Техника, тактика и методика спортивной тренировки
9,03±1,06 ва 8,97±1,04 булди, фарк статистик жихатдан ишончсиз (р>0,05).
4 метрли арконга чирмашиб чикиш машкида тадкикот бошидаги натижалар мос равишда ТГда 2,05±0,22 ва НГда 2,13±0,21 ташкил килди. Тадкикот якунида ушбу курсат-кичлар мос равишда 2,19±0,21 ва 2,16±0,22 булди, фарк статистик жихатдан ишончсиз (р>0,05).
Узунликка сакраш машкида тадкикот бошидаги натижалар мос равишда ТГда 2,01±0,23 ва НГда 2,05±0,22 ташкил килди. Тадкикот якунида ушбу курсаткичлар мос равишда 2,09±0,19 ва 2,07±0,21 булди, фарк статистик жихатдан ишончсиз (р>0,05).
Хулоса. Шуни айтиш мумкинки, утказилган тадкикот жараёнида спортчиларнинг жисмоний тайёргарлиги курсаткичларини усиши субъектив руйхатга олиш асосида бахоланди. Такикот якунида ТГ курсаткичларининг уртача арифметик катталикларини назорат гурухидаги айнан шундай катталикларни тажриба давомидаги узгаришига нисбатан юкори даражада статистик ишончлилик кузатилди (13 курсаткичдан 8 тасида ишончли). Бу, ишлаб чикилган технологиянинг самарадорлиги ва
педагогик тажрибадан кузланган максадга эришил-ганлигидан далолат беради.
Адабиётлар:
1. В.Лях Координасионные способности: диагностика и развитие - Москва: ТВТ Дивизион, 2006. 63 с.
2. А.А.Карелин Спортивная подготовка борсов высокой квалификасии. - Новосибирск, 2002. 71 с.
3. А.Н.Абдиев Научно-педагогические основы формирования профессиональных умений тренера у студентов, спесиализирующихся в видах спортивных единоборств: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. - Т., 2004. 45-49 с.
4. Ф.А.Керимов Спорт кураши назарияси ва усулияти/ -Тошкент: УзДЖТИ. Нашриёт булими, 2005. 45-47 с.
5. З.А.Бакиев Индивидуализасия технико-тактической подготовки борсов на основе автоматизированного анализа соревновательной деятельности / дис. канд. пед. наук./ 2009.
6. Ю.А.Шахмурадов Научно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борсов (на примере вольной борьбы): Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 1999. 71 с.
7. З.А.Бакиев Эркин кураш назарияси ва услубиёти/ Укув куллан-ма. - Тошкент: "Лидер Пресс" нашриёти 2011.
8. Н.А.Керимов, А.И.Недорезов, М.А.Рузиев, А.А.Рузиев, Система планирования и контроля учебно тренировочных нагрузок в вольной борьбе //Олимпия харакатини ривожлантириш, олимпия таълимотини жорий этиш ва Сиднейда утказиладиган ХХВИ Олимпия уйинларига тайёргарлик масалаларига баFишланган: III Республика илмий-амалий анжумани муаммолар туплами. 27 апрель 1999. 271 с.
УУК (УДК, UDC): 796.011.001
Докторант ^С) О.В. ГОНЧАРОВА1
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Муаллиф билан богланиш учун:
Аннотация
Annotation
В статье рассмотрены современные взгляды на организацию и проведение мониторинга в сфере физической культуры и спорта, в частности в системе подготовки высококвалифицированных и юных спортсменов.
Ключевые слова мониторинг, физическая культура, спорт, спортивная тренировка, многолетний процесс, спортсмены, инновационный подход, трехкомпонентная система.
Маколада жисмоний тарбия ва спорт со^асида, хусусан, юкори малакали ва ёш спорт-чиларни тайёрлаш тизимида мониторингни ташкил этиш ва утказиш буйича замонавий карашлар куриб чикилган.
Калит сузлар: мониторинг, жисмоний маданият, спорт, спорт машгулотлари, куп йиллик жараён, спортчилар, инновацион ёндашув, уч компонентли тизим.
The article considers modern views on the organization and conduct of monitoring in the field of physical culture and sports, in particular in the system of training highly qualified and young athletes.
Keywords: monitoring, physical education, sports, sports training, multi-year process, athletes, innovative approach, three-component system.
О CN О CN
ro та ■с о о.
(Л
Введение. Педагогический процесс в сфере физической культуры и спорта, включающий систему многолетней подготовки спортсменов как высокого класса, так и спортивного резерва всецело опирается на многоуровневую иерархию системы управления тренировочным процессом [2], является чрезвычайно сложноорганизованным явлением, действенное руководство которым всесторонне зависит от возможности проведения систематического мониторинга. Фундаментом эффективности управления системой подготовки спортсменов считают три основных уровня, позволяющие всецело интегрировать всю систему принимая во внимание четкую иерархическую последовательность возможности совершен-
ствования и определения оптимальных соотношений между управляющими и управляемыми элементами данной системы. Одним из аспектов исследований в предметном направлении является изучение взаимосвязей физических качеств, закономерностей связей её элементов, проявляемых в соревновательных условиях, с техническим мастерством, с состоянием систем организма, средствами и методами реализации конкретного технического действия, с учётом достигнутого уровня физической подготовленности.
