Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова, О. Ю. Хацринова, В. Г. Иванов
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ключевые слова: организация, компетенция, дидактическая игра, имитация, модель,
номенклатура.
Рассмотрена сущность дидактических игр как одной из форм активизации обучения и интеллектуального развития студентов; психологопедагогические и методические принципы организации и проведения дидактических игр.
The essence of didactic games is examined as one of the activating forms of education and intellectual development of students; psychological pedagogical and methodical principles of organization and performing of didactical games.
В сфере образования сегодня происходит процесс модернизации. В связи с переходом человечества в новую постиндустриальную эпоху своего существования, в течение нескольких следующих столетий инженерное образование, очевидно, изменится больше, чем за все триста с лишним лет, прошедших с момента возникновения.
Ежегодно обновляется значительная часть профессиональных знаний, которыми должны овладеть инженеры, учителя, врачи и другие специалисты. Поэтому современное образование должно быть ориентировано на формирование профессиональных компетенций, а также готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе. Для разделения общего и частного в часто используемых в педагогической литературе понятиях компетенция и компетентность, дадим их определения. Так, по мнению А.В. Хуторского, «компетенция это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [1].
Как показывает вузовский опыт, традиционные формы обучения как лекции, лабораторные и семинарские занятия в значительной степени исчерпали себя. По мнению П.И. Пидкасистого, « период полураспада компетентности специалистов (своеобразная единица устаревания знаний специалистов) для инженера, сокращается в каждом десятилетии» [2]. Кроме того, эта компетентность, обусловлена новыми требованиями рыночной экономики: необходимость проявлять предприимчивость, инициативу, конкурентоспособность; умение гибко реагировать на конъюнктуру рынка, быстро выдвигать всевозможные решения и выбирать из них самое рациональное.
Для формирования этих качеств личности специалиста необходимо использовать методы и формы активного обучения. Одной из таковых является игровая технология. В настоящее время накоплен большой опыт создания и применения игр в учебном процессе. Сущность дидактической игры состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в реальные результаты.
В игре развивается продуктивное творческое поисковое мышление студентов, но не вообще, а применительно к выполнению будущих должностных обязанностей и функций.
В ходе игры имеется возможность отменить решение, которое оказалось неудачным, вернуться назад и принять другое, для того чтобы определить его преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. При этом одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз, для того чтобы дать возможность студентам побывать в разных ролях и предложить для них свои решения. Возможности применения игр рассматриваются нами для подготовки специалистов легкой промышленности.
Учебные дидактические игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры у обучающихся вырабатываются не только общеучебные, но и профессиональные умения и навыки:
- сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений в легкой промышленности;
- принятие решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценка эффективности принимаемых решений, необходимых для создания новых моделей одежды;
- анализ определенного вида творческих (дизайнерских, конструкторских, технологических, экономических и др.) задач;
- установление связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности, а именно дизайнерским эскизом, конструкцией модели, технологией ее изготовления и способами продаж;
- работы в коллективе, выработке коллегиальных решений с использованием приемов группового решения;
- абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений.
С позиции системного анализа игра является открытой системой. В которой деятельность участников основана на информации, поступающей по линии обратной связи с постоянным диагностированием реакций партнеров. Игра может быть рассмотрена и как саморегулируемая система. Она вырабатывает основу свободных, творческих отношений равноинформированных партнеров.
Для более четкого определения рассмотрим понятия игра, модель и имитация более подробно.
В отечественной психологии и педагогике «игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [3].
Понятие модель трактуется в отечественной литературе, как «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы - оригинала» [3]. Модель - это всегда замещение реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.
Что касается термина имитация, то в педагогической литературе его часто используют как эквивалент слов модель, моделирование. Однако имитация - это «есть не что иное, как машинная реализация полностью формализованной модели»[4].
Процесс имитации реально включается в наше поведение в повседневной жизни, а отсюда становится интересным использование его для дальнейшего развития метода моделирования.
В современной литературе разными авторами приводится большое множество классификаций типов и видов игр. В основном они носят поверхностный, эмпирический характер, и как таковые мало, что могут дать для теории игрового обучения.
