Педагогические н ну ки
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю. В. Быков, М. Е. Колесникова, В. И. Пржиленский
ORGANIZATION AND HOLDING OF INTERNET-OLYMPIADS AS MEANS OF INCREASING EFFECTIVENESS OF POST-HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION QUALITY
Bykov J. V., Kolesnikova M. E.,
Przhilenskiy V. I.
The problems concerning organization-methodological maintenance and technical aspects of Internet-Olympiads holding by the example of the All-Russia Olympiad for postgraduate students in the discipline "History and Philosophy of Science" are considered in the article.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организационно-методическим обеспечением и техническими аспектами проведения Интернет-олимпиад на примере Всероссийской олимпиады аспирантов по дисциплине «История и философия науки».
Ключевые слова: олимпиада, послевузовское образование, Интернет, организация, история и философия науки.
УДК 378.048.2
В последнее время при проведении научных, научно-технических, научно-практических мероприятий (в т. ч. конференций, форумов, конкурсов и олимпиад) все большую популярность приобретают заочные формы с использованием информационно-коммуникационных технологий. К достоинствам подобных организационных форм относят меньшие расходы как со стороны участников, так и со стороны организаторов, меньшие сроки подготовки мероприятия, отсутствие необходимости личного присутствия и, как следствие, гораздо более широкий охват целевой аудитории.
Проведение Интернет-конференций позволяет оперативно опубликовать свою работу, довести ее до сведения широких научных кругов, найти новых коллег, единомышленников и потенциальных партнеров, получить представление о состоянии изучаемого вопроса (5). Поэтому основную роль конференций можно назвать информационной. Для решения же задачи привлечения молодых людей в научно-исследовательскую деятельность более подходящей формой мероприятия является олимпиада.
В России уже накоплен значительный опыт проведения Интернет-олимпиад (в основном школьных и студенческих). Однако после окончания вуза довольно значительное число выпускников продолжают обучение в аспирантуре, а для аспирантов олимпиад практически нет.
Специалист высшего уровня образования, к которому относится послевузовское, должен обладать достаточной широтой мышления и кругозора. Для повышения методологической и мировоззренческой подготовки соискателя, а также для подготовки его к усвоению программы по специальной дисциплине в перечень кандидатских экзаменов был включен экзамен по дисциплине «История и философия науки» (8). Таким образом, аспиранты и соискатели помимо подготовки по специальной дисциплине, направленной на повышение квалификации и познаний в избранной области научного исследования, и изучения иностранного языка как средства, открывающего доступ к оригинальным научным публикациям и возможности обмениваться знаниями и опытом с зарубежными коллегами теперь сдают и мировоззренческий экзамен по истории и философии науки.
Необходимость изучения курса философии в аспирантуре состояла в том, чтобы аспирант научился тому, что должен знать и уметь исследователь-профессионал: анализировать, обобщать, формулировать выводы, находить основную идею, отыскивать аргументы «за» и разбирать аргументы «против». Формирование научного мировоззрения, повышение эрудиции и выполнение других просветительских функций философии возлагается, главным образом, на вузовский курс, тогда как в рамках аспирантской дисциплины предполагалось превратить данный предмет в средство углубления профессиональных качеств обучаемого. По мере того как отечественная философия эволюционировала от рационалистического и сциентистского диамата к плюрализму мнений и концепций, среди которых можно встретить и радикально антисциентистские доктрины, ее курс весьма своевременно заменили курсом истории и философии науки. Надо отметить, что это соответствует и общемировым тенденциям, ибо во второй половине ХХ века за рубежом философия науки заняла место эпистемологии и методологии.
Не менее важным является вопрос о соотношении истории науки и философии науки. История на определенном этапе пе-
рерастает в некое историческое сознание и самосознание. Историческое самосознание науки позволило перевести ее осмысление в рефлективный план, использовать специальные герменевтические методики для понимания смысла происходящего в научной жизни.
Крайне важной и удачной является идея встречи философии науки и истории науки в процессе работы над рефератом по истории избранной отрасли знания. Как показала практика, для аспирантов и соискателей наиболее трудным является поиск «формулировки» основной идеи статьи или монографии, а также представления аргументов участников научной полемики. Между тем именно овладение навыками аргументации является одной из основных целей изучения философии в высшей школе европейских и североамериканских стран. Нельзя сводить методологию науки к диалектике, ибо она учит гибкости мышления, но без серьезного знакомства с теорией аргументации и солидной практики ее применения наделять свойством гибкости становится нечего. А в послевузовском курсе философии науки инструментальный аспект и вовсе должен стать приоритетным. Необходимо обратить внимание аспиранта на то, как строится аргументация в работах его предметной области, для того чтобы его собственной диссертационное исследование также обладало необходимыми качествами. Необходимый материал для этого и должна дать история науки.