Отсюда следует, что изучение проблемы мониторинга в сфере физической культуры и спорта на сей день являются актуальными, до конца не изученными и требуют дальнейших научных исследований.
26 e-mail: [email protected] №7-2020
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Цель работы раскрыть проблематику и представить значимость разработки единой системы классификации мониторинга в сфере физической культуры и спорта.
Основное изложение материала. Проблема использования мониторинга в системе управления многолетней спортивной тренировкой является одной из наиболее сложных в спорте и самой востребованной. Ведь не для кого не секрет, что последние десятилетия характеризуются небывалым ростом спортивных достижений и их высокой плотностью на субрекордном уровне, ужесточением соревновательной борьбы на крупнейших межконтинентальных состязаниях, существенным повышением объема и интенсивности нагрузок и т.п. Все это требует конечно, как пересмотра форм и принципов построения спортивной тренировки для оптимизации тренировочного процесса, так и возможности правильной оценки развития двигательных качеств и технико-тактического мастерства спортсменов [1,2,4].
Современный спорт, в частности соревновательная деятельность во многих видах спорта, характеризуется быстротечностью технико-тактических действий требующих от спортсмена максимальных мышечных усилий в условиях дефицита времени, поэтому система мониторинга позволяет правильно судить насколько система подготовки была эффективной. Оптимизация тренировочного процесса с использованием инновационных подходов подразумевает целенаправленное достижение запланированного результата с минимальными затратами времени и энергии [3]. Рассмотрим предлагаемые этапы инновационного процесса в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов (рис.1).
Как видно из рис.1 мониторинг является одним из базовых этапов инновационного процесса системы подготовки спортсменов. Наряду с ним в этапы инновационного процесса системы подготовки спортсменов высокого класса сопричислены модельные характеристики соревновательной и тренировочной деятельности, разработка технологий, интегрирующих все стороны учебно-тренировочного процесса с различными видами подготовки спортсменов и безусловно, само внедрение результатов инновационной разработки в учебно-тренировочный процесс многолетней системы подготовки спортсменов.
Этапы инновационного процесса в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов
За последние годы наблюдается значительное расширение календаря соревнований по всем видам спорта. Соревнования являются основой специфики спорта, в связи с чем их специфическая роль в процессе подготовки спортсмена чрезвычайно высока. Следует отметить, что с ростом квалификации значимость соревнований соответственно увеличивается. Во время соревнований к спортсмену предъявляются требования, вызывающие максимальное специфическое напряжение функциональных систем. Поэтому необходимость повышения эффективности тренировочного процесса не вызывает сомнений, так как дальнейший рост показателей технико-тактического мастерства базируется на потенциале мощности специфической работоспособности спортсмена и осуществимости использования инноваций в системе спортивной подготовки. На рис.2 представлены основные составляющие инновационного процесса подготовки спортсменов высокого класса.
Инновационные подходы в спортивной
Интерактивность ■ Интермодальность
Обьединение современных знаний системы подготовки высококвалийици рованных спортсменов в единую систему
взаимного информасионного обмена
Использование современных технических средств в системе подгатовки высококвалфици-рованных спотсменов предусматриваюших обратную связь
Межпредметные взаимодействия и межпредметные коммуникации всех видов и уровней модельных характеристик подгатовки высококвалифици рованных спортсменов
Рис.1. Оптимизация учебно-тренировочного процесса с использованием инновационных этапов системы подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Рис.2 Трехкомпонентный инновационный подход в спортивной подготовке спортсменов
Вопросы построения спортивной тренировки являются предметом интереса целых научных коллективов и ученых различного научного профиля, а также опытных педагогов-тренеров. Конкретно применительно к спорту это означает взаимосвязь теории с практикой путем объединения трех компонентов: интеграция, интерактивность и интермодальность (рис.2). Плодотворность системы многолетней подготовки зависит непосредственно от взаимосвязи современных знаний системы подготовки с использованием современных технических средств с обязательной системой мониторинга для обратной связи и ориентирования на модельные характеристики высококвалифицированных спортсменов. От этих факторов зависит подбор эффективных средств подготовки и распределение их в рамках того или иного этапа (периода, цикла), чтобы достичь требуемого спортивного результата при минимизированном до возможного предела количестве тренировочной работы. Таким образом, объем и интенсивность нагрузки
о сч о сч
со та •с.