На наш взгляд важной является позиция следующих авторов С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнникова, С.М. Тюнниковой. В вопросе классификации учебных игр основным для них является критерий содержания. Содержательные признаки, включаемые в классификацию учебных игр, являются одновременно формальными определениями содержания понятия об игровом обучении. Цель анализа эмпирического материала заключается в составлении перечня определений, используемых при формальном описании учебных игр (номенклатура игр). Для удобства пользования номенклатура разбита на три группы с тематическими заголовками. Группировка проводилась по типологическому принципу так, чтобы определения, входящие в одну группу, нельзя было бы подвести под рубрику другой (рис.1) [5].
Учебные игры
1 г
Дидактич< (академические, обучаюп питательные и еские игры ще, образовательные, вос-педагогические)
Мотивация
- развлекательные игры
- азартные игры
-актерские игры
-индивидуальные игры (игры с природой)_______________
- коллективные (командные) игры
- соревновательные (игры-состязания)
- результативные игры
Рис. 1 - Схема номенклатуры учебных игр
Механизмы
- имитационные игры
- проблемные (эвристические) игры
- сюжетные игры (драма, инсценировки)
- ситуационные игры________________
- творческие игры (манипуляционные, строительные)
- настольные игры
- языковые игры
- абстрактные игры
Процесс
-ролевые (организационные и функциональные) игры
- военные игры
- деловые игры
(управленческие, операционные, экономические)_________
- производственные (технологические, технические) игры
- спортивные игры (игры с правилами)
- формальные игры
Как любой другой метод, игра в обучении полифункциональна и может быть использована для формирования и развития разных психологических свойств и качеств личности. Так, среди функций игрового обучения можно выделить инструментальную - формирование умений и навыков; гностическую - формирование знаний и мышления; социальнопсихологическую - формирование коммуникативных качеств студента. Наряду с названными в игровом обучении чаще всего реализуются диагностическая, мотивационная, моделирующая, организационная и креативная функции, а также функции контроля и коррекции.
Игра как метод обучения отличается не только активностью участников, но и большим, по сравнению с традиционными методами, интеллектуальным и психическим напряжением студентов. Преподаватели разрабатывая, планируя и проводя игровые занятия, должны ясно представлять себе и учитывать их психофизиологические особенности.
Для преподавателя дидактические игры являются довольно трудоемким видом учебных занятий. Подготовка к проведению требует как глубокого понимания процесса обучения в новых условиях, так и больших временных затрат педагога. Однако если взвесить все преимущества игр, то окажется, что выгода от их применения значительно перекрывает затраты на их разработку. Разумеется, целесообразность разработки игры необходимо ставить в соответствии с объемом дисциплины, целями и задачами, решаемыми при ее изучении, вкладом в профессиональную подготовку студентов.
В подготовке дидактической игры можно выделить следующие операции [6]:
- выбор темы и диагностика исходной операции;
- формирование целей и задач;
- определение структуры;
- диагностика игровых качеств дидактической игры;
- диагностика объективных обстоятельств.
Д.В. Чернилевский [6] и Н.В. Борисова [7] считают, что важными параметрами структуры дидактической игры являются ее конструктивные свойства, отражающие функциональное единство целей, структуры и содержания игры (рис.2).
Компонентами игровой модели являются сценарий, правила, цель, роли, функции игроков. Игровая модель (рис.2) имеет игровые цели - дидактические (обучающие) и воспитывающие.
Стержнем игровой модели является сценарий. Одним из основных элементов сценария является предмет игры. Он отражает предмет той деятельности, которую участники игры реализуют в рамках осваиваемой профессии.
Следующим элементом игровой модели является комплект ролей и функции игроков. Они адекватно отражают профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Для того чтобы игра носила организационный характер и протекала как управляемая форма учебной деятельности, она должна иметь определенные правила. Неотъемлемым структурным элементом игровой модели должна быть система оценивания.
Методическое обеспечение дидактической игры представляет собой ее текстовое и графическое оформление. На наш взгляд обязательными материалами в методическом обеспечении дидактических игр должны быть:
- исходная информация об игре (проспект игры), позволяющий участникам игры быстро составить представление о ее содержании и направленности;
- методические рекомендации к подготовке и проведению игры, как общие по всей игре, так и по отдельным ее этапам;
- набор различных форм бланковой и другой документации, необходимой для выполнения и фиксации участниками всех действий в игре и их оценке.