Поэтому в целях стимулирования научной работы аспирантов, развития творческой инициативы молодых исследователей и вовлечения молодых людей в научно-исследовательскую деятельность было принято решение Управления организации и государственного контроля в сфере аттестации научных и научно-педагогических работников Рособрнадзора и Управления научных исследований и инновационных программ Рособразования провести на базе Ставропольского государственного университета Всероссийскую Интернет-олимпиаду аспирантов по дисциплине «История и философия науки».
Интернет-олимпиада проводилась на базе Центра мониторинга послевузовского профессионального образования университета, созданного в 2005 году в рамках научной отраслевой программы «Развитие информационных ресурсов и технологий. Индустрия образования». Создание центра и соответствующего программно-аппаратного комплекса расширило возможности контроля качества подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, позволило осуществлять персональный контроль работы аспирантов, соискателей, докторантов и их научных руководителей и консультантов. Была обеспечена возможность осуществлять постоянный мониторинг послевузовского профессионального образования: получать данные по приему и выпуску аспирантов и докторантов по научным специальностям и отраслям науки, по форме обучения; контролировать прохождение промежуточной и итоговой аттестаций аспирантов; оценивать уровень научного руководства; отбирать работы по наиболее значимым теоретическим и практическим результатам (6).
В 2006 году программный комплекс был дополнен порталом дистанционного образования для дистанционной подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (http://cmpo.stavsu.ru/webpdo). За это время в полной мере проявилась положительная динамика использования дистанционных технологий в послевузовском профессиональном образовании: количество аспирантов, прошедших дистанционный курс подготовки, составило более 200 человек, из которых все в итоге сдали кандидатский экзамен на 4 и 5. Имеющиеся наработки в области предоставления услуг дистанционного обучения в итоге послужили хорошей базой для организации и проведения Интернет-олимпиады.
При выборе реализационного решения разработчиками были проанализированы возможные формы организации защищенной интерактивной среды олимпиады. Наиболее простым решением с технической точки зрения является проведение олимпиа-
ды как обычной интернет-конференции с отправкой заданий и приемом ответов по электронной почте (4), однако такая форма обладает рядом существенных недостатков, выражающихся в сложности обеспечения четкого соблюдения регламента проведения олимпиады, координации работы членов предметных жюри и огромного объема ответственной работы, выполняемой вручную для всех организационных мероприятий. В условиях неопределенного количества возможных участников невозможно было реально оценить, в какие сроки гарантированно будут выполнены организационные мероприятия всех этапов, поскольку время, затрачиваемое на ручную обработку информации, существенно зависит от количества участников. Между тем сроки проведения всех этапов должны были быть указаны в Положении об олимпиаде, т. е. определены до ее начала.
Проведение Интернет-олимпиады аспирантов сопряжено с целым рядом факторов, важнейшим из которых является обеспечение возможности параллельного проведения профильных научных исследований, важнейшей составляющей подготовки диссертационного исследования, и участия в самой олимпиаде. Определенные ограничения на режим проведения накладывает и сам предмет олимпиады, поскольку выполнение даже короткой работы по истории и философии науки требует значительных временных затрат, проведения литературного анализа в предметной области, обдумывания концепции ответа и собственно его подготовки.
С учетом вышеизложенного инновационным решением в организации Интернет-олимпиады стал сценарий ее проведения. Он предусматривал взаимодействие участников и жюри в интерактивной защищенной среде специально созданного сайта http://olimp.stavsu.ru разработанной на основе существующего портала дистанционного образования, обеспечивающей выполнение всех необходимых требований и ограничений, а также возможность максимального охвата целевой аудитории и обеспечения социопсихологической свободы участников. При этом Интернет-олимпиада, по сути,
представляла собой оригинальный процесс дистанционного обучения пользователей по определенному курсу.
Для проведения Всероссийской олимпиады устроителям в первую очередь необходимо было обеспечить решение следующих организационных задач.
Первой организационной задачей стало создание банка заданий и планирование структуры Интернет-олимпиады. Уже на этапе становления новой дисциплины «История и философия науки» совместными усилиями коллектива профильной кафедры (истории и философии науки), управления аспирантуры и докторантуры и Центра мониторинга послевузовского профессионального образования университета были разработаны учебно-методическое и информационное обеспечение программ дистанционного обучения, ориентированных на подготовку аспирантов и соискателей, не имеющих возможности прослушать аудиторный лекционный курс (5). Данное обеспечение дистанционного курса обучения и было положено в основу составления банка заданий для проведения Интернет-олимпиады.
Поскольку по приблизительным оценкам количество участников прогнозировалось на уровне от 500 до 1000 участников, то не менее важным являлся вопрос процедуры определения победителей. Для повышения объективности оценки участников было решено провести интернет-олимпиаду в три этапа. Проведение олимпиад в несколько этапов является естественным, например, для традиционных олимпиад школьников, где выделяют школьные, городские, краевые, районные и всероссийский этапы. Для Интернет-олимпиад разделение на этапы по территориальному признаку не является необходимым, так как с организационной точки зрения местоположение конкретного участника не имеет существенного значения. Поэтому для Интернет-олимпиады аспирантов в качестве основания деления на этапы использовались уровни сложности и объем -ность заданий.
На первом этапе участникам предлагалось ответить на 30 вопросов в рамках программы курса «Философия науки». Во-
просы предполагали достаточно краткий ответ, охватывали различные части курса и были направлены в основном на выяснение наличия знаний у аспирантов по курсу в целом. Согласно положению Интернет-олимпиады из участников, приславших ответы первого этапа, на второй этап проходили 30 человек. На втором этапе участникам предлагались уже вопросы, требующие умения размышлять и аргументированно излагать свою точку зрения. Участники должны были привести примеры, иллюстрирующие закономерности развития науки в избранной области знания, а также изучить и прокомментировать фрагмент хрестоматийного текста по философии науки. Среди полученных ответов выбирались 10 лучших, и эти участники переходили на третий этап. Третий этап представлял собой конкурс творческих эссе, написанных по материалам рефератов по истории науки в рамках подготовки к кандидатскому экзамену по истории и философии науки. Таким образом, участникам была предоставлена полная свобода в выборе тематики, способа изложения собственных мыслей и широты охвата рассматриваемых вопросов. Небольшими ограничениями третьего этапа стали соответствие избранной темы той отрасли науки, которой принадлежит научная специальность участника, а также соответствие объема присланной работы стандартному объему эссе (7-10 страниц).
Следующая организационная задача -это разработка Положения об Интернет-олимпиаде, в котором должна отражаться политика проведения мероприятия с описанием протоколов выполнения всех основных процедур, выполняющихся на каждом этапе проведения олимпиады. Разработка Положения является обязательным для обеспечения проведения любой олимпиады.
Структура Положения включала в себя следующие основные разделы:
1) общие положения, определяющие статус данного мероприятия, цели Интернет-олимпиады;
2) регламентированные сроки регистрации участников и проведения всех этапов;
3) участники Интернет-олимпиады, требования к участникам и их обязанности;
4) критерии оценки ответов участников на каждом этапе, общие критерии оценивания;
5) функции оргкомитета, программного комитета и предметных жюри;
6) награждение участников.
Третья задача - это информационная
поддержка олимпиады. Наиболее очевидным решением стало создание специализированного сайта для проведения Интернет-олимпиады, содержащего всю необходимую информацию о ее проведении и условиях участия (http://olimp.stavsu.ru), а также иные данные, относящиеся к ней.
В целях привлечения большего числа участников в вузы было разослано информационное письмо Рособразования, котором предлагалось проинформировать аспирантов о возможности участия в олимпиаде, и давалась ссылка на сайт олимпиады как источник более подробной информации.
Задачи, связанные с регистрацией участников, распространением заданий на всех этапах, получением ответов и публикацией результатов практически полностью были перенесены из категории организационных в разряд технических благодаря использованию защищенной веб-ориентированной информационной системы, развернутой на сайте олимпиады (3, 7).
Четвертая задача - организация оформления и рассылки дипломов участникам и победителям олимпиады. Всего на сайте Интернет-олимпиады было зарегистрировано 744 участника, из которых 360 приняли активное участие, т. е. хотя бы частично ответили на вопросы первого этапа. Хранение всей информации об участниках в единой базе данных позволило с наименьшими временными затратами сформировать списки участников первого, второго этапов и победителей. Наиболее трудоемким оказался этап подготовки сопроводительных писем, адресованных ректорам вузов и организаций, которые представляли участники. Почтовые адреса и прочая контактная информация выбиралась из справочной системы «Вузы России-2007» и дополнительно
проверялась на актуальность с использованием общедоступной информации в сети Интернет. После того как список был сформирован, подготовка рассылки представляла уже чисто техническую задачу, легко решаемую с помощью стандартных средств пакета Microsoft Office.
Среда дистанционного образования, используемая для проведения олимпиады, реализована в виде общедоступного вебсайта, использующего авторизацию пользователей на уровне веб-приложения. В качестве языка программирования для разработки веб-приложений сайта использован язык PHP, как сочетающий наибольшую гибкость и эффективность. В качестве информационного хранилища всех данных и метаданных используется единая база данных под управлением СУБД MySQL.
При разработке среды дистанционного образования широко использовался объектно-ориентированный подход. Так, весь процесс обучения представлен как процесс создания и взаимодействия набора объектов различных классов, таких как пользователи, веб-страницы, курсы, учебные и справочные материалы (1). Кроме того, для обеспечения непрерывного процесса разработки и модернизации среды использовалась оригинальная реализация аспектно-ориентированного подхода для языка программирования PHP (2).
Для организации олимпиады был проведен комплекс работ по модернизации существующей среды дистанционного образования, существенно расширивший ее возможности. Например, была полностью переработана регистрационная форма, поскольку для нужд олимпиады требовалось внести больший объем данных о каждом участнике, модернизирована система приема и проверки ответов, добавлен более мощный инструментарий управления рассылкой сообщений различным категориям участников.
Использование готовой информационной структуры позволило существенно упростить учет всех участников, а также составление различных статистических отчетов в течение всего периода проведения Интернет-олимпиады.
Регистрация участников являлась обязательным этапом, на котором каждый участник вносил информацию о себе в базу данных через веб-интерфейс посредством интерактивной формы. Благодаря использованию технологии AJAX еще до окончания заполнения всех данных контролировалась правильность введенной информации (существует ли уже пользователь с таким именем, соответствует ли адрес электронной почты стандартному формату и т. д.), реализована возможность добавления участниками своего города и вуза в списки выбора на форме регистрации.
Основными требованиями, предъявляемыми к системе распространения заданий Интернет-олимпиады, являлись оперативность и точность распределения, обеспечивающие гарантированную доставку заданий в строго отведенное время, определяемое для каждого этапа и только ограниченной группе участников, допущенных к выполнению заданий данного этапа. Для решения первой задачи (оперативности) использовалось специализированное веб-приложение, доступное только зарегистрированным участникам олимпиады, реализующее функцию контроля и представления доступа только к заданиям текущего этапа олимпиады. Для решения второй задачи (точности) помимо перечисленных параметров контролировалась информация о результатах, полученных данным участником на предыдущем этапе и в случае вхождения в группу допущенных к текущему этапу, участнику обеспечивался доступ к веб-приложению, непосредственно реализующему функции показа вопросов и приема ответов. Это приложение представляло собой интерактивную форму, которая открывалась в отдельном модальном окне и позволяла перемещаться по списку вопросов, вносить ответы на каждый вопрос в произвольном порядке в течение всего отведенного на этап времени. Если участник не сразу вносил готовые ответы, то при повторном открытии данной формы с сервера загружались ранее введенные ответы текущего пользователя. После завершения ответа на вопросы участник подтверждал, что внесение ответов завершено, и они
готовы к проверке. То же самое происходило и в случае окончания срока текущего этапа. При этом участник уже не мог редактировать свои ответы, но имел возможность их просматривать, а члены предметных жюри получали возможность оценивать ответы.
Аналогично участникам члены предметных жюри использовали похожее веб-приложение для просмотра ответов участников, их проверки и выставления оценок. Использование единой базы данных позволяло работать параллельно и проверяющим и участникам, т. е. как только за определенный вопрос оценка была выставлена, участник со своей стороны сразу видел ее вклад в суммарный балл за текущий этап. При этом, поскольку ответ находился в состоянии «Идет проверка», то тем самым участник был проинформирован о том, что данная оценка не является окончательной.
Таким образом, задания Интернет-олимпиады были внесены на сайт дистанционного обучения как курс, состоящий из трех разделов или этапов. Для получения допуска к следующему этапу, необходимо было получить «зачет» по предыдущим этапам. На второй этап проходили только 30 участников, набравших максимальное количество баллов за ответ, а на третий - 10 наиболее сильных участников второго этапа. Использование готового механизма выставления зачета по ответу позволило естественным образом организовать выделение победителей каждого этапа и автоматическое предоставление доступа к заданиям следующего этапа только победителям предыдущего, рассылку информационных сообщений по выделенным группам участников (всем участникам, победителям первого, второго этапов).
Список событий, о которых должны были рассылаться информационные сообщения, был составлен заранее, в соответствии с планом проведения олимпиады, Также были подготовлены и шаблоны писем. Но, как показала практика, даже в этом случае может возникнуть необходимость оповестить участников о чем-либо еще помимо имеющихся событий. Так, во время первого этапа из-за аварии в городских электриче-
ских сетях сайт олимпиады был недоступен в течение почти суток. Оргкомитетом было принято решение продлить срок первого этапа еще на один день, и в дополнение к объявлению на сайте всем участникам были разосланы электронные письма с этой информацией. Для проведения олимпиады был разработан инструментарий, позволяющий управлять рассылкой. Автоматизация данного круга задач позволила существенно упростить процесс информационного и технического сопровождения олимпиады.
Таким образом, основываясь на опыте проведения первой Всероссийской олимпиады аспирантов по дисциплине «История и философия науки» можно отметить следующее. Олимпиада оказалась востребована в среде аспирантов - такой вывод можно сделать из анализа общения с участниками на сайте и по электронной почте, статистики посещаемости сайта олимпиады и уровня ответов участников.
Чтобы курс истории и философии науки действительно стал полезным элементом послевузовского обучения, необходимо, как и для любой области знания, привлечь к его реализации квалифицированные кадры, создать условия для профессионального общения между исследователями и преподавателями, найти средства для подготовки специалистов, обеспечить контроль за качеством обучения и т. п. Проведение Всероссийской олимпиады среди аспирантов и соискателей можно смело отнести к одним из таких средств.
Использование среды дистанционного обучения для развертывания сайта Интернет-олимпиады позволило существенно упростить ее организационное сопровождение. Реализующий оригинальную концепцию проведения конкурсного проекта комплекс технических решений прошел развернутую апробацию в условиях широкомасштабного мероприятия и может быть полностью или в виде частных решений использован в аналогичных проектах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акиншина Г. В. Разработка методики проектирования защищенной веб-ориентиро-
ванной информационной системы на примере системы дистанционного образования // Инфокоммуникационные технологии. -2008 - Т.6. -№2. - С. 119-121.
2. Быков Ю. В. Вариант реализации аспектно-ориентированного подхода при разработке веб-ориентированных информационных систем: материалы 3-го Международного форума-конкурса «Актуальные проблемы современной науки». - Самара: Изд-во Сам-ГТУ, 2008. - C. 177-180.
3. Быков Ю. В. Построение архитектуры защищенных веб-ориентированных информационных систем с использованием объектно-ориентированного подхода // Информационные технологии моделирования и управления - 2007. - Воронеж: ООО Изд-во «Научная книга», 2007. - Выпуск №4(38). -С. 454-457.
4. Гришина М. Н. Перспективы развития Интернет-конференций в системе российского образования (Электронный ресурс) / М. Н. Гришина; П. Ю. Дик; Д. Т. Рудакова // Материалы XXII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2005», -http://www. relarn. ru/conf/conf2005/section3/3_ 07.html (27.02.2009)
5. Информационное письмо Российской академии естествознания (Электронный ресурс) // Сайт Российской академии естествознания. -http://www. rae. ru/files/october08. doc (17.02.2009)
6. Ищенко В. М. Создание на базе Ставропольского государственного университета Регионального центра по мониторингу системы послевузовского образования «Аспирантура (докторантура) - диссертационный совет» (тезисы) / В. М. Ищенко; В. В. Ко-пытов; М. Е. Колесникова // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 29.09-02.10.2004 г.). - РГИ-ОО. -М.:Рособразование, 2004. - 272 с.
7. Учебно-методические материалы портала дистанционного образования СГУ (Электронный ресурс) // Портал дистанционного образования СГУ (ограниченный доступ). -http://cmpo.stavsu.ru/webpdo (27.02.2009)
8. Шаповалов В. А. История и философия науки как учебная дисциплина в структуре послевузовской подготовки / В. А. Шаповалов;
B. И. Пржиленский // Вопросы истории естествознания и техники. - 2007. - № 4. -
C. 30-42.
Об авторах
Быков Юрий Валерьевич, Ставропольский государственный университет, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения Центра мониторинга послевузовского профессионального образования. Сфера научных интересов - теория и методика профессионального образования, информационные системы, математическое моделирование, защита информации. аПекоу^Ыаузи. ги
Колесникова Марина Евгеньевна, Ставропольский государственный университет, кандидат исторических наук, доцент, начальник
Управления аспирантуры и докторантуры. Сфера научных интересов - история науки, теория и методика профессионального образования. [email protected]
Пржиленский Владимир Игоревич, Ставропольский государственный университет, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой истории и философии науки. Сфера научных интересов - философия науки, онтология, методология науки, социальная философия, социология знания, история науки, теория модерна. [email protected]