О
с^
(Л
оно -тренировочном
№7-2020 е-шай: [email protected] 27
Спорт машFулотлари: техника, тактика, усулият
о CN 0 01 • го ra ■e о CO С го u. 2 8 Техника, тактика и методика спортивной тренировки здесь уже выступает в качестве главного критерия индивидуальных темпов биологического созревания оптимизации тренировочного процесса. в общей системе спортивной подготовки. Ведущая Уже долгое время злободневной проблемой со- позиция будет направлена на получение необходимо-временной системы подготовки спортсменов в ны- го минимума информации так называемой «обратной нешних условиях является проблема эффективности связи» о состоянии спортсмена, так как немыслимо регулятивного управления такой сложноструктурной говорить об управлении тренировочным процессом алгоритмической системой в связи с отсутствием без её учета. Поэтому базовое внимание должно быть разработки единой системы классификации мони- уделено именно данному фактору в общей системе торинга. Таким образом, организация мониторинга управления. в сфере физической культуры и спорта обусловлена В настоящее время динамические исследования решением рядом следующих проблемных факторов: современного спорта включают пять существуют • Определение показателей мониторинга; видов контролирования признаков и параметров • Выборка участников мониторинга; состояний спортсменов: текущий контроль, опера- • Периодичность сбора информации мониторин- тивный контроль, этапные комплексные обследо-говых данных; вания, углубленные комплексные обследования и • Определение процедуры оценки выбранных обследования соревновательной деятельности. Для показателей; организации и проведения мониторинга необходимо • Накопление количественных данных и их об- определить объективные критерии по каждому из работка; перечисленных видов контроля принимая во вни- • Разработка и апробирование модели на основе мание различные типы состояния занимающихся. собранного материала мониторинга; Каждый вид контроля осуществляется с помощью • Принятие управленческих решений с учетом всевозможных тестов и нормативных показателей, полученных данных; что подтверждается фактами, свидетельствующими • Выработка и установление должных норм по о неодинаковой информативности идентичных тестов различным видам подготовки: ОФП, СФП, ТТП, при их различном контролировании. СД и др. Обобщая вышеизложенный материал необ- Важно подчеркнуть, что одной из фундамен- ходимо сделать следующие выводы: намеченные тальных задач системы многолетней подготовки описанные выше тенденции к стремлению объек-спортсменов в ходе учебно-тренировочного процесса тивно оценить воздействие физической нагрузки на и соревновательной деятельности является комплекс- организм спортсмена привели к разработке факторов ный контроль, включающий измерения и оценку оптимизации учебно-тренировочного процесса с различных показателей в микро, мезо и макроциклах использованием инновационных этапов системы под-тренировки с целью определения многогранного готовки высококвалифицированных спортсменов на уровня подготовленности спортсмена на каждом основе трехкомпонентного инновационного подхода его этапе охватывающий педагогические, психоло- в спортивной подготовке спортсменов. Невзирая на гические, медико-биологические, физиологические, значительный задел ученых по теоретическим нара-социологические и др. направления обследования. боткам по сей день не создана единая система класси-Таким образом, с целью объективизации управления фикации мониторинга в сфере физической культуры состоянием спортсмена просто жизненно необходимо в целом и спортивного в частности. Следственно, применение различных приборов, измерительных перспективы грядущих исследований мы связываем устройств, датчиков и др. систем, регистрирующих разработкой технологии проведения мониторинга в и анализирующих информацию о работающем сфере физической культуры и спорта. спортсмене в минимально короткие временные литература-интервалы с обязательной обратной связью чтобы 1. Керимов Ф.А. Педагогический контроль в системе подготовки внести необходимые коррективы в намеченный высококвалифицированных спортсменов. "Олий спорт ютукларини план учебно-тренировочного процесса [41 Равно как ривожлантиришнинг долзарб муаммолари" Халкаро илмий-амалий - анжумани туплами - Toshkent: ILMIY-TEXNIKA AXBOROTI - PRESS необходимо отметить об учете возрастных законо- nashriyoti, 2019. - 577-583 с. мерностей развития организма в целом и отдельных 2. Новиков А.А Научн°-мет°дические пр°блемы развития , , спорта (на примере спортивной борьбы). Жисмоний тарбия ва функЦионаЛЬн^1Х систем И, прежде всего таких фаКГ°- спорт муаммолари // Халкаро илмий-амалий анжумани. - Карши: ров, как гетерохронность и сенситивность периодов 2019. - С. 8-14. 3. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в рЭЗгата^ степень изменчивости и консервативности олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584 с. качеств и свойств в процессе естественного роста и 4. Goncharova O.V. Methodology improvement speed-strength for young athletes. International Academy Journal Web of Scholar 7(37), July под влиянием направленной тренир0вки, значение 2019 ISSN 2518-167X DOI: https://doi.org/10.31435/rsglobal_wos.
e-mail: [email protected] №7-2020