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ
Цель игры Сценарий игры
Конспект ролей и функций игроков Предмет игры
Правила игры Содержание противоречений или конфликта
Содержание сценария Графическая модель и последовательность ролевого взаимодействия участников игры
Методическое обеспечение игры
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Модель предмета профессиональной деятельности Модель процесса профессиональной деятельности
Объект имитации
Рис. 2 - Структурная схема дидактической игры
При практической реализации дидактических игр возможна адаптация выше описанных элементов игры, за исключением трех: объекта имитации, целей игры и содержания конфликтных ситуаций.
В литературе по дидактическим играм практически нет единства в вопросе и организации этапов дидактических игр, поэтому попытаемся сформулировать их с позиции имеющегося опыта.
Структура дидактической игры обычно предусматривают несколько стадий: подготовительный этап, вводная часть, собственно дидактическая игра, анализ результатов и подведение итогов игры (рис.3) [8].
Решение о включении игры в учебный план принимается на этапе разработки общего графика обучения по специальности. Перед этим выявляются и устанавливаются узловые точки в подготовки специалистов, в которые целесообразно ввести игровые методы обучения. Лучше размещать их в учебном плане так, чтобы каждое занятие требовало накопления знаний не по одной, а по нескольким смежным дисциплинам. Педагогическая практика ведущих вузов России показывает, что целесообразно планировать и проводить в каждом семестре 1-2 игры и не менее 2-3 игровых занятий типа имитационных упражнений, анализа конкретных ситуаций, разыгрывания профессиональных ролей.
Планировать время проведения игры следует после прочтения основного лекционного курса, а также необходимо согласовать время ее проведения с общим графиком работ, выполняемых в семестре.
Важно при проведении учебных игр их информационное обеспечение, которое включает: описание закладываемой в игровое занятие ситуации, регламент проведения и критерии оценки игры, нормативные и справочные документы.
Этап подготовки Разработка игры - разработка сценария - план дидактической игры - общее описание игры - подготовка материального обеспечения
Ввод в игру - постановка проблем, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей -формирование групп -консультации
Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником
Межгруппо-вая дискуссия - выступление групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов
Этап анализа и обобщения - вывод из игры - анализ, рефлекация - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации
Рис. 3 - Этапы организации дидактической игры
Существенную роль в увеличении эффективности игрового процесса играет заключительный этап игры. Обсуждение итогов игры целесообразнее проводить методом конференции, чтобы каждый имел возможность высказать свое мнение о занятии. Конференция заканчивается выступлением преподавателя и экспертов, которые не только подводят общий итог, но и дает оценку работе каждого участника.
Таким образом, нами был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме организации и использования дидактических игр в учебном процессе. Это позволило выявить наиболее общие педагогические и организационные моменты в реализации дидактических игр применительно к условиям технологического университета в рам-
ках подготовки специалистов легкой промышленности. Разработанные нами дидактические игры внедрены в учебный процесс подготовки данных специалистов.
Литература
1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002г. - Центр «Эйдос».www.eidos.m/news/compet.htm.e-mail/:[email protected].
2. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидка-систый. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
3. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
4. Прюдом, Р. Имитационные модели города/ Р. Прюдом, Ж. Брюнетьер, Г. Дюпю. - М.: Про-
гресс, 1979. -185 с.
5. Занько, С.Ф. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. В 2-х ч. Ч. 1 /
С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнников, С.М Тюнникова. - М., 1992. - 269 с.
6. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов/ Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.
7. Новые методы и средства обучения (Вып. 2(6)). Конструирование деловых игр и т.д./ под ред. Н.В.Борисовой. - М.: Знание, 1988. - С.54-78.
8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко //Народное образование. - 1998. - №3. - С.43.
© Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова - ст. преп. каф. конструирования одежды и обуви КГТУ; О. Ю. Хацринова - канд. техн. наук, доц. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ; В. Г. Иванов - д-р пед. наук, проф, зав. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ.