республики Мордовии достаточно широко используется программно-целевой метод управления социально-экономическими процессами. В республике разработаны и реализуются программы развития как производственного сектора, так и социальной сферы. Вместе с тем разработка и реализация отдельных целевых программ и проектов происходят зачастую без связи со стратегическими целями, при недостаточном участии в их реализации предпринимательских структур. Кроме того, принципиально важным, по мнению авторов, является внедрение в практику управления системы непрерывного планирования, обеспечивающей комплексное развитее региона и сочетающей элементы среднесрочного и текущего планирования.
Перед регионами стоят разноплановые задачи. Вывозящим предстоит изыскивать резервы увеличения объема продуктов для вывоза, совершенствовать их качество и ассортимент, выявлять оптимальные направления товарных потоков. Самообеспечивающим и ввозящим необходимо определять степень приоритетности молочного производства по сравнению с другими отраслями, находить ресурсы для обмена с другими регионами, улучшать структуру ввоза продовольствия, стремиться к достижению нужных объемов и качества самообеспечения.
Возможности продовольственного самообеспечения региона и вывоза его продукции можно оценивать посредством коэффициента производства основных видов продовольствия на душу населения (коэффициента специализации региона):
К - П
К"р- к
где Пр и Пс - производство продукции па душу населения соответственно в регионе и в среднем по стране.
Если К > 1, то продукция (при соответствии
объемов ее производства потреблению) может вывозиться; если Кпр < 1, то ее следует в регион ввозить. Указанный показатель характеризует потенциальные удельные возможности региона в вывозе и потребности во ввозе продовольственной продукции. На его основе можно оценивать уровень общей специализации региона, рассчитывая коэффициенты специализации по конкретным видам продуктов, что целесообразно с точки зрения выявления специализированных зон (сыродельных, маслодельных, цельномолочных) и оценки уровня их интенсивности. Аналогично можно найти и коэффициент потребления Кпотр как соотношение уровня потребления продукции на душу населения в сопоставимых регионах. По мнению авторов, в условиях низкого уровня потребления данный показатель более объективен для оценки уровня самообеспеченности региона и возможности его участия в межрегиональных поставках.
кроме того, для вывозящих регионов следует рассчитывать коэффициент межрегиональной товарности Мт, отражающий степень использования продовольственных ресурсов региона для вывоза:
М - ^ т 0
где 2вр, Япр - соответственно объемы продукции, вывозимой из региона и произведенной в нем.
Данный коэффициент отражает уровень межрегиональной специализации, характеризуя степень участия региона в межрегиональном обороте и формировании фондов продовольствия.
Для ввозящих регионов целесообразно исчислять коэффициент самообеспечения К б:
Я
Коб -
П
где Я - уровень производства продукции;
П - нормативная потребность в ней (или
норм г г 4
объем ее фактического потребления). Для вывозящих регионов можно определять степень их участия в межрегиональных поставках продовольствия МРп:
мр =
о
^в стр
где <2в <2в стр - объемы вывоза продукции соответственно из региона и в целом по стране.
Для ввозящих регионов требуется аналогичный расчет их доли в межрегиональном ввозе.
При анализе уровня самообеспечения региона
и его потенциала для межрегиональных продовольственных связей на основе указанных коэффициентов надо учитывать степень удовлетворения потребности в скоропортящейся и малотранспортабельной продукции и общий уровень душевого потребления каждого вида продукции. Это особенно важно в ситуации недостаточного потребления даже в регионах специализации.
Следовательно, эффективное развитие системы продовольственного обеспечения региона должно быть основано на максимальном учете ее биоэкономической сущности, а также строгой ориентации структурных элементов и воспроизводственного цикла на конечный социально-экономический результат.
Список литературы
1. ЗининаЛ. И., Глухова Т. В. Развитие механизма государственного регулирования продовольственного рынка региона: монография. Саранск: Мордовский государственный университет. 2007. 224 с.
2. Кормишкин Е.Д. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в национальном и региональном масштабах // Национальные инте-
ресы: приоритеты и безопасность. 2009. № 14.
3. Кузнецова Л. В. Макромаркетинг продуктов питания как один из факторов обеспечения продовольственной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 23.
4. Новицкая А. А. Внешнеэкономическая политика обеспечения национальной продовольственной безопасности России в условиях вступления в ВТО // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 5.
5. Семенова Н. Н. Обоснование продовольственной безопасности как важнейшего государственного приоритета // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 37.
6. Сатаева Р. Р. Обеспечение продовольственной безопасности как один из национальных приоритетов страны // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 44.
7. Угурчиев О. Б. Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 6.